Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Губин В. А.
доцент кафедры производственного и регионального менеджмента Кубанского государственного технологического университета (г. Краснодар),
кандидат экономических наук


О диагностике кризисного состояния предприятия

Термин «кризис» прочно вошел в экономическую жизнь современного общества. Под кризисом традиционно принято понимать незапланированный, нежелательный, ограниченный во времени переломный момент в последовательности процессов, событий и действий, который в состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование системы.
По своему внутреннему содержанию кризис – это революционный взрыв, нарушающий эволюционное развитие системы и способствующий ее переходу в новое, более совершенное качество. Так как темпы генезиса различных систем значительно отличаются, то степень их ускорения также различна. В одном случае динамика событийного ряда функционирования системы, развивающейся в эволюционном режиме, может существенно превышать динамику такого же ряда другой системы, «живущей» с другой скоростью. Все это говорит об очевидной относительности понятия кризиса.
В функциональном плане кризис имеет двойственную природу, одновременно разрушая и созидая, формируя предпосылки и подготавливая условия для дальнейшего развития предприятия. Кризис не возникает неожиданно, а является результатом развития определенных процессов, инициированных как внешней рыночной средой, так и самим хозяйствующим субъектом. Поэтому в широком смысле под кризисом следует понимать перманентный процесс развития конфликта организации с внешней средой, обусловленного столкновением их противоречивых интересов.
Индикатором глубины конфликта выступает показатель достаточности оборотных средств или платежеспособности предприятия. Когда денежных средств достаточно, то кризис носит неявные формы. Если же налицо факт недостаточности денежных средств предприятия для погашения его текущих хозяйственных и финансовых потребностей, то кризис переходит в явную или острую фазу. Сообразно этому предлагается выделять такие стадии развития кризисной ситуации, как потенциальный кризис, скрытый кризис, острый преодолимый кризис и острый непреодолимый кризис.
Представляется, что каждой стадии кризиса свойственна своя направленность и специфика реализации антикризисных процедур. Так, если на ранних стадиях кризиса (потенциальный и скрытый) речь идет о недопущении конфликта, то на стадии острого преодолимого кризиса главной антикризисной мерой станет разрешение конфликта через удовлетворение взаимных интересов сторон. В то же время, на стадии острого непреодолимого кризиса разрешение конфликта достигается посредством подавления интересов предприятия, не обеспечившего удовлетворение претензий кредиторов и объявленного несостоятельным.
Совокупность форм, методов и процедур, применяемых для предотвращения и разрешения конфликта предприятия с внешней средой, составляет основу антикризисного управления. На ранних стадиях кризиса антикризисные процедуры в значительной степени носят диагностический характер [1]. На стадии потенциального кризиса главной задачей становится предвидение и профилактика кризисных ситуаций на предприятии. Антикризисные процедуры реализуются с момента создания хозяйствующего субъекта и включают в себя, прежде всего, определение элементов и сфер активации кризиса.
Как отмечалось выше, в основе кризиса предприятия лежат его противоречия с внешней средой. Обострение этих противоречий может быть вызвано как внешней средой, так и самим предприятием. Поэтому, с точки зрения предприятия, всю совокупность элементов активации кризиса можно разделить на экзогенную и эндогенную части. Экзогенные элементы активации объединяют в себе основные потенциальные источники кризиса, находящиеся во внешней по отношению к предприятию среде. К их числу относятся импульсы, исходящие от таких субъектов и элементов внешнего окружения фирмы, как органы власти, конкуренты, поставщики, потребители и разнообразные случайные явления. Эндогенные элементы представлены основными факторами внутренней среды самого предприятия. В их составе можно выделить пространственные, информационные и финансовые ресурсы; технические и технологические ресурсы, кадровые ресурсы и особенности организационной структуры, специфику стиля работы фирмы. Воздействие представленных элементов осуществляется по определенным направлениям или сферам активации, причем каждой из сфер присущи свои источники активации кризиса.
Следующей составляющей антикризисных процедур на стадии потенциального кризиса является определение механизма его активации. Этот процесс может реализоваться по линии отклонений в сфере активации, в сфере объемных показателей деятельности предприятия, показателей эффективности его работы или проявиться в виде симптомов неплатежеспособности.
Речь идет, в первую очередь, об отклонениях, амплитуда которых существенно превышает среднюю величину и имеет тенденцию к нарастанию. В условиях потенциального кризиса имеются реальные возможности для проведения антикризисных процедур, рассчитанных на длительную перспективу. Состав этих процедур подробно описан в работе А.И. Гончарова и С.В. Барулина [2], которые обращают внимание на необходимость диверсификации деятельности фирмы, своевременного пополнения оборотных средств, изменения организационной структуры предприятия и проведения мероприятий по переподготовке кадров. В качестве серьезной антикризисной меры можно рассматривать укрепление имиджа предприятия в деловом мире, создание комплекса взаимно интегрированных бизнесов, проведение активного маркетинга, формирование банка данных о рыночной конъюнктуре, изучение и завоевание новых рынков сбыта, формирование собственной сбытовой базы и целый ряд других мероприятий.
Направленность антикризисных процедур на стадии скрытого кризиса предприятия состоит в своевременном распознании и предупреждении кризисных тенденций функционирования. Сообразно указанной направленности в состав данных процедур входят две составляющие: оценка вероятности банкротства предприятия и разработка мероприятий, минимизирующих реализацию этой вероятности.
Рис. 1. Схема количественного распознавания нарастания угрозы несостоятельности
О вероятности банкротства с достаточно высокой степенью условности может свидетельствовать ряд количественных показателей. Вся совокупность показателей, используемых для количественного распознавания нарастания угрозы несостоятельности, может быть сгруппирована в ряд контуров (рис. 1).
Первый контур характеризуется кумулятивным нарастанием отрицательной динамики показателей деятельности предприятия. К симптомам кризиса обычно относят снижение прибыльности, сокращение доли рынка компании и потерю ею ликвидности. В определенной степени предвестниками кризисной ситуации могут служить снижение объемов продаж, уменьшение денежных средств на счетах; резкое снижение цены акций, облигаций и прибыли.
Не менее серьезную угрозу представляют такие симптомы, как превышение критического уровня просроченной кредиторской задолженности; чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений; устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности. В этом же ряду находятся такие показатели, как хроническая нехватка оборотных средств; высокий показатель отношения постоянных затрат к общим затратам; превышение размеров заемных средств над установленными лимитами; хроническое невыполнение обязательств перед инвесторами и акционерами. Следует также обращать внимание на снижение дивидендных платежей; высокий удельный вес просроченной дебиторской задолженности; наличие сверхнормативных и залежалых товаров и производственных запасов.
Показатели второго контура позволяют более объективно отслеживать негативные тенденции в деятельности предприятия. К числу подобного рода показателей относится ряд объемных и структурных финансовых индикаторов чистого денежного потока, структуры капитала предприятия, состава его финансовых обязательств по срочности их погашения, а также состава активов и текущих затрат. В рамках данного контура используются также такие показатели, как уровень концентрации финансовых операций в зоне повышенного риска, коэффициент прогноза банкротства и цена предприятия. Коэффициент прогноза банкротства характеризуется удельным весом чистых оборотных средств в сумме актива баланса. Цена предприятия определяется капитализацией прибыли по формуле:
Цп = П/СП,
где П – ожидаемая прибыль до выплаты налогов, а также процентов по займам и дивидендов; СП – средневзвешенная стоимость пассивов (обязательств) предприятия с учетом процентов и дивидендов, которые необходимо будет выплачивать за заемный и акционерный капитал).
На практике формирование кризисной ситуации на предприятии является результатом одновременного воздействия целой гаммы факторов. Поэтому более объективно об угрозе несостоятельности позволяют судить мультипликативные показатели, характеризующие их совокупное влияние. Именно эти показатели могут быть объединены в третий контур оценки вероятности банкротства. Средством оценки объединенного влияния нескольких переменных традиционно служит мультипликативный дискриминантный анализ.
На основе методологии дискриминантного анализа строится линейное уравнение:
Z= А1•Х1 + А2•Х 2+…+ Аn•Хn,
где Z – дифференциальный индекс (Z – счет);
Xn – независимая переменная (г–1, ..., п);
Аn – коэффициент переменной / (г=1, ..., п).
Для диагностики угрозы банкротства с учетом российской специфики могут быть применены многофакторные модели: двухфакторная модель, четырехфакторная модель, четырехфакторная модель (актуализированная), пятифакторная модель Альтмана (оригинальная), пятифакторная модель Альтмана (усовершенствованная), модель credit-men (Ж. Депалян), показатель платежеспособности Конана и Гольдера, показатели платежеспособности Управления отчетности Банка Франции. Представленные модели оценки угрозы банкротства имеют различные степени достоверности для различных по времени периодов [3].
Четвертый контур представлен показателями структуры баланса: коэффициентом текущей ликвидности, коэффициентом обеспеченности собственными средствами, коэффициентом восстановления платежеспособности, коэффициентом утраты платежеспособности. Неудовлетворительная структура баланса может быть определена как такое состояние имущества и обязательств предприятия, при возникновении которого за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом стоимость имущества может быть равна сумме обязательств должника или превышать ее.
При анализе угрозы развития кризиса предприятия в рамках четвертого контура в первую очередь определяются два коэффициента: текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами. Первый из них отражает способность предприятия своевременно рассчитаться по своим срочным обязательствам, а второй – наличие у него достаточного количества собственных средств, необходимых для обеспечения финансовой устойчивости. Минимальное значение этих коэффициентов устанавливается равным соответственно значениям 2 и 0,1 (при этом должны учитываться отраслевые особенности).
При фактических значениях коэффициентов ниже нормативных рассчитывается третий показатель – коэффициент восстановления платежеспособности за период, составляющий шесть месяцев (отношение коэффициентов текущей ликвидности в конце и в начале данного периода). Если данный коэффициент приобретает значения, превышающие единицу, у предприятия имеется реальная возможность восстановить свою платежеспособность. В противном случае такой возможности теоретически нет, т.к. структура баланса при возникновении подобной ситуации считается неудовлетворительной. В тех случаях, когда коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами оказываются больше нормативных значений, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за трехмесячный период.
Коэффициент утраты платежеспособности представляет собой отношение активов предприятия к его внешним обязательствам (краткосрочным и долгосрочным). Его величина также может быть рассчитана через отношение собственного капитала к общим обязательствам. При значении коэффициента, превышающем единицу, у предприятия имеется реальная возможность не утратить платежеспособность.
Точная, всеобъемлющая, своевременная диагностика состояния хозяйствующего субъекта служит основой для разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на преодоление негативных тенденций развития предприятия и разработку программы его стабильного развития. Эта задача решается, прежде всего, за счет консолидации усилий менеджмента для решения задач сокращения затрат, избавления от избыточных активов и усиления контроля за движением денежных средств. Все эти мероприятия являются неотъемлемыми атрибутами вводимого на предприятии режима жесткой экономии. Одновременно проводится комплекс мер по реструктуризации дебиторской задолженности [4; 5].
В целом проблемы антикризисной устойчивости предприятия могут быть решены за счет проведения ряда взаимосвязанных организационно-экономических мероприятий, общая направленность которых состоит в обеспечении ликвидности и платежеспособности предприятия на основе оптимального сочетания собственных и заемных источников средств. Также необходима реализация комплекса мер, нацеленных на формирование условий для стабильного получения прибыли, достаточной для удовлетворения всех потребностей.
Безусловно, для каждого конкретного предприятия имеются свои приоритеты в части состава и очередности проведения данных мероприятий. Одной из наиболее перспективных форм комплексного регламентирования мероприятий антикризисного управления является постоянно актуализируемый план финансового оздоровления.


Литература
1. Большаков А.С. Антикризисное управление: финансовый аспект. – М., 2004.
2. Гончаров А.И., Барулин С.В., Терентьева М.В Финансовое оздоровление предприятий: Теория и практика. – М.: Ось – 89, 2004.
3. Губин В.А. Антикризисное управление предприятием. – Краснодар: Изд–во «Юг–Инфо», 2007.
4. Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: «Финансы и кредит», 2004.
5. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия