Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Бушуева Л. И.
декан факультета управления Сыктывкарского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор


Статистический анализ инновационной активности предприятий Республики Коми
В статье приведены результаты статистического исследования инновационной активности предприятий Республики Коми, которые позволяют оценить масштабы и тенденции инновационных процессов в регионе, а также выявить основные проблемы учета инновационных процессов. Проведенный статистический анализ позволил дать общую характеристику предприятий Республики; классифицировать факторы, сдерживающие внедрение инноваций; оценить затраты на инновации и получаемые результатов. Анализ возможностей использования статистической информации об инновациях в управлении основан на изучении вопросов о полноте статистического отражения инновационных процессов и об основных проблемах их учета
Ключевые слова: статистика инноваций, управление инновациями, внедрение инноваций, информация

1. Задачи государственной политики управления инновациями и требования к организации статистического наблюдения в инновационной сфере
В современных условиях глобальной конкуренции, развития технологий, увеличивающихся и ускоряющихся потоков информации, растущей сложности бизнеса и резкого сокращения жизненного цикла инновационных товаров требуется разработка и реализация организационных мероприятий по обеспечению непрерывности инновационного цикла и постоянного совершенствования организации.
Понятие «инновация» может иметь различные значения в зависимости от конкретных задач, поставленных перед ее создателями. Часто оно употребляется для обозначения новых идей, методов или устройств, а также процессов создания новых продуктов и технологий, включая управленческие. Этот термин наиболее широко используется для обозначения изменений в области технологий, отдельных процессов, управления, финансов, а также способов достижения этих изменений. До недавнего времени международные нормы сбора данных, предложенные в Руководстве ОСЛО (OECD/ Eurostat, 1997) [6], были разработаны только для технологических инноваций, которые охватывают новые продукты и процессы. В менеджменте и маркетинге инновации определяются как создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые покупателями как новые или более совершенные. Благоприятные возможности для инноваций создаются теми изменениями внешней рыночной среды, которые ведут к появлению новых потребностей или новых способов удовлетворения уже существующих нужд потребителей.
Очевидно, что выработка государственной политики в области инноваций требует формирования соответствующей информационной базы. Именно это обстоятельство вызвало необходимость выделения статистики инноваций в отдельную отрасль статистического наблюдения. В настоящее время Федеральная служба государственной статистики РФ проводит выборочное обследование инновационной деятельности крупных и средних организаций. Форма № 4 – инновация содержит сведения об инновационной активности организации, объеме инновационной продукции (услуг), факторах, препятствующих инновациям. Кроме того, она содержит сведения о затратах на технологические инновации по видам деятельности и источникам финансирования, о результатах инновационной деятельности, наличии кооперационных связей, патентовании и других методах защиты изобретений и научно-технических разработок, количестве приобретенных и переданных новых технологий (технических достижений) и программных средств, а также об организационно-управленческих изменениях.
Общее видение ситуации и ее понимание, обобщение исходной информации об инновациях, изучение характера и степени вариации изучаемых признаков являются необходимым условием выбора стратегии дальнейшего развития организации. В решении поставленных в данной плоскости задач важную роль может сыграть применение методов экономико-статистического анализа, позволяющих отразить состояние инновационного потенциала, масштабы и тенденции инновационных процессов в различных сферах экономики, а также установить, в какой мере затраты на инновации соответствуют полученным от них результатам. Эти направления экономико-статистического анализа базируются на сравнении показателей инновационной активности по различным видам экономической деятельности, получаемой с помощью дескриптивной статистики, группировок и др. статистических методов.
В ходе статистического анализа инновационной активности предприятий Республики Коми значительное внимание было уделено следующим вопросам:
– общей характеристике инновационной активности предприятий РК;
– источникам информации для инноваций;
– классификации факторов, сдерживающих внедрение инноваций;
– анализу затрат на инновации, в т.ч. маркетинговые;
– оценке результатов инновационной деятельности;
– возможностям использования статистической информации об инновациях в управлении.
2. Общая характеристика инновационной активности предприятий РК
В 2006г. в обследовании по Республике Коми участвовали 248 предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых; обрабатывающими производствами; производством и распределением электроэнергии, газа и воды; оптовой торговлей; деятельностью в области связи; деятельностью, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий. Из общего числа обследованных предприятий инновационно-активными были 20 (или 9,27 %). Технологические инновации осуществляли 18 организаций, маркетинговые инновации – 2, организационные – 3.
По данным отчетности, наибольшей инновационной активностью отличаются предприятия, производящие кокс и нефтепродукты (50 %), целлюлозу, древесную массу, бумагу, картон и изделия из них (33 %), услуги связи (19 %) и услуги, связанные с использованием вычислительной техники и информационных технологий (17 %), а также пищевой промышленности. Они и определяют общую картину инновационных процессов в регионе. Это объясняется тем, что приоритетными и реально работающими в республике являются топливно-энергетический и лесопромышленный комплексы, успешность которых основана на доступе к ресурсам и не базируется на освоении новых технологий. Что касается предприятий связи и информационных технологий, то использование инноваций в этих областях связано с бурным развитием рынка информационных и телекоммуникационных технологий.
По остальным видам экономической деятельности наблюдается незначительная инновационная активность, или полное ее отсутствие (например, в производстве машин и оборудования; химическом производстве; добыче угля, торфа, металлических руд; металлургическом производстве). Следует также подчеркнуть, что организационно-управленческие и маркетинговые инновации в чистом виде не являются распространенным явлением. Как правило, они производятся в комплексе с технологическими инновациями.
3. Источники информации для инноваций
Источники информации для инноваций могут быть как внутренние (научно-исследовательские, производственные и маркетинговые подразделения, а также организации, входящие в одно объединение), так и внешние (научно-техническая литература, конференции, семинары, симпозиумы, выставки, ярмарки, другие рекламные средства, Интернет, неформальные контакты).
Носителями внешних источников являются конкуренты, потребители, поставщики, консалтинговые фирмы, научные организации, вузы и т.д. В отчетности нет разделения между носителями и источниками внешней информации, поэтому нет и возможности определить, через какие каналы поступает информация от конкретных источников. Тем не менее, отчетность, а также принятая система шкалирования позволяют определить наиболее значимые для организаций источники информации. На рис. 1 показаны оценки значимости отдельных источников информации для осуществления инноваций. Наиболее значимыми носителями информации об инновациях, по мнению респондентов, являются потребители продукции (работ, услуг) и внутренние подразделения (научно-исследовательские, производственные, маркетинговые). Информацию об инновациях организации получают также через выставки, ярмарки, другие рекламные средства, а также в научно-технической литературе и в сети Интернет. Эти сведения могут быть полезными для организаций – поставщиков информации, а также консалтинговых фирм, заинтересованных в продвижении своих услуг.
Дальнейший анализ позволил выделить те виды экономической деятельности, в которых предприятия отдают предпочтение отдельным источникам информации. В таблице 1 представлены данные о тех видах экономической деятельности, в которых источники информации об инновациях, приведенные в отчетности, признаются предприятиями как значительные (средний балл выше 1,5).
Таблица 1
Значимые источники информации для инноваций
Примечание: * – в скобках приведены оценки значимости источников информации для инноваций по видам экономической деятельности по описанной выше шкале
Рассчитано по: Данные статистической отчетности. Форма 4 – инновация 2006 // www.komistat.ru (электронный ресурс с ограниченным доступом)
Отметим, что предприятия, отвечая на вопрос о значимых для них источниках информации, не назвали консалтинговые, информационные фирмы; научные организации академического профиля; вузы; конференции, семинары, симпозиумы; профессиональные ассоциации; неформальные контакты. Парадоксальным является то, что именно эти источники (за исключением, может быть, последнего) могли бы играть основную роль в развитии инновационного процесса. Однако тот факт, что предприятия не рассматривают их в качестве источников для инноваций, свидетельствует о необходимости активизации деятельности структур, которые, по своей сути, должны способствовать генерации новых идей и способствовать их внедрению. Вместе с тем, многие предприятия, использующие для инноваций информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках, в своей деятельности ориентируются на рынок. При этом они используют научно-техническую литературу, Интернет, а также информацию с выставок, ярмарок и других рекламных средств.

4. Факторы, сдерживающие внедрение инноваций

Наряду с тем, что инновации являются важным элементом долгосрочного успеха организации, реальность заключается в том, что подавляющее большинство организаций испытывают действие множества факторов, препятствующих инновациям, начиная со стадии разработки инновационной идеи, заканчивая процессом ее внедрения. Поэтому многие исследователи пытались выяснить причины неудач, чтобы позволить менеджменту предпринять корректирующие действия, в частности, комитетом по статистике Республики Коми1. Большинство респондентов отмечают недостаток денежных средств, финансовой поддержки со стороны государства и высокую стоимость нововведений. Однако отчетность не позволяет определить, на какие цели не хватает собственных средств, а также могут ли быть использованы на эти цели заемные средства. Необходимо также заметить, что многие организации испытывают недостаток в информации о новых технологиях, о рынках сбыта, а также потребность в квалифицированном персонале.
Поэтому следует рассмотреть различия в оценках указанных факторов организациями, осуществляющими и не осуществляющими инновационную деятельность (таблица 2).
Таблица 2
Показатели значимости различий в оценках факторов инновационной деятельности различными предприятиями
Источник: см. табл. 1.
Первый фактор – недостаток денежных средств – испытывают все организации, независимо от того, осуществляют они инновации или нет: среднее значение фактора более 1,8. Это означает, что данный фактор существенно сдерживает инновационную деятельность. Второй фактор – неопределенность экономической выгоды – в обоих случаях меньше 1, т.е. влияние данного фактора на инновационную активность незначительно.
Во всех остальных случаях проверка статистической гипотезы подтвердила различия в оценках значимости факторов. Практически со стопроцентной вероятностью можно утверждать, что влияние внутренних факторов, препятствующих инновациям, – низкий инновационный потенциал, недостаток квалифицированного персонала, недостаток информации о рынках сбыта и новых технологиях – в меньшей степени испытывают инновационно-активные организации. Но они же в большей степени сталкиваются с недостаточностью законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность и страдают от неразвитости инновационной инфраструктуры.

5. Анализ затрат на инновации

При анализе затрат на инновации основное внимание было уделено анализу структуры состава затрат по его экономическому содержанию. Более 90 % затрат на инновации связаны с технологическими инновациями, в том числе с разработкой новых продуктов и процессов, приобретением машин и оборудования, а также компьютерных программ. Соответственно, затраты на маркетинговые и организационные инновации требуют менее 10 % соответствующих расходов. С учетом особенностей финансирования новых разработок, понятной становится высокая доля в структуре издержек на осуществление технологических инноваций затрат на приобретение машин и оборудования, поскольку при определенных условиях (нормы амортизационных отчислений) предприятие может уменьшить налогооблагаемую прибыль на стоимость вновь приобретенного оборудования. Это, естественно, стимулирует предприятия (при наличии прибыли) к приобретению оборудования и официальному отражению этого в отчетах о своей деятельности. Высокая доля затрат на приобретение программных средств также объясняется ужесточением в последнее время требований к использованию лицензионных программ.
Одним из наиболее затратных, но и наиболее важных направлений приложения усилий организаций являются товарные инновации (разработка новых товаров). Развитие новых технологий, изменяющиеся потребности клиентов, сокращение продолжительности жизненных циклов товаров приводят к тому, что товарные инновации станут еще более важным элементом для усиления конкурентной позиции на рынке. Здесь необходимо добавить, что факторами успеха новых товаров является сильная рыночная ориентация, привлекательность рынка, хорошо продуманное выведение товара на рынок. Новые товары, направленные на привлекательные рынки, т.е. рынки, характеризующиеся высокими темпами роста высоким спросом со стороны потребителей и отсутствием сильных доминирующих конкурентов, имеют больше шансов на успех. Необходимость учета рыночной ситуации для быстрого реагирования на изменяющиеся условия вызывает потребность в формировании информационной базы, а, следовательно, во внедрении информационных систем, ориентированных на решение рыночных проблем.

6. Оценка результатов инновационной деятельности и возможности использования статистической информации об инновациях в управлении

Общее представление о возможных целях инновационной деятельности организации можно составить по данным оценки степени влияния результатов инновационной деятельности на ее развитие (в статистических сборниках данные о результативности инноваций можно найти в разделе «результаты инновационной деятельности». При этом оценка (согласно инструкции) осуществляется в соответствии со степенью их влияния на развитие организации.
Знаменательно, что в имеющейся выборке результаты инновационной деятельности оценивались только инновационно-активными предприятиями (23 предприятия или 9,27 % от общего числа обследованных предприятий). Обобщающие средние оценки результатов, взвешенные по количеству организаций, оценивающих результаты от инновационной деятельности, показаны в таблице 3.
Таблица 3
Влияние инновационной деятельности на развитие организации
Источник: см. табл. 1.
Таким образом, основные результаты инновационной деятельности организации видят в улучшении качества продукции (средний балл 1,434), расширении ассортимента (средний балл 1,304) и сохранении традиционных рынков сбыта (средний балл 1,206). Конечно, эти результаты связаны между собой. Зачастую, для сохранения рыночной позиции организации совершенствуют потребительские свойства товаров и ведут огромную работу по созданию и внедрению новых товаров. Это свидетельствует о необходимости совершенствования учета результатов инновационной деятельности.
Анализ возможностей использования статистической информации об инновациях в управлении основан на изучении вопросов о полноте статистического отражения инновационных процессов и об основных проблемах их учета.
Проведенный нами анализ полноты статистического отражения инновационных процессов был основан на понятии инновационной активности организаций. На наш взгляд, в силу разных причин статистическая информация об инновационных процессах может быть искажена, сведения об инновационной активности организаций занижаются. В частности, предприятия относят себя к инновационно-активным, если в течение трех лет имели завершенные инновации, т.е. новые или значительно усовершенствованные продукты (услуги), производственные процессы, внедренные в практику. Для более полного статистического отражения инновационных процессов необходимо учитывать инновации, находящиеся в стадии реализации. Более того, из определения выпадают маркетинговые и организационные инновации.
Важной проблемой при изучении масштаба инновационных процессов является определение инновационного характера производимых изменений. Предприятия зачастую произвольно принимают решение, относить определенные изменения в производстве к инновационным или нет. Отдельные изменения руководством оцениваются как текущая работа, и не относятся к инновациям, особенно в тех случаях, когда изменения нельзя непосредственно отнести к основному производству. Таким образом, в инструкцию по заполнению формы №4 – инновации необходимо включить вопросы четкого определения инновационного характера производимых изменений, разграничения инновационной деятельности и текущей работы по поддержанию непрерывного производственного процесса, методологии учета затрат на инновации.
Вопрос об источнике финансирования инноваций, на наш взгляд, тоже может иметь принципиальное значение для статистической отчетности. Больше внимания уделяют статистической отчетности предприятия, получившие финансовую помощь государства для проведения инноваций. Если же организация осуществляет инновации за счет собственных средств, то, как правило, не показывает их в отчетности. Нежелание предприятий афишировать инновационную деятельность в статистических органах можно объяснить тем, что такую деятельность предприятия должны осуществлять из прибыли.
Основные проблемы учета инновационных процессов могут быть связаны как с неточным или неоднозначным толкованием инструкции, так и с уровнем подготовленности специалистов, заполняющих форму отчетности. По инструкции допускается одну и ту же инновацию учитывать в разных графах, если она служила достижению нескольких результатов. Однако из самой формы это не следует. Поэтому на предприятии могут понимать указанный вопрос слишком узко.
Действующая в области инноваций отчетность в настоящее время охватывает интегральные экономические показатели, которые разрешают получить общее представление о состоянии инновационных процессов. Однако на базе только статистической отчетности невозможно получить подробную и всестороннюю оценку инновационных процессов, что вынуждает исследователей прибегать к анкетированию и другим специальным обследованиям.


Литература
1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / М. Рохберг, С. Ильенкова, С. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
2. Шумпетер Й. Теории экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.
3. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.
4. Янсен Ф. Эпоха инноваций. – М.: ИНФРА-М, 2002.
5. Drazin, R., and Schoonhoven, C.B. Community, population, and organization effects on innovation: a multilevel perspective // Academy of Management Journal. – 1996. – Vol. 39.
6. Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data: Oslo Manual. Paris: OECD, Eurostat, 1997.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия