Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Приставка М. В.
аспирант Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Проблемы адекватной оценки финансового состояния предприятий малого бизнеса
на примере Приморского края

Проблема адекватной оценки финансового состояния предприятия по своей значимости и актуальности является одной из главных в российской экономике. Изменения, происходящие в последние восемь лет на рынке корпоративного кредитования, рост значимости банковской системы в развитии реального сектора экономики, увеличение объемов инвестирования обострили внимание к методикам оценки финансового состояния потенциальных заемщиков, объектов для инвестирования, предъявили к ним новые требования. Кризис 1998 г., развернувшийся на финансовых рынках заставил его участников пересмотреть свою кредитную политику и подходы к формированию стратегий дальнейшего развития.
Летом 2004 г. резкое сокращение доверия едва ни вылилось в полное замораживание операций на рынке межбанковских кредитов, чуть ни парализовало механизмы перераспределения ресурсов. В то же время, был наглядно продемонстрирован тот факт, что процессы перемещения денежных ресурсов между населением, реальной экономикой и банками на основе кредитных отношений стали неотъемлемой чертой финансовой системы России.
Вместе с тем, российские банки и инвесторы только накапливают опыт адекватной и своевременной оценки финансового состояния заемщиков и управления рисками в условиях рыночной экономики. Данный процесс усложняется еще и существующими недостатками в разработке теоретико-методологических вопросов оценки в условиях именно российской экономики.
Приморский край, не являясь лидером по темпам экономического роста среди регионов России, тем не менее, уже на протяжении нескольких лет демонстрирует положительную динамику в части ряда значимых показателей.
Если верить официальной статистике, то Приморский край обладает сравнительно высоким инвестиционным потенциалом. Причем, если в 2004–2005 гг. край занимал в рейтинге инвестиционного потенциала 22–24 места, то теперь, когда вопрос о месте проведения форума АТЭС решен положительно в пользу Владивостока, картина меняется кардинальным образом. На это красноречиво указывает и динамика инвестиций в основной капитал приморских предприятий. Если в 2004 г. объем инвестиций составил 17 млрд рублей, а в 2005 г. поднялся лишь до 22 млрд рублей, то в 2006 г. эта цифра возросла до 32 млрд рублей и по прогнозам экспертов в 2007 г. перешагнет отметку в 50 млрд рублей [3].
Вместе с тем, несмотря на растущую потребность в дополнительных средствах, предприятия Приморья демонстрируют удивительное постоянство в своем нежелании наращивать объем своих обязательств и стараются реализовывать инвестиционные программы за счет собственных средств. Так, совокупный объем кредиторской задолженности предприятий, составлявший на конец 2004 г. 48,3 млрд рублей, к началу 2005 г. увеличился лишь до 49,2 млрд рублей, а по результатам 6-ти месяцев 2007 г. вернулся на уровень в 48,3 млрд руб. С учетом того, что объемы инвестиций растут значительными темпами, доля кредиторской задолженности в инвестициях снижается с той же скоростью. Следует, однако, обратить внимание на существенные изменения в структуре кредиторской задолженности предприятий. За период с начала 2005 г. до середины 2007 г. доля займов и кредитов в совокупном объеме кредиторской задолженности возросла более чем в полтора раза – с 40,9% до66,8% [3].
Еще одним косвенным подтверждением существующей тенденции роста и укрепления экономики края является сумма налоговых платежей, неуклонно растущая от года к году. Так, по результатам 2004 г., объем налоговых платежей составил 18,7 млрд руб. Уже на следующий год эта сумма возросла на 21% и достигла отметки в 22,7 млрд руб. К концу 2006 г. годовые налоговые сборы увеличились еще на 27% по отношению к предыдущему году. Принимая во внимание, что за 1-е полугодие 2007 г. сумма налоговых поступлений в краевой бюджет составила более 17 млрд. руб., не будет преувеличением предположить, что в этом году краю удастся далеко перешагнуть отметку в 30 млрд руб. и приблизиться к 40 млрд руб. [3].
На фоне описанного роста экономических показателей реального сектора, происходит другой значительный процесс – процесс становления и активного роста малого бизнеса, значимость которого уже не ставится под сомнение. Более того, для многих экономистов процветание малого бизнеса является своеобразным показателем здоровья и устойчивости рыночной экономики в целом по стране.
На 1 января 2007 г. в стране насчитывался 1 млн малых предприятий, за 2006 г. их стало больше на 53 тысячи. На малых предприятиях трудоустроены около 9,5 млн человек. Инвестиции в малый бизнес в 2006 г. в целом по стране составили 171,3 млрд рублей. [4].
Однако, говорить о процветании малого бизнеса в условиях российских бизнес реалий пока преждевременно, хотя положительные тенденции существуют, что из года в год подтверждается статистическими данными. Так, лишь за 6 месяцев 2007 г. количество предприятий Малого бизнеса в Приморском ирае возросло на 14% – с 19 500 до 22 300. И, как результат, доля малых предприятий в экономике края возросла с 9,4% до 14,2%. Значительный рост числа малых предприятий, наблюдаемый за последние несколько лет, обусловлен принятием на федеральном уровне ряда мер по упрощению процедуры государственной регистрации предприятий и организаций. Одновременно с количеством продолжается и рост объема денежной массы, проходящей через эти компании. Так в 2005 г. оборот малых предприятий составил 130 млрд руб., а в 2006 г. – 142 млрд руб. [4].
По мнению экспертов, приоритетными сферами деятельности, способными обеспечить ускоренное развитие малого бизнеса в крае являются производственная и инновационная сфера, сфера услуг, строительство, позволяющие внести существенный вклад в ВРП края (по оценке 2006 г. этот показатель составляет 19,4%). Основным направлением развития малого предпринимательства в каре является повышение конкурентоспособности местных товаропроизводителей и увеличение доли продукции, ориентированной на экспорт. В Приморском крае реализуется механизм возмещения части процентной ставки по банковским кредитам, выданным субъектам малого предпринимательства. Разрабатываются дополнительные меры поддержки малого предпринимательства, производящего товары на экспорт, а также меры по созданию инфраструктуры поддержки малого бизнеса в инновационной и научно-технической сфере.
Из вышеприведенных фактов обозначаются 2 тенденции: во-первых, осознанное понимание государством необходимости «поднимать» малое предпринимательство и идти ему на встречу; во-вторых, желание малого бизнеса расти. Казалось бы, интересы государства и бизнеса совпадают, рост ничто не сдерживает, а перспективы для развития не ограничены. Встает резонный вопрос: в чем же дело, почему темпы роста малого бизнеса остаются на умеренном уровне?
Эксперты называют много причин: среди них и административные барьеры, и коррупция, и зависимость от силовых структур, и завышенные требования к резервам банков, кредитующих малый бизнес, и многое другое. Но все эксперты в один голос обязательно называют среди причин «недостаток финансовых ресурсов». Хотя за последние три года объемы кредитования в целом по стране увеличились в два раза, этот рост пришелся в основном на долю устойчивых предприятий, которые взаимодействуют с банковским сектором [1]. А малым предприятиям, особенно вновь создающимся, получить заем по-прежнему очень сложно. В прошлом году объем кредитов, выданных малому бизнесу, составил около 9 млрд. долл., или 10 процентов от всего совокупного кредитного портфеля банков. По оценкам экспертов, сегодня потребность малого бизнеса в заемных средствах удовлетворяется на 20–30 процентов. А потребность в микрокредитах, то есть в кредитах на сумму от 1 до 10 тысяч долларов, – всего на 5–7 процентов. И это вполне объяснимо. Банкам невыгодно работать с мелкими заемщиками: очень велика доля операционных расходов при оформлении микрокредитов, высоки риски, нет залога, кредитных историй. Начиная с 2004–2005 гг., рынок кредитования малого бизнеса ежегодно удваивается. Однако объемы кредитования могут быть и больше. По данным экспертов, только 25% малых предприятий обращаются сегодня в банки для дальнейшего развития – непрозрачность малых и средних предприятий затрудняет их доступ к банковским продуктам [5].
По-прежнему очень низкой остается доля малых и средних предприятий в создании ВВП. Если в большинстве стран Запада этот показатель превышает 50%, а в некоторых доходит и до 70%, то у нас за счет малого бизнеса создается всего 10–12% ВВП [6].
При этом основным фактором, сдерживающим кредитование и, как результат, развитие малого бизнеса в целом, является непрозрачность бизнес-клиента, наличие двойной бухгалтерии, неспособность заемщика показать реальные мощности предприятия. Это приводит к затруднениям при оценке его финансового положения
В это понятие вкладывают целый перечень проблем, с которыми сталкиваются специалисты, занимающиеся оценкой малого предпринимательства: ведение двойной бухгалтерии в целях уклонения от уплаты налогов, отсутствие системного учета, отсутствие необходимой для оценки документации, неготовность предпринимателей полностью раскрывать свой бизнес перед оценщиками и ряд других.
Малые предприятия, боясь выходить из «тени», еще больше «затемняются», связываясь с так называемыми небанковским организациями. А «стартапы» (предприятия на стартовом этапе – с нуля) вообще не имеют шансов на получение денег в банке. Кредиты на развитие доступны лишь 12% субъектов малого бизнеса, то есть только каждому десятому [6].
В сложившейся ситуации слабо наметившаяся в последнее время тенденция легализации малого бизнеса должна быть поддержана законодательно. При нынешнем законодательстве малые предприятия, заинтересованные в расширении своей сферы деятельности, показывают скрытую сторону своего бизнеса только в той степени, насколько им это необходимо для получения кредита. После использования кредитных ресурсов основная часть прибыли снова пускается в неучтенный оборот.
Вместе с тем, на проблему можно взглянуть и с иной точки зрения – как правильно оценить деятельность компании, обладая фрагментарными данными о ее деятельности? Многие оценщики финансового состояния, как в кредитных учреждениях, так и в инвестиционных компаниях, регулярно сталкиваются с ситуацией, когда предприниматель, заинтересованный в получении внешнего финансирования, до предела стремится оградить свой бизнес от постороннего взгляда, предоставляя тот минимум им самим подкорректированной (при чем зачастую – неумело) информации, на основании которого, как он считает, ему могут предоставить средства. Причем данные могут как завышаться (с целью представить свой бизнес в более выгодном свете и тем самым повысить шанс на получение финансирования), так и занижаться (если масштаб деятельности достаточно велик, а допускать посторонних в управленческий учет крайне не хочется). В таких случаях специалисты при анализе опираются на здравый смысл и собственный опыт. Но как быть, если опыт еще недостаточно велик, а данные не содержат явных несоответствий?
Существующие методики оценки финансового состояния не могут быть использованы в качестве «лакмусовой бумажки» для диагностики и выявления подобных искажений и несоответствий. Созданные различными российскими и иностранными авторами методики оценки зачастую базируются на гипотетических иллюстрациях, которые не в полной мере учитывают реальное положение дел в бизнесе. В результате чего в этих методиках делается ряд допущений, которые не соответствуют реалиям. Все они базируются на данных учета, которого у предпринимателя может и не быть. В результате использования подобных общепринятых методик в целях анализа специалист не получает ответа на вопрос – каков риск инвестирования? А из этого ключевого вопроса вытекают и ответы на многие другие – на какой срок инвестировать, под какие проценты, с какими дополнительными условиями и др. Разумеется, качественный анализ вскрывает эти недочеты и расставляет все точки над «i», однако качественный анализ требует больших трудозатрат и квалифицированных специалистов, которые не всегда имеются в наличии.
Одним из выходов из сложившейся ситуации может стать использование методик, сформированных на основе эмпирических данных.
На текущий момент большинство кредитных учреждений, которые занимаются кредитованием субъектов малого предпринимательства, уже сформировало достаточную информационную базу о своих клиентах. При этом большинство данных достоверны или близки к достоверным – то есть, взяты из управленческого учета путем тщательного качественного анализа (о недостатках которого упоминалось выше). Таким образом, можно говорить о том, что в распоряжении заинтересованных сторон имеется достаточный массив информации, который может быть эффективно использован в целях создания методики оценки финансового состояния предприятий с более широкими возможностями. А именно, подобная методика позволит: а) определить достоверность предоставленных финансовых данных; б) оценить кредитоспособность потенциального заемщика; в) сравнить эффективность деятельности потенциального заемщика с его конкурентами на рынке.
Подобная методика базируется на тезисе, что: сопоставимые по масштабам деятельности предприятия одной рыночной ниши имеют сопоставимые финансовые результаты и эффективность.
Применительно к двум конкретным фирмам этот тезис может не в полной мере соответствовать действительности, поскольку в любом рыночном сегменте имеются бесспорные лидеры и откровенные аутсайдеры. Если же сравнивать данные по рынку (по совокупности однородных предприятий) с данными одной конкретной компании, вероятность попадания этой компании в диапазон значений значительно возрастает.
Процесс создания такой методики включает в себя [2]:
I. Создание методологической основы.
На этом этапе перед разработчиком методики стоит наиболее сложная задача – определить, какие финансовые коэффициенты и иные показатели являются наиболее значимыми для оценки предприятий, по которым можно сделать вывод о его финансовом положении. Особенно, принимая во внимание, что на сегодняшний день количество используемых в различных методиках финансовых коэффициентов составляет около 200.
II. Сбор статистической информации.
Данный этап является в значительной степени механистическим. Задача разработчика на этом этапе собрать все необходимые финансовые данные, для расчета выбранных показателей. Как упоминалось ранее, если в качестве основы брать данные по компаниям, которым уже предоставлены кредитные ресурсы, но можно говорить о том, что эти данные достоверны, либо максимально приближены к достоверным, поскольку прошли качественную оценку экспертов.
III. Группировка предприятий по сегментам рынка.
На этом этапе происходит группировка предприятий, данные по которым планируется использовать в качестве информационной основы для методики. Роль разработчика на этапе также высока, поскольку необходимо грамотно, опираясь на опыт и знание рынка произвести группировку компаний по определенным критериям схожести.
IV. Расчет среднерыночных значений показателей.
Имея актуальную информацию по массиву предприятий и основу для расчета контрольных показателей, разработчик методики на этом этапе производит расчет значений последних по всем предприятиям.
V. Определение нормативных показателей.
Опираясь на данные качественного анализа, разработчик определяет, какие из использованных компаний являются наиболее эффективными, какие – менее эффективными. И, исходя из результатов расчетов и анализа, определяются нормативные значения показателей, которые свойственны соответствующим секторам рынка региона, с которыми в последствии можно сопоставлять финансовые данные компаний, предоставивших свои документы на рассмотрение.
VI. Разработка механизма интерпретации результатов.
На этом этапе разработчику необходимо описать механизм верной интерпретации результатов сравнения оцениваемой компании с нормативными значениями, определенными на предыдущем этапе. Одним из вариантов решения этой задачи является использования рейтинговой методики, то есть каждому из показателей оцениваемой компании присваивается соответствующий балл в зависимости от того, в какой диапазон нормативных значений он попал. На этом этапе также очень велико значение верной экспертной оценки.
В результате разработки потенциальный кредитор, либо инвестор получает в свое распоряжение методику, позволяющую в кратчайшие сроки определить как финансовый потенциал рассматриваемой компании, так и достоверность предоставленной информации.
Безусловно, указанный подход имеет ряд недостатков, среди которых:
– актуальность нормативных данных ограничена регионом, на основе данных которого производится их расчет;
– высокая зависимость от правильной интерпретации данных на стадии разработки;
– прямо пропорциональная зависимость точности расчетных нормативных значений от количества принятых к рассмотрению предприятий, прошедших качественных анализ деятельности.
Вместе с тем, использование подобного подхода позволит решить ряд проблем, связанных с финансированием предприятий малого бизнеса:
– оценивать малый бизнес с учетом «непрозрачности» и в отсутствии всеобъемлющей информации о финансовом состояния предприятия;
– оперативно определять достоверность предоставляемой информации, без необходимости прибегать к трудоемкому качественному анализу;
– максимально ускорить процесс рассмотрения заявок на предоставление финансирования;
– снизить риск непрофессиональной оценки.
Кроме того, подобная методика является максимально гибкой и адаптивной. С одной стороны, по мере использования ее в практических целях появляется возможность вносить корректировки в значения нормативных показателей, не меняя самой методики; с другой – методика может быть использована в различных регионах, при условии, что нормативные значения показателей будут рассчитаны «на месте» – на основе данных предприятий соответствующего региона.
Таким образом, на сегодняшний день можно обоснованно говорить о том, что государство заинтересовано в развитии малого предпринимательства не в меньшей степени, чем в развитии крупного бизнеса. Особенно остро вопрос развития малого бизнеса стоит в потенциально перспективных регионах, к которым, вне всякого сомнения, относится Приморский край. Однако пока поддержка государства лишь формируется, кредитные учреждения и инвесторы уже сегодня желают активно работать с малым бизнесом, помогая ему «встать на ноги», диверсифицируя кредитно-инвестиционные риски и получая разумную прибыль, которая, кстати, превышает ставки принятые при кредитовании крупной корпоративной клиентуры. И это желание работать с малым предпринимательством обязывает потенциальных инвесторов находить решения для проблем неотъемлемо связанных с этим бизнесом, одной из первых среди которых стоит «непрозрачность». Поэтому уже сегодня необходимо работать над решением этой проблемы и учиться «говорить» с малым бизнесом на его языке путем внедрения нестандартных методик, которые позволят как снизить риски, так и оптимизировать процесс оценки финансового состояния и эффективности функционирования его субъектов.


Литература
1. Основным сдерживающим фактором в развитии кредитования малого бизнеса является непрозрачность бизнеса клиента //УралБизнесКонсалтинг. – 2005. – 26 сент. (http://www.urbc.ru)
2. Приставка М.В. Разработка методики рейтинговой экспресс оценки финансового состояния предприятий малого бизнеса // «New Tendencies in the Development of International Business” Proceedings of the 5th International Joint Conference in 2 vol. Vol.2. Seoul: Publishing House of Logos; Publishing House of VSUES, 2007. Р. 139–151.
3. Сайт Администрации Приморского края – www.primorsky.ru
4. Финансовая «лейка» для малого бизнеса //Парламентская газета. – 2005. – №1686(1055) (14 апреля).
5. Что мешает банкам увеличить объемы кредитования малого бизнеса //Эксперт Урал. – 2004. – №36(161) (27 сентября). (http://www.expert.ru/printissues/ural/2004/36)
6. Эксперты считают, что малому бизнесу не хватает денег //РосБизнесКонсалтинг. – 2007. – 14 июня (www.top.rbc.ru)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия