Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (5), 2003
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Добринова Н. В.
аспирант кафедры государственного и муниципального управления
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Увеличение экономической самостоятельности регионов, характерное для современного периода развития экономики Российской Федерации, способствует и расширению их внешних связей, в первую очередь в такой их традиционной форме, как внешняя торговля. Внешнеэкономическая деятельность стала неотъемлемым фактором экономических процессов практически во всех регионах России, независимо от размеров их экспортных ресурсов и состояния общественно-политической обстановки в отдельных регионах.
Анализ развития российской экономики за последние годы позволяет делать вывод о наметившейся тенденции к некоторому улучшению социально-экономической ситуации в стране и в целом ряде субъектов Федерации. В то же время приходится констатировать, что проблемы их устойчивого развития находятся в сильной зависимости от ряда неблагоприятных позиций, к которым относятся:
- крупномасштабный вывоз невозобновляемых природных ресурсов;
- все еще не восстановленные созданные в СССР энергетические, транспортные, производственно-технологические системы, крайне необходимые для жизнедеятельности регионов;
- очень высокий уровень импортной зависимости по целому ряду видов продовольствия, товаров народного потребления;
- ухудшение экологической обстановки во многих регионах в связи с приоритетным развитием экспорториентированных добывающих и перерабатывающих отраслей;
- продолжающаяся стагнация сельского хозяйства;
- отставание в развитии наукоемких отраслей машиностроения и химической промышленности, несмотря на определенный рост промышленного производства в целом.
В этих условиях одним из основных направлений внешнеэкономической политики России на ближайшие годы становится дальнейшая либерализация режима внешней торговли, завершение переговоров о присоединении к Всемирной торговой организации (в соответствии с требованиями которой будет изменено и российское законодательство), в том числе путем снижения барьеров для участников внешнеэкономической деятельности и инвесторов. Не менее важно содействие развитию межрегионального внешнеэкономического сотрудничества в качестве существенного средства реализации экспортно-импортного потенциала государства.
В настоящее время имеет место определенная "зарегулированность" международной деятельно-сти регионов со стороны федеральной власти, обусловленная состоянием федерального законодательства. В 1991-1994 гг. соответствующего законодательства практически не было вообще, если не считать ряда позиций общего характера в Конституции РФ 1993 года. Регионы были вынуждены сами формировать правовую базу для развития своих международных связей. Федеральный центр фактически не контролировал внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность субъектов РФ. В 1995-1998 гг. на федеральном уровне были в связи с этим предприняты усилия для разработки такого законодательства и одновременно был усилен контроль за международными связями регионов. С 1998 года тенденция к централизации управления внешними связями субъектов РФ усиливается.
Вступивший в силу в 1999 году Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" отчасти позволяет разрешать накопившиеся в этой области проблемы и противоречия. Закон определяет и регламентирует права и обязанности субъектов Российской Федерации при осуществлении ими международных и внешнеэкономических связей, подчеркивает значимость в этом процессе органов исполнительной власти субъектов РФ, а также консолидирующую роль федеральных министерств при выработке стратегии на внешнем рынке.
Особенностью экономической политики России в последние годы является, вместе с тем, содействие созданию новых центров управления внешнеэкономическими связями на региональном уровне. Это, с одной стороны, следствие повышения вообще роли регионов в международной экономической деятельности, с другой - отражение тенденции к усилению экономической самостоятельности регионов в России.
Усиление региональной составляющей во внешней торговле в то же время усложняет процесс регулирования внешнеэкономической деятельности.
Во-первых, далеко не все регионы обладают экономическим потенциалом, обеспечивающим конкурентоспособность на мировом рынке; в отдельных случаях это побуждает региональные и местные власти к принятию решений, негативные последствия которых приходится компенсировать на федеральном и межгосударственном уровне. В частности, это выражается в недостаточно подготовленном, а потому подчас неудачном участии некоторых российских регионов в тендерах за рубежом.
Во-вторых, существует естественная конкуренция между регионами, ослабляющая координационные процессы. Между тем, проблему представляет именно координация действий федерального и региональных центров при реализации экономической политики. Отсутствие внятной государственной стратегии регионального развития неизбежно накладывает отпечаток на внешнюю политику регионов. В то же время интересы аппарата управления в Москве не совпадают с интересами аппарата управления в регионе и по той причине, что на местах лучше владеют ситуацией. С другой стороны, сама задача центра по унификации подходов является весьма сложной. Коллизии между центром и субъектами Федерации препятствуют формированию ясной и понятной политики в сфере внешней торговли, реализации существующих правовых норм и процессу их совершенствования.
B-третьих, в большинстве регионов пока еще не сложилась современная структура управления внешнеэкономическими связями.
В-четвертых, российские региональные организации в своей работе испытывают трудности, связанные с отсутствием оперативных данных о конъюнктуре рынков интересующих их товаров, своевременной информации о часто меняющейся в отдельных странах законодательно-нормативной базе в сфере внешнеэкономической деятельности.
Вопросы, связанные с активизацией межрегиональных связей, также требуют усиления внимания к нынешнему положению дел в этой сфере и решения имеющихся проблем не только региональными, но и федеральными органами исполнительной власти. Только так можно создать оптимальные условия для реализации внешнеэкономического потенциала регионов.
Имеются в виду создание инфраструктуры внешнеэкономической деятельности в регионах и благоприятной правовой среды, гарантии от разного рода рисков, юридическая и даже дипломатическая помощь хозяйствующим субъектам, в том числе для минимизации ценовых потерь и снижения возможностей для дискредитации партнерских отношений.
В последние годы в механизм регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов Федерации вносились коррективы, продиктованные необходимостью углубления реформ и устранения допущенных просчетов. Таким образом, постепенно выстраивается система государственного регулирования их внешнеэкономических отношений.
Стартовой проблемой регулирования межрегионального внешнеэкономического сотрудничества должно стать его информационно-аналитическое обеспечение. Речь идет об организационно-технических мероприятиях, направленных на комплексное развитие средств информационного обеспечения и внедрение современных технологий в сфере внешнеторговых связей, создание инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам и способствующей интеграции в международное информационное пространство. Это позволит заинтересованным структурам получать информацию о рынках и ценах, об инвестиционных проектах, намечаемых и проводимых тендерах на эти проекты; находить партнеров для установления прямых связей; предоставлять информационно-рекламные услуги, информацию о надежности партнера; консультировать по вопросам законодательства; оказывать маркетинговые услуги; осуществлять мониторинг; обеспечивать участие в конференциях, форумах, семинарах, выставках.
Несмотря на создание и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей внешнеэкономическое и межрегиональное сотрудничество, в настоящее время в регионах России существует ряд проблем, сдерживающих эффективное использование их внешнеэкономического потенциала. Важнейшей из них является отсутствие в ряде регионов стратегии использования этого потенциала, конкретной программы для реализации стратегии, а также банка инвестиционных проектов для зарубежных инвесторов с необходимыми экономическими обоснованиями.
Решение этой проблемы возможно при комплексном учете специфики социально-экономического развития регионов и формировании на этой основе экономически обоснованной программы их внешнеэкономической деятельности, предлагающей оценки экономики региона и перспектив ее развития, регионального внешнеэкономического потенциала и уровня его использования, конъюнктуры мирового рынка и тенденции его изменения, приоритетных направлений развития внешнеэкономической деятельности региона и их реализации.
Для оценки внешнеэкономического потенциала региона требуется информация об имеющихся природных ресурсах, промышленном потенциале, транспортной инфраструктуре, трудовых ресурсах, определение объемов и эффективности их использования. Анализ потенциала региона и конъюнктуры мирового рынка позволяет определить наиболее перспективные направления развития внешнеэкономической деятельности, в том числе выявить нетрадиционные пути создания импортозамещающих производств.
Основой программы должны стать инвестиционные проекты, подготовленные на разработанных приоритетных направлениях развития внешнеэкономической деятельности и конкретизирующие эти направления. Параметры, характеризующие проект, должны разрабатываться с учетом международных требований, а также отражать предложения регионов о возможных источниках и формах инвестирования, технической помощи, технологического содействия, желательных формах участия иностранных партнеров (создание совместных предприятий, кредит, лизинг и др.). Необходима экономическая оценка проектов, в том числе определение сроков окупаемости.
Минэкономразвития и торговли РФ активно взаимодействует с регионами Российской Федерации, опираясь на свои территориальные органы - уполномоченных представителей министерства в регионах. Широкая сеть торговых представительств Российской Федерации за рубежом дает возможность в едином комплексе решать задачи по реализации внешнеторговой политики, оказывать содействие российским регионам в установлении деловых контактов с зарубежными партнерами. Но в разрабатываемых программах, в материалах по конкурентным проектам зачастую отсутствует необходимая информация по международным стандартам. Это резко снижает уровень их обоснованности и, соответственно, эффективность поиска зарубежных партнеров. Причиной недостаточной проработки проектов является в основном отсутствие в регионах и на предприятиях, подготавливающих проекты, квалифицированных специалистов, знающих международную практику разработки таких экономических обоснований, и неполная информация о сложившейся конъюнктуре.
Субъектам Федерации необходимо надлежащее кадровое обеспечение в области внешних экономических связей, международного бизнеса и торговли в каждом регионе. На решение этой задачи должна быть сориентирована система подготовки и повышения квалификации специалистов.
Одним из инструментов решения наиболее сложных проблем торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и координации сотрудничества субъектов Федерации с иностранными государствами могут стать группы Межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В состав таких групп необходимо включать руководителей субъектов Федерации, которые заинтересованы в вопросах сотрудничества соответствующих регионов с иностранными государствами и в принятии по ним решений на межправительственном уровне. Основная работа должна проводиться в двусторонних рабочих экспертных группах с участием соответствующих специалистов из регионов.
Определенной формой содействия регионам может стать предоставление возможности их представителям работать в составе торговых представительств Российской Федерации в странах, с которыми у регионов России сложились тесные торгово-экономические отношения. Заслуживает внимания также совершенствование практики оформления договоров с хозяйственными организациями и государственными структурами регионов и направление их представителей для работы в торгпредствах РФ. Это позволит более полно учитывать интересы субъектов Российской Федерации при реализации их внешнеэкономического потенциала.
Таким образом, к основным приоритетам региональной политики в области международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ можно отнести:
- согласованность действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
- учет интересов субъектов РФ при определении приоритетов внешней политики РФ;
- содействие субъектам РФ в освоении опыта деятельности в области внешних связей, их активному международному сотрудничеству;
- всесторонняя поддержка внешнеэкономической деятельности в российских регионах;
- содействие установлению тесных связей между регионами России и других стран СНГ;
- использование региональной политики в области международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ для более полного обеспечения внешнеэкономических и внешнеполитических интересов России.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия