Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Губайдуллин И. Э.
соискатель кафедры менеджмента Казанского государственного финансово-экономического института

Направления повышения эффективности инвестиционного бизнес-планирования

В настоящее время практически все промышленные предприятия страны составляют бизнес-планы инвестиционных проектов, что связано с начавшимся в России процессом модернизации и структурной перестройки экономики. При этом очень часто разрабатываемые бизнес-планы получают отрицательные оценки от потенциальных инвесторов по причине их недостаточно качественной проработки, в то время как сами проекты экономически обоснованы и вполне оправданы. В целях избежания подобных ситуаций необходимо, на наш взгляд, обратить внимание на ряд проблемных моментов, наиболее часто встречающихся при подготовке бизнес-планов.
Структура бизнес-планов производственных предприятий в настоящее время стабильна и включает следующие элементы:
1. Краткое описание (резюме) проекта: цели проекта, масштаб, предполагаемые выгоды и затраты, а также ключевые показатели эффективности и источники финансирования, характеристика организации, которая будет реализовывать проект. Особенно важно, чтобы в резюме были отражены наиболее сильные стороны проекта.
2. Бизнес и общая стратегия: организация бизнеса, формы участия собственников, методы управления предприятием, стратегия компании, основные характеристики выпускаемой продукции и услуг, а также описание профессиональной команды, которая управляет проектом.
3. Рынок и маркетинговая стратегия: особенности отрасли, к которой относится проект, анализ предпочтений и нужд потребителей, описание основных конкурентов, SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон), а также рынка и маркетинговой стратегии продвижения проекта.
4. Производство и эксплуатация: описание производства, особенностей продукции, обоснование качества и описание системы контроля качества продукции, планов производства и развития.
5. Управление и процесс принятия решений: организационная структура предприятия, распределение полномочий между различными руководящими органами предприятия (совет директоров, генеральный директор, президент компании), резюме и характеристики специалистов, от которых будет зависеть успех проекта.
6. Финансовый план: обоснование прибыльности проекта, подробный анализ денежных потоков и источников финансирования проекта, расчет себестоимости, прогнозные баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств.
7. Факторы риска (анализ рисков): анализ рисков, которые могут оказать влияние на реализацию проекта, план по их снижению и анализ чувствительности.
8. Приложения: расчеты и графики, подтверждающие информацию, изложенную в основной части бизнес-плана.
Для того, чтобы подчеркнуть сильные стороны проекта, раскрыть его особенности, подчеркнуть уникальность бизнес-идеи, типовую структуру бизнес-плана целесообразно изменять. Бизнес-планирование не должно превращаться в заполнение анкеты, это должен быть творческий процесс.
Главное, на что следует, по нашему мнению, обращать внимание при составлении бизнес-плана – это выгоды, которые получит инвестор от вложенных средств. Составитель должен понимать, для кого готовится инвестиционный бизнес-план, что хочет получить потенциальный инвестор, чего он опасается и чему не доверяет. Поэтому самая важная для инвестора информация должна быть правдиво сформулирована в начале бизнес-плана (в резюме).
Следующий важный момент – обоснование выбранного варианта реализации проекта. Принимая решение о вложении средств, инвестор захочет увидеть в бизнес-плане различные варианты развития проекта: лизинга, покупки площадей и т.д.
Анализ автора показал, что одна из наиболее распространенных ошибок при разработке бизнес-планов – недостаточная характеристика рынка сбыта нового товара или услуги (именно низкий уровень маркетинговых исследований нередко становится причиной неверных расчетов финансового результата проекта). Если бизнес-план описывает проект, предполагающий вывод на рынок нового продукта (услуги), инвестор наверняка захочет увидеть анализ нужд потребителей, позволяющий понять, будут ли они покупать новый продукт (услугу).
В бизнес-планах, в которых идет речь об открытии нового предприятия, составители часто не уделяют достаточного внимания барьерам, препятствующим вхождению на рынок нового игрока. При наличии сильной конкуренции это может потребовать значительных маркетинговых затрат, а, следовательно, увеличит срок окупаемости проекта.
Наиболее пристальное внимание при анализе бизнес-планов уделяется их финансовой части. Конечно, за подготовку бизнес-плана в целом отвечают финансовые специалисты. Однако если маркетинговую стратегию и анализ рынка указанным сотрудникам помогают готовить служба продаж и отдел маркетинга, а описание производства – сотрудники производственных подразделений, то за составление финансовой части бизнес-плана отвечают именно финансисты. Очень часто составители бизнес-планов для финансовых расчетов используют компьютерные программы по инвестиционному планированию, например Project Expert, однако не считают необходимым проанализировать их или прокомментировать полученные результаты.
Ни в коем случае нельзя игнорировать анализ чувствительности. К сожалению, часто разработчики бизнес-планов ограничиваются расчетом чистого денежного потока (NPV) и срока окупаемости проекта, но не демонстрируют изменений этих показателей в случае отклонения фактических значений от планового уровня.
В анализе чувствительности для каждого из влияющих факторов, наиболее подверженных возможному изменению, определяются критические точки, то есть такие значения показателя, при которых проект перестает быть эффективным и финансово состоятельным. Анализ проводится по объему реализации услуг и их стоимости, а также по объему первоначальных инвестиций в постоянные активы, так как именно от них в значительной степени зависит финансовый результат реализации проекта.
Что касается расчетов финансовых коэффициентов (ликвидности, деловой активности, структуры капитала и независимости и т.д.), то на наш взгляд следует не только рассчитать их значения, но и провести сравнительный анализ, сопоставив их с аналогичными показателями конкурентов. В противном случае инвестор не сможет определить, действительно ли предприятие является эффективным и сможет занять достойное место на рынке.
По мнению автора, еще одним недостатком многих бизнес-планов является необоснованный выбор ставки дисконтирования, применявшейся при расчете показателей эффективности. Многие специалисты считают такой элемент расчетов очень важным для правильной оценки проектов.
Дисконтирование – это определение стоимости денежных потоков, относящихся к будущим периодам (будущих доходов на настоящий момент). Для правильной оценки будущих доходов нужно знать прогнозные значения выручки, расходов, инвестиций, структуру капитала, остаточную стоимость имущества, а также ставку дисконтирования. Поэтому ставка дисконтирования используется для оценки эффективности вложений и с экономической точки зрения – это норма доходности на вложенный капитал, требуемая инвестором.
Существуют различные методы определения ставки дисконтирования. Наиболее часто при инвестиционных расчетах ставка дисконтирования определяется как средневзвешенная стоимость капитала (weighted average cost of capital – WACC), которая учитывает стоимость собственного (акционерного) капитала и стоимость заемных средств. Это наиболее объективный метод определения ставки дисконтирования. Недостаток его в том, что на практике им могут воспользоваться не все предприятия.
Если для финансирования проекта привлекается не только собственный, но и заемный капитал, то доходность такого проекта должна компенсировать не только риски, связанные с инвестированием собственных средств, но и затраты на привлечение заемного капитала. Учесть стоимость и собственных, и заемных средств позволяет показатель средневзвешенной стоимости капитала (WACC), который рассчитывается по формуле:
где Re – ставка доходности собственного (акционерного) капитала, рассчитанная, как правило, с использованием модели САРМ;
Е – рыночная стоимость собственного капитала (акционерного капитала). Рассчитывается как произведение общего количества обыкновенных акций компании и цены одной акции;
D – рыночная стоимость заемного капитала. На практике часто определяется по бухгалтерской отчетности как сумма займов компании. Если эти данные получить невозможно, то используется доступная информация о соотношении собственного и заемного капиталов аналогичных компаний;
V = Е + D – суммарная рыночная стоимость займов компании и ее акционерного капитала;
Rd – ставка доходности заемного капитала компании (затраты на привлечение заемного капитала). В качестве таких затрат рассматриваются проценты по банковским кредитам и корпоративным облигациям компании. При этом стоимость заемного капитала корректируется с учетом ставки налога на прибыль. Смысл корректировки заключается в том, что проценты по обслуживанию кредитов и займов относятся на себестоимость продукции, уменьшая тем самым налоговую базу по налогу на прибыль;
Tc – ставка налога на прибыль.
Как мы уже отмечали, такой подход для расчета ставки дисконтирования на практике могут использовать не все предприятия. Во-первых, этот подход не применим по отношению к компаниям, которые не являются открытыми акционерными обществами, следовательно, их акции не торгуются на фондовом рынке. Во-вторых, этот метод не смогут применить и фирмы, у которых нет достаточной статистики для расчета собственного бетта-коэффициента. Для определения ставки дисконтирования таким компаниям следует использовать иные методы расчета. В частности, кумулятивный метод оценки премии за риск. К недостаткам данного метода можно отнести его субъективность (зависимость от экспертных оценок рисков). Кроме того, он значительно менее точен, чем метод расчета ставки дисконтирования по методу WACC.
Самый простой путь определения ставки дисконтирования, который используется на практике, – это установление ее экспертным путем или исходя из требований инвестора.
Однако нужно учитывать, что экспертный метод будет давать наименее точные результаты и может привести к искажению результатов оценки проектов. Поэтому автор рекомендует при определении ставки дисконтирования экспертным путем или кумулятивным методом обязательно проводить анализ чувствительности проекта к изменению ставки дисконтирования. Тогда инвестор сможет более точно оценивать риски проекта и его эффективность.
Есть еще несколько «узких мест» в бизнес-планировании. Сгруппируем их по стадиям развития инвестиционного проекта:
1. Стадия подготовки инвестиционного бизнес-плана.
При организации новых производств или техническом перевооружении старых, производственные предприятия не обращаются к услугам проектировщиков. Здесь есть объективные причины. Во-первых, это стоит немалых денег. Во-вторых, сроки проектных работ (включая все необходимые согласования) могут непозволительно затянуться по времени.
Это приводит к тому, что при составлении сметы на приобретение того или иного технологического оборудования потенциальному заемщику бывает трудно учесть все необходимые затраты. Это может сделать только высококлассный специалист. Если приобретается какая-либо производственная линия то, как правило, запрашиваемая сумма инвестиций ею и ограничивается. Но… в поставляемую технологическую линию, не входит масса вспомогательного оборудования, которое тоже стоит немалых денег. Как показывает практика, стоимость вспомогательного оборудования к технологическим линиям может колебаться до 80%, от стоимости самой линии.
При разработке инвестиционного проекта зачастую не учитываются затраты на перемещение оборудования (стоимость транспортировки), таможенные пошлины, погрузочно-разгрузочные работы, монтаж, пуско-наладочные работы и т.д.
Часто очень слаба юридическая проработка инвестиционных проектов. Особенно это касается тех проектов, где фигурируют два или более предприятий. Сразу возникает масса вопросов, связанных с их «взаимоотношениями» как на экономическом и организационном, так и на снабженческо-сбытовом уровне.
2. Стадия маркетинговой проработки инвестиционного проекта.
Маркетинговая проработка инвестиционного проекта является одним из важнейших разделов бизнес-плана. Именно на основании маркетинговых исследований можно делать выводы о возможностях кредитополучателя успешно реализовать намеченные планы и цели. Данный раздел действительно присутствует в каждом бизнес-плане, но, как правило, все исследования связанные с изучением рынка проводятся «кабинетным способом», что недопустимо. Такая ситуация складывается из-за того, что маркетинговые исследования могут быть достаточно дорогостоящими и трудоемкими. Поэтому, в целях экономии средств и времени, разработчики проекта стараются обойти эту проблему. На какие моменты нужно обратить особое внимание? Это рынок, конкуренция и сбыт.
По мнению автора, особое внимание необходимо обратить на раздел, где проводится анализ конкурентов. Это, прежде всего вопросы, связанные с ценовой политикой, присутствием на рынке, уровнем технологии, качеством производимой продукции, материальными, финансовыми и административными ресурсами. Порою добыть такую информацию достаточно проблематично.
3. Стадия проработки производственного плана.
Очень часто не учитывают тот факт, что в первый месяц начала производства, наблюдается значительное количество брака, связанного с настройкой и доведением технологического оборудования. Производство будет работать нестабильно, а «переведенное» в брак сырье нужно будет каким-то образом списывать на издержки. Это могут быть немалые деньги, которые имеет смысл учесть в инвестиционном проекте, что делается крайне редко.
Как правило, «план производства» завышен и определяется на уровне максимальной загруженности технологического оборудования. А в планируемом штатном расписании количество предполагаемых работников занижено, как впрочем, занижен и уровень оплаты труда. Кроме этого, оборудование подлежит профилактике, это тоже стоит денег и по времени может занять от 2 до 4 недель. Соответственно, производство будет работать не 12 месяцев в году, а 11. При этом необходимо платить заработную плату, обязательные платежи и выделить средства для ремонта оборудования.
4. Стадия проработки экономической части инвестиционного проекта.
Исходя из мнимой экономии, достаточно часто в окончательную сумму, необходимую для реализации инвестиционного проекта не включают оборотные средства для закупки сырья и материалов, выплаты заработной платы, оплаты текущих платежей и т.д. В конечном итоге успешная реализация проекта под угрозой срыва.
Аналогичная ситуация может сложиться в случае если «план производства» рассогласован по времени с «планом сбыта» производимой продукции. Если не учитывать данный факт, возможна ситуация, когда возникнет дефицит средств. Поэтому не стоит забывать, что потребность в оборотном капитале может быть значительно больше, чем стоимость самого технологического оборудования
Стоит отметить, что это далеко не все узкие места инвестиционных бизнес-планов. Современная экономическая ситуация и задачи этапа массовой модернизации производства требуют учитывать представленные рекомендации.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия