Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Белякова Е. В.
доцент кафедры маркетинга Сибирского государственного аэрокосмического университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук


Инновационное управление в региональных логистических системах

Россия выбрала инновационный путь развития, позволяющий повысить конкурентоспособность российских регионов и страны в целом. Для этого необходимо сформировать новые инновационные технологии управления развитием территорий, обеспечивающие концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях и создающих условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационного развития.
Инновационные технологии достаточно широко освещаются в экономической литературе и определяются как улучшающие или принципиально новые технологии, коренным образом преобразующие продукт. Но инновационные технологии можно рассматривать и относительно управленческо-организационных технологий как на уровне предприятий, так и на региональном уровне. Тогда инновационные технологии можно определить как новые системы управления, дающие новые качественные характеристики в управленческом воздействии.
Оценка и анализ имеющегося опыта регионального управления позволил выделить отдельные системы, используемые на региональном уровне, с целью обеспечения конкурентоспособности региональной экономики в условиях происходящих глобальных процессов. Степень их инновационности определяется возможным результатом для региональной экономики – соотношением имеющихся технологий и возможным приростом продукта. Инновационные технологии в управлении можно классифицировать по ряду признаков, которые определяются значимостью тех или иных управленческих технологий для региональной экономики, степенью охвата региональных субъектов, т.е. масштабностью. Можно выделять инновационные технологии и по уровням управления. Примером общерегионального уровня могут служить технологии создания региональной системы кадрового обеспечения, региональной системы поддержки малого и среднего бизнеса и др.
Локальные инновационные технологии управления характеризуются тем, что могут быть реализованы в пределах административной единицы региона и впоследствии распространиться как на другие его составляющие, так и в целом на регион. Локальные технологии могут быть представлены формированием и развитием логистических систем агропромышленного комплекса, кластерного подхода, особых экономических зон, территории инновационного развития, научно-образовательных комплексов и др.
К инновационным технологиям в управлении регионом можно отнести те технологии, которые отвечают определенным требованиям.
1. Масштаб охвата участников инновационных структур, формируемых для их реализации.
2. Степень влияния экономической деятельности участников на общую региональную экономику.
3. Свободное вхождение в состав участников и возможности расширения границ инновационных структур.
4. Наличие координационных органов, формируемых участниками на добровольной основе.
5. Свободное вхождение пользователей предоставляемых инновационными структурами услуг.
6. Наличие общего экономического интереса у участников новых инновационных структур.
Большое число участников новых организационных структур, включающих как субъектов с разными формами собственности, так и административные органы разного уровня управления, предполагает необходимость формирования определенных координирующих органов, создаваемых на добровольной основе. Координация может осуществляться вновь создаваемыми советами, в состав которых входят представители участников объединений, и уже сложившимися структурами, такими как торгово-промышленная палата, союзы предпринимателей и производителей, отраслевые общественные организации и др.
Рассмотрим особенности инновационного управления на примере функционирования региональных логистических систем.
Региональную логистическую систему можно представить как совокупность логистических функциональных и обеспечивающих подсистем региональной товаропроводящей сети, состоящей из звеньев, интегрированных с материальными и сопутствующими потоками для получения максимального синергетического эффекта на основе установления партнерских взаимовыгодных отношений между участниками транспортно-логистического процесса [1].
Развитие логистических систем в международном экономическом пространстве предопределено высоким экономическим эффектом, получаемым производителем товара и его потребителем. Эффекты от деятельности региональных логистических систем имеют место на уровне отдельных его элементов (внутренний эффект) и на уровне экономики региона или страны (внешний эффект).
Внутренний эффект обусловлен синергетикой, проявляющейся при взаимодействии участников логистической системы, при этом можно выделить следующие преимущества:
1) увеличение масштабов производства и расширение области деятельности;
2) разделение издержек и рисков;
3) гибкость и эффективность;
4) скорость реакции на изменение требований рынка;
5) снижение издержек на приобретение и распространение знаний, технологий и др.
Внешние эффекты являются результатами преимуществ, возникающих внутри логистической системы, к которым можно отнести: увеличение налоговых поступлений; повышение занятости населения; повышение инвестиционной привлекательности и др.
Внутренние и внешние эффекты деятельности региональных логистических систем приводят к повышению конкурентоспособности экономики и возможности определить и активизировать механизмы согласования интересов власти и бизнеса при разработке стратегий развития регионов.
На развитие логистических систем большое влияние оказывают региональные особенности воспроизводства. Уникальное сочетание социально-экономических, природно-климатических факторов в каждом регионе определяет соотношение спроса и предложения на тот или иной вид продукта, ценовую политику, особенности функционирования логистических посредников. Кроме того, каждый регион имеет многочисленные интеграционные связи с другими регионами не только своей страны, но и за ее пределами, что повышает значимость региональных логистических систем, занимающихся обслуживанием не только внутренних, но и межрегиональных материальных и сопутствующих им потоков.
Исходя из обозначенных требований, предъявляемых к инновационным технологиям в управлении регионом, рассмотрим зарубежный опыт формирования региональных логистических систем [2].
В итальянской модели масштаб охвата участников характеризуется тем, что инициатором строительства логистических центров и элементов региональной логистической системы является государственный (общественный) сектор, при этом в предприятие вовлекаются местные органы самоуправления и региональные – правительства городов, регионов, а также торгово-промышленные палаты.
Помимо государственного сектора и частных компаний, непосредственно задействованных в создании элементов логистической системы, привлекаются итальянские железные дороги, другие логистические операторы, перевозчики, экспедиторы, банки, страховые фирмы, транспортные компании. Организационной формой логистических центров в виде элементов региональной логистической системы является акционерное общество, в котором государственный сектор имеет свыше 50%. Предметом деятельности управляющей компании является реализация инвестиций и координация мероприятий, связанных с управлением логистическими центрами.
Свобода вхождения в состав участников или пользователей неограниченная. Общий интерес у участников региональной логистической системы заключается в возможности снижения издержек производства и обращения; расширении возможности выхода на зарубежные рынки; получении специализированных услуг и др.
Немецкая модель строительства логистических центров основана на финансовой поддержке инвестиций со стороны федеральных земель и местного самоуправления, которые привлекают денежные средства в рамках различных моделей финансирования инвестиций. Участие государственного сектора основывается на федеральных законах и законах федеральных земель. В рамках принятого плана по развитию логистических центров федеральный бюджет участвует в финансировании инвестиций через Немецкие железные дороги (в соответствии с федеральным законом федеральное правительство владеет свыше 50% их акций), а также помогает бюджетам федеральных земель дотациями, целевыми дотациями и возвратными кредитами по конкретным инвестициям.
Инициаторами и субъектами в немецкой модели могут быть: федеральное правительство, правительства федеральных земель, органы местного самоуправления, общества поддержки экономики, торгово-промышленные палаты, департамент планирования, транспортные компании. Инициаторы создают организацию по развитию в форме компании с ограниченной ответственностью, которая отвечает за разработку: программы строительства логистического центра и необходимых документов; поиск инвестора и финансовых средств; покупку и освоение земельных участков; надзор за строительством данного центра.
Созданные логистические центры управляются через наблюдательные органы, сформированные компаниями-участниками проекта, такими как инвесторы, строившие данный центр, компания по развитию, город, муниципалитет, экономические союзы. Непосредственное управление логистическим центром доверяется компании по эксплуатации, которая берет в аренду собственность от компании по развитию.
Зарубежный опыт подчеркивает значимость органов всех уровней управления в формировании и развитии региональных логистических систем. Инициатором строительства элементов логистических систем могут выступать организации бизнеса исходя из своих коммерческих интересов. Но когда в этот процесс включается государственный сектор, то кроме экономических, во внимание берутся факторы макроэкономического, экологического, урбанистического характера, учитывающие стратегию регионального развития, необходимость борьбы с безработицей, сглаживание последствий неконтролируемого экономического развития отдельных регионов и городских агломераций и т.п.
Возможности формирования и развития отечественных региональных логистических систем рассмотрим на примере Красноярского края.
К определяющим условиям, влияющим на процессы развития региональных логистических систем, можно отнести уровни складской, транспортной инфраструктур, а также транспортно-логистических услуг. Оценка состояния товаропотоков по статистическим данным показала, что основной объем товарооборота Сибирского федерального округа обеспечивают Красноярский край – 27%, Новосибирская область – 22%, Иркутская область – 17%.
Внешнеторговый оборот Красноярского края в первом полугодии 2005 г. составил 2727,38 млн долл., что в стоимостном выражении на 22% больше, чем в первом полугодии 2004 г. Рост внешнеторгового оборота произошел за счет увеличения торговых операций со странами дальнего зарубежья – на 473,97 млн долл. (22,4%) и со странами СНГ – 17,53 млн долл. (18,4%). География экспорта и импорта Красноярского края в первом полугодии 2007 г. представлена в таблице 1. В первом полугодии 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. увеличилась доля стран дальнего зарубежья и составила 95%, а доля стран СНГ уменьшилась на 5%.
Таблица 1
Товарная структура экспорта и импорта Красноярского края в первом полугодии 2007 г.
На протяжении пяти лет по обороту розничной торговли на душу населения Красноярский край среди регионов Сибирского федерального округа занимает первое место. Наблюдается тенденция увеличения доли товарооборота торгующими организациями и снижения доли реализации товаров на вещевых, продовольственных и смешанных рынках (табл. 2) [3].
Таблица 2
Динамика отдельных показателей потребительского рынка Красноярского края
По развитию транспортных и торговых услуг Красноярский край отстает от основных сибирских регионов – Новосибирска, Читы, Томска, Омска, Кемерова, Иркутска. Реализация потенциальных возможностей потребительского рынка связана с созданием розничных торговых сетей. Их широта и масштабность в большей степени зависит от торговой политики в регионе.
Красноярский рынок складской недвижимости характеризуется ростом за счет реконструкции цехов бывших промышленных гигантов, что значительно снижает эффективность использования новых логистических технологий. Существующая складская инфраструктура, созданная еще до 1990 г., устарела с технологической точки зрения и не отражает реальной потребности розничных компаний в услугах по хранению и ритмичности поставок. На данный момент в Красноярске подавляющее большинство составляют производственно-складские помещения класса С и D. С ужесточением общей конкурентной ситуации будет расти спрос на комплексные логистические услуги, что отразится и на изменении складской и транспортной инфраструктуры.
Результаты исследования позволяют выделить факторы, характеризующие логистическую систему Красноярского края и понижающие его конкурентоспособность:
1) неразвитость координационной информационной инфраструктуры обеспечения региональных перевозок;
2) значительное отставание в развитии логистической инфраструктуры;
3) низкий уровень комплексности перевозок;
4) недостаточность законодательной и нормативной базы для поддержки развития логистических систем.
Рис. 1. Технология проектирования региональных логистических систем
Развитие промышленности и торговых сетей в крае предполагает ускорение и упрощение процесса доставки товаров конечному потребителю. Грузопотоки, связывающие производителя и потребителя товара, должны планироваться и управляться, что приводит к идее централизации логистических услуг через формирование эффективных региональных логистических систем.
Рассмотрим технологию проектирования региональных логистических систем. В основу данной технологии положен системный анализ как последовательность действий по реализации поставленных целей, включающий в себя пять основных этапов (рис. 1). Очевидно, что многие составляющие этого проекта могут осуществляться параллельно.
Принятие решения о создании региональной логистической системы основывается на информации, полученной во время исследования организационно-экономической среды региона. Проведение логистического анализа данной среды региона включает изучение географического положения региона, оказывающее влияние на объемы и структуру грузопотоков. Дополнительно необходим анализ социально-экономических факторов, что позволит выявить проблемные зоны и спрогнозировать темпы развития логистической инфраструктуры региона.
Функционирование региональных логистических систем позволяет повысить качество и надежность обслуживания потребителей, уменьшить логистические издержки и совокупные затраты в сферах производства и товарообращения, оптимизировать уровни запасов как у производителей, так и в системах распределения, ускорить оборачиваемость ресурсов, сократить потери в физическом распределении. Развитие региональной логистической системы позволит повысить конкурентоспособность как отдельных локальных территорий, так и всего региона в целом.


Литература
1. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и науч. ред. В.И. Сергеева. – М.: Инфра-М, 2004. – 976 с.
2. Инвестирование в логистическую инфраструктуру – зарубежный опыт. Модели реализации инвестиций // Логинфо. – 2005. – № 7–8. – С. 52–56.
3. Сибирский федеральный округ: 2000–2004 гг.: Краткий стат. сб. / Территориальный орган Росстата по Новосибирской области. – Новосибирск, 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия