Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Хаиров Б. Г.
аспирант Омского государственного технического университета

Экономико-математическая модель эффективного взаимодействия органов государственной власти и предпринимательских структур в лесопромышленном комплексе России

Экономико-математические модели используются в исследовании разных сторон хозяйственной деятельности (в частности, ее производственно-технологической, социальной, территориальной структур) и ее отдельных частей. Степень применимости модели к теоретическим исследованиям или практическим действиям дает основание для градации экономико-математических моделей по предназначению на теоретико-аналитические, используемые в исследованиях общих свойств и закономерностей экономических процессов, и прикладные, применяемые в решении конкретных экономических задач (модели экономического анализа, прогнозирования, управления) [1]. Экономико-математическая модель описывает экономические процессы, объекты и связи с использованием математического аппарата.
В конце 80-х годов представления об экономической роли государства несколько изменились, хотя представления прошлого достаточно прочно законсервировали единоличную роль государства в хозяйственной деятельности, которая оказалась серьезной преградой в организации экономического взаимодействия власти и субъектов предпринимательской деятельности на паритетных началах в период рыночной трансформации народного хозяйства России.
Практическая реализация взаимодействия государства и предпринимательских структур в переходной экономике России находит свое воплощение в:
– деятельности правительственных организаций с участием авторитетных представителей бизнеса по достижению консенсуса в координации стратегических программных решений и рекомендаций;
– лоббистской деятельности, как метода взаимодействия власти и бизнеса в решении стратегических задач трансформации экономики переходного периода;
– размещении государственных и региональных заказов посредством контрактов с различными предпринимательскими структурами;
– подготовке и переподготовке кадров высшей профессиональной квалификации по менеджменту в системе зарубежного и отечественного образования.
Основными направлениями государственной поддержки предпринимательства, независимо от отраслевой принадлежности и сферы деятельности, являются: создание льготных условий доступа к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам; помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и персонала малых предприятий и предоставления государственной статистической отчетности; формирование и реализация федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства.
Организацию и взаимодействие органов государственной власти и предпринимательских структур предлагается рассмотреть как экономико-математическую модель, в виде задачи математического программирования:
где xi-переменная, отражающая вклад органов государственной власти в результат взаимодействия;
Рис.1 Вероятностный граф изменения потребности в продукции лесопромышленного комплекса
Рис.2. Дерево решений по проекту производства и сбыта продукции лесопромышленного комплекса
Рис. 3. Обобщенный алгоритм оценки качества взаимодействия органов государственной власти и предпринимательских структур
yj-переменная, отражающая вклад предпринимательских структур в результат взаимодействия;
zk-результат взаимодействия органов государственной власти и предпринимательских структур .
Для упрощения модели считаем эти переменные двоичными: 0-характеризует отсутствие результата, 1-характеризует наличие результата.
По оценкам отечественных и зарубежных аналитических агентств, спрос на продукцию лесопромышленного комплекса будет оставаться высоким и стабильным как минимум до конца тысячелетия.
Таким образом, можно сделать два вывода:
– во-первых, потребность в продукции лесопромышленного комплекса в ближайшие годы только повысится;
– во-вторых, достаточно высокая потребность одним предприятием покрыта не будет.
Как следует из оценок отечественных и зарубежных аналитических агентств объем производства продукции лесопромышленного комплекса меньше, чем объем потребностей, поэтому конкуренция на объемы спроса влияет мало.
Однако, для обоснования принятия решения, например, по строительству предприятия по глубокой переработке древесины, на наш взгляд, необходимо спрогнозировать наиболее вероятные варианты развития событий (рис. 1).
Оптимальный вариант управленческого решения находится по формуле:
Эj – эффективность полученная при принятии решении на этапе j.
Отметим, что Эj определяется с учетом вероятности ее получения, и выражается в прибыли, которую возможно получить, если будет принято данное управленческое решение (рис. 2). Альтернативные варианты решений принимаются после оценки вероятностей наступления событий, отображенных в вероятностном графе.
Единственный недостаток модели заключается в затруднительности определения вероятностей наступления различных событий. Для этого часто применяют так называемый экспертный метод, но его использование в данном случае является неэффективным.
Однако, выполнения необходимых условий для принятия положительного решения о начале проекта недостаточно. Следующим шагом анализа проекта является оценка его эффективности.
На следующем шаге анализа необходимо определить инвестиционную и коммерческую эффективность проекта. В соответствии с принятой практикой инвестиционный проект обычно исследуется в динамике за период, охватывающий фазу капитального строительства и фазу производства продукции до его ликвидации. Поэтому, исходные данные должны отражать временную динамику реализации проекта и должны давать представление об экономической конъюнктуре, непосредственно связанной с производством и сбытом продукции: рынки сбыта, возможная конкуренция, тенденции изменения цен на производственную продукцию, основное сырье и материалы, тенденции изменения других затрат. Кроме того, они должны учитывать вероятные сценарии общеэкономического развития, которые находят свое отражение в инфляции, тенденциях изменения ставки банковского процента по различным видам кредита, курса рубля по отношению к доллару и других показателей.
В итоге предлагается обобщенный алгоритм оценки качества взаимодействия органов государственной власти и предпринимательских структур (рис. 3).


Литература
1. Персональная страница Саморуков Дмитрий Игоревич [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.c-society.ru/wind.php?ID=290622

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия