Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Лямзин О. Л.
доцент кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета,
кандидат экономических наук

Ерыгина Е. С.
аспирант кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета

Проблемы организации и развития малого инновационного бизнеса в Сибири (на примере Новосибирской области)
Данная статья посвящена выявлению и анализу проблемных моментов, связанных с осуществлением малого инновационного предпринимательства в Сибирском регионе, в частности, в Новосибирской области. Представлены результаты полевого исследования, проведенного в 2006 – 2007 гг.

Современная среда, в которой функционируют и развиваются отечественные рынки, характеризуется все большей жесткостью конкуренции, динамичностью, непредсказуемостью, становится все более глобальной и инновационной по своему характеру. В деятельности малых предприятий * указанные процессы приобретают свою выраженную специфику и особые перспективы развития.
В конкурентной борьбе любых организаций происходит изменение значимости отдельных факторов успеха. Все в большей степени доступ к экономическим ресурсам и обладание материальными ценностями становятся менее значимыми условиями победы в конкурентной борьбе, чем способность к нововведениям. Данная ситуация характерна и для малых предприятий, для которых инновационная активность становится важнейшим аспектом деятельности, обусловливающим их способность к выживанию и развитию.
Указанным характеристикам соответствует такой вид бизнеса, как малые инновационные предприятия. С учетом новых контекстов деятельности малых инновационных предприятий как объектов, объединяющих научно-исследовательскую и производственную деятельность на основе развития инноваций, возникает необходимость грамотного и системного управления этими процессами.
С целью выявления актуальных проблем и особенностей деятельности малых инновационных предприятий Новосибирской области, в 2006–2007 гг. был осуществлен проект под названием «Исследование проблем субъектов малого инновационного бизнеса». При выполнении данного проекта требовалось получить следующую информацию:
– общие сведения о предприятии;
– проблемы, возникающие при реализации разработок, их причины;
– административные барьеры ведения предпринимательской деятельности;
– потребность в кадровых ресурсах;
– сведения об инфраструктуре поддержки.
С руководителями и специалистами малых инновационных предприятий были проведены экспертные интервью в форме телефонной беседы. Для проведения экспертных интервью предварительно разрабатывались соответствующие анкеты, с учетом преимуществ и недостатков открытых и закрытых вопросов.
Выборка малых инновационных компаний осуществлялась по таким критериям, как сфера деятельности; численность персонала; география реализации продукции и возраст предприятий.
При формировании выборки было решено придерживаться принципа равномерного распределения предприятий по вышеприведенным критериям. Для целей настоящего исследования объем выборки формировался на уровне 20% от размера генеральной совокупности. Итоговый массив малых инновационных предприятий содержит 22 фирмы.
При проведении исследования было выявлено, что малые фирмы сталкиваются с целым комплексом проблем, характерных для разных стадий инновационного цикла, реализуемых МИП.
Эти проблемы зависят от ряда факторов, которые условно можно разделить на две группы (см. рис. 1) – внутренние (обстоятельства, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны фирмы) и внешние (условия внешней среды, которые организация практически не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе).
Результаты проведенного исследования позволяют выделить следующие тенденции развития субъектов малого инновационного предпринимательства Новосибирска и Новосибирской области.
Прежде всего, следует отметить, что в течение последних трех-пяти лет наблюдается незначительное сокращение количества малых инновационных предприятий. В основе этой тенденции лежат два процесса: первый – укрупнение компаний; второй – банкротство фирм, не сумевших найти свою нишу. Малые инновационные предприятия, как правило, образуются на базе научно-исследовательских институтов или самостоятельно. Большинство малых предприятий создается стихийно, под развитие какого-то конкретного проекта *.
Параллельно наблюдается и обратный процесс. Так, в исследуемой области наблюдается практика создания малыми фирмами дочерних структур под реализацию конкретных проектов. Например, некоторые из малых фирм Новосибирского Академгородка превратились в мощные бизнес-структуры, являющиеся лидерами в своих секторах и начинающие успешно осваивать мировые рынки. И теперь уже вокруг этих предприятий начинают зарождаться новые сообщества малых компаний и коллективов. Развитие малых компаний идет в двух направлениях: одни из них, активно включившись в производственную и торгово-посредническую деятельность, отказываются от научно-исследовательской деятельности, другие же делают ставку именно на нее.
В финансировании разработок и исследований преобладают собственные средства фирм. Доля средств инвесторов незначительна, так как проблема поиска сторонних инвесторов для многих предприятий остается нерешенной. Практика привлечения венчурного капитала практически отсутствует. Нередко на средства отечественных и иностранных коммерческих структур ученые, работающие при научно-исследовательских институтах, самостоятельно ведут исследования и разработки. Инновационные предприятия на ранних стадиях развития наибольшие вложения осуществляют в опытно-конструкторские работы. На стадии расширения МИП больше всего средств инвестируют в маркетинг, что закономерно, поскольку на ранних стадиях занимаются, в первую очередь, разработками и совершенствованием продукции, а на этапе расширения – увеличением объема производства и продаж.
Рис. 1. Проблемы малого инновационного предпринимательства в Новосибирской области
Источник: результат опроса
Численность сотрудников, занятых в сфере малого инновационного бизнеса, растет в среднем на 10% ежегодно. Одной из проблем остается недостаточный уровень менеджмента, а также его качество. Прослойка специалистов в сфере продвижения инновационной продукции на рынок не увеличивается и остается незначительной, а также сохраняется тенденция утечки за рубеж лучших молодых научных специалистов, что приводит к ослаблению инновационного потенциала региона. Одновременно наблюдается рост индивидуальной активности исследователей.
Эффективность участия в выставках, ярмарках снижается, в большинстве случаев поиск покупателей разработок осуществляется посредством наработанных связей руководителей и учредителей малых инновационных предприятий. Кроме того, почти все предпринимают попытки сотрудничества с государственными структурами, но результата добиваются лишь единицы. Выход на внешний рынок, как правило, осуществляется путем подписания договоров с иностранными дистрибьюторами, знакомства с потенциальными заказчиками на выставках и конференциях.
География сбыта малых инновационных предприятий постоянно расширяется. Экспорт инновационной продукции малых компаний города Новосибирска охватывает всю территорию России – от Дальнего Востока до Москвы. За последние несколько лет предприятиями Новосибирска были осуществлены экспортные поставки как в страны дальнего (США, Германию, Канаду, Францию, Швейцарию, Японию, Китай, Корею, Тайвань, Таиланд, Чехию, Турцию), так и ближнего (Украину, Казахстан) зарубежья. По большей части предметом экспорта являются такие товары, как программное обеспечение, лазерные системы, приборы, диагностические системы, кристаллы.
Наблюдается усиление роли саморегулирующихся организаций в инновационном бизнесе. Созданные при поддержке и участии администрации области и Президиума СО РАН ассоциация «СибАкадемИнновация», некоммерческое партнерство «СибАкадемСофт», ассоциация «Силовая электроника Сибири» объединяют ведущие наукоемкие компании. Объединение в данные ассоциации дает предприятиям дополнительные возможности участия в региональных и федеральных программах, снижения непроизводственных расходов.
Число услуг, в которых нуждаются малые инновационные предприятия, склонно постоянно увеличиваться (см. рис.2), однако в настоящее время количество инфраструктурных организаций сферы поддержки инноваций явно недостаточно. При этом в ряде случаев организации, изначально ориентированные на содействие развитию малого инновационного бизнеса, реально выполняют множество функций, весьма отдаленно относящихся к этому направлению деятельности. В редких случаях субъекты инфраструктуры поддержки выполняют только одну функцию. Большинство организаций выполняет несколько смежных функций, более того, по мере развития организаций состав функций и их комплексность меняется. В таблице 1 представлена информация об основных функциях организаций инфраструктуры поддержки (как новосибирских, так и работающих на территории всей России). Следует отметить, что инновационная инфраструктура, созданная для поддержки малого инновационного предпринимательства, и представленная такими институтами, как инновационно-технологические центры, специализированные ассоциации по продвижению разработок, инкубаторы и другие аналогичные структуры – безусловно, оказывает положительное влияние, но не до конца выполняет свои функции. Во-первых, число подобных структур не способно удовлетворить существующую потребность, во-вторых, аналогичные предприятия не решают своих прямых задач по содействию развития МИП.
Таблица 1
Основные функции инфраструктуры поддержки МИП в НСО
Источник: результат опроса
Особенностью МИП является специфический кадровый состав: предприниматель чаще всего является и собственником, и разработчиком основной идеи. Предприниматели зачастую не представляют сути многих компетенций, необходимых для эффективного ведения бизнеса, являясь, прежде всего, высококлассными учеными, не имеющими необходимых экономических знаний. Низкий уровень организации менеджмента в подобных фирмах был подтвержден и результатами данного исследования. В связи с этим самим инновационным предприятиям в силу квалификации менеджмента сложно оценить, имеется ли у них в наличии уникальный конкурентоспособный продукт.
В заключение можно отметить, что МИП могут действительно усиливать эффективность своей деятельности и достигать конкурентоспособности на современной основе только в рамках межотраслевой интеграции с организациями, реализующими отдельные стадии инновационного цикла.
Рис. 2. Основные виды услуг, предоставляемые малым инновационным предприятиям в настоящее время
Источник: результат опроса


Литература
1. Бегиджанов П.М. Особенности инновационного предпринимательства и управление его развитием. – М.: Монолит, 2002.
2. Деловой мир Сибири – информационно-аналитический сайт. Опыт развития системы инновационной деятельности в Новосибирской области. http://www.regionalcom.ru/statyu/dn/ninnovd06.html.
3. Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента: теория и практика / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – М.: Экономика, 2000.
4. Казанцев А.К. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика. – М.: Высшее образование, 2005.
5. Орлова Н. Инновационная деятельность малых предприятий: Перспективы и роль в развитии российской экономики. Режим доступа: [http://www.sumtech.ru/technoright/indemp.htm].
6. Потатуев В.М., Степанов Д.А. Инновационное развитие фирмы: Практическое пособие к семинарским занятиям по курсу «Экономика фирмы». – М.: ТЕИС, 2005.
7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Л.Б. Современный экономический словарь. – М.: «Инфра-М», 2007.
8. Такер Р. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний. – М.: Олимп-Бизнес. 2006. – 240 с.
9. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса. Экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Маркетинг, 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия