Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Хренов П. Е.
соискатель экономического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова

Инновационный спрос как фактор экономического развития
На основе представления о значении спроса для экономического роста и структурных изменений в экономике, а также предложенного автором разделения «традиционного» и «инновационного» видов совокупного спроса показан механизм развития экономики через эволюцию потребительского спроса. Выявлены особенности этого процесса для развитых и развивающихся стран

В XX веке экономический прогресс и индустриализация охватили практически все страны мира. Значительно ускорился темп экономического роста: если с 1820 по 1913 г. мировой ВВП вырос в 3,5 раза, то с 1913 по 1998 г. – в 12,5 раза [3,C.84]. В процесс глобализации были вовлечены как развитые государства Северной Америки и Европы, так и развивающиеся страны Азии, Латинской Америки, Африки. Вместе с тем уровень производительности труда и, соответственно, ВВП на душу населения быстрее росли в развитых государствах, провоцируя увеличение разрыва между странами «золотого миллиарда» и «третьего мира».
Все большую роль в экономическом развитии стал играть фактор научно-технического прогресса, обеспечивающий до 80% роста [9. C. 260]. Между тем традиционная экономическая теория продолжала рассматривать научный прогресс как экзогенный стохастический фактор [2. C. 40], к тому же ее потенциала оказалось недостаточно для объяснения значительных межстрановых различий в производительности труда и в темпах роста.
Необходимость учета НТП как фактора экономического развития потребовала разработки новых – эндогенных – моделей роста, как в неоклассическом подходе [13, с. 49–66], так и в эволюционном [9, с. 260]. Соответственно как ключевой фактор роста производительности труда в новых моделях начинает рассматриваться увеличение качества человеческого капитала: примером тому могут служить модели П. Ромера и Р. Лукаса [9, с. 77–86, 97–115]. В указанных моделях показано, каким образом более высокая квалификация работников приводит к повышению эффективности использования труда и капитала. Другим фактором роста выступает использование фирмами более совершенных производственных технологий и квалифицированной рабочей силы. На таком подходе основаны модели Ф. Агийона и П. Хоувитта [2, с. 45–46], а также Л. Соете и Р. Тернера [5, с. 77–80].
Следует отметить, что все приведенные модели экономического роста с учетом фактора НТП учитывают процесс совершенствования существующих технологий производства, то есть фактор предложения, и игнорируют второй фактор – спроса. Рост производительности обеспечивает увеличение выпуска традиционных товаров вне зависимости от наличия спроса на них. Нивелируется тенденция структурной перестройки экономики и появления инновационных товаров и новых отраслей. Также в рамках этих моделей не поднимается вопрос о влиянии доходов населения и их структуры на экономическое развитие.
В нашей работе мы исходим из гипотезы о взаимозависимости уровня доходов, структуры расходов населения на сбережение и потребление, их влиянии на инновационную активность в экономике и, в конечном итоге, – на структурные изменения и экономический рост.
В процессе трудовой деятельности каждый индивид получает доход, который расходуется на удовлетворение его текущих потребностей (традиционных), сбережение, инвестирование и на приобретение новых – инновационных – товаров и услуг. На уровне общества в целом эта структура расходов описывается формулой Y = APC + APS, где APC – средняя склонность к потреблению, APS – средняя склонность к сбережению. Соответственно сбережения и инвестиции агрегируются в показателе APS, а потребление товаров и услуг – в показателе APC. В долгосрочном периоде отношение средней склонности к потреблению и к сбережению устойчиво.
С нашей точки зрения, следует разделить экономические блага на «традиционные» и «инновационные». По мере насыщения рынка традиционными товарами и услугами, в обществе возникает спрос на новые товары и услуги – «инновационный спрос» [13, с. 30–31]. Базой для инновационного спроса служат доходы населения, не израсходованные на традиционные блага. Появление на рынке принципиально новых товаров позволяет выявить структуру и объем спроса и постепенно «капитализировать» его. Адекватным примером подобного процесса является появление первых персональных компьютеров с последующим развитием компьютерной и программно-информационной отрасли, вместе с сопутствующими товарами и услугами в традиционных отраслях (компьютерная литература, телевизионные передачи, технический сервис и обслуживание, моддинг и т.п.).
Следует отметить, что с появлением кластеров инновационных товаров традиционное предложение остается, хотя с течением времени оно утрачивает позиции. Этот процесс идет непрерывно, обеспечивая структурную перестройку экономики на фоне ее перманентного роста. Подобный вывод соответствует теории «больших циклов конъюнктуры», разработанной Н.Д. Кондратьевым [4]. Этот подход разрабатывается в рамках эволюционной экономической теории, в частности академик В.И. Маевский приводит свою интерпретацию экономического цикла Кондратьева, исходя из тенденции смены технологических укладов: «понижательная волна Кондратьевского цикла не связана с деградацией (отмиранием) доминирующего уклада. …Понижающий эффект (в начале очередного цикла – Прим. автора) обусловлен тем, что скорость роста доминирующего уклада оказывается ниже, чем скорость отмирания старых укладов, сосуществующих наряду с доминирующим» (см. рис. 1.) [7, с. 90].
Таким образом, экономическое развитие представляет собой волнообразно-восходящий процесс насыщения потребностей индивида/общества все более новыми – инновационными – товарами и услугами. Предпосылкой развития в данном случае выступают неограниченные потребности социума, источником роста становится «инновационный спрос» со стороны высших, а впоследствии и средних слоев населения, а механизмом – инновационный процесс, обеспечивающий вывод на рынок и последующую капитализацию новых товаров и услуг.
Рис. 1. Процесс экономической эволюции по В.И. Маевскому
Источник: [7, с. 90].
Спрос на инновационный продукт, как правило, предъявляют наиболее обеспеченные группы населения, чей материальный достаток выше среднего, а потребность в традиционных благах в основном удовлетворена. Спрос со стороны высших слоев общества обеспечивает нововведению высокую рентабельность и, соответственно, – большую привлекательность для инвестиций в развитие, потенциал для роста капитализации и привлечения заемных средств. В дальнейшем инновационный товар (при условии ориентации его на массового потребителя) последовательно эволюционирует в высший – средний, средний и низший – средний сегменты рынка. В этом контексте очень важным является вопрос о социальной структуре общества, распределении доходов между различными социальными слоями. Чем лучше развит в обществе средний класс, чем выше уровень его благосостояния, тем больший спрос будет предъявлен на инновационный продукт и тем выше окажется потенциал «капитализации» инновационного продукта.
В малых странах численность населения и, соответственно, среднего класса недостаточны для предъявления необходимого объема спроса на новый продукт, что препятствует формированию внутреннего рынка инновационного товара, который можно назвать «базой инновации». Поэтому, как правило, в этих странах фундаментальные инновационные разработки ориентированы, прежде всего, на внешний спрос. В развивающихся государствах уровень доходов населения мал и структура расходов представлена в основном потреблением традиционных базовых товаров (в первую очередь это пищевые продукты, одежда), поскольку не полностью удовлетворен спрос на них (по сравнению с развитыми странами), велика дифференциация населения. Эти взаимодополняющие друг друга факторы также не способствуют формированию «базы инновации» и, соответственно, появлению инновационных товаров и изменению структуры экономики. Даже имеющийся «инновационный спрос» со стороны высших слоев общества невелик и удовлетворяется за счет импорта – «капитализирует» инновационный сектор других стран, в основном развитых. В этом, с нашей точки зрения, заключается одна из причин увеличения разрыва в уровне ВВП на душу населения и производительности труда между развитыми и развивающимися странами в ХХ веке. Как отмечается в одном исследовании, «характерной чертой динамики экономического развития стран мира является дивергенция траекторий. Разрыв между самыми бедными странами и самыми богатыми увеличился за 100 лет более чем в два раза» [12, с. 129–130]. Для развивающихся стран наиболее актуальной задачей является удовлетворение традиционных потребностей, что позволяет поддерживать достаточно высокие темпы экстенсивного экономического роста при том условии, что импорт традиционных товаров не ограничивает выпуск отечественной продукции.
Высокая степень насыщения рынков традиционных товаров в развитых странах способствует не просто появлению «инновационного спроса», но качественному совершенствованию потребностей общества. Вместе с насыщением рынка увеличивается и требовательность потребителей, что заставляет компании искать и внедрять инновации. «Инновационный спрос» становится одним из внешних факторов конкурентных преимуществ бизнеса. Влияние спроса на внедрение и распространение инноваций и на формирование конкурентного преимущества отмечено в работах М.Портера, более того, он прямо указывает на зависимость между необычным, опережающим спросом со стороны потребителей – и эффективностью, инновационной активностью компаний-лидеров [6, с. 162–163].
Инновационный продукт распространяется в экономике по траектории, близкой к экспоненте. Такая форма кривой его эволюции объясняется тем, что конкуренты стремятся повторить успех лидера и «копируют» его инновационные товары с учетом собственных особенностей, что способствует приближению темпа роста отрасли к динамике лидера-инноватора. Описывая этот процесс, А.Ю. Юданов [15, с. 115] приводит такие основные механизмы диффузии инноваций в рамках отрасли, как подражание, соперничество и синергия.
Механизм подражания приводит к адаптации продуктов и рыночных стратегий фирм к «инновационному» спросу, что позволяет достаточно быстро занять новую нишу. Соперничество принуждает компании-конкуренты к внедрению инноваций и выходу на новую нишу рынка. Наконец, синергетический механизм обеспечивает включение в процесс диффузии инновации смежных фирм, поставщиков продукции, продавцов розничных сетей и пр. Это приводит к появлению дополнительных услуг, новых товаров с использованием изначальной инновации – то есть к формированию «кластера инноваций».
Со временем, по мере насыщения рынка, инновационный продукт постепенно превращается в традиционный товар. Освоение рынка (особенно массового среднего сегмента) приводит к широкому распространению нового товара, в результате спрос стремится к насыщению и некогда «инновационный» товар переходит в категорию «традиционных». Вместе с тем этот новый сегмент рынка после перехода инновации в разряд «рутины» никуда не девается, он остается встроенным в экономику, обеспечивая, таким образом, интенсивный экономический рост и структурные изменения.
Основываясь на указанных зависимостях, можно сформировать представление о факторах и механизме интенсивного экономического роста. Побудительным мотивом роста выступает стремление индивида и общества в целом к постоянному повышению благосостояния посредством удовлетворения все возрастающих потребностей и увеличения разнообразия. По мере удовлетворения традиционных потребностей развивается новый спрос – на инновационные товары и услуги. Появление на рынке инновационных благ приводит к «капитализации» инновационного спроса.
Попытаемся сформулировать функции потребления и сбережения с учетом особенностей спроса на инновационные товары:
Соответственно при росте дохода потребителя предельная склонность к потреблению инновационных товаров увеличивается, а предельная склонность к потреблению традиционных товаров сокращается.
Известно, что в краткосрочный период при росте дохода предельная склонность к потреблению сокращается, а предельная склонность к сбережению увеличивается, однако в долгосрочном периоде средние склонности к потреблению и сбережению устойчивы. Можно предположить, что часть потребления инновационных продуктов осуществляется за счет фонда сбережения, таким образом, предельные склонности к сбережению и потреблению в краткосрочный и долгосрочный периоды уравновешиваются, то есть:
Особенность предложенного подхода состоит в учете «функции полезности инновационного продукта для потребителя». Поскольку полезность, получаемая потребителем, зависит не только от количества потребляемых благ, но и от их разнообразия, можно утверждать, что чем большее количество разнообразных товаров и услуг может приобрести потребитель на свой доход, тем выше уровень полученной им полезности. В связи с этим мы предлагаем разделить потребляемые блага на «традиционные» и «инновационные» и, соответственно, разграничить спрос на «традиционный» и «инновационный».
По мере роста доходов потребители увеличивают потребление инновационных товаров, исходя из предложенных выше модифицированных функций потребления. В свою очередь, увеличение потребления в «инновационном» сегменте экономики ведет к структурным изменениям в экономике и общеэкономическому росту, связанному с увеличением инвестиций в производство новых товаров и услуг. В дальнейшем, по мере диффузии инноваций и усиления конкурентной борьбы, растет потребность в увеличении масштаба производства и сокращении средних издержек, что стимулирует производителей на внедрение «ресурсосберегающих» инноваций. По мере насыщения спроса некогда «инновационный» продукт переходит в категорию «традиционных», спрос на него стабилизируется.
Введение в функцию сбережений категории «балансирующие сбережения» (Sb) позволяет объяснить возникновение источника «инновационного спроса». Таким источником оказываются как сбережения, направляемые при появлении на рынке значимого для потребителя инновационного продукта на «инновационный спрос». Одновременно можно предположить, что парадокс опережающего роста сбережений в краткосрочном периоде и устойчивости соотношения между потреблением и сбережением в долгосрочном объясняется направлением «балансирующих сбережений» на приобретение инновационных товаров и услуг, которые впоследствии переходят в категорию «традиционных», что позволяет поддерживать баланс между сбережениями и потреблением.
Подобный процесс характерен для развитых стран, где «традиционный спрос» в значительной мере насыщен. В развивающихся странах низкий уровень доходов, социальное неравенство и, соответственно, низкий уровень удовлетворения потребностей значительной части населения в традиционных товарах не способствует появлению «инновационного спроса», что не позволяет структурно изменять экономику и ограничивает экономический рост в первую очередь экстенсивными факторами.


Литература
1. Алешина И.В. Поведение потребителей. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 1999. – 384 с.
2. Дагаев А. Новые модели экономического роста с эндогенным технологическим прогрессом // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2001. – № 6. – С. 40–51.
3. Илларионов А. Экономическая свобода и благосостояние народов // Вопр. экономики. – 2000. – № 4. – С. 83–101.
4. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. – М.: Экономика, 2002. – 768 с.
5. Красильников А. Эволюционные модели в теории экономического роста // Вопр. экономики. – 2007. – № 1. – С. 66–81.
6. Курс МВА по стратегическому менеджменту. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
7. Маевский В.И. Введение в эволюционную макроэкономику. – M., 1997.
8. Медведев В.А. Перед вызовами постиндустриализма: Взгляд на прошлое, настоящее и будущее России. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 440 с.
9. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. – М.: «ДЕЛО», 2002. – 536 с.
10. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. – М.: Логос, 1998. – 279 с.
11. Портер М. Конкуренция между местами размещения бизнеса: глобальная стратегия как способ обеспечения конкурентного преимущества // Курс МВА по стратегическому менеджменту. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 608 с.
12. Пространство циклов: Мир – Россия – регион /Под ред. В.Л. Бабурина, П.А. Чистякова. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 320 с.
13. Хренов П.Е. Качество экономического роста – роль инновационного фактора // Экономика и финансы – 2007 – № 5. – С. 28–32.
14. Шараев Ю.В. Теория экономического роста. – М.: ГУ ВШЭ, 2006.
15. Юданов Ю.А. «Быстрые» фирмы и эволюция российской экономики // Вопр. экономики. – 2007. – № 2.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия