Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (5), 2003
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВАХ АЗИИ
Баймагамбетов С. З.
главный инспектор Канцелярии
Премьер-Министра Республики Казахстан,
кандидат исторических наук


КАЗАХСТАН: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В условиях независимого развития Республика Казахстан в рамках курса радикальных реформ пережила и еще переживает процесс ломки сложившихся за предшествующую, советскую, эпоху основ идеологии, экономической, политической, социальной и духовной жизни.
Несмотря на сложности переходного периода в стране в целом удалось сохранить сеть культурно-образовательных институтов, медицинских учреждений, начать формирование негосударственных учреждений в этих сферах, не допустить стихийной приватизации памятников историко-культурного наследия, распыления музейных фондов, начать формирование внутреннего художественного рынка, заложить основы для совершенствования соответствующего законодательства.
Состояние системы социальной защиты населения характеризуется сбалансированностью обязательств государства, своевременностью выплат пенсий и пособий, успехами во внедрении системы адресной социальной помощи. Созданы пенсионная накопительная система, система выплаты пособий взамен натуральных льгот, автоматизированная система социальных выплат.
Наблюдается стабильная тенденция к снижению уровня безработицы и увеличению занятого населения. Разработаны основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие процесс трудоустройства и социальную защиту безработных. Сформирована система контроля за соблюдением трудового законодательства. Активно работает трехсторонняя комиссия по регулированию трудовых отношений.
В сфере здравоохранения создан институт семейных врачебных амбулаторий, восстанавливаются фельдшерско-акушерские пункты на селе. Успешно работает негосударственный рынок медицинских и фармацевтических услуг. В результате целенаправленной работы по вакцинации населения отмечается снижение уровня заболеваемости. 2002 год был объявлен Годом здоровья.
В области образования разработаны и действуют основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие систему образования, сформирована система финансирования средних учебных заведений, внедрены механизмы государственного заказа на подготовку кадров в высших учебных заведениях. Создана нормативная правовая база в сфере функционирования и развития языков. Определены квалификационные требования к организациям, занимающимся предоставлением образовательных услуг. В большинстве учреждений среднего общего образования осуществлена компьютеризация учебного процесса.
Умножаются положительные результаты, достигнутые в Год поддержки культуры, в сфере восстановления закрытых и открытия новых учреждений культуры, особенно в сельской местности.
В то же время анализ реформ в Казахстане показывает, что нередко вопросы реформирования решались и решаются без должного учета социальных последствий, без разработки мер, способных ускорить и сделать менее болезненной адаптацию населения к условиям переходного периода. Так, своевременные выплаты пенсий и социальных пособий были обеспечены только начиная с декабря 1999 года, а вопрос об индексации и увеличения их размеров остается нерешенным до сих пор. Несмотря на принятие республиканской и региональных программ по борьбе с бедностью и безработицей, полная их реализация еще только намечается. Далеко не в полном объеме удовлетворяются потребности в услугах медицинских и культурно-образовательных учреждений.
Учреждения культуры и искусства оказались в особенно трудном положении. Театры, музыкальные коллективы сократили объем своей деятельности. К минимуму сведены возможности библиотек и музеев в деле пополнения их фондов новыми изданиями и экспонатами. Учебные заведения культуры находятся на "голодном пайке". Под угрозой разрушения и полной утраты оказались многие памятники истории и культуры. Существует реальная опасность и определенной нравственной деградации значительной части населения.
В ходе рыночных преобразований в республике социально-культурное строительство лишь формально рассматривалось в качестве одного из ключевых элементов общей стратегии развития. У государственной экономической политики фактически не было необходимой социальной ориентации.
Дальнейшее развитие социально-культурной сферы в стране, разработка серьезной и прагматичной социально-культурной политики остаются важнейшей задачей государства.
В Программе действий Правительства на 2002-2004 годы данному вопросу поэтому уделяется особое внимание.
В области социальной защиты населения планируется продолжить работу по ежегодному повышению размеров пенсионных выплат, оказанию адресной социальной помощи, в первую очередь, нетрудоспособным гражданам. Трудоспособным гражданам из числа малообеспеченных будут предоставляться рабочие места, микрокредиты; они будут охватываться и общественными работами.
Намечена подготовка государственной программы по снижению бедности в Республике Казахстан (на 2003-2005 годы), предусматривающая комплексное решение проблем обеспечения занятости населения, доступности базового образования и услуг здравоохранения, повышения адресности социальной помощи и т.п.
В 2003 году предполагается внедрить систему обязательного социального страхования в случае утраты трудоспособности (за исключением временной утраты) или потери кормильца. Будет поощряться добровольное социальное страхование.
Трехуровневая система социальной защиты населения будет включать в себя минимальные государственные гарантии, схемы обязательного и добровольного страхования. Наряду с государственно гарантированной социальной защитой дополнительно будут развиваться формы оказания социальной помощи отдельным категориям населения.
Предусматриваются совершенствование финансовых инструментов на рынке медицинских услуг, расширение сферы медицинского обслуживания, особенно жителей села, активизация мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, развитие сети объектов первичной медико-санитарной помощи и диагностических центров, проведение медицинской паспортизации населения, развитие постоянной диспансеризации, внедрение нормативного метода распределения бюджетных средств для обеспечения гарантированного объема медицинских услуг и внедрения системы медицинского страхования.
Начинает внедряться система стандартов в организацию образования и образовательные программы всех уровней. Разрабатываются государственные стандарты дошкольного воспитания и обучения, учебники нового поколения для общеобразовательных школ, организаций начального, среднего и высшего профессионального образования, специальных организаций.
С 2003 года начинается работа по внедрению нормативных методов финансирования образования, прежде всего в средних школах, образовательных программ, укреплению материально-технического, учебно-методического и кадрового потенциала учреждений образования, поэтапному созданию образовательной индустрии. Продолжится работа по информатизации в сфере образования и повышению качества обучения на государственном языке.
Намечаются меры для совершенствования нормативной правовой базы, технологии лицензирования, аттестации и государственной аккредитации организаций высшего образования, независимо от форм собственности, строительства зданий для общеобразовательных школ, особенно в сельской местности, развития организаций образования в соответствии с гарантированными государственными нормативами.
Совершенствование нормативно-правового, институционального, организационного и научно-методического обеспечения предусматривается и в отраслях культуры. На это будет направлена поэтапная реализация пакета соответствующих законопроектов.
Продолжится составление Свода памятников. Намечается расширить сеть и модернизировать материально-техническую базу театров, музеев, библиотек, государственных архивов и национальной кинокомпании, разработать Концепцию развития искусства и культуры Казахстана. Дальнейшее возрождение и развитие получит культурно-досуговая работа на селе. Расширению международных культурных контактов и повышению имиджа Казахстана за рубежом будут способствовать проведение дней культуры, обменных гастролей, участие казахстанских артистов в различных фестивалях и конкурсах, реализация программ приграничного культурного сотрудничества. Специальное внимание будет уделено подготовке квалифицированных кадров в области культуры и искусства.
Приоритетами государственной национальной политики останутся дальнейшая гармонизация межэтнических отношений, создание благоприятных условий для развития языков. Укреплению позиций государственного языка в сфере государственного управления будет способствовать продолжение перевода делопроизводства на государственный язык в областях с преобладанием казахского населения, принятие в 2003-2004 годах ряда нормативных правовых актов во исполнение Государственной программы функционирования и развития языков. В 2003-2004 годах будут разработаны концептуальные основы развития терминологической базы казахского языка и приняты системные меры по их реализации. На обеспечение культурной, духовной и языковой потребностей казахской диаспоры за рубежом направлены разработка и реализация в 2002-2003 годах Программы поддержки соотечественников.
В целом реализация мероприятий Программы действий Правительства Республики может способствовать существенному развитию социально-культурного комплекса, но, естественно, при условии успешного экономического развития страны.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в очередном Послании "Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год" подчеркнул, что нам еще только предстоит пройти этап возмужания и зрелости государства, становления казахстанского гражданского общества, что все стороны жизни общества требуют непрерывной доработки в соответствии с достигнутым уровнем экономического и социально-культурного развития. Им поставлена задача восстановить утраченные социальные и экономические позиции, прежде всего в сельской местности, где проживают 43% жителей Казахстана.
Основными направлениями рыботы при осуществлении названной Программы являются:
- своевременное разрешение назревших социальных противоречий; в условиях переходного периода при дефиците бюджетных средств, в первую очередь, необходимо решить ключевые социальные проблемы, связанные с ростом бедности, своевременной выплатой заработной платы, социальных пособий, обеспечением прожиточного минимума населения;
- решение проблем занятости населения, уменьшение доли безработных в обществе. На решение данной проблемы должны быть направлены усилия государства по созданию новых рабочих мест. По опыту других стран следует создать постоянно действующие службы занятости, предоставляющие помощь в трудоустройстве и оказывающие консалтинговые услуги, обеспечивающие профессиональное обучение и переобучение новым профессиям;
- последовательное внедрение в жизнь новой пенсионной реформы, предусматривающей, наряду с традиционной пенсионной системой, разработку альтернативных частных пенсионных программ. Государственное финансирование при этом должно дополняться развитием негосударственных форм социального обеспечения. С учетом инфляционных процессов необходимо предусмотреть механизм индексации размеров пенсий и социальных пособий. При этом основным принципом распределения и социальных отчислений должно стать повышение адресности в условиях, когда каждый работник обеспечивает свою пенсию из собственных финансовых средств;
- совершенствование охраны здоровья населения. В области здравоохранения мы намерены придерживаться стратегии, разработанной Всемирной организацией здравоохранения, в частности, программы "Здоровье для всех". Необходимо, чтобы дальнейшая реформа была нацелена на наиболее приоритетные проблемы, предотвращение потерь здоровья, улучшение финансирования отрасли, повышение эффективности использования ресурсов, оптимизацию методов руководства, структурно-функциональные преобразования в системе медицинской помощи, совершенствование первичной медицинской помощи, повышение качества помощи и профилактики заболеваний;
- в области культуры и образования, исходя из опыта развитых стран, наша страна будет опираться, прежде всего, на общечеловеческие ценности, которые сближают духовные цели и интересы различных наций и национальностей.


Литература
1. Архив Канцелярии Премьер-Министра РК. Фонд 2002. Указ Президента Республики Казахстан от 28 марта 2002 г. N827 "О программе Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы".
2. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана "Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год" (Астана) //Вечерняя Астана. - 30 апреля. - 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия