Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Горегляд К. В.
ведущий специалист аппарата муниципального совета МО Сенной округ,
аспирант кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета


Проблемы реализации региональной политики стимулирования инвестиционного процесса

В настоящее время проблема стимулирования инвестиционного процесса является одной из самых актуальных для регионов Российской Федерации. Только стимулирование инвестиционной деятельности способствует оживлению производства, внедрению новых технологий, созданию рабочих мест, позволяя тем самым повысить уровень жизни населения. Каждый регион имеет во многом уникальную социально-экономическую структуру, специализацию, особенные природно-климатические условия, собственное геополитическое положение, что предопределяет возможности развития различных отраслей хозяйства на его территории и привлечения инвестиций.
Конституционный принцип единства экономического пространства, отнесение Основным законом государства установления правовых основ единого рынка, финансового регулирования, гражданского законодательства к исключительному ведению Российской Федерации накладывают серьезные ограничения на возможности органов государственной власти субъектов России регулировать экономические процессы. Например, региональным властям не разрешается проводить самостоятельное регулирование фондового рынка, деятельности акционерных обществ, трудовых отношений. Следует отметить и тот факт, что создание регионального инвестиционного законодательства не упоминается в федеральных законах как инструмент регулирования инвестиционной деятельности, и тем не менее оно в той или иной форме создано в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации с целью повышения своей привлекательности для потенциальных инвесторов.
В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ четко прописано лишь несколько форм и методов создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, которые могут использовать региональные органы власти. К ним относятся:
– предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Федерации;
– размещение средств региональных бюджетов для финансирования проектов, необходимых государству, субъекту либо муниципалитету;
– выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов. [1, ст.11, п.2.1]
В свою очередь федеральные органы государственной власти по закону используют более широкий круг методов обеспечения инвестиционной привлекательности территории страны.
На уровне центра основным механизмом взаимодействия с регионами остается федеральная инвестиционная программа. Она строится в основном по отраслевому принципу и слабо увязывается с регионами, хотя и реализуется на их территории. Слабость этой программы для регионов заключается еще и в остаточном принципе финансирования. Усугубляет положение практика осуществления трансфертов из федерального бюджета в региональные на индивидуальной основе, путем договоренностей между соответствующими органами центра и субъектов. Как правило, они носят целевой характер и не предназначаются на инвестиционные цели.
Системный подход к взаимодействию федеральных и региональных органов в инвестиционной сфере требует создания законодательной основы и должен базироваться на принципах бюджетного федерализма. Необходимо законодательно закрепить инвестиционные полномочия различных иерархических уровней управления и создать необходимую для их выполнения финансовую базу. Важно упорядочить систему бюджетных трансфертов, придав ей адресный характер. В целях сокращения нерационального расходования средств, передаваемых из федерального бюджета нижестоящим бюджетам, требуется разработка норм, регулирующих ответственность всех участников бюджетного процесса за неполное и несвоевременное инвестиционное финансирование, нецелевое использование бюджетных средств, другие правонарушения [2, с.191].
В силу ограниченности федеральных объемов инвестиций значительную роль в стимулировании инвестиционного процесса в субъектах РФ играют региональные бюджеты. Российские регионы не располагают собственной стабильной налоговой базой для финансирования инвестиций, поскольку нормативы отчислений налоговых поступлений в их бюджеты постоянно меняются, и далеко не всегда в пользу регионов. В сочетании с постоянным сокращением средств из централизованных источников подобные меры ставят регионы в критическое положение.
Ключевым институтом государственного участия в сфере региональных воспроизводственных отношений является региональный бюджет развития. К важнейшим проблемам разработки региональных бюджетов развития относятся:
– недостаточность финансовых ресурсов для покрытия текущей валовой инвестиционной потребности региона;
– несовершенство государственного регулирования при аккумулировании источников инвестиционного бюджета – использование преимущественно прямых государственных инвестиций при низкой возвратности средств, что приводит к постепенному истощению ресурсов;
– перегруженность бюджета расходами, выделяемыми на безвозвратной основе, и территориальные различия в распределении инвестиций, которые в долгосрочной перспективе могут привести к ряду негативных тенденций в занятости, расселении и иных социальных аспектах жизни населения;
– отсутствие социально-экономического критерия осуществления государственной инвестиционной программы;
– неэффективное размещение инвестиций и неоправданное превышение конечных затрат в строительстве за счет государственных средств [7, с. 334].
В качестве проблемы реализации региональной политики стимулирования инвестиционного процесса следует отметить и такой фактор, как геоклиматические условия. Как известно, северные регионы страны, богатые сырьевыми ресурсами, дают 50–60% всего внешнеторгового оборота государства [4, с. 207]. Производство в этих регионах отмечается высокими издержками. Этот факт определяет параметры снижения основных конкурентных преимуществ, поскольку высокий уровень издержек на освоение и эксплуатацию месторождений ведет к снижению прибыли от реализации ресурсов страны. Становится очевидным, что ставка на преимущественное развитие экспорто ориентированных сырьевых отраслей в условиях России не обеспечит приток инвестиций в необходимых для реанимации экономики регионов объемах, поскольку прибыль от них существенно ниже, чем в странах с более мягкими природно-климатическими условиями.
Главной задачей инвестиционной политики является мобилизация внебюджетных источников инвестиционного финансирования (прибыль, амортизация, долгосрочные кредиты банков, средства от эмиссии ценных бумаг, прямые иностранные инвестиции и др.). За счет внебюджетных средств в развитых странах обеспечивается преобладающая часть капиталовложений в национальное хозяйство.
В России цена кредита слишком высока, и многие предприятия по этой причине не могут использовать кредитные ресурсы для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов. Незначительное участие банковского сектора в инвестировании реального производства связано также с высоким риском долгосрочного финансирования реального сектора экономики.
Необходимость непосредственного стимулирования долговременных кредитных вложений средств коммерческих банков в реальные инвестиции отмечается многими исследователями. В частности, для активизации участия региональных банков в структурной перестройке предлагается полностью освободить банковские учреждения от уплаты налога на прибыль в местные бюджеты при условии, если не менее 50% привлеченных на территории региона депозитов (за вычетом резервов ЦБ России) банк будет направлять на кредитование предприятий этого региона [6, с. 127].
Перспективной формой участия банков в инвестировании региональной экономики является создание при их участии крупных финансово-промышленных групп (ФПГ), вкладывающих средства в конкретные объекты. Важно на конкурсной основе отбирать финансово-кредитные институты и инвестиционные компании в качестве финансовых посредников для работы по привлечению инвестиций в наиболее значимые проекты.
Среди собственных внутренних источников финансирования инвестиций главную роль в современных условиях развития предприятий играют амортизационные отчисления. В странах с развитой рыночной экономикой они являются важнейшим источником инвестиционного финансирования: на них приходится около 40% общего объема текущих и капитальных затрат предприятия, осуществляемых из внебюджетных источников. В России эта доля значительно меньше [6, с. 120].
Жесткая монетарная политика правительства, отсутствие внешних источников финансирования приводят к тому, что амортизационные отчисления используются не по назначению, существенная их часть направляется многими предприятиями, испытывающими серьезные финансовые трудности, на нужды текущего потребления. В инвестиционных целях используется не более 40% совокупных амортизационных отчислений [6, с. 120].
В связи с этим необходимо формировать в регионах действенный механизм контроля за целевым использованием амортизационных средств (одним из элементов которого может быть открытие целевых инвестиционных счетов предприятий) [6, с. 121].
Важно подчеркнуть все возрастающую роль инноваций в успешном развитии территории. Специфика сегодняшней ситуации во многих регионах России состоит в наличии значительных фундаментальных и технологических заделов, высококвалифицированных кадров, уникальной научно-производственной базы и в то же время крайне слабой ориентации экономики на реализацию конкретных инноваций. Это обусловлено отсутствием региональной инновационной политики и механизмов ее реализации, способных создать благоприятные правовые и финансовые условия для широкого внедрения новых технологий.
Для повышения инновационного потенциала российской промышленности в регионах необходимо:
– создание инновационно-технологических центров и региональных инновационных фондов, обеспечивающих благоприятную организационную, финансово-экономическую среду для развития инновационных процессов;
– создание сети технологических центров, парков, бизнес-инкубаторов и других инновационных фирм в регионах России, где для этого есть соответствующие условия;
– развитие системы информационного обеспечения инновационного предпринимательства;
– развитие механизмов защиты интеллектуальной собственности;
– увеличение числа новых наукоемких производств и предприятий – инноваторов [3, с. 228–229].
Мировая практика показывает, что в развитых странах в последние годы все большее значение приобретает лизинг как одна из прогрессивных форм привлечения и использования инвестиций. Однако лизинговые отношения с российскими предприятиями развиваются крайне медленно. Отсутствие интереса к этой форме привлечения инвестиций объясняется проблемами доступности и стоимости финансовых ресурсов, а также платежеспособности.
Предоставление налоговых льгот инвесторам используется пока лишь в 20% регионов, страхование рисков залога имущества субъектов РФ – в 30% [2, с. 189]. Практически не задействован такой перспективный инструмент привлечения инвестиций, как государственно-частное партнерство.
Часто в регионе отсутствуют реальные гарантии прав собственности для инвесторов (на землю, нежилые помещения, недвижимость, природные ресурсы, финансовые вложения, неимущественные права и т.д.). В связи с этим одним из способов привлечения в регион частных инвестиций может стать отказ региональных властей оказывать поддержку, в том числе инвестиционную, предприятиям, нарушающим права своих акционеров [5, с. 395].
Отсутствие надежной системы гарантий для вложений мешает регионам привлечь весьма выгодного инвестора – население, на руках у которого, как правило, находится основная масса сбережений в регионе. Необходимо проводить работу по созданию паевых инвестиционных фондов для граждан, предусматривающих серьезные гарантии вложения.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что региональная политика стимулирования инвестиционного процесса находится в стадии становления. Она до сих пор не отлажена ни организационно, ни с точки зрения экономического механизма ее реализации.
Активизация инвестиционной деятельности должна предусматривать интенсификацию общего притока инвестиций в хозяйственный комплекс региона из всех источников, развитие инфраструктурной базы инвестирования и ориентированную направленность инвестиций в объекты, соответствующие приоритетным направлениям развития и структурной перестройки региона.
Среди условий, способствующих восприимчивости предприятий и территорий к инвестициям, исследователи обычно выделяют:
– страхование имущества, которое у нас в стране находится в зачаточном состоянии из-за слабости российских страховых компаний, ограничений по отнесению страховых затрат на себестоимость продукции (не более 1% от реализуемой продукции);
– развитие инфраструктуры, форм и методов привлечения в инвестиционную сферу сбережений населения (системы паевых инвестиционных и пенсионных фондов);
– ипотеку, для чего необходимо сформировать общероссийскую систему жилищного ипотечного кредитования, вторичный рынок ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кредитования долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов [6, с. 136].
Подводя итог, следует подчеркнуть, что региональная политика стимулирования инвестиционного процесса должна быть направлена на максимальное использование производственного, природного и научного потенциала территории и разрабатываться на основе стратегии развития региона.


Литература
1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25 февраля 1999 № 39-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Правовая база «Консультант Плюс».
2. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. – М.: Изд-во РДЛ, 2004. – 288 с.
3. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление): Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2004. – 528 с.
4. Ищенко Е.Г. Россия в мировом инвестиционном процессе. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 336 с.
5. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2002, – 686 с.
6. Региональная экономика / Под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 320 с.
7. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. – М: ИНФРА-М, 2007. – 416 с.
8. Пискунов А. Инвестиционные потребности и кредитные риски российских регионов // РЦБ. – 2006. – №16. – С. 73.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия