Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Колесникова Г. А.
аспирант Уфимского государственного авиационного технического университета

Природа спроса на образовательные услуги

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности.
В научных публикациях последних лет рассматриваются различные аспекты формирования, прогнозирования спроса на образование. Значительный вклад в разработку теоретических и методических основ формирования спроса внесли работы Л.Я. Барановой, И.К. Беляевского, С.Л. Брю, А.И. Бурачаса, К.К. Вальтуха, А.А. Голикова, С.А. Головихина, В.С. Демидова, Д.С. Дьюзенберри, А.П. Егоршина, П.С. Завьялова, Н.Д. Ильенковой, Дж.М. Кейнса, Ф. Котлера, А.И. Левина, М.А. Лукашенко, К.Р. Макконнелла, А. Маршалла, А. Маслоу, Дж.С. Милля, А.П. Панкрухина, П. Самуэльсона, Е.Е. Слуцкого, А. Смита, Л.Ф. Столмова, А.К. Тащева, М. Фридмена, Г. Хаберлера, Э. Хансена, Дж.Р. Хикса, Э.X. Чемберлина и других.
Однако при наличии научных разработок по данной теме ряд вопросов, касающихся исследования спроса применительно к образовательным услугам высших учебных заведений, продолжает оставаться недостаточно исследованным, что сдерживает создание научно обоснованных экономических разработок, имеющих существенное значение для экономики образования.
Основу для всестороннего анализа спроса на образовательные услуги и его формирования дает общая теория спроса и предложения и теория потребления.
Спрос – экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговле. Спрос выражает совокупную общественную потребность в различных товарах и услугах, складывающуюся из множества конкретных требований массы потребителей, отличающихся большим разнообразием и постоянно меняющихся. Объем и структура спроса зависят от большого объема факторов. Спрос постоянно взаимодействует с предложением. Соотношение предложения и спроса на рынке составляет один из основных экономических законов товарного хозяйства [4, с. 837].
Понятие «образовательная услуга» наиболее полно рассматривает А.П. Егоршин в своей книге «Менеджмент, маркетинг и экономика образования»: «...образовательные услуги удовлетворяют личные (конечный потребитель), групповые (предприятия-работодатели) и общественные (государство) потребности. Исходя из этого, возможно предложить определение образовательной услуги с позиций маркетинга, учитывающее эти три аспекта:
– с позиции отдельной личности (гражданина), образовательная услуга — это процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе;
– с позиции предприятия, образовательная услуга — это процесс профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития в постоянно изменяющихся рыночных условиях;
– с позиции государства, образовательная услуга – это процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества» [5].
Новая роль знаний, превращение их в основной источник стоимости в развитом информационном обществе изменяет место образования в структуре потребностей индивида, усиливает его роль и значимость. Как известно, потребности удовлетворяются посредством экономических благ. Отсюда потребность рассмотрения образования как экономического блага, удовлетворяющего потребности [1, с. 12].
В теории маркетинга под потребностью понимают нужду, которая приобрела специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребность в получении высшего профессионального образования можно отнести к потребностям, обусловленным общественной средой, включающим в себя интеллектуальные и социально-экономические потребности. Исходя из этого, можно определить два источника возникновения спроса на услуги высшего образования:
– удовлетворение интеллектуальных потребностей, возникающих при желании поднять уровень знаний, принадлежать определенному классу людей (потребность в уважении, потребность в самоутверждении, по А. Маслоу);
– удовлетворение социально-экономических потребностей, возникающих при необходимости дальнейшего трудоустройства или профессионального роста (социальные потребности, по А. Маслоу).
Потребность в образовании имеет тесную взаимосвязь с остальными потребностями личности. Образование может быть необходимым для физического выживания личности, для защищенности в будущем, с целью иметь возможность принадлежать к определенной социальной группе, быть признанным и уважаемым, для самореализации личности.
На современном этапе развития системы высшего профессионального образования в РФ основным источником возникновения спроса на высшее образование является удовлетворение социально-экономических потребностей, с одной стороны, и требование подавляющего большинства работодателей – с другой. Не секрет, что наличие диплома о высшем образовании уже давно является неким стандартом при трудоустройстве практически на любую работу, причем качество образования не является определяющим фактором для некоторых работодателей. Данная ситуация вызвала массовое предложение услуг высшего образования, сделало его доступным практически всем, что не могло не отразиться на его качестве. Конечно, не все образовательные учреждения России делают образование своим бизнесом, однако конкуренция на этом рынке обостряется с каждым годом. Ситуацию усугубляет спад рождаемости в начале 90-х годов, в результате которого численность учащихся общеобразовательных учреждений сократилась на 30%, а численность детей в возрасте от 10 до 14 лет – на 35% (табл. 1, рис. 1). Это приведет еще к более жесткой конкуренции между высшими учебными заведениями в ближайшие годы. Для разработки эффективных стратегий маркетинга вузам необходимо подробно изучить поведение своих потребителей.
Таблица 1
Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений (тыс.чел.) [6, с. 19]
Рис. 1. Динамика численности населения по возрастной группе
от 10 до 14 лет, тыс.чел. [6, с. 23]
Поведение потребителей образовательных услуг – довольно сложный процесс, состоящий из нескольких стадий и подверженный влиянию различных факторов.
К факторам макросреды образования относятся различные политико-правовые, экономические, демографические, природно-географические, национальные, социально-культурные и научно-технические факторы.
Микросреда образовательного учреждения оказывает заметное влияние на выбор образовательного учреждения. К факторам микросреды образовательного учреждения относятся учредители и попечители, преподаватели и сотрудники, студенты, родственники и выпускники, имидж образовательного учреждения в глазах общественности, местоположение вуза, его материально-техническая база, применяемые технологии обучения, перечень предлагаемых направлений и специальностей обучения, а также культура и спорт.
Выбор будущей сферы деятельности достаточно сложен и требует активного (то есть с высокой степенью заинтересованности, продолжительного по времени и с всесторонним изучением и оцениванием альтернатив) прохождения всех стадий процесса принятия решения. В общем случае поведение потребителя образовательных услуг повергается моделированию и состоит из десяти процедур.
Первая стадия любого процесса принятия решения – осознание потребности в получении образования – подразумевает ощущение разницы между желаемым состоянием дел и фактической ситуацией, требующей наличия определенного образования для осуществления конкретной деятельности.
Поиск и анализ информации об образовательных услугах – это мотивированная активизация знаний, хранящихся в памяти, или приобретение информации об образовательных учреждениях и их услугах из внешней среды.
Первоначальная оценка вариантов получения образования и выбор наилучшего варианта являются третьей и четвертой стадиями процесса принятия решения и определяются как процесс оценки альтернатив получения образования с точки зрения ожидаемой выгоды и ограничения выбора до предпочтительного варианта.
Поступление в образовательное учреждение определяется как прохождение вступительных испытаний и зачисление в образовательное учреждение с получением (платно или бесплатно) предпочтительного варианта образовательной услуги или удовлетворяющей замены.
К следующим двум параллельно протекающим стадиям процесса принятия решения потребителем образовательных услуг относятся обучение и оценка качества образовательной услуги. Они представляют собой процесс получения желаемой образовательной услуги в конкретном образовательном учреждении и оценки того, в какой степени получено удовлетворение от нее.
Завершающими стадиями процесса принятия решения потребителем образовательных услуг являются стадия оценки перспектив работы по выбранной специальности, представляющая собой оценку потребителем того, насколько реальна возможность работы по выбранной профессии после окончания обучения, и стадия профессиональной деятельности, определяемая как процесс применения полученных знаний и умений на практике [7, с. 164].
Как уже отмечалось, массовое предложение на рынке услуг снижает качество образования, вследствие чего возникает проблема трудоустройства выпускников. Между вузом и рынком труда существует взаимосвязь, которую можно представить в виде следующей схемы.
1 – Выпускник вуза для трудоустройства вынужден обращаться за помощью к сторонним организациям.
2 – Сторонние организации приглашают квалифицированный профессорско-преподавательский состав вузов (консультации, тренинги).
3 – Запрос квалифицированных специалистов, отвечающих требованиям рынка труда и запросам работодателей.
4 – Получение квалифицированных специалистов, отвечающих спросу на рынке труда.
5 – Запрос квалифицированных специалистов, отвечающих требованиям рынка труда и запросам работодателей.
6 – Получение неконкурентоспособных специалистов на современном рынке труда либо специалистов, в которых организации не нуждаются (переизбыток специалистов).
Основные проблемы несоответствия требованиям рынка труда и подготовки специалистов вузами:
– проблема устаревания специальностей;
– ухудшение материально-технической базы образовательных учреждений;
– тенденция снижения качества образования;
– недостаток или отсутствие квалифицированных преподавателей для обучения новым специальностям;
– приток молодых педагогов недостаточен вследствие низкого уровня оплаты труда и слабой социальной защищенности;
– неготовность студентов обучаться на новых, неизвестных специальностях. Абитуриент скорее выберет старую «проверенную» специальность, нежели сделает ставку на новизну;
– невозможность быстро реагировать на запросы работодателей и спрос рынка труда на новые специальности;
– отсутствие необходимого учебно-методического и научно-методического обеспечения для обучения новым специальностям;
– сохраняется тенденция старения педагогических работников в сфере образования;
– длительные сроки освоения программы высшего образования. Вследствие этого рынок, делая запрос вузу, получит необходимого специалиста как минимум только через 5 лет;
– «утечка умов» лучших ученых и педагогов за границу;
– невозможность быстро менять учебную программу и предлагать заказчику необходимые услуги обучения в короткие сроки.
Сильное влияние на спрос оказывает и геополитическое положение региона. Спрос на специальности вуза может сильно различаться в разных регионах. Кроме того, тенденции развития той или иной региональной отрасли, а также геополитические особенности регионов могут оказывать сильное влияние на выбор специальностей.
Геополитическое положение региона определяет структуру и характер рынка труда и, следовательно, наиболее адекватно отражает региональные запросы потребителей рынка образовательных услуг. Поэтому анализ геополитического положения региона должен учитываться при исследовании образовательного рынка в регионе.
Для анализа предлагается выделить следующие геополитические особенности региона: природно-географические, социально-географические, социально-экономические, социально-демографические, социально-политические, историко-культурологические.
1. Природно-географические особенности региона включают:
– континентальное, прибрежное или островное положение;
– размеры территории;
– климатические зоны;
– ландшафт и природно-ресурсный потенциал региона.
2. Социально-географические особенности:
– численность и плотность населения;
– уровень урбанизированности;
– пространственная удаленность региона от центра страны.
3. Социально-экономические особенности региона:
– ведущие отрасли производства;
– развитие транспорта и средств связи (уровень развития сети коммуникаций);
– экономические показатели региона;
– перспективы экономического развития региона.
4. Социально-демографические особенности региона:
– половозрастная структура населения;
– степень стабильности населения в регионе (миграционные процессы);
– этнический состав населения.
5. Социально-политические особенности региона:
– государственно-правовой статус региона в системе РФ;
– внутриполитическая ситуация в регионе;
– геополитическое положение региона по отношению к государству и другим субъектам РФ;
– приграничное положение.
6. Историко-культурологические особенности региона:
– этапы и особенности развития (региональная история);
– существование моно- или поликультур;
– субкультуры, сложившиеся на территории региона;
– культурные традиции региона;
– история развития и специфика образовательной среды региона.
Объективный анализ потребностей, потребителей, факторов, влияющих на выбор образовательного учреждения, геополитического и экономического положения региона позволяет в конечном итоге определить перспективы развития рынка труда и маркетинга рынка образовательных услуг, наметить пути совершенствования управления образовательными услугами для максимального удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг. Все это позволит определить оптимальную стратегию маркетинговой политики в области развития новых специальностей и сохранения имеющихся.


Литература
1. Лукашенко М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения.– М.: Высш. школа, КноРус, 2002. – 285 с.
2. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования. – М.: Академический Проект, 2004. – 432 с.
3. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2007. – 320 с.
4. Краткий экономический словарь: 7500 терминов /Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2001. – 1088 с.
5. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А.П. Егоршина. – Н.Новгород: НИМБ, 2001. – 624 с.
6. Образование в Российской Федерации. 2006: Стат. ежегодник. – М.: ГУ-ВШЭ, 2006. – 528 с.
7. Яппарова Д.И. Процесс принятия решения потребителем образовательной услуги и факторы, влияющие на его поведение. Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов: сборник статей IV Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2006. – С. 162–164.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия