Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Малыхин Д. А.
аспирант кафедры экономики природопользования Волгоградского государственного университета

Концепция совершенствования механизма управления природопользованием на примере города Волгограда

Большинство крупнейших городов Российской Федерации находятся в состоянии экологического кризиса. Неблагополучное состояние окружающей среды сформировалось в результате антропогенной деятельности (в основном производственной) и идентифицируется различными показателями, такими как состояние здоровья населения, качество атмосферного воздуха и питьевой воды, состояние биологических ресурсов, производительность труда и т.д., что определяет важность решения проблемы совершенствования управления природопользованием в городе.
Рациональное использование природных ресурсов, имеющее непосредственное отношение к производственной деятельности, сопряжено с такой формой взаимодействия человека и природы, как охрана природных ресурсов. Устойчивое природопользование в крупных городах следует осуществлять на основе системы экологического управления и процессного подхода, который заключается в решении эколого-экономических проблем не по ресурсному принципу, а в зависимости от характера и сложности возникающей ситуации.
Концепция охраны окружающей среды, принятая как основа системы управления природопользованием в стране, основана на использовании ряда экономических инструментов, имеющих преимущественно репрессивный характер. Такие методы экологического регулирования, как согласования и разрешения, предупреждения, запрещения, пресечения нарушений, штрафы, приостановления, конфискация и др., не стимулируют предпринимателя внедрять современные технологии и улучшать среду обитания. В результате можно утверждать, что эта концепция на практике действует лишь частично. Поэтому, на наш взгляд, систему экологического управления необходимо выстроить на основе экоцентрического подхода, а принципом ее построения выбрать процессный подход или подход на основе инновации процессов. Под инновацией процессов нами понимается совокупность взаимосвязанных операций (работ) по выполнению услуг на основе потребления ресурсов с фундаментальным переосмыслением и радикальным перепроектированием процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений деятельности.
Город Волгоград является первым по масштабу промышленным центром Волгоградской области. Основу промышленного потенциала города составляют предприятия металлургической, машиностроительной, химической промышленности, строительной индустрии. Они же, совместно с автотранспортными средствами, являются основными источниками загрязнения окружающей среды в городе.
Основными, с точки зрения экологии, проблемами города продолжают оставаться высокий уровень загрязнения воздушной среды автотранспортными средствами, сложности с утилизацией и захоронением промышленных и бытовых отходов, а также промышленных и хозяйственно-бытовых стоков. Сложности вызывает и решение проблемы обезвреживания и очистки ливневых стоков.
Рассмотрим экологическую ситуацию в городе за последние годы.
Основными источниками поступления загрязняющих веществ в атмосферу по-прежнему являются крупные промышленные предприятия. В 2006 г. состояло на учете и подлежало контролю 392 предприятия и организации, имеющие выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. Всего ими было выброшено в атмосферу из стационарных источников более 42 млн тонн загрязняющих веществ [3].
Ежегодно в Волгограде проводится операция «Чистый воздух», в результате которой примерно в 70% проб выявляется содержание токсичных веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию (ПДК). Львиная доля выбросов приходится на автомобильный транспорт. Это подчеркивает необходимость постоянной работы над повышением уровня технического состояния автопарка, регулярного контроля его состояния.
На предприятиях города только за 2004 г. образовано 380,8 тыс. тонн промышленных отходов [2], при этом закачка жидких отходов составила 791 тыс. м3. Вывезено на места организованного хранения 45,1 тыс. тонн промышленных отходов. Твердых бытовых отходов образовалось 455,2 тыс. м3.
Городской экологической службой регулярно фиксируются нарушения, к нарушителям принимаются соответствующие меры, прежде всего финансового характера. В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий было затрачено 60,8 млн рублей, из них городской бюджет фактически выделил 2 млн 329,5 тыс. рублей, а остальные 58,5 млн рублей составили средства предприятий.
Одним из путей оздоровления экологического состояния города является повсеместное внедрение системы международных стандартов серии ISO 14000. Мировой опыт показывает, что наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, которые уделяют максимальное внимание вопросам экологии. За последнее время крупными отечественными предприятиями накоплен значительный опыт предотвращения отрицательного воздействия на окружающую среду. Важно, что происходит это при одновременном увеличении объемов производства, снижении удельных расходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, улучшении качества продукции.
Сам термин управление окружающей средой (environmental management) введен официальным российским переводом этих стандартов как более точный по сравнению с применяемым термином «охрана окружающей среды», поскольку для подавляющего большинства предприятий задача по охране окружающей среды не является приоритетной. Задача экологического менеджмента состоит в том, чтобы ущерб, наносимый предприятием окружающей среде, был минимальным и контролируемым. Иногда управление окружающей средой и соответствующие системы для краткости называют экологическим менеджментом или системами экологического менеджмента (СЭМ).
Все большее количество российских компаний использует серию международных стандартов ISO 14000 для внедрения систем управления окружающей средой (СУОС) в соответствии с современными требованиями. Подход серии стандартов ISO 14000 к деятельности предприятий отражает очевидный факт: продукцию и отходы предприятие выпускает одновременно. Поэтому уделять внимание продукции и не уделять внимания отходам сегодня уже невозможно.
Для улучшения экологической ситуации в стране и повышения качества жизни населения экономический механизм управления природопользованием должен быть усовершенствован по всем направлениям. К числу этих направлений относятся экономика, экология, правовые и воспитательные меры, повышение экологической культуры населения, ресурсосбережение, ценовая политика и др., включая ужесточение экологических законов, повышение нормативов платы за главные (жизнеобеспечивающие) виды ресурсов и загрязнение окружающей среды (сбросы, выбросы, отходы).
В РФ юридически введены пять основных типов экономических регуляторов: институт платежей за загрязнение окружающей среды, система штрафов за нарушение природоохранных законодательных актов, правовые механизмы возмещения вреда, система финансово-экономических стимулов и система аккумуляции и распределения финансовых ресурсов. В структуру последней входили экологические фонды, но в 2001 г. указом Президента РФ они были ликвидированы.
Экономический механизм природопользования не должен рассматриваться правительством и губернаторами областей изолированно, он должен стать неотъемлемой частью экономики страны, области, предприятия. Рыночные методы этого механизма должны работать под жестким контролем государства и его органов на местах. Об эффективности такого подхода свидетельствует опыт Европы и США) [1].
Существует множество факторов, от которых зависят эффективность рыночных механизмов, а также провалы рынка или государства. Имеется определенная взаимосвязь между уровнем социально-экономического развития и качеством окружающей среды, корректирующими налогами, в том числе их размерами, составом плательщиков, направлениями расходования собранных средств и т.п.
Важнейшим элементом системы экологического управления является система мониторинга загрязнения окружающей среды. В России она существует в рамках структуры государственной наблюдательной сети.
Сегодня назрела необходимость разработки комплекса мероприятий по развитию государственной наблюдательной сети и программ наблюдений, улучшению материально-технического оснащения сетевых подразделений и головных оперативно-производственных организаций, внедрению нормативных документов, научно-методических разработок и технических решений, современных средств и методов наблюдений, сбора, обработки и представления информации и др. Необходимые финансовые средства для реализации указанного комплекса мероприятий для города Волгограда на 2007–2009 гг. составляют 922 млн рублей.
В 1991–2005 гг. в России была значительно расширена нормативно-правовая, методическая и организационная база управления природопользованием и охраной окружающей среды на разных уровнях административно-территориальной иерархии, созданы определенные заделы для перехода на новый качественно новый уровень использования рыночных механизмов и инструментов на федеральном, региональном и местном уровнях.
Перспективным является развитие механизмов экологического страхования, что позволит аккумулировать у страховых фирм значительные финансовые средства для преодоления экологических последствий техногенных аварий. Для развития системы экологического страхования важно привлекать экологические фонды. Возможно также развитие механизмов льготного финансирования природоохранных мероприятий из целевых бюджетных экофондов в форме субсидирования разницы между льготной ставкой и ставкой коммерческого банка.
На основе анализа правовых основ и практики страхования экологических рисков необходимо учитывать экологический фактор в процессе страхования с применением покомпонентных и интегральных показателей состояния окружающей среды и отдельных территорий.
Наряду с задачей значительного повышения величины платежей за загрязнение окружающей среды и природные ресурсы ставится и задача отражения в системе национальных счетов показателей, скорректированных с учетом экономических оценок последствий воздействий на окружающую среду. Эта задача тем более актуальна, чем больше расхождения между платой за природные ресурсы и экологические воздействия и их экономической оценкой.
В государственных программах охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов определены главные задачи и направления природоохранной деятельности на современном этапе. В них поставлена цель настойчиво и последовательно проводить линию на сохранение и приумножение природных ресурсов, обеспечивать улучшение состояния окружающей среды. Борьба за экологическую безопасность на Земле должна рассматриваться как одна из самых ответственных и благородных задач всех людей.
Изучение экологических проблем дает основание считать, что неблагоприятная экологическая обстановка продолжает сохраняться как следствие неразумного экономического хозяйствования, слабой социальной защищенности населения и примитивного потребительского отношения к природным и минерально-сырьевым ресурсам. Помимо этого, сложившееся эколого-экономическое неблагополучие во многом обусловлено отсутствием комплексного рассмотрения и оценки факторов эффективности природопользования как на государственном, так и на региональном уровне.
Требуется дальнейшее развитие концептуальных основ экономического регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды, а также применяемого в России комплекса экономических инструментов управления.
На современном этапе актуальными являются задачи по эффективному интегрированию отечественных управленческих и хозяйственных структур в рыночную экономику и внедрению принципиально новых моделей принятия решений. Динамизм социально-экономических процессов предполагает формирование новых подходов и управленческих технологий для стратегического развития и максимально эффективной адаптации к изменениям внешней среды с учетом существующего спектра рисков. В этой связи одной из основных задач для обеспечения устойчивого развития страны является построение системы управления окружающей средой, обеспечивающей сбалансированное экологически эффективное развитие экономики и социальной сферы. При этом необходимы как дальнейшее внедрение международно-признанных принципов и методов управления, так и реализация достижений экономической науки и практики в области создания инновационных экономических инструментов управления, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей среды.


Литература
1. Джангиров Д.А. Опыт и проблемы разработки и реализации экологических программ и мероприятий в городах Российской Федерации // Проблемы управления городским хозяйством: Матер. конф. – Сан-Диего. 1996.
2. Доклад о сосотянии окружающей природной среды Волгограда за 2004 г. / Под ред. С.В. Косковой. – Волгоград: Станица–2, 2005.
3. Оценка источников поступления загрязняющих веществ в атмосфере // Экологический ежемесячник. – Волгоград. – 2006. – № 5.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия