| | Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008 | | ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА | | Сафиуллина Р. Т. старший преподаватель Института экономики, управления и права (г. Казань)
| |
| | В статье рассмотрен вопрос о роли неопределенности в принятии экономических решений. Акцентирована проблема недостаточной изученности фактора неопределенности по сравнению с фактором риска. Выявлены особенности влияния неопределенности на принятие решений разными группами субъектов экономических отношений | Ключевые слова: неопределенность, риск, контрактные отношения, неполнота информации, асимметрия информации | Проблема неопределенности рассматривается в экономической теории довольно широко и представляет собой отдельное направление исследований. На существование данной проблемы первым обратил внимание американский экономист Фрэнк Найт в своей книге «Риск, неопределенность и прибыль», изданной в 1928 г. но до сих пор не утратившей своего теоретического значения. По словам Найта, «мы живем в мире, подверженном изменениям, в царстве неопределенности. Это относится как к бизнесу, так и к другим видам деятельности. По существу мы действуем, руководствуясь мнением, которое может быть обосновано в большей или меньше степени, и представлять большую или маленькую ценность; мы не пребываем в полном неведении, но и не имеем полной и совершенной информации, а владеем только лишь частичным знанием. Если мы хотим понять функционирование экономической системы, мы должны осмыслить суть и значимость фактора неопределенности».
Ф. Найт рассматривал неопределенность как вероятность наступления того или иного события. Используя систематическую теорию вероятностей, он вывел следующие виды вероятностей:
1. Априорная вероятность – абсолютно однородная классификация случаев, по сути своей идентичных.
2. Статическая вероятность – эмпирическая оценка частоты проявления связи между утверждениями. При этом рассматриваются изменчивые комбинации одинаково вероятных альтернатив.
3. Оценки. Характерная особенность данного типа неопределенности состоит в том, что здесь не существует никакого обоснованного критерия для классификации случаев.
Первый тип вероятности очень редко встречается в бизнесе, второй типичен для деловой сферы. Первый тип поддается однозначному измерению, для измерения второго требуются субъективные оценки. Однако следует отметить следующие два факта. Во-первых, статистическое исследование никогда не позволяет получить идеально точные количественные результаты. Во-вторых, неприменимость априорных расчетов связана с гораздо более серьезным затруднением, а именно, со сложностью (точнее, невозможностью) обеспечить заданную степень однородности внутри выделенного класса. Третьему типу вероятности Ф. Найт уделил особое внимание. Мнение и оценки, которые обуславливают действия людей в повседневной жизни и управляют решениями ответственных менеджеров в сфере бизнеса, имеют, по большей части, мало общего с выводами, достигнутыми путем всестороннего анализа и точного измерения, они, главным образом, основаны на подсознательных импульсах, т.е. принципиально неизмеримы.
Чтобы сохранить различие между измеримой и неизмеримой неопределенностью, Ф. Найт предложил использовать термин «риск». В случае, когда распределение результатов в группе известно (что достигается путем априорных вычислений или изучения статистики предшествующего опыта), можно говорить о риске. Понятие «неопределенность» в данном случае означает ситуацию, когда такая возможность отсутствует.
В современных учебниках неопределенность трактуется как положение, связанное с отсутствием, неполнотой, недостаточностью и асимметрией информации об объекте, процессе, явлений, по отношению к которому принимается решение, а также с ограниченными способностями человека в сборе и переработке информации, с постоянной изменчивостью этой информации [1, С. 321]. Проблему ограниченности человеческого познания мира исследовал в начале XIX века немецкий философ Иммануил Кант. В работе «Критика чистого разума», он пишет, что мир сущностей оказывается непознаваемой «вещью в себе». Он убеждает нас в ограниченных возможностях разума. Данную идею впоследствии подтверждает Ф. Найт, указывая, что «нашему ограниченному интеллекту приходится иметь дело со слишком большим количеством самых разных объектов, и когда мы оцениваем количество объектов, функционирующих в любой конкретной ситуации целенаправленного поведения, и их возможное многообразие, то становится очевидным, что только бесконечный разум был бы в состоянии охватить все возможные комбинации».
В современных условиях проблема неопределенности не потеряла своей актуальности и является одной из ключевых для экономики России, о чем свидетельствует статистика. Данная проблема привлекает все большее внимание теоретиков. Сегодня экономическая среда фирм стремительно меняется и уровень неопределенности является одним из значимых факторов, влияющих на нее. Поэтому возникает неуверенность предпринимателей в получении ожидаемого конечного результата, вследствие незапланированных, затрат возникших под влиянием непредвиденных негативных факторов. Опыт последних лет показывает, что неопределенность является одним из ключевых факторов, влияющих на деятельность отечественных фирм (табл.1). | | Таблица 1 Факторы, ограничивающие деловую активность организаций в России (в процентах от общего числа организаций) за 2000–2005 гг. | | Источник: http: //www .gks. ru / free_doc/2006 | | | Рис.1 Динамика изменения неопределенности экономической обстановки в России за период 2000–2005 гг.
Составлено по: (см. источник к табл. 1) | Из данных таблицы следует, что среди факторов, ограничивающих деловую активность организаций в России, показатель неопределенности экономической обстановки находится на третьем месте среди прочих факторов в анализируемом периоде 2000–2004 гг., а в 2005 г. данный показатель находится на четвертом месте. В целом высокие показатели неопределенности, дают основание полагать, что данный фактор является одним из важнейших условий, ограничивающих деловую активность организаций в России.
Исследуя динамику изменения фактора неопределенности экономической обстановки, на наш взгляд целесообразно представить показатели по нему в виде графика (рис. 1).
Из данного графика видно, что в анализируемом периоде уровень данного показателя имеет тенденцию снижения, однако в 2005 г. имеется незначительное повышение уровня неопределенности (всего на 1% по сравнению с 2004 г.). В целом, разница между показателями 2000 г. и 2005г. снизилась почти вдвое, с 36% до 21%. Таким образом можно заключить, что фактор неопределенности экономической обстановки, являясь одним из ключевых факторов, влияющих на деловую активность предприятий в России, постепенно теряет свое значение. Это, в свою очередь, положительно влияет на условия хозяйственной деятельности предприятий.
Тем не менее, вопрос об источниках формирования неопределенности остается открытым. В научной литературе выделяют внешние и внутренние факторы неопределенности [4]. Внешние факторы имеют объективный характер, внутренние – субъективный. Однако в научной литературе не достаточно внимания уделяется факторам, которые невозможно с уверенностью отнести к внешним или к внутренним из-за их неоднозначности. К таким пограничным факторам относятся информационный и временной.
Особую актуальность в век информационных технологий имеет информационный фактор. Ограниченность познания мира компенсируется широкими возможностями получения и переработки информации для принятия решений, наличием передовых вычислительных технологий, множеством периодических изданий, развитой сетью телекоммуникаций. Но в то же время, нельзя с точностью утверждать, что имеющаяся информация достоверна и полноценна. А некоторые статистические данные недоступны для простого обывателя вследствие их засекреченности, или по причине отсутствия статистических данных в данной области. Также информация может искажаться из-за наличия в ней субъективной основы, связанной с мнениями и суждениями людей, подверженностью этих мнений ошибкам. | | | Рис. 2. Информационная взаимосвязь между субъектами экономики | Поэтому мы не стараемся охватить весь спектр имеющегося потока информации, а лишь используем ее частично по мере необходимости для принятия решений в отношении того или иного объекта, явления или области исследования, и на основе этих данных, опираясь на собственный опыт и мировоззрение, принимаем решения, делаем определенные выводы и умозаключения. Соответственно принятое нами решение становится подверженным влиянию неопределенности, т.к. мы не можем учесть все нюансы и обеспечить определенность.
Частичное использование доступной, имеющейся информации характерно для всех экономических субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и отдельных граждан. Информационная взаимосвязь между субъектами экономики представлена на рис. 2.
Если рассмотреть лишь одно составляющее звено – хозяйствующих субъектов, то можно попытаться установить взаимосвязь повышения уровня неопределенности вследствие использования частичной информации, исходящей от других экономических субъектов, от государства и граждан, и от других хозяйствующих субъектов.
Предположим, что принимаемые ежегодно государственными органами власти законы, постановления, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность хозяйствующих субъектов (S) равен 100%. Общий объем этих нормативно-правовых документов, используемых на практике хозяйствующими субъектами, составит Х, при этом Х 0, где f является частью неиспользованной информации. Именно эта часть информации повышает уровень неопределенности в решениях, принимаемых менеджерами организаций.
Как правило, хозяйствующие субъекты лишь частично используют те нормативно-правовые документы, которые регламентируют их права, а не обязанности, т.к. несоблюдение взятых на себя обязанностей чревато штрафными санкциями. Также одной из причин частичного использования имеющихся нормативно-правовых документов является недостаточная пунктуальность отечественных менеджеров и руководителей, что, в свою очередь, находит выражение в систематическом нарушении договорных обязательств. Соблюдение договоров – один из важнейших элементов экономических отношений, непосредственно определяющий их характер. Контракты – это добровольное установление экономическими агентами правил обмена, они представляют собой зачищенное институциональное соглашение между двумя и более сторонами, определяющее условия будущих трансакций между ними [3, С. 40]. Опыт рыночной трансформации в российской экономике демонстрирует низкий уровень соблюдения условий контрактов всеми субъектами экономики – фирмами, государством, работниками. «Внеконтрактное» поведение в российской практике стало нормой деловых отношений [2, С. 126].
Таким образом, в случае невыполнения взятых на себя обязательств одним из участников экономических отношений требуется поиск альтернативных возможностей вступления в хозяйственные отношения и новых источников покрытия дополнительно возникающих затрат.
Что касается информации, исходящей от граждан в отношении хозяйствующих субъектов, то здесь парадокс в экономических отношениях состоит в том, что сначала осуществляется предложение и лишь потом спрос. Производитель принимает на себя ответственность за предвидение нужд потребителя, а потребителю, в конечном счете, остается выбрать из имеющегося потенциала предлагаемых продуктов и услуг [5, C. 216]. Хотя маркетинговые отделы предприятий занимаются сегментацией рынка, изучением уровня спроса потребителей, при этом не учитываются такие параметры потребительского спроса, как любимый цвет покупателя, настроение при осуществлении покупки, подсознательность, спонтанность выбора, и может ли вообще потребитель знать о своих потребностях на 5–10 и более лет в будущем. Но при этом менеджеры предприятий при составлении стратегических планов, программ и прогнозов деятельности предприятия берут на себя ответственность за потребности потребителей.
Особенно высокий уровень неопределенности закладывается в долгосрочные прогнозы (от 10 лет и более), ведь прогнозирование по мнению Д.Р. Вахитова – это и есть «предвидение возможного финансового положения», а значит, возможностей предприятия в будущем стабильно развиваться, получать прибыль и удовлетворять потребности потребителей. При составлении прогнозов учитывается уровень риска, но уровень неопределенности остается в экономической теории завуалированным внутри не страхуемых и форс-мажорных рисков, в отношении которых не осуществляются никакие методы нейтрализации.
Таким образом, проблема неопределенности в экономической теории, конечно, не нова. Ее признают и рассматривают в различных контекстах и научных направлениях: в страховании, биржевой игре, синергетике, кибернетике, и в сфере предпринимательства. Однако, основное внимание уделяется категории риска, упор делается на изучение целого спектра рисков, таких как финансовые, предпринимательские, инновационные, производственные, исследователи концентрируются на изучении внутренних и внешних методов их нейтрализации. При этом категории неопределенности уделяется специалистами недостаточно внимания. Неопределенность, будучи, прежде всего, экономической категорией, не может и не должна ассоциироваться лишь в этих аспектах. При принятии экономических решений, осуществляя производственную и инвестиционную деятельность, надо учитывать неопределенность как значимый фактор. Если мы хотим понять функционирование экономической системы, мы должны осмыслить суть и значимость фактора неопределенности как существенного элемента в экономических отношениях. |
| |
|
|