Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Остапюк С. Ф.
начальник отдела Департамента научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки России,
профессор кафедры менеджмента инвестиций и инноваций Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова,
кандидат технических наук


Организационно-методический инструментарий формализованной оценки результатов выполнения проектов НИОКР гражданского назначения федеральных целевых программ
В статье рассмотрены инструментарий формализованной оценки обоснованности и результативности федеральных целевых программ, инструментарий многофакторного мониторинга проектов НИОКР гражданского назначения в рамках федеральных целевых программ и интегральная оценка успешности их выполнения

В рамках ведомственной и статистической отчетности, организуемой Минэкономики России и Федеральной службой государственной статистики [1, 2], проводится мониторинг результатов выполнения проектов НИОКР гражданского назначения федеральных целевых программ (далее – ФЦП). Основное внимание при мониторинге выполнения проектов НИОКР уделяется обеспечению непрерывности финансирования их выполнения. Используемая для оценки результативности полученных результатов НИОКР система индикаторов и показателей не позволяет в полной мере дать оценку результативности выполненных проектов НИОКР с точки зрения достижения целей государственного заказа и коммерческого потенциала научно-технической продукции, созданной в рамках ФЦП. Необходимость ведения мониторинга и оценки результативности выполнения проектов НИОКР гражданского назначения ФЦП диктуется низким качеством имеющейся информации для принятия управленческих решений в сфере науки [3].
Целью мониторинга и комплексной оценки результатов выполнения проектов НИОКР гражданского назначения в рамках ФЦП является обеспечение своевременной поставки адекватной аналитической информации заказчикам проектов и программ, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимой для выработки решений по оценке результативности и эффективности принятых проектов и программ в сфере НИОКР и корректировки их состояния, оценки соответствия полученных результатов целям государственной социально-экономической и научно-технологической политики, внесения необходимых коррективов в процесс реализации ФЦП, в случае, получения данных о нежелательных социальных последствиях выполняемых программ и осуществляемых реформ.
Организация мониторинга хода и результатов научно-технической деятельности в рамках ФЦП предусматривает установление индикаторов и комплексных показателей мониторингового наблюдения; определение порядка и процедуры обобщения и использования результатов мониторинга для оценки эффективности государственного заказа на научно-техническую продукцию и построения прогноза развития того или иного объекта мониторинга.
Решение перечисленных задач мониторинга позволяет получить своевременное предупреждение о том или ином неблагополучии для эффективного функционирования анализируемой ФЦП и построить прогноз ее успешного выполнения в условиях отсутствия форс-мажорных обстоятельств. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий, что придает результатам мониторинга особую ценность с точки зрения потенциального пользователя.
В настоящей статье сформулированы основные положения организационно-методического инструментария формализованной оценки федеральных целевых программ (подпрограмм) и организации мониторинга выполнения проектов НИОКР гражданского назначения в рамках ФЦП, обеспечивающие повышение объективности решений по составу финансируемых из федерального бюджета на очередной финансовый год и в среднесрочной перспективе программ.
Информационное обеспечение формирования предлагаемого ниже методического инструментария ежеквартального мониторинга программ в части их финансирования базируется, прежде всего, на данных следующих новых форм федерального государственного статистического наблюдения: «Сведения об использовании средств из бюджетных и внебюджетных источников финансирования на выполнение федеральных целевых программ» – Форма № 1-ФП квартальная, Раздел 1. Средства на выполнение федеральной целевой программы (подпрограммы). (Утверждена постановлением Росстата от 22.08.2005 № 63); «Сведения о целевых индикаторах и показателях реализации федеральных целевых программ (подпрограмм)» – Форма № 1-ФП (индикаторы) квартальная. (Утверждена постановлением Росстата от 28.11.2005 № 90.)
1. Финансовый мониторинг. В рамках финансового мониторинга предлагается использовать следующие показатели.
1.1. Показатель финансирования проекта. Показатель дает информацию о финансировании проекта за n кварталов, прошедших с начала отчетного года (n = 1,...,4). В данном случае ежеквартальные показатели оцениваются нарастающим итогом:
1.2. Показатель соблюдения пропорции привлечения средств из федерального бюджета и внебюджетных источников. Показатель содержит информацию о том, насколько ежеквартально соблюдаются пропорции финансирования, определенные в соответствии с бюджетными и внебюджетными назначениями по проекту на отчетный год:
При оценке проекта за n кварталов, прошедших с начала отчетного года, показатель пропорциональности привлечения внебюджетных средств рассчитывается нарастающим итогом:
2. Мониторинг планирования и отчетности. В рамках мониторинга планирования и отчетности предлагаются показатели, характеризующие качество поквартального планирования и поквартальной отчетности.
2.1. Качество поквартального планирования. Показатель отражает процент целевых индикаторов проекта, утвержденных (согласованных) на отчетный год, по которым государственными заказчиками представлены на i-й отчетный квартал плановые значения:
2.2. Качество поквартальной отчетности. Показатель отражает для каждого i-го отчетного квартала удельный вес целевых индикаторов проекта, по которым исполнителями представлены отчетные данные, в общем количестве целевых индикаторов проекта, по которым государственными заказчиками представлены плановые значения:
3. Мониторинг результативности. В рамках мониторинга результативности предлагается использовать квартальный показатель результативности проекта. Показатель характеризует фактическую степень достижения плановых целевых индикаторов проекта в ходе его реализации. Алгоритм формирования показателя результативности проекта в i-м отчетном квартале включает следующие шаги.
(1) Определяется количество целевых индикаторов проекта , по которым на i-й квартал государственными заказчиками представлены плановые значения.
(2) Определяется количество целевых индикаторов проекта , по которым на i-й квартал исполнителями представлены фактические значения.
(3) Для каждого целевого индикатора m, по которому на i-й квартал исполнителями представлены фактические значения, оценивается уровень достижения его планового значения, характеризуемый коэффициентом
(4) Величина комплексного квартального показателя результативности проекта определяется как средневзвешенное значение уровней фактического достижения плановых значений целевых индикаторов:
При оценке проекта за n кварталов, прошедших с начала отчетного периода, показатель результативности рассчитывается нарастающим итогом:
По выражению (8) показатель результативности проекта может быть рассчитан нарастающим итогом за разный отчетный период: квартал, полугодие, 9 месяцев, год.
4. Мониторинг бюджетирования, ориентированного на результат. В рамках мониторинга бюджетирования, ориентированного на результат (мониторинг БОР), предлагается использовать аналитический показатель («затраты–результаты»). Данный показатель содержит информацию о том, насколько уровень финансовых средств, фактически затраченных на выполнение проекта в отчетном году, согласован с достижением запланированных целевых индикаторов.
Для расчета годового показателя «затраты–результаты» используются определяемые по выражениям (1) и (8) годовые (п=4) показатели финансирования и результативности проекта:
5. Интегральная унифицированная оценка успешности выполнения проектов и программы в целом. Для интегральной оценки эффективности (успешности) выполнения проекта за n кварталов, прошедших с начала отчетного года, предлагается использовать соотношение между фактически достигнутым за отчетный период значением показателя «затраты–результаты»
Так, например, успешными следует признать проекты, показатели которых обозначены на рисунке цифрами 1 и 2. Соотношение (12) позволяет оценивать успешность выполнения проекта нарастающим итогом за разный отчетный период: квартал, полугодие, 9 месяцев, год.
Рис. 1. К интегральной оценке эффективности (успешности) выполнения проектов, реализуемых в рамках программы
Оценка эффективности (успешности) выполнения отдельных проектов позволяет оценить эффективность выполнения программы в целом. Для этого на отчетный момент времени оценивается эффективность каждого проекта, реализуемого в рамках программы. Выполнение программы в целом предлагается считать успешным, если количество успешных проектов составляет на отчетный момент более 50%.
Ежеквартальные доклады должны состоять из аналитической справки, содержащей информацию за отчетный квартал: о ходе финансирования целевой программы (подпрограммы) в целом, а также по каждому источнику финансирования (средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетные источники) и направлениям расходования средств (государственные капитальные вложения, НИОКР, прочие нужды); о выполненных (выполняемых) инвестиционных проектах (стройках и объектах), а также мероприятиях по направлениям расходов НИОКР, прочие нужды; о причинах невыполнения (при наличии) мероприятий, строек и объектов программы и мерах, принимаемых по устранению выявленных отклонений в реализации программы (подпрограммы); о достижении целевых индикаторов и показателей, согласованных с Минэкономразвития России.
В полугодовом и годовом сводном докладе о выполнении программы проводится анализ итогов мониторинга по всем его направлением за соответствующий период, дается интегральная оценка хода реализации Программы, указываются основные рекомендации по совершенствованию систем управления процессами формирования, разработки и расширения НИОКР гражданского назначения, формулируются выводы по итогам мониторинга.
Эффективность разработанного инструментария определяется его ориентацией на обеспечение повышения результативности реализации программно-целевого инструментария, концентрации ресурсов федерального бюджета на наиболее социально значимых и экономически эффективных направлениях, соответствующих приоритетам социально-экономического развития страны. Реализация разработанного инструментария в оценке отдельных проектов и программы в целом позволит:
– количественно определять эффективность проекта и мероприятия программы на любой отчетный момент времени;
– количественно определять эффективность программы на любой отчетный момент времени;
– сопоставлять эффективность выполнения проектов и мероприятий программы между собой в любой момент времени (на разных этапах, в различные годы);
– сопоставлять эффективность выполнения проектов различных программ между собой в любой момент времени (на разных этапах, в различные годы);
– сопоставлять эффективность выполнения различных программ между собой в любой момент времени (на разных этапах, в различные годы).
С целью повышения уровня и качества представляемой в ходе мониторинга проектов НИОКР гражданского назначения в рамках ФЦП информации предлагается:
– повысить уровень административного контроля за соблюдением порядка представления ведомственной отчетности (сроки представления, перечень, форма и содержание информации, степень ответственности государственных заказчиков-координаторов ФЦП);
– выделить в ведомственной отчетности о ходе выполнения ФЦП в отдельный раздел материалы, характеризующие результативность реализации проектов НИОКР гражданского назначения и внести в порядок заполнения форм статистической отчетности государственными заказчиками–координаторами ФЦП соответствующие разъяснения и примеры заполнения;
– структурировать представление информации о результативности НИОКР в разрезе приоритетных направлений и критических технологий по следующей схеме: плановая и фактическая смета расходов в рамках НИОКР; показатели уровня полученных результатов (фактические и плановые значения технико-экономических показателей, фактические и плановые значения программных индикаторов, уровень соответствия фактических и плановых значений технико-экономических показателей и программных индикаторов, цели и задачи ФЦП); оценка уровня полученных результатов; область и масштаб применения полученных результатов; оценка коммерческого потенциала полученных результатов; стоимость нематериальных активов, созданных при выполнении НИОКР; стоимость произведенной высокотехнологичной принципиально новой или усовершенствованной инновационной продукции, в том числе в рамках важнейших инновационных проектов государственного значения; показатели совершенствования материально-технической базы сектора исследований и разработок; показатели подготовки высококвалифицированных специалистов, в т.ч. молодых научных кадров.


Литература
1. Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2005 года № 312 «Об утверждении форм учетных документов, необходимых для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета».
2. Постановление Федеральной службы государственной статистики от 28.11.2005 г. № 90 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за целевыми индикаторами и показателями реализации федеральных целевых программ на 2006 год» (утверждена квартальная форма федерального статистического наблюдения № 1-ФП (индикаторы) «Сведения о целевых индикаторах и показателях реализации федеральных целевых программ (подпрограмм)», вводимая в действие с отчета за I квартал 2006 года).
3. Поляков С.Г. Мониторинг инновационных процессов в научно-технической сфере // Инновации. – 2003. – № 5 (62). – С.62.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия