Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Путилина В. Ю.
аспирант кафедры внешнеэкономической деятельности Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова (г.Москва)

Предпосылки экономического сотрудничества России и Европейского инвестиционного банка

Несмотря на расширение объема международных инвестиций в России в последнее время, согласно опубликованному Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2006 г. обзору инвестиционной политики Российской Федерации, объем иностранных инвестиций все еще незначителен. Эксперты ОЭСР отмечают, что Россия, учитывая масштабы и уровень развития ее экономики, пока остается недостаточно привлекательной для притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) по сравнению со странами ОЭСР, а также по сравнению со многими странами с развивающейся экономикой. Объем ПИИ в РФ в 2006 г. достиг 13,6 млрд. долл. США, однако это составило только 3% от ВВП, что ниже, например, чем соответствующий показатель в Польше (5%).
Общие трансграничные финансовые потоки России (прямые, портфельные и другие инвестиции) существенно увеличились с 2000 г., но их общий объем остается низким по сравнению с основными промышленно развитыми и развивающимися странами ОЭСР. В промышленно развитых странах портфельные инвестиции, как правило, являются наиболее важной частью как входящих, так и исходящих потоков (составляя от трети до половины совокупных инвестиций [7, с. 14]). В России этот компонент инвестиций был относительно незначительным на протяжении последних лет с начала текущего десятилетия, и только в 2006 г. доля портфельных инвестиций увеличилась. В инвестиционных потоках России доминируют другие инвестиции, состоящие, главным образом, из финансовых сделок, торговых кредитов и займов (68% совокупных инвестиционных потоков в 2006 г.), что указывает, в частности, на существенный объем внешних заимствований, совершаемых российскими банками и предприятиями.
В табл. 1 приведены данные о структуре иностранных инвестиций в России. По состоянию на конец сентября 2007 г. общий объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России составил 197,8 млрд долл. США, что на 52,2% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходится на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, которые представляют собой кредиты международных финансовых организаций, торговые и прочие кредиты – 53,5%. При этом доля прямых инвестиций составила 44,4%, портфельных – 2,1% [9].
Таблица 1
Приток международных инвестиций в РФ, 2000–2007 гг. (в млн долл. США)
1 Доля инвестиций в общем притоке иностранных инвестиций в России.
Источник: Федеральная служба государственной статистики [9].
Таким образом, позитивные изменения в российской экономике, благоприятная конъюнктура на стратегически значимых для страны энергетических рынках, взвешенная финансовая политика способствуют повышению уровня международных инвестиций в России. Тем не менее Россия по-прежнему является страной с переходной экономикой, которой присущи такие характерные черты, как относительно высокий уровень инфляции, достаточно низкий уровень доходов большей части населения и их значительная дифференциация, сохраняющаяся слабость и уязвимость товарных рынков и банковской системы, недооценка фондового рынка, высокие административные барьеры, острая необходимость в реформе естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства. Кроме этого, по-прежнему сохраняется зависимость государственного бюджета России от сырьевых факторов и его неустойчивость в случае ухудшения сырьевой конъюнктуры на внешних рынках. Доминирование в российском инвестиционном портфеле прочих инвестиций, представленных в значительной части кредитами международных финансовых организаций (МФО), дает основание говорить о расширении сотрудничества с такими организациями. Подобное сотрудничество должно стать инструментом поддержки важнейших мероприятий программы социально-экономического развития России.
В то же время наличие в течение ряда лет профицита госбюджета (2258,8 млрд руб. в 2006 г., что составляет 8,4% ВВП [9]) и повышение международного кредитного рейтинга России требуют существенного пересмотра некоторых стратегических направлений и приоритетов сотрудничества России с МФО. На первый план выходят такие преимущества сотрудничества с МФО, как возможность реализации проектного подхода и использование международного опыта при подготовке и реализации стратегически значимых институциональных программ и крупномасштабных инвестиционных проектов. Основной целью такого сотрудничества является привлечение инвестиционных ресурсов на льготных условиях (с низкими процентными ставками, длительными сроками и льготным периодом возврата долга). В то же время как одно из направлений диверсификации сотрудничества России с МФО необходимо рассматривать развитие взаимоотношений с региональными банками развития, конечной целью которых является сбалансированный экономический рост соответствующих регионов. В частности, целесообразно налаживать сотрудничество с основным кредитно-финансовым институтом Европейского союза – Европейским инвестиционным банком (ЕИБ).
Переговорный процесс между Правительством России и руководством ЕИБ, активизировавшийся в середине прошлого десятилетия, привел в 2001 г. к решению ЕС предоставить мандат на финансирование ряда проектов на территории России за счет средств банка. Российское руководство проявляет интерес к развитию отношений с этим банком на прочной основе долгосрочных программ. Направления сотрудничества с МФО, и в частности с ЕИБ, формируются с учетом первоочередных задач по реформированию российской экономики.
В Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг. [8]) среди основных ограничителей стабильного экономического роста выделена неразвитость инфраструктуры транспортного и энергетического секторов экономики. В Программе отмечено, что в последнее время экономический рост все больше сталкивается с проблемами развития транспортной сети и энергетики. Принятые за последние годы меры (в том числе по реформе естественных монополий) оказались недостаточными для притока инвестиций в эти сектора. Отчасти это является результатом отсутствия институциональных условий, способных обеспечить прозрачность их деятельности, контроль над эффективностью расходования средств. В связи с этим Правительство Российской Федерации будет принимать меры, направленные на дальнейшее осуществление институциональных преобразований, а также принятие дополнительных мер, направленных на стимулирование темпов экономического роста [8].
ЕИБ – финансовое учреждение Европейского союза – действует как банк и в то же время как европейский институт, способствуя достижению союзом его глобальных целей путем финансирования проектов, которые обеспечивают сбалансированность европейской интеграции. ЕИБ является старейшим (создан в 1958 г.) и наиболее крупным региональным финансовым институтом. В табл. 2 приведены основные финансовые показатели банка в сравнении с аналогичными показателями других крупнейших МФО.
Таблица 2
Основные финансовые показатели некоторых МФО за 2006 финансовый год, млн. долл. США
Источники: [2; 4; 5].
Основная задача банка состоит в предоставлении займов и гарантий, облегчающих финансирование проектов для сравнительно менее развитых регионов, модернизации или конверсии предприятий, развития предпринимательской деятельности в новых сферах и т.п. [10, с. 36]. Около 90% совокупных инвестиций банка приходится на страны ЕС, а остальная сумма выделяется на деятельность за пределами союза, соответствующую его интересам. Инвестиции банка должны отвечать следующим критериям:
– они должны служить катализатором, способным привлечь другие источники финансирования;
– они должны иметь отношение к таким областям, как укрепление конкурентоспособности европейской промышленности, малых и средних предприятий, способствовать созданию трансъевропейских сетей (транспортных, телекоммуникационных и энергетических), помогать защищать природную и городскую среду, развивать здравоохранение, образование и информационные технологии;
– они должны быть направлены главным образом в наиболее отстающие регионы [11].
С начала 90-х гг. ЕИБ участвует в финансировании проектов, осуществляемых в странах Центральной и Восточной Европы и государствах Балтии, с целью оказания им помощи в адаптации к условиям присоединения к ЕС [1, с. 25–32]. В целом к началу текущего века кредитами ЕИБ пользовались 150 стран. В табл. 3 приведены данные об объемах кредитования ЕИБ в зависимости от региона мира за 9 месяцев 2007 г. и за последние 5 лет.
Следуя политике поддержки развивающихся регионов, в 2006 г. Европейский совет авторизовал ЕИБ принять мандаты на общую сумму 27,8 млрд евро сроком до 2013 г., что на 30% выше, чем сумма утвержденных мандатов на 2000–2006 гг. (20,7 млрд евро). В качестве основных направлений инвестиций были определены такие, как поддержка стран–кандидатов в ЕС (8,7 млрд евро) и сближение экономических систем с соседствующими регионами (12,7 млрд евро) – странами Восточной Европы и Средиземноморского региона. В частности, на регион Восточной Европы, Кавказский регион и Россию банком принят мандат в сумме 3,7 млрд. евро, который будет действовать до 2013 г. [2].
Таблица 3
Географическое распределение кредитов ЕИБ
Источник:[2].
Отношения России с ЕИБ строятся в рамках единой стратегии заимствования Российской Федерации у международных банков развития (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития). Эта стратегия определяет цели, задачи и принципы сотрудничества. Усилившиеся в конце прошлого века тенденции глобализации значительно обострили проблему конкурентоспособности страны. В отсутствие значимых межстрановых барьеров для перемещения капитала, рабочей силы, технологий и информации первостепенное значение для России приобретает проблема поддержания национальной конкурентоспособности в борьбе за привлечение мировых экономических ресурсов, а также за удержание собственных. В этих целях необходимо:
– повышение конкурентоспособности государственного управления (государственного регулирования, государственных услуг, управления государственной собственностью);
– повышение конкурентоспособности бизнеса – рост эффективности производства (в том числе энергоэффективности и производительности труда), его инновационной направленности, выход значительной доли бизнеса «из тени», уход от сырьевой направленности структуры экономики;
– повышение конкурентоспособности «человеческого капитала», формирование конкурентоспособной на мировом рынке системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных специалистах, способной поддерживать научный потенциал страны, сохранять и повышать средний уровень образования населения, а также модернизация систем здравоохранения и социальной поддержки населения.
Исходя из программы социально-экономического развития и специфики деятельности ЕИБ, можно определить основные направления использования ресурсов банка в России. Они должны быть направлены на модернизацию социальной сферы, развитие инфраструктуры, модернизацию топливно-энергетического сектора и поддержку малого и среднего бизнеса.
Россия пока занимает очень незначительную долю в кредитном портфеле ЕИБ, однако принятие нового мандата, действующего до 2013 г., позволяет говорить о перспективах сотрудничества России с крупнейшим региональным финансовым институтом в мире. В декабре 2002 г. между правительством России и ЕИБ было подписано рамочное соглашение о кредитовании Банком проектов в РФ. На период 2007–2013 гг. в своей деятельности в России ЕИБ будет ориентироваться на финансирование тех секторов, которые и ранее предыдущими мандатами были определены в качестве приоритетных. В первую очередь это относится к экологической сфере. Однако в то же время особое внимание будет уделено энергетическому сектору, в частности стратегическим поставкам энергоресурсов, и транспортной сфере [2].
Сегодня российская экономика располагает инвестиционными ресурсами, но при существующем уровне рисков и рентабельности различных видов экономической деятельности, привлекательных инвестиционных проектов на национальном уровне осуществляется немного. В условиях глобализации, когда определяющей становится конкуренция национальных рыночных и государственных институтов, необходимо создание условий для успешного развития в долгосрочной перспективе. Участие ЕИБ в масштабных проектах позволит наиболее эффективно решить некоторые поставленные вопросы развития российской экономики, используя колоссальный опыт банка в финансировании соответствующих отраслей (в отраслевой структуре накопленных инвестиций банка на транспорт приходится 26%, на долю энергетического сектора – 13%).
Совместная работа национальных институтов ЕИБ возможна по таким направлениям как: реализация перспективных проектов строительства трубопроводов; стимулирование инвестиций в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры; модернизация нефтеперерабатывающих заводов, развитие производства сжиженного природного газа, увеличение объемов его экспорта и производства продукции нефтехимической промышленности. Расширение масштабов участия ЕИБ в финансировании инфраструктурных проектов в России будет определяться, в частности, выполнением трехстороннего Меморандума о взаимопонимании между ЕБРР, ЕИБ и Европейской комиссией по вопросам софинансирования трансъевропейских сетей в областях транспорта, энергетики, телекоммуникаций и экологической инфраструктуры *.


Литература
1. Виноградова И.В. Европейский инвестиционный банк // Внешнеэкономический бюллетень. – 2004. – № 5.
2. Годовой отчет ЕИБ за 2006 г. // www.eib.org
3. Годовой отчет ЕИБ за 2005 г. // www.eib.org
4. Годовой отчет ЕБРР за 2006 г. // www.ebrd.org
5. Годовой отчет МФК и МБРР за 2006 г. // www.worldbank.org
6. ЕБРР. Стратегия для Российской Федерации. Одобрена Советом Директоров ЕБРР 25.07.2006 г. // www.ebrd.org
7. ОЭСР: Обзоры инвестиционной политики ОЭСР: Российская Федерация. Повышение прозрачности политики. 2006 г. // http://oecdmoscoworg.83.com1.ru/events_r.html
8. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.). Проект по итогам заседания Правительства РФ 29.12.2005 г.
9. Федеральная служба государственной статистики, www.gks.ru
10. Школяр Н. Россия и Европейский Инвестиционный Банк: стратегические ориентиры сотрудничества // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2004. – № 8. – С. 36–39.
11. www.ruseu.org

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия