Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Сафиуллина Р. Т.
старший преподаватель Института экономики, управления и права (г. Казань)

Неопределенность как значимый фактор экономических отношений
В статье рассмотрен вопрос о роли неопределенности в принятии экономических решений. Акцентирована проблема недостаточной изученности фактора неопределенности по сравнению с фактором риска. Выявлены особенности влияния неопределенности на принятие решений разными группами субъектов экономических отношений
Ключевые слова: неопределенность, риск, контрактные отношения, неполнота информации, асимметрия информации

Проблема неопределенности рассматривается в экономической теории довольно широко и представляет собой отдельное направление исследований. На существование данной проблемы первым обратил внимание американский экономист Фрэнк Найт в своей книге «Риск, неопределенность и прибыль», изданной в 1928 г. но до сих пор не утратившей своего теоретического значения. По словам Найта, «мы живем в мире, подверженном изменениям, в царстве неопределенности. Это относится как к бизнесу, так и к другим видам деятельности. По существу мы действуем, руководствуясь мнением, которое может быть обосновано в большей или меньше степени, и представлять большую или маленькую ценность; мы не пребываем в полном неведении, но и не имеем полной и совершенной информации, а владеем только лишь частичным знанием. Если мы хотим понять функционирование экономической системы, мы должны осмыслить суть и значимость фактора неопределенности».
Ф. Найт рассматривал неопределенность как вероятность наступления того или иного события. Используя систематическую теорию вероятностей, он вывел следующие виды вероятностей:
1. Априорная вероятность – абсолютно однородная классификация случаев, по сути своей идентичных.
2. Статическая вероятность – эмпирическая оценка частоты проявления связи между утверждениями. При этом рассматриваются изменчивые комбинации одинаково вероятных альтернатив.
3. Оценки. Характерная особенность данного типа неопределенности состоит в том, что здесь не существует никакого обоснованного критерия для классификации случаев.
Первый тип вероятности очень редко встречается в бизнесе, второй типичен для деловой сферы. Первый тип поддается однозначному измерению, для измерения второго требуются субъективные оценки. Однако следует отметить следующие два факта. Во-первых, статистическое исследование никогда не позволяет получить идеально точные количественные результаты. Во-вторых, неприменимость априорных расчетов связана с гораздо более серьезным затруднением, а именно, со сложностью (точнее, невозможностью) обеспечить заданную степень однородности внутри выделенного класса. Третьему типу вероятности Ф. Найт уделил особое внимание. Мнение и оценки, которые обуславливают действия людей в повседневной жизни и управляют решениями ответственных менеджеров в сфере бизнеса, имеют, по большей части, мало общего с выводами, достигнутыми путем всестороннего анализа и точного измерения, они, главным образом, основаны на подсознательных импульсах, т.е. принципиально неизмеримы.
Чтобы сохранить различие между измеримой и неизмеримой неопределенностью, Ф. Найт предложил использовать термин «риск». В случае, когда распределение результатов в группе известно (что достигается путем априорных вычислений или изучения статистики предшествующего опыта), можно говорить о риске. Понятие «неопределенность» в данном случае означает ситуацию, когда такая возможность отсутствует.
В современных учебниках неопределенность трактуется как положение, связанное с отсутствием, неполнотой, недостаточностью и асимметрией информации об объекте, процессе, явлений, по отношению к которому принимается решение, а также с ограниченными способностями человека в сборе и переработке информации, с постоянной изменчивостью этой информации [1, С. 321]. Проблему ограниченности человеческого познания мира исследовал в начале XIX века немецкий философ Иммануил Кант. В работе «Критика чистого разума», он пишет, что мир сущностей оказывается непознаваемой «вещью в себе». Он убеждает нас в ограниченных возможностях разума. Данную идею впоследствии подтверждает Ф. Найт, указывая, что «нашему ограниченному интеллекту приходится иметь дело со слишком большим количеством самых разных объектов, и когда мы оцениваем количество объектов, функционирующих в любой конкретной ситуации целенаправленного поведения, и их возможное многообразие, то становится очевидным, что только бесконечный разум был бы в состоянии охватить все возможные комбинации».
В современных условиях проблема неопределенности не потеряла своей актуальности и является одной из ключевых для экономики России, о чем свидетельствует статистика. Данная проблема привлекает все большее внимание теоретиков. Сегодня экономическая среда фирм стремительно меняется и уровень неопределенности является одним из значимых факторов, влияющих на нее. Поэтому возникает неуверенность предпринимателей в получении ожидаемого конечного результата, вследствие незапланированных, затрат возникших под влиянием непредвиденных негативных факторов. Опыт последних лет показывает, что неопределенность является одним из ключевых факторов, влияющих на деятельность отечественных фирм (табл.1).
Таблица 1
Факторы, ограничивающие деловую активность организаций в России (в процентах от общего числа организаций) за 2000–2005 гг.
Источник: http: //www .gks. ru / free_doc/2006
Рис.1 Динамика изменения неопределенности экономической обстановки в России за период 2000–2005 гг.

Составлено по: (см. источник к табл. 1)

Из данных таблицы следует, что среди факторов, ограничивающих деловую активность организаций в России, показатель неопределенности экономической обстановки находится на третьем месте среди прочих факторов в анализируемом периоде 2000–2004 гг., а в 2005 г. данный показатель находится на четвертом месте. В целом высокие показатели неопределенности, дают основание полагать, что данный фактор является одним из важнейших условий, ограничивающих деловую активность организаций в России.
Исследуя динамику изменения фактора неопределенности экономической обстановки, на наш взгляд целесообразно представить показатели по нему в виде графика (рис. 1).
Из данного графика видно, что в анализируемом периоде уровень данного показателя имеет тенденцию снижения, однако в 2005 г. имеется незначительное повышение уровня неопределенности (всего на 1% по сравнению с 2004 г.). В целом, разница между показателями 2000 г. и 2005г. снизилась почти вдвое, с 36% до 21%. Таким образом можно заключить, что фактор неопределенности экономической обстановки, являясь одним из ключевых факторов, влияющих на деловую активность предприятий в России, постепенно теряет свое значение. Это, в свою очередь, положительно влияет на условия хозяйственной деятельности предприятий.
Тем не менее, вопрос об источниках формирования неопределенности остается открытым. В научной литературе выделяют внешние и внутренние факторы неопределенности [4]. Внешние факторы имеют объективный характер, внутренние – субъективный. Однако в научной литературе не достаточно внимания уделяется факторам, которые невозможно с уверенностью отнести к внешним или к внутренним из-за их неоднозначности. К таким пограничным факторам относятся информационный и временной.
Особую актуальность в век информационных технологий имеет информационный фактор. Ограниченность познания мира компенсируется широкими возможностями получения и переработки информации для принятия решений, наличием передовых вычислительных технологий, множеством периодических изданий, развитой сетью телекоммуникаций. Но в то же время, нельзя с точностью утверждать, что имеющаяся информация достоверна и полноценна. А некоторые статистические данные недоступны для простого обывателя вследствие их засекреченности, или по причине отсутствия статистических данных в данной области. Также информация может искажаться из-за наличия в ней субъективной основы, связанной с мнениями и суждениями людей, подверженностью этих мнений ошибкам.
Рис. 2. Информационная взаимосвязь между субъектами экономики

Поэтому мы не стараемся охватить весь спектр имеющегося потока информации, а лишь используем ее частично по мере необходимости для принятия решений в отношении того или иного объекта, явления или области исследования, и на основе этих данных, опираясь на собственный опыт и мировоззрение, принимаем решения, делаем определенные выводы и умозаключения. Соответственно принятое нами решение становится подверженным влиянию неопределенности, т.к. мы не можем учесть все нюансы и обеспечить определенность.
Частичное использование доступной, имеющейся информации характерно для всех экономических субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и отдельных граждан. Информационная взаимосвязь между субъектами экономики представлена на рис. 2.
Если рассмотреть лишь одно составляющее звено – хозяйствующих субъектов, то можно попытаться установить взаимосвязь повышения уровня неопределенности вследствие использования частичной информации, исходящей от других экономических субъектов, от государства и граждан, и от других хозяйствующих субъектов.
Предположим, что принимаемые ежегодно государственными органами власти законы, постановления, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность хозяйствующих субъектов (S) равен 100%. Общий объем этих нормативно-правовых документов, используемых на практике хозяйствующими субъектами, составит Х, при этом Х 0, где f является частью неиспользованной информации. Именно эта часть информации повышает уровень неопределенности в решениях, принимаемых менеджерами организаций.
Как правило, хозяйствующие субъекты лишь частично используют те нормативно-правовые документы, которые регламентируют их права, а не обязанности, т.к. несоблюдение взятых на себя обязанностей чревато штрафными санкциями. Также одной из причин частичного использования имеющихся нормативно-правовых документов является недостаточная пунктуальность отечественных менеджеров и руководителей, что, в свою очередь, находит выражение в систематическом нарушении договорных обязательств. Соблюдение договоров – один из важнейших элементов экономических отношений, непосредственно определяющий их характер. Контракты – это добровольное установление экономическими агентами правил обмена, они представляют собой зачищенное институциональное соглашение между двумя и более сторонами, определяющее условия будущих трансакций между ними [3, С. 40]. Опыт рыночной трансформации в российской экономике демонстрирует низкий уровень соблюдения условий контрактов всеми субъектами экономики – фирмами, государством, работниками. «Внеконтрактное» поведение в российской практике стало нормой деловых отношений [2, С. 126].
Таким образом, в случае невыполнения взятых на себя обязательств одним из участников экономических отношений требуется поиск альтернативных возможностей вступления в хозяйственные отношения и новых источников покрытия дополнительно возникающих затрат.
Что касается информации, исходящей от граждан в отношении хозяйствующих субъектов, то здесь парадокс в экономических отношениях состоит в том, что сначала осуществляется предложение и лишь потом спрос. Производитель принимает на себя ответственность за предвидение нужд потребителя, а потребителю, в конечном счете, остается выбрать из имеющегося потенциала предлагаемых продуктов и услуг [5, C. 216]. Хотя маркетинговые отделы предприятий занимаются сегментацией рынка, изучением уровня спроса потребителей, при этом не учитываются такие параметры потребительского спроса, как любимый цвет покупателя, настроение при осуществлении покупки, подсознательность, спонтанность выбора, и может ли вообще потребитель знать о своих потребностях на 5–10 и более лет в будущем. Но при этом менеджеры предприятий при составлении стратегических планов, программ и прогнозов деятельности предприятия берут на себя ответственность за потребности потребителей.
Особенно высокий уровень неопределенности закладывается в долгосрочные прогнозы (от 10 лет и более), ведь прогнозирование по мнению Д.Р. Вахитова – это и есть «предвидение возможного финансового положения», а значит, возможностей предприятия в будущем стабильно развиваться, получать прибыль и удовлетворять потребности потребителей. При составлении прогнозов учитывается уровень риска, но уровень неопределенности остается в экономической теории завуалированным внутри не страхуемых и форс-мажорных рисков, в отношении которых не осуществляются никакие методы нейтрализации.
Таким образом, проблема неопределенности в экономической теории, конечно, не нова. Ее признают и рассматривают в различных контекстах и научных направлениях: в страховании, биржевой игре, синергетике, кибернетике, и в сфере предпринимательства. Однако, основное внимание уделяется категории риска, упор делается на изучение целого спектра рисков, таких как финансовые, предпринимательские, инновационные, производственные, исследователи концентрируются на изучении внутренних и внешних методов их нейтрализации. При этом категории неопределенности уделяется специалистами недостаточно внимания. Неопределенность, будучи, прежде всего, экономической категорией, не может и не должна ассоциироваться лишь в этих аспектах. При принятии экономических решений, осуществляя производственную и инвестиционную деятельность, надо учитывать неопределенность как значимый фактор. Если мы хотим понять функционирование экономической системы, мы должны осмыслить суть и значимость фактора неопределенности как существенного элемента в экономических отношениях.


Литература
1. Виссема Х.О, Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности процветания в будущем. – М.:2006.
2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы «новой экономки». – СПб.,2005.
3. Кальгин В.Г, Конкурентоспособность кооперации в переходной экономике: институциональный подход. – М.: Инфра-М, 2005.
4. Лапуста. М.Г. Предпринемательство. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 486 с.
5. Найт Ф.Н Риск, неопределенность и прибыль. – М.: Инфра-М, 2005.
6. http: //www .gks. ru / free_doc/2006.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия