Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Александров Ю. Л.
профессор кафедры экономики и планирования Красноярского государственного торгово-экономического института,
доктор экономических наук

Поклонова Е. В.
доцент кафедры экономического анализа и статистики Красноярского государственного торгово-экономического института,
кандидат экономических наук


Рынок услуг во внешнеэкономических связях РФ: оценка структурных сдвигов
Статья посвящена анализу особенностей и тенденций развития рынка услуг во внешнеэкономической сфере РФ. Для оценки структурных сдвигов в международной торговле услугами предлагается дополнить традиционную систему показателей платежного баланса новыми расчетными коэффициентами, характеризующими динамику услуг во внешнеэкономических операциях

Торговля услугами является динамично развивающимся сегментом мирохозяйственных связей. Рост объемов услуг характерен для всех промышленно развитых стран, и в мировой торговле они занимают примерно одну четвертую часть с тенденцией к росту. Правильно оценить место и роль страны в мировом хозяйстве возможно только с учетом ее положения на таком специфическом рынке, как международный рынок услуг. Особую остроту данная проблема принимает в условиях подготовки вступления России в ВТО, одним из главных международных актов которой является Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
Услуга, как специфический товар, обладает всеми товарными признаками: создается трудом (имеет стоимость), производится для других (обладает общественной потребительной стоимостью), поступает в пользование другим лицам посредством купли-продажи. Вместе с тем между товаром и услугой имеются существенные различия, которые можно классифицировать по следующим основаниям:
– по форме;
– по виду удовлетворяемой потребности;
– по временному разрыву между производством и потреблением;
– по связи с источником производства;
– по возможности хранения;
– по возможности владения;
– по степени постоянства качества;
– по содержанию и продолжительности жизненного цикла;
Соотношение товара и услуги по указанным основаниям приведены в табл. 1.
Таблица 1
Общие отличия товара и услуг *
Некоторые виды услуг могут иметь вещественную форму, например, программы для ЭВМ, кино- и видеоленты, различная документация, материалы по маркетинговым исследованиям. Однако это больше относится к исключениям из общих правил.
Качественный аспект применительно к услугам также имеет особые моменты – зависимость качества услуги от субъективных факторов сильнее, чем в отношении товара как предмета купли-продажи. В первом случае удовлетворение потребности происходит через действие, поэтому здесь будут преломляться уровень профессионализма производителя, компетентность, доброжелательность, вежливость, коммуникабельность персонала, учет индивидуальных требований каждого покупателя, формируя определенный уровень качества. Перечисленные личностные свойства производителей особенно актуальны и ярко выражены при предоставлении туристических услуг. Следует согласиться с мнением С.В. Викторова: «Для услуг в большей степени, чем для других товаров, характерным является учет конкретных условий выполнения работ и заранее обусловленных требований потребителя в связи с работой на заказ» (курсив наш. – Е.П.) [3, с. 133]. В силу того, что предметом нашего исследования является не просто услуга, а услуга как товар в международной торговле, то целесообразно провести также разграничения услуг и товаров в организации внешнего обмена. Итоги такой систематизации приведены в табл. 2.
Таблица 2
Отличия товара и услуг в международной торговле
Торговля товарами и услугами в международных связях тесно взаимосвязаны и влияют на развитие соответствующего сегмента рынка. Многие виды услуг выделились в самостоятельные сектора международной торговли именно на определенной стадии развития обмена товарами, сохраняя с ними тесную связь. Например, услуги международного транспорта, банковские, страховые, логистика, маркетинговые, связи (особенно электронной). Трудно переоценить воздействие услуг на развитие торговли наукоемкими товарами, которые требуют обязательного технического обслуживания, информационного и консультационного сопровождения. Примером может служить международная торговля комплектным оборудованием. Сделка такого рода будет незавершенной, если не будут подключены проектные услуги, разработка технологий, организация строительно-монтажных работ.
Данный процесс взаимовлияния имеет и обратную сторону: воздействие услуг на активизацию и расширение торговли товарами и повышение ее эффективности. Маркетинговые исследования, соответствующая финансовая поддержка, транспортное обеспечение и ряд других услуг, бесспорно, оживляют рынок товаров, оказывая позитивное влияние на ускорение оборачиваемости товарных ресурсов. Хорошо развитый рынок туристических услуг активизирует спрос на спортивный инвентарь, сувенирную продукцию и т.д. Следует также заметить, что при обслуживании международной торговли товарами соответствующий обмен услугами определяется темпами роста, структурой и географическим распределением товарных потоков.
Для Российской Федерации торговля услугами является исключительно новым элементом экономики. Достаточно сказать, что статья «Торговля услугами» впервые появилась в платежном балансе страны только в 1993 г. Поэтому доля оборота услуг остается во внешнеэкономических связях незначительной, и на мировом рынке наша страна по этому показателю представлена слабо. В данной статье ставится задача использовать апробированные методы статистического исследования для оценки состояния международной торговли услугами за последние 10 лет (1997–2006 гг.) и выявить тенденции в этом сегменте внешних связей.
Исследование услуг по классификатору платежного баланса в международных связях организовано по семи наименованиям – как по экспортным, так и по импортным операциям, а именно: транспортные, включая страхование; поездки, услуги связи, строительные, финансовые, роялти и лицензионные платежи, операционный лизинг. По данным Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), объем экспорта услуг достиг к отчетному 2006 году величины 30 340 млн. долл., объем импорта был выше – 45 268 млн. долл. США. За 10-летний период исследования имел место рост векторов услуг соответственно в 2,2 и 2,3 раза. Примечательно то, что темпы роста экспортных операций по услугам, начиная с 2002 г. вплоть до отчетного, были выше импортных оборотов.
Для решения поставленной задачи рассчитаем структуру статей по годам отдельно по экспортным и импортным операциям. При выявлении общих закономерностей мы предполагаем не ограничиваться только данными за отдельные годы, но также учитывать накопленные объемы за весь укрупненный период исследования (в нашем случае 10 лет: 1997–2006 гг.) и определять долю каждой статьи в суммарном обороте. Такой подход позволяет сгладить внутригодичные колебания в объемах операций и вскрыть то общее, что закономерно проявляется в развитии каждой статьи как тенденция. В данном случае речь идет об их устойчивой весомости – доли. Подобные расчеты вносятся в соответствующие структурные таблицы.
Итоги вычислений с учетом вышеизложенных комментариев приведем в табл. 3 и 4 соответственно по экспортным и импортным операциям. Сначала обратимся к данным табл. 3. Примечателен тот факт, что экспорт услуг для РФ формируется преимущественно за счет двух составляющих: во-первых, услуги транспорта, включая страхование, (максимальную долю мы наблюдаем в 2001 г. – почти 41% и наименьшую – в 1998 г. – 25,62% с размахом вариации 15,15%). Во-вторых, поездки (с варьированием доли от 52,61% в 1998 г. до минимального значения 22,25% в 2005 г. с размахом вариации более чем 30%, что в два раза больше, чем по транспорту). Большая колеблемость удельных весов по поездкам неслучайна: такие услуги очень подвержены воздействию экономических, политических, социальных факторов. После финансового кризиса 1998 г. происходит постоянное снижение доли данной статьи в отличие от транспортных услуг. Указанные две позиции имеют тенденцию к снижению.
Таблица 3
Динамика структуры статей экспорта услуг по Российской Федерации за 1997–2006 гг. (в %)
Рассчитано по: [1, с. 113; 2, с. 143].
Таблица 4
Динамика структуры статей импорта услуг по Российской Федерации за 1997–2006 гг. (в %)
Рассчитано по: [1, с. 113; 2, с. 143].
В целом обобщенно на первую статью услуг (транспортные услуги) за 10-летний период пришлось 35,10%, а на вторую (поездки) – 31,48%, т.е. в общей сумме они занимают почти 67% от всех экспортных операций по услугам. Исключая данные прочих услуг (20,44%), на долю остальных учетных статей экспорта осталось всего лишь около 13%. Сюда вошли услуги связи, строительные, финансовые, роялти и лицензионные платежи, операционный лизинг. Ограниченность экспорта по широте весомых позиций очевидна. Вместе с тем примечательно то, что доля строительных услуг и связи имеет тенденцию к росту.
Примерно такую же ситуацию можно проследить и в отношении другого вектора связей по услугам – импорту (табл. 4). Лидирующие позиции те же – поездки (с долей во всем анализируемом периоде около половины – 47,46%, что намного выше аналогичного показателя в экспортных операциях) и транспорт (соответственно 13,62%). Это ниже первого вектора связей почти в 3 раза. Импорт в 10-летнем периоде на 61% формировался из указанных статей. Размах вариации доли по первой группе во всем интервале исследования составил 15,91% (максимальное значение отмечалось в 1999 г. – 57,46%, а наименьшее – в 2006 г. – 41,55%). Таким образом, варьирование поездок в импортных операциях меньше, чем в экспорте. В этом направлении связей больше стабильности, судя по количественным данным. Импорт услуг транспорта не отличается большой колеблемостью по удельным весам: от минимального в 2003г. – 11,44% до предельного в 1999г. – 17,98% с размахом в 7%. Как и в отношении экспорта, на остальные пять наименований в 10-летнем периоде осталось примерно 15% импортного объема. Отсюда можно заключить, что специализация внешних связей по услугам в отношении импортного вектора для РФ также очень ограничена, хотя набирают вес позиции «строительные услуги», «роялти и лицензионные платежи».
Во внешних двусторонних операциях (экспорт и импорт) важно оценивать степень диспропорций экономических связей. Первую такую оценку можно получить при расчете сальдо с определенным знаком. Превышение экспорта над импортом дает положительное отклонение и характеризует наличие эффективного международного сотрудничества. И наоборот: отрицательное сальдо отражает превышение объемов импортных операций над экспортными и, следовательно, оценивается негативно. Однако абсолютные цифры не дают возможности сравнения соотношения векторов связей между собой, поэтому нами предлагается усилить подобные расчеты при помощи нахождения соответствующих коэффициентов дифференцировано, с учетом знаков. Так, например, при «+» сальдо внешних операций следует использовать коэффициент покрытия импортом экспорта (отношение объемов импорта к экспорту) и связанный с ним коэффициент отставания импорта от экспорта (сумма сальдо в процентах к экспорту). С нашей точки зрения, такие показатели характеризуют специализацию национальной экономики.
Эффективной статьей в международной торговле услугами является транспорт, по которому в анализируемом периоде было зафиксировано только «+» сальдо операций (табл. 5). В ней также представим расчеты предлагаемых коэффициентов. Усиление значимости такого направления связей для нашей страны очевидно: снижение показателя покрытия импортом и соответственно рост отставания от объемов экспорта. Период исследования с 2002–2004 гг. характеризовался тем, что по статье «Транспорт» экспортный вектор только на 50% перекрывался встречными операциями. В последние два года позиции импорта несколько стали выше. Выделенные стадии динамики в системе анализируемых показателей иллюстрируются на рис. 1.
При неэффективных связях (отрицательное сальдо), а это характерно для всех остальных статей международной торговли услугами и в целом по этому сектору связей, считаются другие коэффициенты. При этом за целое берется объем импорта: коэффициент покрытия экспортом импорта и отставания экспорта от импорта (величина сальдо в % к импорту). В данном случае фиксируется глубина зависимости национальной экономики от других стран. Величина таких коэффициентов и их динамика могут выступать информационной основой для выработки стратегических решений во внешних связях с целью их оптимизации и преодоления имеющихся диспропорций.
Рис. 1. Динамика коэффициентов покрытия и отставания импорта от экспорта по статье услуг «Транспорт» для РФ за 1997–2006гг., %:
_____________ – коэффициенты покрытия импортом экспорта;
------------- – коэффициенты отставания импорта от экспорта.
Подводя итог исследования основных статей международной торговли услугами, можно заключить, что их основные пропорции и структурные сдвиги в динамике отражают состояние экономики РФ, привлекательность данного рынка для других стран мира и характеризуют конкретный вектор развития национальной экономики через призму внешних связей.
Таблица 5
Динамика экспорта, импорта услуг, коэффициентов покрытия и отставания импорта от экспорта по статье «Транспорт» для РФ за 1997–2006 гг. (млн. долл.)
Рассчитано по: [1, с. 113; 2, с. 143].


Литература
1. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. Информационно-аналитический журнал. – М.: ВНИКИ, 2004. – №1. – 126с.
2. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. Информационно-аналитический журнал. – М.: ВНИКИ, 2007. – № 1. – 160с.
3. Внешняя торговля России на рубеже веков / Рук. авт. колл. и общ. ред. С.И. Долгов. – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2001. – 445 с.
4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 347с.
5. Энциклопедия рыночного хозяйства. Россия в современном мировом хозяйстве. – М.: Изд. дом «Экономическая литература», 2003. – 448с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия