Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Батрутдинов А. С.
соискатель кафедры экономики и менеджмента в строительстве
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук,

Федосеев И. В.
профессор кафедры экономики и менеджмента в строительстве
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
доктор экономических наук


Основные модели инновационного процесса и классификационные признаки инновации
На основе анализа тенденций развития теории инноваций, различных подходов к их классификации, предлагается мультифункциональный классификатор инноваций. Данный классификатор позволяет различным образом группировать инновации в зависимости от выбранной цели исследования и определять как степень инвестиционной зависимости инноваций, так и их значение как макроэкономического индикатора

В современных условиях теряет свою актуальность подход к теории расширенного воспроизводства, основанный на представлении о главенствующей роли инвестиций. Наращивание объема капитальных вложений много лет рассматривалось как основное условие НТП и экономического развития вообще [6]. Изменения в научных представлениях об источниках экономического роста сегодня заметны даже в выступлениях официальных лиц. Так, в своем докладе на Совете безопасности России 24 февраля 2004 г. Президент РФ В.В. Путин определил, что необходимым условием реализации стратегии качественного роста экономики, промышленности и науки является формирование полноценной инновационной политики государства, что предполагает осуществление серьезных преобразований в обществе, модернизацию всей социально-экономической сферы. В свете того, что сегодня, по оценкам экспертов, Россия отстает по уровню технологического развития от западных стран примерно на 45–50 лет [1], данный курс требует развития и модернизации наиболее перспективных производств, обеспечивающих подъем экономики, повышение качества выпускаемой продукции и прорыв на мировые высокотехнологичные рынки.
Задача инновационного развития экономики требует определенности в трактовке самого понятия инноваций. На наш взгляд, ближе всего к точному определению инновации подходит Питер Дракер: «Инновация – это не изобретение и не открытие... Она фокусируется не на знаниях, а на эффективности, а в бизнесе – на экономической эффективности. Ее сущность скорее концептуального характера, чем технического или научного. Характерным качеством новатора является способность объединить в систему то, что другим представляется несвязным набором разрозненных элементов. …Качество инновации не зависит напрямую от ее размера… Это успешная попытка найти и включить в свой бизнес последнюю частичку, которой недостает, чтобы превратить уже существующие элементы: знания, товары, покупательский спрос, рынки – в новое и гораздо более продуктивное целое» [2].
Проведенный анализ различных подходов отечественных и зарубежных ученых к определению инноваций (Э.А. Уткин [10], В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков [13], Б. Швальбе, Х. Швальбе [12], Ф. Валента, А.Н. Пригожин [7], В.С. Кабаков [5], А.А. Кутейников [8], О.Т. Лебедев, Л.П. Пронина, А.А. Солдатова [3]) позволяет дать следующее определение: инновация – это коммерциализация результатов научных исследований, направленных на повышение эффективности экономических и социальных отношений во всех сферах деятельности общества через совершенствование производственного процесса.
Сегодня методология системного описания иннова­ций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло». Они разработаны применительно к технологическим инновациям и охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения [9]. Инновация считается осуществленной, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Иными словами, новшество становится нововведением (инновацией) начиная с момента его технического или коммерческого распространения. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом (жизненным циклом инновации). С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Наиболее широко распространенный подход к описанию инновационного процесса основан на выделении четырех стадий инновационного производства, последовательно реализуемых в сферах науки, техники, производства и потребления (рис.1).
Рис. 1. Схемы инновационных процессов
Источник: [14]
Начало инновационного процесса обычно связывают с проведением научных исследований фундаментального и поискового характера, т.е. чисто теоретической ориентации. Результатом подобных исследований может служить открытие частных и всеобщих законов или закономерностей природы, а также открытие (в результате теоретических расчетов) новых материальных объектов или веществ в природе и т.п. [11].
На основе предыдущих результатов строятся работы или исследования прикладного характера, которые в совокупности принято называть разработками. В их число включают специальные исследования прикладного назначения, результатом которых наряду с открытием узких (локальных) закономерностей чаще всего выступает то или иное техническое решение будущего искусственно воспроизводимого материального объекта, который получает свое выражение, как правило, в форме изобретения.
В дальнейшем на основе изобретения осуществляются работы проектно-конструкторского характера (проектно-технологические и опытно-конструкторские разработки). Результатом этих видов работ служит либо опытный (головной) образец нового технического объекта (машины, прибора, аппарата или другого оборудования), либо новый (прогрессивный) технологический процесс. Далее в число разработок прикладного характера включаются работы по освоению новой техники в тиражированном масштабе. Они в значительной мере содержат работы, обычно именуемые подготовкой производства продукции серийного и массового характера потребления. В зависимости от места их осуществления они могут классифицироваться в виде или в форме внезаводской подготовки производства либо внутризаводской подготовки производства новой продукции.
Во многих сферах промышленное производство не ограничивается только созданием единичных образцов той или иной потребительной продукции, а продолжается освоением промышленных партий новой продукции. В последнем случае инновационный процесс вторгается в область серийного и массового производства новой продукции через сферу деятельности, именуемую непосредственной подготовкой производства.
За производством новшества следует его использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг и обеспечением безаварийной и экономичной работы, а также необходимой ликвидацией устаревшего и созданием вместо него нового производства.
Развитые зарубежные страны в последние годы все большее внимание уделяют последней, четвертой, стадии инновационного процесса, правомерно считая, что одних усилий по наращиванию НИР недостаточно для успешной производственной деятельности. Необходимо комплексное развитие всех подразделений, обеспечивающих коммерциализацию результатов НИР. В этом процессе особо важную роль играют организационные и управленческие аспекты корпоративной стратегии [11].
Внимание к той или иной стадии инновационного процесса создает основы для построения различных классификационных моделей инновационного развития. Одним из возможных оснований классификации может быть подход с позиции историзма (рис. 2).
Рис. 2. Классификация моделей инновационного процесса с позиций историзма
В качестве исторически первой модели инновационного процесса можно рассматривать модель «технологического толчка», возникновение которой относится к 50-м гг. ХХ в. Эта модель инновационного процесса основана на акцентировании первых двух стадий инновационного процесса. Следующая за ней модель «вытягивания спросом» (market pull) основана на идее о том, что рынок, где находят свое выражение потребности, представляет собой основную движущую силу инновационного развития. От первой модели она отличается большим акцентом на последние две стадии инновационного процесса. Общей чертой обеих моделей является то, что НИР рассматривается как основной побуждающий фактор, а рынок – как пассивный элемент. На этой основе появилась возможность возникновения третьей, «объединяющей» модели, в которой этапы НИР и маркетинга взаимно уравновешены. Согласно этой модели инновационный процесс предстает как логически последовательный, хотя и не обязательно непрерывный процесс, который подразделяется на функционально различные, не взаимодействующие и независимые стадии. В этой модели технологии не являются главным элементом: технологическая инновация должна сопровождаться инновациями в области организации, управления, производства, маркетинга.
В 80-х гг. ХХ века появилась «интегрированная модель», в которой инновационный процесс рассматривается не как последовательный, а как параллельный. Это означает, что этапы НИР, разработки прототипа, производства и т.д. осуществляются одновременно.
В отличие от научно-технического прогресса, инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (коммерциализации) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения, новые рынки, а следовательно, создает и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Данная модель называется «коммерциализация инноваций».
Очевидно, что при создании и внедрении качественно различных инноваций разные стадии инновационного процесса будут играть неодинаковую роль. Не меньшее значение имеют и такие характеристики инноваций, как требуемая степень привлечения инвестиционных ресурсов и макроэкономические аспекты инновационной деятельности.
Говоря про макроэкономический аспект, мы будем опираться на труды неошумпетерианцев. Так, Альфред Кляйнкнехт вводит в анализ инновационной деятельности фактор риска. Инновации всегда связаны с риском. В периоды экономического подъема прибыль обеспечивается и без принципиальных инноваций, поэтому фирмы предпочитают не рисковать. В это время технический прогресс проявляет себя в усовершенствовании технологии и мелких улучшениях ассортимента. Когда наступает депрессия, порог риска снижается: ничего не менять еще рискованнее, чем идти на существенные перемены. Спад производства становится стимулом радикальных инноваций, особенно в характере выпускаемой продукции. Согласно изысканиям Кляйнкнехта, эмпирические данные свидетельствуют, что в фазе депрессии имеют место сгущения (кластеры) новаций в составе продукции, в фазе подъема – кластеры изменений в технологии освоенных производств [4].
В экономической науке разработаны различные подходы к классификации инноваций, основным свойством которых является их монофункциональность. В свою очередь, мы предлагаем мультифункциональный классификатор, основанный на критериях привлечения инвестиционных ресурсов и макроэкономических аспектов инновационной деятельности (рис. 3).
В классификаторе использованы следующие классификационные признаки.
1. По степени радикальности (новизны):
– базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;
– улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
– псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.
Рис. 3. Мультифункциональный классификатор инноваций
2. По характеру применения:
– продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов;
– технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии:
– социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;
– комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;
– рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах и услугах на новых рынках.
3. По стимулу появления (источнику):
– вызванные развитием науки и техники;
– вызванные потребностями производства;
– вызванные потребностями рынка.
4. По роли в воспроизводственном процессе:
– потребительские;
– инвестиционные.
5. По масштабу:
– сложные (синтетические);
– простые.
6. По этапам НТП:
– технические: появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
– технологические: возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
– организационно-управленческие: связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
– информационные: решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
– социальные: направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
Классификаторам, ранее применявшимся в экономической науке, был присущ монофункциональный характер. Примером может служить классификация Ф. Валенты, который выделяет различные уровни инноваций:
– инновации нулевого порядка – воспроизводство первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
– инновации первого порядка – изменение количественных свойств системы;
– инновации второго порядка – перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;
– инновация третьего порядка – адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;
– инновации четвертого порядка – новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются – происходит некоторое улучшение их полезных свойств (оснащение существующего электровоза более мощным двигателем);
– инновации пятого порядка – новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется;
– инновации шестого порядка – новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;
– инновации седьмого порядка – новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип (переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического воздушного транспорта транспортом на «воздушной подушке»).
Возможна также классификация по характеру цели, продемонстрированная в работе [5]:
– постоянные и временные во времени воздействия
– в зависимости от масштаба предпринимаемых действий – главные (глобальные) и вспомогательные (локальные) цели.
3. В работе [3] выделяются два классификационных признака инноваций: по характеру природы: научные, технические, технологические, производственные, организационные, управленческие, экономические и социальные; по уровню масштаба: народнохозяйственные, отраслевые, объединений, предприятий, цехов, участков, рабочего места.
Приведенные классификации инноваций позволяют сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.
Предложенный в данной работе классификатор позволяет различным образом группировать инновации по тем или иным признакам в зависимости от потребностей пользователя и определять как степень инвестиционной зависимости инноваций, так и их значение как макроэкономического индикатора. Основное отличие данного классификатора от уже существующих состоит в его мультифункциональности.


Литература
1. Воронин Ю.М. Сводный аналитический доклад Счетной палаты РФ: Основные проблемы и условия эффективного воспроизводства отечественного научного потенциала // http:// stra.teg.ru/ lenta/ innovation/ 467.
2. Дракер П.Ф. Новые реальности. В правительстве и политике. В экономике и бизнесе. В обществе и мировоззрении. – М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994.
3. Лебедев О.Т., Пронина Л.П., Солдатова А.А. Совершенствование системного подхода к освоению нововведений // Совершенствование организационной структуры производства и управления в условиях нововведений. – Л.: ЛИЭИ, 1988. – С. 11–19.
4. Левита Р.Я. История экономических учений: Полный курс в кратком изложении. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 224 с.
5. Нововведения в хозяйственном механизме в условиях интенсификации производства: Учеб. пособие. – М.: ВШ, – 1988. – 95 с.
6. НТП в рыночной экономике 90-х годов / Ред. Ночевкина. – М., 1992. – 218 с.
7. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) – М.: Политиздат, 1989.
8. Технологические инновации в экономике США. – М.: Наука, 1990. – 96 с.
9. Тюрина В.Ю. Инновационная способность и инновационная восприимчивость: Конспект лекций. – Саратов: СГТУ, 1994.
10. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: Акалис, 1996.
11. Шайбакова Л.Ф., Лебелев Ю.А. Инновационный процесс в регионе (организационно-экономический аспект). – Екатеринбург: Урал.гос.эконом.ун-т, 1995. – 256 с.
12. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. – М.: Прогресс, 1993.
13. Экономика предприятия /Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. – М.: Бизнес и банки; ЮНИТИ, 1996.
14. Fumio Kodama. Emerging Patterns of Innovation Sources of Japan’s Technological Eadge. – Harvard Business School, 1995.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия