Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Клавдиенко В. П.
ведущий научный сотрудник экономического факультета
Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова,
доктор экономических наук


Современный демографический ландшафт и стимулирование занятости в странах ЕС

В последние десятилетия глобальная демографическая ситуация характеризуется новыми явлениями и тенденциями. Основными из них являются: значительное сокращение рождаемости, замедление темпов прироста населения, увеличение продолжительности жизни и доли лиц старших возрастов. Общие для мирового сообщества тенденции проявляются в различных регионах мира с различной глубиной. В Европе, и особенно в странах Евросоюза, эти тенденции проявились раньше, чем в других регионах мира, и оставались наиболее устойчивыми и глубокими (см. табл.1).
Таблица 1
Страны ЕС на фоне глобальных демографических тенденций 1960–2006 гг. [1]
Если в масштабах мирового сообщества среднее количество рождений в расчете на каждую женщину в последние годы составляло 2,7, то в странах ЕС – всего 1,4. Уровень рождаемости в большинстве стран Евросоюза недостаточен даже для обеспечения простого воспроизводства населения [2, c. 14].
Снижение рождаемости во многом обусловлено социальными изменениями. Современные молодые европейцы в первую очередь ориентируются на профессиональный успех и социальное благополучие, откладывая создание семьи на неопределенное будущее. Увеличивается срок обучения молодых людей в вузах, растет процент 27–30-летних студентов. Если в 1980-х годах в странах ЕС средний брачный возраст для мужчин составлял 27 лет, то в начале 2000-х годов – 30 лет, а для женщин он увеличился с 24 до 27 лет [2]. В результате в странах ЕС сегодня отмечается самый низкий естественный прирост населения в мире.
В Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Польше, Португалии, Словакии, Словении, Чехии естественный прирост нулевой, а в ряде стран – отрицательный (Болгария, Венгрия, Германия, Латвия, Литва, Румыния, Эстония). В большинстве стран Восточной Европы – нынешних членов ЕС демографический спад происходит как за счет низкого естественного пророста (или его отсутствия), так и в результате миграционного оттока населения в другие страны региона. Вместе с тем Австрию, Бельгию, Грецию, Италию, Португалию лишь иммиграция сегодня спасает от депопуляции.
В результате снижения рождаемости, низкой смертности и роста продолжительности жизни произошли беспрецедентные изменения возрастной пирамиды в сторону сокращения молодежного «цоколя» и расширения старческой «головы». В 1960–2006 гг. в странах ЕС доля лиц 65-летнего возраста и старше в общей численности населения увеличилась с 10,2 до 16,3%. Для сравнения: в общей численности населения мира возрастная группа 65 лет и старше за этот период увеличилась с 5 до 7%.
В последние десятилетия на демографический ландшафт и на рынок труда стран ЕС все возрастающее влияние оказывает международная миграция населения. По различным оценкам, в настоящее время общая численность мигрантов, прибывших в страны ЕС в период 1960–2006 гг., составляет около 5% от всего населения региона [3]. Наиболее высока доля иммигрантов в численности населения Люксембурга (более 36%), Ирландии (14%), Нидерландах (10%), Германии (12%), Австрии (9%), Бельгии и Франции (около 8%).
Таким образом, современные демографические процессы в странах ЕС находятся в русле глобальных демографических тенденций и обусловлены формированием нового типа воспроизводства населения, основными чертами которого являются снижение рождаемости и смертности, увеличение продолжительности жизни и старение общества. Этот тип воспроизводства населения будет и в обозримой перспективе определять демографический ландшафт Евросоюза и оказывать существенное влияние на экономическое развитие как отдельных стран ЕС, так и региона в целом.
Результатом современных демографических сдвигов в странах ЕС становится уменьшение населения трудоспособного возраста, снижение доли экономически активного населения в общей численности населения и увеличение нагрузки на занятое население. Возникают дополнительные трудности для государственного бюджета, системы здравоохранения и социального обеспечения. За последние три десятилетия доля расходов на здравоохранение, например, в совокупном ВВП стран ЕС почти удвоилась.
Макроэкономический эффект демографических изменений проявляется также в снижении доли сбережений и инвестиций в ВВП. Так, увеличение доли пожилого населения (65 лет и старше) в странах ЕС на 1% приводит к снижению доли сбережений в ВВП этих стран в среднем на 1,5%. По мнению экспертов МВФ, в странах Евросоюза именно старение общества является ключевым фактором снижения инвестиционной активности в последние годы. По прогнозам экспертов, к 2050 г. демографические сдвиги в странах ЕС приведут к снижению уровня ВВП на душу населения более чем на 0,45%, в том числе в странах Западной Европы – на 0,48%, а в странах Центральной и Восточной Европы на 0,41% [4].
Неоднозначное воздействие на развитие экономики стран ЕС оказывают миграционные процессы. С одной стороны, иммиграция способствует притоку новых трудовых ресурсов и «омолаживает» европейское общество; позволяет поддерживать функционирование отраслей, находящихся в стадии реструктуризации или не пользующихся спросом у местного населения (строительство, коммунальное хозяйство, рыболовство, общественный транспорт); способствует сохранению положительной динамики ВВП. С другой стороны, возрастающая иммиграция зачастую ведет к обострению различного рода конфликтов – этнических, религиозных, социальных, – криминализации общества и росту теневой экономики в принимающих странах, а также целого ряда проблем, связанных с ростом урбанизации (жилищного строительства, транспортной, трудоустройства и т.п.). В этой связи она может рассматриваться как явление, угрожающее не только социальной стабильности общества, но и устойчивому развитию экономики отдельных стран и региона в целом.
Европейский опыт свидетельствует о том, что «замещающая миграция» позволяет смягчить негативные последствия демографических сдвигов лишь в краткосрочном периоде. В долгосрочной же перспективе «замещающая миграция» не обеспечивает условий для устойчивого развития на европейском континенте, поскольку лишь перекладывает бремя демографических проблем и необходимость их решения на последующие поколения европейцев.
Демографические тенденции последних десятилетий и современная демографическая ситуация ставит перед правительствами стран Евросоюза в качестве важных задач экономической политики стимулирование трудовой активности населения, более полное и рациональное использование трудовых ресурсов. Изменения демографической ситуации в странах ЕС в последние десятилетия обусловили необходимость смены концептуального подхода к регулированию занятости и рынка труда. В условиях замедления темпов прироста населения, старения общества, ограничения и более жесткого контроля иммиграционных потоков характерной тенденцией для многих стран ЕС (прежде всего стран Западной Европы, за исключением Германии) становится переход от политики стимулирования спроса к стимулированию предложения рабочей силы. Смена концептуального подхода к регулированию занятости и рынка труда в государствах Евросоюза от стимулирования спроса к преимущественному стимулированию предложения рабочей силы потребовала изменений и в механизме государственного воздействия на рынок труда.
При переходе к политике стимулирования предложения правительства государств Евросоюза оказались перед выбором между сокращением налогов с целью повышения деловой активности и увеличением налогов для выполнения социальных обязательств государства. Эта дилемма в большинстве стран ЕС была решена путем общего снижения налогов в целях стимулирования деловой активности при одновременном ограничении социальных (трансфертных) платежей.
Современная система стимулирования экономической активности населения в странах ЕС опирается на следующие основные стратегии:
– активизацию поиска работы незанятым трудоспособным населением, включающую экономические санкции к тем, кто занимается этим недостаточно активно (сокращение пособий по безработице от 5 до 35%),
– более широкое привлечение к труду женщин трудоспособного возраста (в том числе используя гибкие формы занятости, надомную работу и т.п.);
– вовлечение в производство лиц, вышедших за официальные границы трудоспособного возраста, не утративших способность к труду;
– совершенствование организации труда и более эффективное использование рабочего времени непосредственно на предприятиях.
Реализуемые в последнее десятилетие во многих странах ЕС национальные программы занятости предполагают, в частности, следующие меры по стимулированию экономической активности населения:
– введение более жестких условий и установление предельных сроков предоставления пособий по безработице, снижение нормы выплаты пособий по отношению к заработной плате (в Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Нидерландах, Польше, Франции);
– повышение официального пенсионного возраста (в Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Италии, Франции, Португалии);
– сокращение числа лиц, имеющих право на пенсионные пособия в полном объеме: в связи с продлением необходимого трудового стажа (в присоединившихся к ЕС странах Центральной и Восточной Европы) или увеличением количества лет, в течение которых работники должны осуществлять выплаты в пенсионные фонды (в Ирландии);
– ограничение практики досрочного выхода на пенсию работников предпенсионного возраста (в Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Франции, странах ЦВЕ и Прибалтийских государствах);
– усиление зависимости размера пенсий от величины и периода взносов работников и работодателей в пенсионные фонды (в странах ЦВЕ и большинстве западноевропейских стран ЕС);
– установление более жестких правил назначения пенсий по инвалидности (в странах ЦВЕ и большинстве западноевропейских стран ЕС) и выплат по больничному листу (в странах ЦВЕ и Прибалтийских государствах) и др.
Эти меры направлены на решение двуединой задачи: 1) сократить бюджетные расходы и таким образом уменьшить дефицит государственных бюджетов; 2) стимулировать рост экономической активности населения, содействовать увеличению предложения на рынках труда и снижению уровня безработицы.
На наднациональном уровне мониторинг и регулирование европейского рынка труда осуществляется Комитетом по занятости, в который входит представитель Европейской комиссии и по два представителя от каждой страны – члена ЕС. Главный метод наднационального воздействия на рынок труда – выработка общей стратегии по вопросам политики занятости и координация политики занятости государств–членов ЕС.
Конкретные инструментарии этой координации включают:
– контроль состояния занятости в странах–членах ЕС (мониторинг);
– выявление удачных мер и сравнительный анализ достигнутых результатов;
– рекомендации отдельным государствам–членам ЕС в области занятости и рационального использования трудовых ресурсов;
– финансовую поддержку национальным программам в области занятости.
Каждое государство–член Евросоюза ежегодно подготавливает доклад о состоянии национальных рынков труда и об основных мерах по реализации региональной политики занятости в свете установленных общих ориентиров. В рамках единой процедуры контроля и отчета Европейский совет и Европейская комиссия представляют общий годовой отчет о положении на рынке труда ЕС. После заслушивания в Европейском парламенте, в Экономическом и социальном комитете, Комитете регионов и Комитете по занятости этот отчет принимается квалифицированным большинством. Европейский совет может давать рекомендации отдельным государствам–членам ЕС в области занятости, инициировать меры по стимулированию межгосударственного сотрудничества в этой области, предлагать использование передового опыта и т.п. С согласия комиссии совет может издавать директивы, касающиеся сферы занятости. Директивы совета в сфере занятости не имеют юридической силы для государств ЕС. Они скорее носят рекомендательный характер и выполняют функцию моральной мотивации для разработки национальных планов и мер по регулированию рынка труда в странах–членах ЕС с учетом согласованных европейских норм.
Главным институтом политики занятости Евросоюза является Европейский социальный фонд (ЕСФ), основанный в 1960 г. Средства этого фонда формируются из бюджета ЕС. Годовые поступления в ЕСФ из бюджета ЕС составляют около 10 млрд. евро. ЕСФ оказывает финансовую помощь преимущественно наиболее бедным регионам для осуществления мероприятий по борьбе с безработицей, предоставляет субсидии, содействует развитию и адаптации рынка труда к происходящим в экономике структурным сдвигам. Основная часть средств ЕСФ направляется на развитие профессионального образования и повышение квалификации, совершенствование систем переподготовки кадров, содействие социальному и гендерному равенству возможностей на рынке труда, а также на создание новых рабочих мест. Примерно 3/4 ассигнований из средств ЕСФ направляются на преодоление безработицы среди молодежи.
Реформы рынка труда в ЕС, осуществляемые последние полтора десятилетия, и меры по стимулированию занятости способствовали созданию новых рабочих мест, снижению безработицы и повышению доли экономически активного населения, росту производительности труда. Намеченная в 2000 г. Лиссабонской стратегией цель – обеспечить в регионе к 2010 г. уровень занятости 70%; в ряде стран Евросоюза (Великобритании, Дании, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах, Швеции) эта цель достигнута уже к 2007 г. Уровень безработицы в регионе к 2007 г. сократился до 7,6% и был самым низким за последние 15 лет. Растет производительность труда. В 2000–2006 гг. темпы прироста производительности труда в странах ЕС составляли в среднем 3,3%, в том числе в Великобритании – 4,3, Германии – 4,2, Франции – 4,0% [5; 6].
Экономическая активность в Евросоюзе оставалась высокой и в 2007 г., что позволило странам ЕС по темпам экономического роста опередить не только Японию, но и США. При этом наибольшей динамикой отличалась экономика новых членов Евросоюза, присоединившихся к ЕС в 2004 г. и 2007 г. (см. табл. 2).
Таблица 2
Темпы прироста реального ВВП (в процентах)
*Средние значения, взвешенные по ВВП на основе паритета покупательной способности.
** Предварительные данные.
Несмотря на широкий спектр мер по стимулированию занятости и рационального использования трудовых ресурсов, на европейском рынке труда сохраняются серьезные структурные проблемы: недостаточные темпы роста занятости в отдельных регионах, особенно среди женщин, лиц старшего возраста, представителей низкоквалифицированных профессий. Все еще низкок уровень внутрирегиональной миграции рабочей силы. Число граждан одной страны–члена ЕС, проживающих и работающих в другой стране ЕС, не превышает 1,5%. Поэтому, хотя ЕС и обладает собственными ресурсами для заполнения вакуума на рынке труда, низкая мобильность собственных трудовых ресурсов приводит к тому, что их место занимают иммигранты. Решение этих проблем правительства стран ЕС связывают с курсом на консолидацию государственных финансов, более полным использованием стимулирующей функции налогов в воздействии на рынок труда и капитала, повышением региональной мобильности рабочей силы, развитием межгосударственного сотрудничества стран ЕС в сфере подготовки и повышения квалификации кадров.


Литература
1. Рассчитано по: World population. PRB. Washington. 2007. P.1–4; L` economie mondiale 2006. Paris. P. 108–109; World population monitoring. UN. N.-York. 2003. P. 23; World economic outlook. Sept. 2004. IMF. Washington. 2004. P. 139; Eurostat annuaire. Luxembourg. 2002. P. 14; Previsions demographiques et besoins de main d` oeuvre //Revue international de Travail.1961. – 4. p.409; Rocznik statystyki miedzynarodowej. Warszawa. GUS.1973. S.64–67.
2. World population monitoring. UN. N.-Y. 2003. P. 23; World population prospects. UN., N.-Y. 2003. P. 29; World economic outlook. Sept. 2004. IMF. Washington. 2004. P. 139.
3. Рассчитано по: 2007 World population. PRB. Washington.2007. P.1–4; World economic outlook. Sept.2004. IMF. Washington. P. 185; Magyar statisztikai evkonyv. Budapest. KSH. 2004. 660 old.
4. World economic outlook. Sept. 2004. IMF. Washington. P. 148.
5. Рассчитано по: World economic outlook. April. 2007. IMF. Washington. 2007. P. 2; World economic outlook. Sept. 2005. IMF. Washington. 2005. P. 29.
6. Составлено по: World economic outlook. April. 2007. IMF. Washington. 2007. P. 2; 2007 World population. PRB. Washington. 2007. P. 1–4.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия