Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Ефремов А. Э.
первый заместитель министра промышленности Республики Саха (Якутия) (г. Якутск)

Стратегия развития нефтегазовой отрасли в Республике Саха (Якутия)

Стратегия развития любого экономического явления определяет способы, методы и действенные механизмы. В региональной нефтегазовой отрасли должна быть выработана стратегия, определяющая направления делового партнерства с крупными холдинговыми компаниями, а также приоритетных направлений ее развития.
Ныне существующие мелкие и разрозненные, сугубо местного значения акционерные общества республики: ОАО «Якутгазпром», ОАО «Ленагаз», ООО «Таас-Юряхнефтегаз», ЗАО «Иреляхнефть», «АЛРОСА – Газ», ОАО «Ленанефтегаз», ОАО «Сахатранснефтегаз» не обладают необходимыми потенциальными возможностями и компетенцией, чтобы вести соответствующий диалог наравне с такими компаниями, как ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Транснефть», ОАО «Славнефть», ТНК и принимать результативные решения по более сложным организационным и производственным вопросам стратегического характера.
Многочисленные предприятия нефтегазовой отрасли республики, являясь юридически самостоятельными, не связанными между собой производственными субъектами, преследуют только свои интересы, в результате чего оказалась разорванной единая технологическая цепочка общего производственного цикла – от разведочных и добычных скважин до распределительных сетей низкого давления, от магистрального нефтепровода до перерабатывающих производств и бензоколонок. Разрозненная производственная структура не создает условия свободной конкуренции между предприятиями, а наоборот усложняет механизмы взаимоотношений и тем самым способствует возникновению дополнительных эксплуатационных затрат, цен и тарифов, сформированных по «челночному» принципу. Например, цена добытого газа ОАО «Якутгазпром» устанавливается на уровне 336 руб./1000 м3, при этом себестоимость добычи природного газа составляет от 515 до 641 руб./1000 м3. На выходе из магистрального газопровода дополнительная цена, по которой реализовывает другое предприятие ОАО «Сахатранснефтегаз», увеличивается до 570 руб., затем цена дальнейшей реализации устанавливается ОАО «Ленагаз». В конечном итоге природный газ потребителю поставляется по цене, состоящей из суммы вышеназванных цен. Тем не менее, она не будет покрывать суммарные расходы, затраченные всеми предприятиями, участниками «разорванного по участкам» производственного цикла. Для сравнения можно отметить, что цена природного газа на российском рынке в 2005 г. составила 1176 руб./1000 м3, средняя экспортная цена – 216 долл./1000 м3 или 5832 руб. [5, с.16]. В 2007 г. цена газа на Нъю-Йорской бирже достигла 255,7–264,9 долл./1000 м3 или 6904–7152 руб. [1, с. 2].
Последние годы Правительством Республики Саха, алмазодобывающей компанией «АЛРОСА», а также самой национальной компанией «Саханефтегаз» проводится работа по централизации управления и укрупнению производственного потенциала нефтегазовой отрасли республики. Например, АК «АЛРОСА» по линии диверсификации [4, с. 261–265], начиная с 2005 г. стала хозяином 50,3% активов ОАО «Саханефтегаз» и 75% + 1 акции ОАО «Якутскгеофизика». Правда выяснилось, что нефтегазовые активы нужны были компании лишь для диверсификации бизнеса и получения бесперебойного тепло- и энергообеспечения приисков, а затем для выгодной передачи своих активов на баланс ОАО «Газпром» [3]. Такой подход не устроил Правительство Республики Саха и основную часть правления ННГК «Саханефтегаз», хотя до настоящего времени проблема остается не решенной.
Для реализации стратегических задач, прежде всего, потребуется усиление разрозненных мелких предприятий республики за счет их непосредственной интеграции. Только объединение усилий на базе местных предприятий, причем достаточно опытных для эффективной организации работы в экстремальных условиях Крайнего Севера, может поддержать стратегическое партнерство с крупными российскими компаниями и создать экономический потенциал, необходимый для обеспечения энергетической безопасности региона. Это необходимо также для получения прав пользования новых перспективных месторождений нефти и газа, а также для создания нефте- и газоперерабатывающей промышленности на основе применения новых технологий [6, с. 44–46]. Для этого потребуется развитие региональной компании, обладающей соответствующим экономическим потенциалом и интегрированной с другой более крупной корпоративной структурой. Такой подход, в какой-то мере, может соответствовать региональному кластерному образованию, поскольку кластер представляет собой систему взаимосвязанных предприятий, общественных, научных организаций и государственных органов, планирующих и координирующих свою деятельность в соответствии с единой целью, выраженной в повышении конкурентоспособности продукции кластера, на основе эффекта синергизма [2, с. 20–21].
Другим, не менее важным стратегическим направлением развития нефтегазовой отрасли республики, является актуализация масштабного потенциала нефтегазового комплекса на основе преодоления сформировавшегося в течение 30 лет инерционного представления, что нефтегазовый комплекс здесь имеет исключительно инфраструктурный, обслуживающий характер для локализованных внутренних нужд развивающегося минерально-сырьевого комплекса. Для решения этого вопроса должен быть решен вопрос технологической и ресурсно-подготовительной составляющей нефтеперерабатывающего производства. При этом речь должна идти не о традиционных прямогонных установках, а о заводе или установках, ориентированных преимущественно на выпуск светлых фракций, то есть высококачественного моторного и котельного топлива. Следовательно, инновационное решение будет направлено на внедрение технологии глубокой переработки, предусматривающей перекачки тяжелых фракций, остающихся в результате переработки нефти, по магистральному трубопроводу. В мировой практике подобные прямогонные установки «ставятся» практически на трубе с отбором только светлых фракций. Такой модифицированный подход даст возможность: во-первых, создать высокоэффективное нефтеперерабатывающее производство с размещением его на территории крупного населенного пункта, через который будет проходить трасса строящегося магистрального нефтепровода ВС-ТО; во-вторых, решить вопрос переработки сырой нефти, а также оптимального использования всех выпускаемых фракций; в-третьих, полностью обеспечить потребность республики собственными нефтепродуктами и максимально сократить объем дорогостоящего северного завоза; в-четвертых, нефтяной отрасли регионального значения включиться в единую национальную нефтедобывающую и транспортную систему межрегионального и экспортного направления и тем самым участвовать в кластерной структуре национального нефтегазового комплекса. Главное – будет преодолен барьер, сформированный инерционным понятием, что на территории Северо-Востока экономически целесообразно развитие отраслей только топливно-ресурсной направленности.
Позитивные преобразования, происходящие в Дальневосточном федеральном округе, связанные с развитием транспортной инфраструктуры, не допустимо совмещать с проблемой энергообеспечения на основе улучшения Северного завоза. В большинстве своем, это будет выглядеть прямым паллиативом, то есть средством, дающим лишь временное облегчение для выхода из положения на основе реставрации старого механизма.
Федеральный центр по причинам уже принятых обязательств по разработке якутских месторождений и поставкам нефти на азиатские рынки по трубопроводной системе ВС-ТО в обозримой перспективе в большей степени заинтересован в вовлечении в экспортный оборот нефтяных ресурсов, чем газовых. Основной причиной здесь является то, что нефтегазовый комплекс, в том числе и головная газовая компания страны ОАО «Газпром», отдали предпочтение первоначальному использованию крупного Ковыктинского месторождения в Иркутской области и газовых месторождений сахалинского шельфа.
Эти задачи с 2007 г. будут решаться с помощью Ковыктинского ГКМ (как наиболее подготовленного к добыче с первоочередной подачей в Ангарский промышленный узел и потребителям юга Красноярского края, с последующей подачей газа в ЕСГ России в районе Проскоково). Максимальный уровень добычи на Ковыктинском ГКМ планируется на уровне 31,2 млрд м3.
Как считают специалисты ОАО «Газпром», тем самым будет гарантировано поддержание объемов добычи газа по России в период 2007–2015 гг., когда Программа освоения Ямала будет находиться на начальном этапе реализации. Ввод в эксплуатацию газовых залежей Красноярского края, включая Юрубчено-Тахомское НГКМ и Собинское НГКМ, планируется после 2011 г.
На Дальнем Востоке с 2007 г. предусматривается увеличение добычи газа на шельфе острова Сахалин. При этом на основе проектов Сахалин-1 и Сахалин-2 реализовывается начальный этап экспорта газа в страны АТР.
Крупномасштабное освоение газовых месторождений Республики Саха требует строгого соблюдения комплексного подхода, поскольку ресурсы отличаются содержанием попутных и других ценных для народного хозяйства продуктов. Общеизвестно, что углеводородные месторождения Якутии в основном газонефтяные, нефтегазоконденсатные или газоконденсатные. Природный газ наряду с такими попутными продуктами, как нефть и газовый конденсат, характеризуется высоким содержанием ценнейшего стратегического продукта гелия и не менее востребованных на международном рынке составляющих – этана, пропанобутановой смеси, лития, йода, брома, соляной кислоты и т.д.
Вовлечение этих продуктов в народнохозяйственный оборот является не менее важным стратегическим направлением республики. Однако, одновременная реализация производств по использованию попутных и вмещающих продуктов природного газа очень сложна и требует дополнительного времени и ресурсов. Поэтому экспорт природного газа в больших масштабах, с народнохозяйственных точек зрения, требует технико-экономической подготовки проектов по данным направлениям и практического решения по производству попутных продуктов наравне с началом освоения месторождений.
Сложившиеся объективные факторы, сдерживающие ускоренный переход газовой отрасли на экспортоориентированный формат работы, в период до 2020 гг. обусловливают внутрирегиональный характер развития современной газодобычи в республике и создание газоперерабатывающего производства с тем расчетом, чтобы вовремя заложить основу комплексного использования данного ценнейшего углеводородного сырья.
На первоначальный период крупномасштабного газопромысла в стратегии развития в качестве приоритетных можно обозначить следующие основные направления:
– обустройство Отрадинского, Бысахтахского месторождений с общей добычей более 101 млн. м3 газа в год и завершение обустройства Средневилюйского ГКМ;
– соединение в единую газотранспортную схему двух локально работающих систем Центральной и Западной Якутии при завершении строительства третьей нитки газопровода Средневилюйское месторождение – Мастах – Берге – Якутск;
– продолжение газификации населенных пунктов республики в Центральной и Западной Якутии с учетом внедрения безтрубопроводной системы газификации с использованием сжиженного газа;
– формирование стратегических направлений по переработке природного газа с учетом емкости внутреннего, межрегионального и международного рынков сбыта производимой продукции (извлечение этана, гелия и других компонентов природного газа).
В условиях реализации крупных национальных проектов и развертывании широкомасштабных работ по созданию центров по добыче и экспорту углеводородных ресурсов на территории республики, региональная энергетическая стратегия должна предусмотреть все благоприятные предпосылки и решать проблемы, связанные с созданием регионального нефтегазового комплекса, способного функционировать в тесном взаимодополняющем экономическом сотрудничестве с крупными компаниями, осваивающими отдельные углеводородные ресурсы республики.


Литература
1. БИКИ – 2007. – №27 (6 марта). – С.2.
2. Егорова И.Е. Кластерный подход к развитию экономики. – Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН. – 2007. – С. 20–21.
3. Ежедневная деловая газета «РБК Daily». – 2007. – 11 мая.
4. Сафронеев А.А. Эффективность диверсификации АК «АЛРОСА» //Наука и техника для устойчивого развития северных регионов.VI Генеральная ассамблея Северного форума. – СПб.: Администрация Санкт-Петербурга. – 2003. – 23–25 апреля. – С. 261–165.
5. ТЭК России: нефтегазодобывающая и нефтяная промышленность //Ежемесячный бюллетень. – 2007. – № 1. – С. 28.
6. Удут В.Н. Перспективы гелиевой промышленности в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) //ЭКО. – 2005. – №10. – С. 75–81.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия