Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Матвеева М. А.
доцент кафедры экономики, учёта и финансов
Национального минерально-сырьевого университета «Горный»,
кандидат экономических наук


Совершенствование управления собственностью города на примере Москвы и Санкт-Петербурга

Управление городским хозяйством имеет все элементы управления крупными корпоративными структурами. Перспективной формой является холдинговое управление. Формирование холдинговых компаний на базе объектов собственности, имущественных прав и пакетов акций предприятий, деятельность которых лежит в одинаковых рыночных сегментах и которые имеют тесные производственные и хозяйственные связи, является основной формой управления в крупных межотраслевых корпорациях.
Холдинговая форма управления городской собственностью может существенно повысить управляемость отдельными отраслевыми сегментами промышленности города. При этом увеличивается гибкость управления и оперативность принятия решений в конкретных отраслях промышленности, повышается ориентация на новые рынки и технологии. Происходит резкое повышение суммарной капитализации за счет вывода акций холдингов на финансовые рынки [1].
Холдинг – группа компаний с однородными отраслевыми признаками, имеющая известную торговую марку и занимающая лидирующее положение на рынке, обладающая высокой краткосрочной и долгосрочной финансовой устойчивостью, управляемая по автономному типу.
При холдинговом управлении городские власти ставят перед управляющей холдинговой компанией следующие задачи:
– формирование эффективной вертикально интегрированной системы управления отдельными отраслевыми сегментами городского хозяйства;
– кооперация с крупными российскими и зарубежными производителями товаров и услуг с целью расширения качества и ассортимента товаров и услуг в регионе, выхода на региональные рынки, создания новой продукции;
– планомерное увеличение капитализации городского портфеля ценных бумаг за счет вывода акций холдинговых компаний на финансовый рынок.
Существенным аргументом в целесообразности формирования холдинговых управляющих компаний является тот факт, что подавляющее большинство предприятий с городской долей собственности не имеют перспектив вывода своих акций на финансовый рынок. Только крупные отраслевые компании и их конгломераты способны привлекать инвестиционные средства с организованного рынка ценных бумаг.
Холдинг – управляющая компания – создается в форме открытого акционерного общества с долей города в уставном капитале. Одной из основных функций холдинговой компании является реализация ее права как акционера на участие в управлении обществами для последовательного улучшения результатов суммарной финансовой деятельности обществ, входящих в холдинг, повышения доходности и рыночной стоимости (капитализации) имущества на основе эффективного менеджмента.
Уставный капитал холдинговой управляющей компании формируется за счет:
– внесения принадлежащих Санкт-Петербургу пакетов корпоративных акций;
– внесения имущества города (в том числе объектов недвижимости и имущественных прав).
Инвестиционные фонды – сравнительно новая форма кредитно-финансовых институтов, активно используемая в России в последние несколько десятилетий. Опыт развитых зарубежных финансовых рынков показал, что инвестиционный фонд является эффективным инструментом по реорганизации низколиквидных активов (акции мелких и средних компаний, муниципальные и корпоративные облигации) в ликвидные, привлечению средств в крупные инвестиционные проекты, повышению отдачи от вложений в доходную недвижимость.
Инвестиционные фонды являются перспективной формой управления пакетами акций Санкт-Петербурга, городской недвижимостью и способны наравне с другими кредитно-финансовыми институтами осуществлять финансирование экономики города. Развитие инвестиционных фондов тесно связано с динамикой и масштабностью рынка ценных бумаг – чем выше уровень развития рынка ценных бумаг, тем выше уровень развития фондов.
При создании инвестиционных фондов городские власти ставят следующие задачи:
– повышение ликвидности и доходности городского портфеля ценных бумаг;
– развитие профессиональных форм управления ценными бумагами: пакетами акций города, корпоративными облигациями предприятий города, муниципальными ценными бумагами;
– привлечение инвестиционных средств в отдельные капиталоемкие инвестиционные проекты;
– максимизация доходов от управления и реализации недвижимости [2].
Законодательство РФ предусматривает функционирование акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов. Субъект Федерации может выступать учредителем только акционерного общества открытого типа – создавать только акционерный инвестиционный фонд.
Акционерные инвестиционные фонды находятся в сфере действия корпоративного законодательства акционерных обществ. Отличительные особенности законодательства, регулирующего деятельность акционерных инвестиционных фондов, относятся к повышенным требованиям, предъявляемым к участникам инвестиционного процесса.
Управление средствами инвестиционного фонда осуществляется на профессиональной основе – специализированной управляющей компанией, имеющей государственную лицензию. Пакеты акций инвестиционного фонда хранятся в специализированном депозитарии.
Государственный орган, осуществляющий регулирование российского рынка ценных бумаг, предъявляет жесткие требования к отчетности инвестиционных фондов и управляющих их активами компаний.
Порядок создания и деятельность инвестиционных фондов с участием города регулируются законодательством и нормативными актами федеральных органов власти.
Управление собственностью Санкт-Петербурга на основе принципов децентрализации и профессионализма должно предусматривать систему контроля деятельности управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление пакетами акций, объектами недвижимости и активами инвестиционных фондов, контроля деятельности холдинговых компаний и представителей города – профессиональных корпоративных директоров [3].
При управлении долями города профессиональными организациями и физическими лицами возникают следующие основные риски:
– связанные с передачей имущества во владение, пользование и управление;
– случайной гибели, случайного повреждения, частичной или полной утраты стоимости имущества;
– неполучения (недополучения) выгоды от совершения сделок (риски упущенной выгоды);
– возникновения прямых и косвенных убытков;
– прочие риски.
Снижение указанных рисков можно обеспечить, используя следующие механизмы:
– осуществление прозрачности и открытости процедур управления собственностью города;
– гарантии предоставления финансового и имущественного обеспечения для возмещения причиненных вследствие ненадлежащего управления убытков;
– введение системы штрафных санкций при ненадлежащем управлении и невыполнении договорных обязательств;
– создание эффективной процедуры контроля деятельности управляющего и обеспечения его обязательств;
– обеспечение системы учета собственности города, проведение постоянного мониторинга стоимости предприятий с городскими долями, объектов недвижимости, городского фондового портфеля и недвижимого имущества в целом.
К гарантиям предоставления финансового и имущественного обеспечения для возмещения причиненных вследствие ненадлежащего управления долями города убытков относится:
– страхование финансовых рисков при доверительном управлении пакетами акций, объектами недвижимости и активами инвестиционных фондов;
– страхование объектов недвижимости и имущественных объектов предприятий города;
– страхование гражданской ответственности управляющей компании;
– страхование гражданской ответственности смежных и подрядных организаций;
– предоставление банковских, имущественных и других гарантий при кредитовании и других финансовых операциях.
Предпочтительным способом защиты интересов собственника, клиентов и управляющей компании является страхование. Страхование может использоваться при передаче в управление объектов городской собственности. Перечень возможных страховых случаев определяется собственником имущества и согласовывается с управляющей компанией.
Система контроля управления объектами собственности Санкт-Петербурга основывается на постоянном наблюдении за экономической обоснованностью действий управляющих.
В процессе экономического обоснования на выбранный период планирования прогнозируются доходы и расходы при управлении объектом. Решаются задачи финансирования, определяются денежные потоки и ставки дисконтирования, удовлетворяющие требованиям собственника. Особое внимание уделяется времени поступления и оттока денежных средств, выручке от продажи продукции, затратам на управление, капитальный ремонт и эксплуатацию объектов недвижимости. В ходе периодических экономических экспертиз необходимо:
– определять период планирования бюджета расходов и доходов от управления объектом собственности города;
– составлять перечень мероприятий по основным направлениям управления объектом в размере стратегии управления;
– прогнозировать размер доходов и расходов от управления объектом в соответствии со стратегией управления.
Итоговым результатом является периодический мониторинг бюджета доходов и расходов при управлении объектом городской собственности [4]. Бюджет – финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей управления. Таким образом, бюджет является квинтэссенцией всех прогнозируемых мероприятий по управлению, в нем отражаются стратегия и планы управления на запланированный период.
Назначение документов периодической отчетности (отчетов управляющего) – информирование учредителя управления об основных результатах деятельности управляющих в течение отчетного периода.
Форма и периодичность представления отчетности устанавливаются договором на управление и распорядительными документами уполномоченных органов Правительства города. Отчеты управляющих должны подтверждать выполнение планов управления и достижение целей учредителя управления.
Общие требования к содержанию отчетов управляющих:
– сводные финансовые показатели управления объектом (действительный валовой доход, операционные расходы, чистый операционный доход и т. д.);
– инвестиции в развитие объекта (работы по капитальному ремонту, приобретение оборудования и т. д.);
– размер вознаграждения субъекта управления за отчетный период (при необходимости расчет суммы вознаграждения оформляется приложением к отчету);
– перечень мероприятий по управлению объектом собственности города, осуществленных субъектом управления за отчетный период [5].
Конкретные включаемые в отчет показатели и прилагаемые к отчету документы зависят от особенностей договора на управление и формы управления.
Виды отчетности:
– ежеквартальный отчет для отражения операционных (текущих) результатов деятельности по управлению;
– годовой отчет, в котором отражаются тактические (промежуточные) результаты управления;
– отчет за весь период действия договора, в котором излагаются стратегические результаты и итоги управления объектом собственности города.
КУГИ (в лице ответственного подразделения) на основании представляемых отчетов оценивает выполнение планов управления объектом собственности города и контролирует достижение поставленных целей. Изменения содержания планов управления утверждаются учредителем управления путем оформления дополнительных соглашений к договору на управление.
Помимо отчетов управляющий представляет учредителю:
– копии договоров, заключенных в период управления объектом собственности города (договоры на оказание услуг, агентские договоры и т. д.);
– изменения в составе и сроках выполнения планов управления;
– аналитические материалы по параметрам спроса и предложения, ценовой ситуации на рынке продукции предприятия, на рынке товаров и услуг и т. д.;
– изменения в кадровом составе управляющей компании и на управляемом предприятии;
– документы, регулирующие деятельность управляющего и объекта управления.
Порядок осуществления контроля в Москве регулируется аналогичным Положением об организации контроля деятельности доверительных управляющих по управлению переданным им имуществом города Москвы.
Расширение системы контроля при управлении собственностью Санкт-Петербурга обусловливает развитие и совершенствование системы учета собственности предприятий с долями города и переданных в управление объектов, а также системы финансово-экономического анализа деятельности управляющих и городских предприятий [6].
К основным параметрам учета собственности предприятий городов Москвы и Санкт-Петербурга относятся:
– доли города в капитале обществ;
– доли крупных собственников – акционеров предприятий;
– основное имущество объектов управления и предприятий с долями города: объекты недвижимости, права на земельные участки, ценные бумаги, оборудование, интеллектуальная собственность.
К основным параметрам учета при финансово-экономическом анализе относятся:
– финансовая отчетность управляющих предприятий (баланс и его отчетные формы);
– объем и номенклатура выпускаемой продукции;
– структура основных затрат, структура кредиторской и дебиторской задолженности;
– основные параметры бизнес-планов и стратегии развития предприятий и объектов управления.
На основе данных по учету собственности, переданных в управление объектов городской собственности и учетных параметров при финансово-экономическом анализе, формируется интегрированная информационная система с учетом информации и баз данных имущества города [1, 5].
На основе системы учета собственности и финансово-экономического анализа деятельности предприятий осуществляется мониторинг стоимости переданных в управление объектов, предприятий с городскими долями и городского фондового портфеля в целом.


Литература
1. «Об утверждении Программы реструктуризации городского портфеля акций на 2007 год и основные принципы организации управления собственностью города Москвы с использованием инструментов финансового рынка». Приказ Департамента государственного имущества города Москвы на 2007 финансовый год от 26.01.2007 г. № 4-ги/07.
2. «Об утверждении Методических принципов формирования перечня пакетов акций, собственником которых является город Москва, подлежащих приватизации (продаже) в 2007 году». Приказ Департамента государственного имущества города Москва от 28. 01. 2007 г. № 5-ги/07.
3. Закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге». Принят ЗС Санкт-Петербурга 18.05.2005 г. (с изм., внесенными Решениями Санкт-Петербургского ГС от 16.10.2006 г. № 3-357/06, от 15.02.2007 г. № 3-53/07).
4. «Об утверждении Методических рекомендаций муниципальным образованиям о подготовке законов об утверждении перечня имущества, передаваемого от МО, владеющего имуществом, в муниципальную собственность МО, принимающего имущества, сдаче в аренду, концессию и доверительное управление». Приказ Комитета по управлению городским имуществом от 28.03.2006 г. № 26 (ред. от 16.08.2007 г.)
5. «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при учреждении доверительного управления находящимися в собственности Санкт-Петербурга акциями открытых акционерных обществ с продажей по результатам доверительного управления». Приказ Комитета по управлению городским имуществом от 16.08.2005 г. № 376-2/05 (ред. от 12.09.2006 г.).
6. Закон Санкт-Петербурга «О взаимодействии отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при передаче низколиквидных активов в доверительное управление инвестиционным фондам» Принят ЗС Санкт-Петербурга 18.09.2004 г. (с изм., внесенными ЗС Санкт-Петербурга от 14.12.2006 г. № 5-32/06).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия