Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Исхакова Ф. С.
декан экономического факультета, профессор кафедры финансов и налогообложения Башкирского государственного университета,
кандидат экономических наук

Галимова Г. А.
доцент кафедры финансов и налогообложения Башкирского государственного университета,
кандидат экономических наук


Анализ регионального бюджета как инструмента регулирования экономики

1. Федеральный бюджет как инструмент экономической политики государства
Содержание государственного регулирования экономики охватывает деятельность государства по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: ресурсов, производства и финансов. Определение наиболее оптимального сочетания составных частей воспроизводственного процесса позволяет сформировать наиболее эффективную государственную экономическую политику. Следует иметь в виду, что формирование и реализация экономической политики государства осуществляется как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.
Микроэкономическая государственная политика направлена на регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, отдельных рынков, сфер деятельности и территорий. Реализация региональной политики как части микроэкономической предполагает стимулирование экономического развития отдельных регионов, определение приоритетов их развития, а также выбор наиболее эффективных методов стимулирования. Наиболее действенными методами государственного воздействия на региональное развитие являются финансовые стимулы.
Макроэкономическая политика государства направлена на обеспечение более полного использования ресурсов, стабильности цен, поддержание экономического роста и т.д. Эффективная макроэкономическая политика осуществляется посредством оптимального сочетания денежно-кредитных и бюджетно-налоговых инструментов, с помощью которых реализуется финансовая политика [7; 8].
Таким образом, роль финансов в формировании механизма государственного управления экономикой особенно значима на уровне регионов, что обусловливает необходимость исследования финансов с двух точек зрения. Во-первых, финансы государства можно рассматривать как составную часть воспроизводственного процесса и, во-вторых, – как инструмент экономической политики на макро- и микроуровне.
Воспроизводство финансовых ресурсов на территории региона определяется состоянием его экономики и ее способностью адаптироваться к рыночным условиям. Во многом воспроизводственный процесс зависит от финансового потенциала региона. В экономической науке понятие финансового потенциала определяется как совокупность экономических активов, имеющих стоимостную оценку и способность выступать источником финансовых ресурсов [6, с. 176]. Следует отметить, что в данном случае немаловажное значение отведено консолидированному бюджету регионов. Соответственно, одним из наиболее значимых инструментов регулирования на уровне регионов является бюджет.
Как известно, основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, что не исключает перераспределения через бюджет части стоимости необходимого продукта и части национального богатства. Бюджет отображает не просто денежные средства, проходящие через финансовую систему, но и показывает процессы структурных изменений в экономике, что позволяет обеспечить устойчивое динамичное развитие бюджетной системы и конкурентного рыночного развития.
Кроме того, анализ государственного бюджета способен предоставить информацию о том, как именно поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей. На основе данных бюджета можно определить и эффективность прямых государственных инвестиций [2]. Вместе с тем федеральный бюджет выступает исключительным инструментом государственной региональной политики. В этом плане значение его не менее важно, чем в макроэкономической политике.
На современном этапе реализация федерального бюджета как инструмента региональной политики сводится к отражению регионов по разделам и подразделам бюджетной классификации. Формируемая таким образом информация оказывается поверхностной, она не позволяет полностью представить объем регионального перераспределения федерального бюджета. По нашему мнению, региональный аспект федерального бюджета должен заключаться в определении относительных долей участия отдельных регионов в формировании доходов и расходов бюджета. Основным принципом распределения должен стать принцип «региональной справедливости», базирующийся на показателях «региональной потребности». Методика расчета величины показателя «региональная потребность» еще до конца не отработана, что является основанием для возникновения разногласий между федеральным центром и регионами, между различными территориями [2].
Характеристику составной части бюджетной системы РФ проведем на основе данных бюджета Республики Башкортостан.
2. Проблема сбалансированности бюджета Республики Башкортостан
Республика Башкортостан занимает 142,9 тыс.кв.км площади, что составляет 0,8% всей площади РФ. На территории республики проживает 4051 тыс. человек или 2,8% всего населения РФ. По данному показателю республика занимает седьмое место среди субъектов РФ. Объем валового регионального продукта по предварительным данным за 2006 г. составил более 500 млрд руб., что составляет 1,9% всего объема ВВП РФ. За 2006 г. оборот организаций на территории РБ составил 999,9 млрд. руб., или 2,1% ВВП РФ. По выпуску отдельных видов химического и нефтеперерабатывающего производства РБ является крупнейшим производителем в России. На долю республики приходится 12–17% переработки нефтяного сырья, производства дизельного топлива и автомобильного бензина, более 60% кальцинированной соды. Сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий составляет 2,2% от общероссийского показателя. Немаловажна роль республики и в сельскохозяйственном производстве. В пределах республики производится 4,5% всей сельскохозяйственной продукции РФ. По данному показателю республика занимает третье место в стране [5].
Республика имеет значительный потенциал для дальнейшего развития, но для его реализации необходимо выявить конкурентоспособные сектора его экономики и определить приоритеты их развития. Анализ республиканского консолидированного бюджета является важнейшим средством решения этой задачи.
Доля доходов бюджета республики в консолидированном бюджете РФ составила в 2006 г. 2,2% (59 млрд руб.), доля налоговых поступлений в бюджет РФ – 2%, или 108 млрд руб. Изменения в межбюджетных отношениях привели к снижению доходной базы бюджетов РБ разных уровней. Так, если в федеральный бюджет республикой было перечислено за 2000 г. 31% ее бюджетных доходов, то за 2006 г. – 68%.
Структура распределения налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетом РБ представлена в табл. 1.
Таблица 1
Распределение налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетом РБ
Источник: по данным Госкомстата по РБ
Значительное увеличение величины налоговых потоков, перераспределенных в пользу федерального бюджета, обусловлено изменениями налогового и бюджетного законодательства в части перераспределения ставок и нормативов зачисления по ряду налогов.
Основные параметры бюджета РБ формируются на основе принципиальных положений экономической и финансовой политики. Так, в соответствии с Посланием Президента РБ «К новому качеству жизни людей» главная цель социально-экономического развития Республики Башкортостан состоит в формировании инновационной модели региональной экономики, способной обеспечить устойчиво высокие темпы экономического роста, прогрессивные структурные сдвиги в экономике, дальнейшее повышение качества жизни населения. На это нацелена программа социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2010 г.
Важной задачей бюджетной и налоговой политики в республике является финансовое обеспечение сбалансированного развития экономики и социальной сферы. Существенная роль в этом процессе принадлежит бюджетам муниципальных образований (местным бюджетам). Являясь низовым звеном, местные бюджеты представляют собой фундамент, от укрепления которого во многом зависит прочность и надежность всей бюджетной системы Российской Федерации. Они играют большую роль в комплексном развитии районов, городов, сел и поселков, осуществлении общефедеральных и общереспубликанских государственных экономических и социальных программ, в первую очередь – в развитии социальной инфраструктуры общества. На эти цели направлено реформирование местного самоуправления. Отметим, что в настоящее время в республике насчитываются 54 бюджета муниципальных районов, 9 бюджетов городских округов и 957 городских и сельских бюджетов.
В условиях реализации положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основная часть расходов консолидированного бюджета РБ формируется в бюджете республики. Общий объем расходов местных бюджетов в консолидированном бюджете РБ составляет, по данным 2006 г., примерно 19%.
Вместе с тем формирование доходной части большинства местных бюджетов осуществлялось и продолжает осуществляться в основном не за счет собственных доходов, а путем финансовой помощи из бюджета РБ. И даже с учетом этого финансовых ресурсов местным бюджетам катастрофически не хватает. Такая ситуация характерна не только для РБ, но для всей бюджетной системы Российской Федерации.
В этих условиях важным ориентиром региональной политики Республики Башкортостан становится укрепление финансовой основы органов местного самоуправления. В республике активно ведется законотворческая работа, направленная на повышение заинтересованности органов местной власти в увеличении налогового потенциала и росте собственных доходов. Эти цели преследуют и принятые законы «О межбюджетных отношениях в Республике Башкортостан», а также ежегодно принимаемые законы о бюджете РБ на следующий год, другие нормативные правовые акты в бюджетно-налоговой сфере.
В настоящее время районы и города РБ различаются по уровню социально-экономического развития, численности и плотности населения, общей площади, природно-климатическим и национально-историческим условиям. Следствием этого является дифференциация территорий республики по уровню потребности в бюджетном финансировании и возможности извлечения доходов местными бюджетами.

3. Влияние территориальной дифференциации на бюджетную политику и проблема бюджетной сбалансированности

Степень дифференциации территорий Башкортостана по уровню налоговых поступлений и других обязательных платежей в бюджеты значительна. В первую очередь это определяется резким отличием уровня развития крупных городов республики от большинства ее слаборазвитых, преимущественно аграрных районов. В этом плане как финансовый и промышленный центр республики выделяется ее столица – город Уфа, а также два города с развитой промышленностью – Стерлитамак и Салават. По данным за 2006 г., наиболее высокий удельный вес собственных доходов наблюдался в бюджете г. Уфы и составил 71,5%. В городах Салавате и Стерлитамаке этот показатель составил, соответственно, 66,5% и 60,2%. При этом наиболее низкий удельный вес собственных доходов обнаруживается в структуре бюджета г. Межгорья – 10,5%, а также в таких сельских районах, как Зилаирский – 12,8% и Зианчуринский – 14,4%.
Средний показатель собственных доходов по муниципальным районам составляет 27,5%; по городским округам – 63,4%, соответственно размер финансовой помощи в структуре бюджетов муниципальных районов по Республике Башкортостан оказывается 72,5%, в городских округах – 33,6%.
При этом следует учесть, что в составе финансовой помощи бюджетам муниципальных образований учтены субвенции. Это финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, переданных бюджетам соответствующих муниципальных образований согласно Закону РБ «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» и Закону «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями». Учет данных средств в составе финансовой помощи не совсем правомерен, так как ведет к искажению показателей финансовой обеспеченности муниципальных образований.
В сложившейся ситуации необходимость выравнивания доходной части нижестоящих бюджетов является наиболее важной задачей бюджетной политики республики. Эта задача может быть решена путем бюджетного регулирования.
В структуре подушевых расходов консолидированного бюджета РБ преобладают расходы бюджета Республики Башкортостан, которые составляют 9529 рублей на человека в 2005 г. и 15 289 рублей по бюджету 2007 г. В то же время, подушевые расходы в среднем по муниципальным районам и городским округам составили в 2007 г. 6655 рублей на человека.
В связи с этим для обеспечения сбалансированности местных бюджетов из бюджета республики районам и городам оказывается финансовая помощь, в частности, в форме дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов РБ; предоставляются субвенции из фонда компенсации РБ и бюджетные кредиты.
Удельный вес дотаций районам и городам на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в структуре расходов бюджета Республики Башкортостан составил около 7%. Вместе с тем наряду с бюджетным выравниванием одной из главных задач бюджетной политики в республике является ориентация районов и городов, сел и поселков на достижение финансовой самодостаточности.
Актуальность данного вопроса ежегодно подчеркивается в Посланиях Президента РБ Государственному собранию – Курултаю РБ. Мероприятия по поэтапному достижению территориями финансовой самодостаточности включены в Среднесрочную программу структурной перестройки экономики республики.

4. Особенности формирования доходной и расходной части бюджета республики

Налоги являются главным инструментом мобилизации финансовых средств, необходимых для покрытия государственных и муниципальных расходов. Так, в структуре доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан налоговые доходы составляют более 60%.
Доходы бюджета Республики Башкортостан формируются за счет отчислений как от федеральных, так и от региональных налогов. Подобная картина складывается и при формировании доходной части бюджетов муниципальных образований республики.
Нормативы зачислений федеральных налогов определяются Бюджетным кодексом РФ, а также законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему доходы из бюджета другого уровня. В Бюджетном кодексе также оговорено, что собственные доходы бюджетов субъектов РФ и закрепленные за ними федеральные налоги могут быть переданы законом субъекта РФ местным бюджетам на срок не менее трех лет.
В табл. 2 представлены данные по консолидированному бюджету Республики Башкортостан за 2005 и 2006 гг.
Таблица 2
Консолидированный бюджет РБ в 2006 г.
Источник: по данным Госкомстата по РБ
В консолидированном бюджете республики налоговые доходы в 2005 г. составили 71,6 %, а по данным 2006 г. величина этого показателя снизилась до 62,8%, что связано с изменениями налогового законодательства.
Основную долю налоговых поступлений консолидированного бюджета РБ формируют доходы от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц – 43,5%. Акцизы и налоги на имущество имеют примерно одинаковую долю в доходах бюджета – 7%.
Основными источниками неналоговых поступлений являются доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – более 6%. В 2006 г. существенную долю неналоговых доходов составили доходы от продажи активов – 10,8%.
Как видно из данных табл. 2, весьма значительной оказывается доля безвозмездных перечислений в структуре доходов бюджета РБ и местных бюджетов – 18,3%. Увеличение данного показателя в консолидированном бюджете республики имеет место с 2001 г. в связи с необходимостью финансирования федеральных программ на территории Республики Башкортостан. Структурный анализ безвозмездной передачи позволяет отметить, что республика по-прежнему является регионом-донором, поскольку дотации из федерального бюджета отсутствуют.
Основная доля безвозмездных перечислений из федерального бюджета, например, по плановым показателям за 2006 г., представлены в виде расходов, финансируемых по федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 г.» – 10,2 млрд. рублей, что составляет 67% от общей доли безвозмездных перечислений [1].
Основная доля налоговых поступлений обеспечена предприятиями, действующими в сфере добычи полезных ископаемых – 33,4%, обрабатывающего производства – 23,1%, оптовой и розничной торговли – 11,2%, транспорта и связи – 7,6%.
На исполнение доходной части бюджетной системы РБ оказывает положительное влияние благоприятная макроэкономическая ситуация в республике: рост валового регионального продукта; преобладание в структуре экономики республики отраслей промышленности, ориентированных на экспорт в условиях благоприятных мировых цен на нефть и нефтепродукты; увеличение налогооблагаемой базы. В то же время в республике ведется активная работа, направленная на развитие собственной налоговой базы: создаются условия для повышения деловой активности и инвестиционной привлекательности республики посредством предоставления бюджетных кредитов и гарантий.
Все это положительно сказывается на результатах исполнения доходной части бюджетов. Анализ исполнения бюджета РБ за 2006 г. позволяет отметить следующее: запланировано по доходам – 64,4 млрд руб., исполнено – 69,8 млрд руб., что составило 108,5% от плана [3].
Доходы консолидированного бюджета республики на 2006 г. составили 107,8% от плана. При этом в 2006 г. был обеспечен рост поступлений в бюджеты всех уровней по всем основным налогам. Наиболее высокий рост поступлений в консолидированный бюджет РБ наблюдается по налогам и сборам за пользование природными ресурсами. Этот показатель увеличился в указанном году почти в 2 раза, при этом поступления от акцизов выросли почти в 1,1 раза. Отметим, что консолидированный бюджет РБ на 2005 г. также был исполнен с превышением плановых показателей по доходам.
Вместе с тем одним из основных условий дальнейшего оздоровления государственных и муниципальных финансов республики остается сокращение имеющейся задолженности предприятий и организаций по платежам в бюджеты. Задолженность по налоговым платежам во все уровни бюджетной системы РФ на территории РБ по состоянию на 01.01.2007 г. составила 25,4 млрд руб. и по сравнению с 2005 г. уменьшилась в 1,2 раза. В структуре задолженности 84,3% долга приходится на федеральные налоги. Остальную часть совокупного долга составляют региональные налоги –10,3%, местные – 4,3% и налоги со специальным режимом – 1,1% [3].
Следует отметить, что удельный вес доходов консолидированного бюджета в валовом региональном продукте РБ имеет тенденцию к снижению. Так, если в 2005 г. данный показатель составил 14,7%, то в 2006 г. – 12,1%, что связано с общим снижением налоговой нагрузки. Вместе с тем, в результате проводимой налоговой реформы бюджет республики в 2005 г. недополучил около 4 млрд руб., а в 2006 году – 2 млрд.
Формирование расходов бюджета республики осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации и Республики Башкортостан должно происходить за счет средств республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований.
Расходные обязательства Республики Башкортостан имеют следующую структуру:
– расходные обязательства по оказанию государственных услуг – 73,4%;
– расходные обязательства по предоставлению трансфертов населению (публичные обязательства) – 10%;
– расходные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций юридическим лицам – 9%;
– расходные обязательства по обслуживанию государственного долга – 1,4%;
– иные расходные обязательства – 6,2%.
Структура и объем расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан на 2005–2006гг. по разделам функциональной классификации расходов представлены в табл. 3.
Таблица 3
Структура расходов консолидированного бюджета РБ
Источник: по данным Госкомстата по РБ
Общая сумма расходов по консолидированному бюджету РБ на 2006 г. составила 74,9 млрд. руб., что на 34% превышает расходы 2005 г. При этом удельный вес расходов консолидированного бюджета в объеме ВРП составляет 12,7%.
Анализ распределения расходов как консолидированного бюджета, так и бюджета РБ показывает, что приоритетными продолжают оставаться расходы социальной направленности. Так, расходы на образование, здравоохранение и спорт, культуру, искусство, кинематографию и социальную политику в 2006 г. в структуре консолидированного бюджета республики составили 62,2%, ЖКХ – 7%. Следует отметить, что объем финансирования по перечисленным статьям имеет постоянную тенденцию к росту.
В качестве другой важной характеристики расходов бюджетной системы можно отметить высокую долю расходов на государственную поддержку отраслей экономики. Например, в 2006 г. данные расходы составляли 18,2% всех расходов консолидированного бюджета республики.
В условиях реализации положений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» основная часть расходов консолидированного бюджета РБ формируется в бюджете Республики Башкортостан. Например, в 2006 г. расходы бюджета РБ составили 82% всех расходов консолидированного бюджета республики.
По экономической классификации расходы консолидированного бюджета РБ можно представить следующей структурой:
– оплата труда и начисления на оплату труда – 37%,
– приобретение услуг – 9,1%,
– трансферты – 26,1%,
– государственные инвестиции – 9,9%,
– прочие расходы – 17,8%.
В целях реализации мер, направленных на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы, производится систематическое увеличение оплаты труда. Например, в 2006 г. ее рост составил 27,7.
Одной из задач социальной политики государства является снижение бедности и неравенства по денежным доходам малоимущих слоев населения. В целях реализации данной задачи в республике предусмотрено следующее [1]:
– увеличение размера базового ежемесячного пособия на ребенка, выплачиваемого согласно Закону РБ «О ежемесячном пособии на ребенка в Республике Башкортостан»;
– расходы на реализацию закона РБ «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан» с учетом изменений, вносимых в законодательство. Например, на исполнение данного закона в бюджете республики 2006 г. было предусмотрено 241,5 млн руб.;
– реализация мероприятий программы социальной поддержки населения РБ;
– реализация Законов «О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан» и «О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил».
В 2006–2007 гг. в сфере образования реализуются такие республиканские целевые программы, как «Дети Республики Башкортостан», «Пожарная безопасность образовательных учреждений РБ», «Компьютеризация системы образования Республики Башкортостан» [1]. В рамках национального проекта «Образование» предусмотрена финансовая помощь из федерального бюджета в сумме 602,2 млн руб.
Немаловажным аспектом качества жизни населения является расширение возможностей духовного развития, удовлетворения потребностей в досуге и творчестве, обеспечение доступа к культурному наследию.
Расходы консолидированного бюджета на культуру и кинематографию в 2006 г. составили 4181,7 млн руб.
При формировании расходов бюджета на здравоохранение учитываются приоритетные направления государственной политики в этой области: обеспечение доступности и высокого качества медицинской и лекарственной помощи на амбулаторном этапе, профилактика заболеваний, улучшение состояния здоровья детей и матерей, обеспечение гарантий бесплатной медицинской помощи.
Общая сумма расходов на здравоохранение и спорт в 2006 г. составила в консолидированном бюджете РБ 14892 млн руб. В 2007 г. предполагалось увеличение данных расходов еще на 14%.
Размер бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению республики, определяется ежегодно принимаемой Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Республике Башкортостан. Общий объем средств, направляемых на реализацию данной программы, в 2007 г. составляет 14611,1 млн. руб., в том числе из бюджета – 76%. Оставшиеся 24% от указанной суммы формируются за счет объединения средств республиканского фонда обязательного медицинского страхования и субсидий федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В сфере здравоохранения в республике реализуется 12 республиканских целевых программ. В 2006 г. на их финансирование было направлено 40 млн руб.

5. Перспективы развития расходной бюджетной политики в Республике Башкортостан

Следует отметить, что в РБ бюджетная политика в области расходов на среднесрочную перспективу направлена на реализацию целого ряда целей. К их числу относятся такие задачи, как повышение налогового потенциала, концентрация расходов бюджета на важнейших задачах социально-экономического развития, повышение эффективности государственного управления. Ключевое значение имеет также обеспечение качества и условий предоставления государственных и муниципальных услуг, создание условий для развития человеческого капитала, обеспечение населения максимально полным и качественным набором бюджетных услуг, стимулирование роста уровня жизни населения.
В консолидированном бюджете РБ на 2006 г. расходы на национальную экономику составляют 18,2%, или 13,7 млрд руб. Намечается тенденция ежегодного увеличения данных расходов. Немаловажными статьями расходов оказывается поддержка транспортных предприятий и расходы на дорожное хозяйство. Большую долю в их структуре занимает и финансирование сельского хозяйства региона, в том числе национального проекта «Развитие АПК».
Ежегодно значительные средства бюджета РБ направляются на развитие объектов производственной и социальной сферы. Расходы на капитальное строительство составляют 8,2% от общей суммы расходов консолидированного бюджета РБ. Приоритетным направлением государственных капитальных вложений является строительство объектов социальной инфрастуктуры, не имеющих альтернативных источников.
Основным принципом бюджетной реформы определен принцип перехода от управления бюджетными затратами к управлению результатами. В этой связи основными направлениями совершенствования бюджетной политики являются такие, как:
– пересмотр принципов бюджетного планирования, усиление внимания к среднесрочным и долгосрочным плановым периодам, законодательное закрепление данных положений;
– создание оптимальной модели межбюджетных отношений внутри республики на основе законодательного разграничения расходных обязательств и доходных источников между федеральным центром и субъектами федерации;
– развитие конкурсной системы закупок продукции для государственных и муниципальных нужд, совершенствование всей технологии закупочных процессов;
– совершенствование законодательства в сфере бюджетного процесса и налогового администрирования.
В целях эффективной реализации вышеперечисленных направлений бюджетной политики в республике необходимо пересмотреть некоторые вопросы организации бюджетных отношений. Прежде всего, это предполагает совершенствование бюджетно-налоговой политики, ориентированной на рост доходов бюджета РБ, оптимизацию государственного сектора экономики, полную мобилизацию финансовых ресурсов на дальнейшее повышение уровня социально-экономического развития республики.
Кроме того, необходимо предусмотреть дальнейшие организационные мероприятия, нацеленные на развитие бюджетного процесса и межбюджетных отношений, такие как повышение эффективности работы органов исполнительной власти республики, установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг, внедрение системы оценки эффективности бюджетных расходов, совершенствование управления государственным долгом, совершенствование политики Республики Башкортостан в области инвестиций.
Решение этих задач в полной мере возможно только в условиях разработки и внедрения на территории Республики Башкортостан нового стандарта управления государственными финансами.


Литература
1. Бюджетная и налоговая политика РБ на 2007 г. и среднесрочную перспективу. – Уфа: МФ РБ – 2006г.
2. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. – М.: Издательство РДЛ, 2004г. – 288 с.
3. Доклад о социально-экономическом положении РБ в 2006 году. Уфа, 2007 г.
4. Региональная экономика // Под ред. Видяпина В.И. – М.: ИНФРА – М, 2007 г. – 666 с.
5. Республика Башкортостан и отдельные субъекты Российской Федерации. Статистическое обозрение. – Уфа, 2007г. – 92с.
6. Финансы в системе государственного и муниципального управления. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, 2005г. – 255с.
7. Финансово-бюджетное планирование // Под ред. Поляка Г.Б. – М.: Вузовский учебник, 2007г. – 544с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия