Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Канжарауи М.
аспирант кафедры мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Банковская система Сирии – состояние и проблемы

Сирия относится к числу стран, экономика и государственное управление которых в свое время формировались под сильным влиянием советской системы. Однако в отличие от многих государств социалистической ориентации, Сирия в 90-х годах не испытала шоковой терапии. В стране сохранилась преемственность власти – после кончины в 2000 г. президента Хафеза Асада, в течение 30 лет руководившего этой ближневосточной страной, президентом стал его сын – Башар Асад. Сохранилось и абсолютное доминирование государственного сектора в экономической системе. Тем не менее сирийское руководство вынуждено осуществлять постепенные реформы, чтобы адаптировать свою страну к реалиям быстро меняющегося мира, но темп проводимых реформ недостаточен.
С распадом СССР тесные связи между двумя странами пережили период спада, который к настоящему времени в основном преодолен. Растет товарооборот, российские организации оказывают содействие в строительстве, модернизации, ремонте и эксплуатации 22 объектов, многие из которых сооружались при содействии СССР. У двух государств большой, но явно недостаточно используемый потенциал. В этой связи важно знать особенности сирийского хозяйственного механизма и отслеживать изменения, происходящие в различных сферах сирийской экономики, в частности в банковской системе. До недавнего времени государство полностью контролировало банковский сектор Сирии, отсюда и его специфические особенности. Это малое количество банков и отсутствие реальной конкуренции между ними, разделение обычных прерогатив центрального банка между двумя банками – коммерческим и центральным, двойное подчинение ЦБ и прочих банков. Данные особенности трудно отнести к сильным сторонам банковской системы Сирии, напротив, с ними связаны многие ее проблемы. Это низкий уровень банковских сбережений, высокий удельный вес неформального сектора. Банки Сирии слабо выполняют функции аккумулирования инвестиционных ресурсов.
Остановимся подробнее на этих особенностях.
С 1966 г. в Сирии функционируют пять специализированных государственных банков, роль которых сводится к поддержанию хозяйственной деятельности в соответствующих отраслях. Эта ситуация отчасти подобна положению дела в советской банковской системе – банки не конкурируют между собой, а использование рыночных инструментов ограничено. С 2003 г. все сирийские банковские учреждения по решению Кабинета министров подчиняются Министерству финансов *, поэтому можно сказать, что сирийская банковская система находится в двойном подчинении – министра финансов и Центрального банка (ЦБ).
Центральный банк Сирии действует под руководством «Экономического комитета» и «Денежно-кредитного совета» – правительственных структур, которые определяют валютную политику. Почти в любой стране мира главным звеном банковской системы является Центральный банк, но в Сирии уже много лет часть прерогатив ЦБ осуществляет Коммерческий банк. В частности, в Коммерческом банке хранятся все резервы иностранной валюты, а все банковские операции с иностранной валютой в Сирии происходят только через Коммерческий банк. При этом на Сирийский коммерческий банк приходится около 60% от всей суммы депозитов, размещенных в банках Сирии (табл. 1).
Таблица 1
Число филиалов и депозиты крупнейших банков Сирии, млрд. сирийских лир
Источник: Ежегодные доклады Центрального банка и других банков.
Другой серьезной проблемой сирийской банковской системы является неэффективное функционирование валютного рынка. Исследования показали, что 60% внешней торговли Сирии проходит через черный рынок *. Вследствие отсутствия правообразующего документа и единых установленных правил организации работы валютные операции осуществляются стихийно. ЦБ Сирии устанавливает курсы иностранной валюты, ориентируясь на валютные рынки соседних государств. Тем самым сирийский ЦБ устраняется от активной роли на рынке валюты, он не оказывает влияние на их котировки, что вряд ли можно признать нормальной практикой.
Другой проблемой является низкий уровень распространенности и доступности банков и разнообразия банковских услуг в Сирии даже по региональным критериям. Из табл. 1 видно, что в Сирии к началу 2006 г. насчитывалось 314 банковских филиалов на 18 миллионов человек населения. Это означает, что один банковский филиал приходится на 57 тысяч человек, тогда как в соседнем Ливане один банковский филиал приходится на каждые 5600 человек. Ощущается недостаток банковских учреждений, и большинство граждан, особенно в небольших городах и в сельской местности, не могут воспользоваться банковскими услугами. Филиалы основных банков концентрируются в двух главных городах страны – Дамаске и Халебе, ввиду концентрации денег и бизнеса в этих центрах. Так, в этих городах работают 65% филиалов Коммерческого банка: в Дамаске их 21, а в Халебе – 17. Увеличение количества банковских филиалов идет низкими темпами: за 1999–2005 гг. число банковских филиалов в стране выросло с 288 до 314, что эквивалентно менее чем 2-процентному приросту в год (табл. 1). Наибольший рост приходится на Сирийский коммерческий банк, который открыл 15 филиалов.
Серьезной проблемой остается неудовлетворительная система денежных переводов из-за рубежа. Сирийские государственные банки по закону не имеют права самостоятельно осуществлять денежные переводы физических лиц, будучи обязаны координировать этот вид деятельности с Коммерческим банком Сирии, а для налаживания внешних контактов – получать специальное разрешение. Плата за перевод денежных средств для сирийцев, по оценкам, достигает 17% суммы перевода. Для сравнения, в Тунисе это 8%, а в Ливане 5,3–6,5%. В результате многие сирийцы предпочитают переводить деньги в свою страну через ливанские и иорданские банки или по неофициальным каналам.
Процедуры и административная структура представляют собой наиболее важные факторы успешной работы банков. Для повышения эффективности банковской деятельности необходимо увеличение прозрачности в административных отношениях и четкое разграничение сфер ответственности. Сирийские государственные банки зависят в своей работе от неразвитых административных структур и вынуждены строить свою деятельность на старых и неэффективных решениях и законах. Это Указ № 18 от 1974 г. и изменения к Указу № 20 от 1994 г. * о систематизации работы предприятий госсектора в Сирии, которые определяют полномочия главного менеджера и членов правления предприятия. Работники банков, подобно другим работникам госсектора, оказываются скованными устаревшими процедурами и регламентами, мало изменившимися с 1974 года. Если клиент хочет взять кредит, ему необходимо собрать бумаги из нескольких министерств – по сути излишние для банка, но обязательные по действующим правилам. Посредники пожинают в этих условиях громадные доходы в качестве платы за организацию нужного контакта.
Процесс адаптации сирийских банков к новым потребностям и условиям сдерживается жесткой регламентацией их деятельности. Централизованное планирование все еще действует в Сирии, и банки соблюдают ежегодный план, который разрабатывается в высшем совете планирования; любая поправка к нему или нарушение плана являются незаконными. Принцип жесткой централизации управления действует как в отношениях сирийского ЦБ с остальными госбанками, так и в отношениях этих банков со своими филиалами. Все назначения менеджеров филиалов осуществляются через головные подразделения банков, при этом большую роль играет личное посредничество – в ущерб отбору эффективных управляющих. Полномочия филиалов ограничиваются только функциями получения запросов на кредитование и выполнением некоторых других банковских операций.
Неэффективная работа банков, затянутые процедуры и их высокие издержки лишают банки способности привлечения сбережений граждан. В результате большое количество денег находится на руках у населения. В девяностых годах прошлого века эта проблема выросла до масштабов национальной трагедии. До половины трудовых сбережений и накоплений коммерсантов стало вывозиться за рубеж. В их числе – средства, отданные гражданами частным лицам и структурам, обещавшим высокие проценты, но на деле нелегально вывозившим эти деньги за границу. Речь идет об огромных суммах, достигающих 110 млрд. сирийских лир, или 2 млрд долл. США *.
Определенные шаги по решению данной проблемы предпринимаются. Так, сирийское правительство приняло решение, которое позволяет гражданам страны и иностранцам открывать текущие счета или сберегательные счета в иностранной валюте в Сирийском коммерческом банке. При этом не требуется указывать источники доходов и сферу их применения; обеспечивается свобода их движения и взимается разумный процент. Несмотря на все эти плюсы, такие депозиты на 2006 г. не превысили 50 млн. долларов США *. Причина кроется в плохой работе банковских учреждений, которым не всегда удается обеспечить гарантии сохранности этих депозитов.
Валютный рынок остается в значительной мере вотчиной коммерсантов и биржевиков черного рынка (24% сделок) *. К настоящему времени не приняты законы о биржах и об обмене валюты. Банковская система остается неспособной к контролю ситуации на валютном рынке, не получает необходимой информации о реальном спросе и предложении доллара и евро и, следовательно, не может знать действительной цены сирийской валюты по отношению к иностранным валютам.
Денежная политика ЦБ Сирии сфокусирована на обеспечении устойчивости обменного курса сирийской валюты. Однако эта политика проводится без учета ее воздействия на темпы инфляции и уровень процента и задолженности. В банках Сирии установлен высокий стабильный процент – 9% по кредитам на длительный срок *. Во многих случаях это больше доходов предприятий, что часто приводит к отказу от реализации инвестиционных проектов.
Повышение эффективности работы банковского сектора Сирии тормозится также и низким уровнем квалификации части персонала. Так, 80% служащих Коммерческого банка не обладают университетскими дипломами. Плохо и то, что только 2,8% из общего числа служащих знают иностранные языки *. При этом госбанки не имеют права увольнения неквалифицированных работников. На банки распространяется общий закон о труде и найме работников, разработанный и принятый в Сирии в 1985 году, который определяет должности, задачи и жалованья вне зависимости от различия между предприятиями и характера выполняемой работы. Этот закон способствовал ограничению творчества и индивидуальной инициативы, хотя и способствовал социальной стабильности через устойчивость зарплат для всех работников. Да и сама банковская работа сводилась к административной работе, не требовавшей серьезного повышения квалификации и переподготовки кадров.
Развитие средств коммуникаций, появление Интернета стимулировали распространение новых видов финансовых услуг во всем мире. В этих условиях любой банк должен стремиться внедрять новые технологии для сохранения конкурентных позиций. Однако сирийские банки до настоящего времени по целому ряду причин не могли воспользоваться новой технической базой в области банковских услуг. Темпы внедрения факсов, компьютеров, АТМ и электронных систем расчетов в сирийских банках далеко отстают от уровня развитых государств и даже от многих соседей по ближневосточному региону. Впрочем, процесс информатизации все же происходит, но низкими темпами. Достижением является введение банковских карточек в Коммерческим банке и Банке недвижимости. В стране осуществляется переход к использованию автоматических кассовых машин. Наметилась автоматизация банковского обслуживания физических и юридических лиц, а также автоматизация обслуживания клиентов крупнейшими филиалами этих банков. Существующая в филиалах банков аппаратура существенно устарела и нуждается в обновлении. Этому мешает отсутствие подготовленных специалистов для использования новейших технологий. Свою роль играет и дороговизна техники. Затраты на покупку новой техники сопоставимы с годовыми доходами самих банков. По этой причине, а также вследствие подчинения банков Указу № 195 от 1981 г., который регулирует производство и цены, банк вынужден выбирать самые дешевые модели электронного оборудования, несмотря на более низкое их качество. Внедрение автоматизированных систем предполагает сокращение численности персонала. Но госбанки не могут снижать количество работников или перевести их в другие места, поэтому внедрение новых технологий не сокращает, а увеличивает расходы. Госбанки Сирии до сих пор не используют Интернет для связи между главной конторой и филиалами и в рамках ежедневных деловых контактов различных банков, которые требуют скорости и оперативности. Это связано с отсутствием законодательства, регламентирующего работу госучреждений во Всемирной сети. Таким образом, компьютеризация сирийских банков продвигается медленно. Но было бы неправильно описывать ситуацию в банковской системе Сирии лишь в мрачных красках. Важным изменением последних лет стал рост числа открытых в стране частных банков, в том числе иностранных. Их появление стало возможным благодаря закону о банках от 2001 г. Новый закон разрешал учреждение банков в форме акционерной компании с долей государства не менее 25% капитала. Разрешалось также появление банков с участием иностранцев, которым дозволялось владеть до 49% капитала. Благодаря принятию данного закона в Сирии сегодня работает 11 банков с участием иностранного капитала – ливанского, иорданского, французского, бахрейнского. Инвесторы из Кувейта, Катара и ОАЭ совместно с сирийскими партнерами планируют также открытие в стране ряда исламских банков. Частные банки пока играют второстепенную роль в сирийской банковской системе. Нет сомнения в том, что с течением времени растущая конкуренция с их стороны будет толкать к модернизации не только сирийских госбанков, но и всей системой государственного регулирования экономики Сирии.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия