Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Багиев Е. Г.
докторант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


Бюджетирование поставок в рамках межфирменного производственно-технического сотрудничества
Статья посвящена вопросам бюджетирования поставок в рамках межфирменного производственно-технического сотрудничества при строительстве промышленных объектов. Формулируются принципы организации закупок и раскрывается алгоритм бюджетирования поставок материальных ресурсов, машин и оборудования
Ключевые слова: поставки, организация закупок, снабжение

Одной из актуальных задач межфирменного производственно-технического сотрудничества при строительстве промышленных объектов является бюджетирование поставок, которое осуществляется в рамках снабжения и производственно-технологической комплектация строек. Необходимым условием для выполнения этого требования служит отчетливое понимание принципиальных черт организации закупок, которые условно можно свести к следующим положениям.
Отправной точкой организации закупок служит обоснование степени централизации закупок, которая напрямую зависит от однотипности приобретаемых товаров. Централизованные закупки позволяют сэкономить денежные средства за счет получения скидок при консолидированных закупках, снизить затраты на размещение заказов за счет экономии на масштабах закупок, улучшить условия поставки в результате возникновения конкуренции между поставщиками за право получить весь или большую часть заказа, устранить административное дублирование. Кроме того, централизация закупок позволяет повысить степень контроля исполнения поставщиками договорных обязательств.
Недостатком централизованных закупок является сложность оперативного управления поставками. Потребность в децентрализованных закупках диктуется близостью расположения к поставщикам и возможностью поддержания с ними хороших отношений.
Следующим этапом организации закупок является определение потребности в материальных ресурсах, которая на качественном уровне зависит от способа их вовлечения в производственный процесс. Необходимо отметить, что степень удовлетворения потребности в этих ресурсах изначально зависит от четкости ее описания, с использованием известных алгоритмов описания, таких как спецификация, инженерная схема, метод аналогии и т.п.
Спецификация – это прилагаемый к договору поставки документ, в котором указывается ассортимент (комплектность), качество, количество материальных ресурсов и т.д. Описание материальных ресурсов, представленное в спецификации, производится в различных вариантах: на основе общероссийской классификации продукции, указания ее физических или химических характеристик и функций, а также по товарному знаку. Спецификация по функции переносит ответственность за поставки товаров удовлетворительного качества на поставщика и позволяет покупателю осуществлять закупки товаров, которые обладает минимально необходимым набором потребительских свойств.
Описание по товарному знаку означает готовность положиться на честность и репутацию поставщика. Оно предполагает, что каждая дополнительная закупка товара с тем же товарным знаком будет точно соответствовать качеству первого приобретения. Обращение к этому методу имеет смысл, когда невозможно предоставить поставщику точные характеристики товаров, при закупках малых партий товаров и в случаях приобретения комплектующих под товарным знаком, которому потребители готовой продукции, выпускаемой предприятием-производителем, отдают предпочтение.
Необходимо отметить, что зависимость от товарного знака ограничивает количество потенциальных поставщиков и тем самым лишает покупателя возможности улучшить условия поставки за счет конкуренции между ними. Важным моментом является и то, что если в описании товаров указывается его специфический тип (например, товарный знак) и далее следуют слова «или аналог», то это выражает стремление покупателя перенести ответственность за установление идентичности или превосходства характеристик товаров на поставщика с тем, чтобы освободить себя от расходов на поиски наиболее качественного товара. Правильное определение потребности в материальных ресурсах определяется качеством проведенных расчетов. При этом основным является метод расчета по нормам расхода материальных ресурсов, т.е. «метод прямого счета».
После определения потребностей в материальных ресурсах проводится поиск источников их поставок с подразделением на внешние и внутренние, что предусматривает решение дилеммы «производить или закупать», а также анализ возможностей аутсорсинга в сфере логистики снабжения.
Дилемма «производить или закупать» не имеет однозначного решения. В первом приближении выбор делается на основе построение графика рентабельности. Однако следует учитывать, что на решение «закупать», а не «производить» влияют еще и дополнительные факторы. Подобное решение может приниматься в случаях, когда фирме не хватает административного и/или технического опыта для организации производства нужных изделий, или когда комплектующие, которые предоставляют поставщики, придают произведенной с их участием продукции дополнительную рыночную привлекательность. Решение закупать ресурсы может усиливаться возникновением потребности у фирмы в аутсорсинге, а также сложностью определения истинных долгосрочных расходов, связанных с решением о производстве товара собственными силами. Кроме того, надо принимать во внимание и факт снижения величины накладных расходов при предпочтении закупок ресурсов их производству.
С другой стороны, на решение «производить, а не закупать» может повлиять ситуация, при которой объем требуемых материальных ресурсов оказывается слишком маленьким для того, чтобы кто-либо из поставщиков заинтересовался в подобной поставке. Необходимость собственного производства ресурсов может возникнуть и тогда, когда требования к качеству этих ресурсов настолько точны или необычны, что могут потребоваться особые методы производства, которыми поставщики не располагают. Наконец, необходимость сохранять технологические секреты, потребность в обеспечении загрузки собственных производственных мощностей и гарантии бесперебойного снабжения, а также желание снизить зависимость от какого-либо источника поставок также приводят к тому, что фирма организует производство необходимых ей ресурсов собственными силами.
Определение потребностей в материальных ресурсах и разграничение источников их поставки на внешние и внутренние позволяет классифицировать закупки этих ресурсов по ряду признаков, таких как тип потребности (например, потребность в сырье, комплектующих, предметах для ремонта, упаковке и т.п.); частота закупки; цели закупки, физическая или химическая природа материального ресурса; способ его транспортировки и т.п. Классификация закупок материальных ресурсов способствует рациональному размещению заказов на поставки. Удачная классификация закупок позволяет выделить ключевые направления деятельности, связанной с управлением этим процессом. К числу таких направлений можно отнести следующие:
– консолидация закупок однотипных материальных ресурсов, обеспечивающая экономию денежных средств за счет скидок, которые уменьшают закупочную цену;
– консолидация доставки материальных ресурсов, обеспечивающая экономию денежных средств за счет скидок с транспортных тарифов;
– контроль эпизодических (нечастых закупок) материальных ресурсов незначительной стоимости путем установления лимитов;
– детализация спецификаций, служащих для описания потребностей в материальных ресурсах, частота закупок которых высока;
– автоматизация процесса размещения заказа на поставки материальных ресурсов, которые наиболее часто закупаются;
– разграничение материальных ресурсов по способам размещения заказов на их поставки;
– регламентация логистических технологий поставок (в частности, наиболее часто закупаемым материальных ресурсов, имеющим наибольшую стоимость, соответствует технология товародвижения «точно в срок») и т.п.
Размещение заказа на поставки может быть осуществлено разными способами, как с проведением торгов (в форме конкурса и обратного аукциона), так и без них (запрос котировок у единственного поставщика, на товарных биржах). Конкурс (открытый или закрытый) – это торги покупателя, победителем которых признается предприятие, которое предложило лучшие условия исполнения договора поставки. Для оценки этих условий обычно применяются такие критерии, как расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание товара, сроки (периоды) его поставки, цена поставки, возможность предоставления гарантий, функциональные характеристики товара и др.
Целесообразность проведения конкурса обусловливается возможностью снижения закупочной цены за счет извлечения выгоды из конкуренции поставщиков за получение этого заказа. С другой стороны, размещение заказа у единственного поставщика осуществляется не менее часто, но по более разнообразным причинам, например, когда поставщик является монополистом или когда существуют предварительные обязательства по закупкам, поставщик удовлетворяет предъявляемым к нему требованиям, и если имели место успешные отношения в прошлом. Предпочтение в отношении единственного поставщика формируется и тогда, когда объем заказа мал, что делает нецелесообразным его разделение между поставщиками; когда консолидация закупок приводит к скидкам; когда требуется повысить оперативность планирования поставок или в случае возникновения необходимости налаживания с поставщиком партнерских отношений.
Альтернативой способу размещения заказа у единственного источника служит размещение заказа у нескольких поставщиков. К нему прибегают, когда политика поставок предусматривает обращение к услугам нескольких поставщиков; если необходимо стимулировать поставщиков на предмет улучшения ими условий поставок на конкурсной основе; или если требуется повысить надежность поставок.
Принципиальные подходы к регламентации границ внешнего снабжения и способов размещения заказов строятся, в том числе в свете обеспечения надежности поставок. Понимание целесообразности направлений обеспечения надежности поставок способствует обоснованию предусматриваемых договором поставки условий – требований к количеству и качеству товаров, его ассортименту (комплектности), упаковке, сроку поставки, порядку расчетов и т.д. Это позволяет перейти к бюджетированию поставок, которое должно производиться с учетом оптимизации размера заказа, обеспечивающего требуемое состояние производственных запасов материальных ресурсов на основе выбранной модели управления запасами, среди которых наиболее широкую известность получила EOQ-модель. Необходимо принимать также во внимание целевые установки финансового менеджмента, одной из которых является обеспечение необходимого баланса между кредиторской и дебиторской задолженностью путем оптимизации величины «связанного» капитала.
В рамках бюджетирования поставок следует учитывать и особые случаи закупок, такие как групповой заказ товаров, т.е. заказ на многономенклатурные и комплектные поставки одним поставщиком; размещение заказа на поставки с учетом ценовых скидок, инфляции и роста закупочных цен, закупки запасных частей, производственных услуг и т.п. Бюджет поставок, кроме лимитов на закупки определяет и график их финансирования.
В целом, бюджетные ограничения на поставки и регламент способов размещения заказа устанавливают правила закупок товаров, которым надлежит следовать при заключении договоров поставки. Бюджетирование поставок определяет их ритмичность (сроки и размеры поставок, предусмотренные договорными обязательствами поставщиков) и равномерность, т.е. поступление товаров равными партиями через равные промежутки времени. Дополнительно следует указать, что бюджетирование поставок машин и оборудования в целом подчиняется той логике, которая описана выше. Организация их закупок включает, по крайней мере, три предметных области, каждая из которых характеризуется особой спецификой: определение потребности в машинах и оборудовании, разработку графика поставок машин и осуществление маркетинга поставок машин и оборудования.
Потребность в машинах и оборудовании является производной от проектной производственной мощности промышленного объекта и технологии. Если последняя предопределена проектом, то она является неотъемлемой частью поставки машин и оборудования. В ином случае выбор машин и оборудования должен осуществляться вслед за определением производственной технологии, так как между ними имеется прямая связь.


Литература
1. Беренс В., Хавронек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций /Пер. с англ. – М.: Интерэксперт, «ИНФРА-М», 1995. – 528 с.
2. Боутеллир Р., Корстен Д. Стратегия и организация снабжения. /Пер. с нем.; под ред. Н.Ф. Титюхина. – М: КИА центр, 2006. – 128 с.
3. Вагнер. Ш.М. Управление поставщиками. /Пер. с нем.; под ред. А. Г. Ахметзянова. – М: КИА центр, 2006. – 128 с.
4. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Гардарики, 2007.– 475 с.
5. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и науч. ред. В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 976 с.
6. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: Пер. с 6-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 798 с.
7. Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика / Пер. с англ. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2002. – 768 с.
8. Сковронек Ч., Сариуш-Вольский З. Логистика на предприятии: Учеб. метод. пособие: Пер. с польск. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 400 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия