Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Дрогобыцкий А. И.
финансовый директор ООО «Финмаркет»,
докторант Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова,
кандидат экономических наук


Эмоциональная составляющая организационного менеджмента
В статье анализируются составляющие эмоционального интеллекта современного менеджера. Показано, что лидер должен уметь находить общие закономерности в разрозненных фрагментах информации, понимать стратегию развития, знать рыночную конъюнктуру, разбираться в финансовых вопросах и ориентироваться в технологических аспектах производства
Ключевые слова: интеллект, менеджмент, информация, конъюнктура, эмоции

В условиях демократического общества и рыночной экономики многие человеческие качества, которые не были востребованы и подавлялись в других общественно-экономических формациях, получили естественную среду своего развития и наилучшего проявления. В первую очередь это относится к соперничеству за лидерство во всех его проявлениях. Человек всегда стремится занять лидирующее положение в любом обществе будь то семья, трудовой коллектив, партийная организация или, даже, преступная группа. Однако, только с развитием демократии и рыночных экономических отношений это естественное человеческое стремление в полной мере легализовалось и получило благодатную почву для развития. Наиболее амбициозные и не очень стесненные моральными устоями люди сразу открыли свое дело, оторвав от «общественного пирога» лакомые куски и кусочки. Менее расторопные продолжали (и продолжают) работать над совершенствованием своих знаний и умений с потайной надеждой занять лидирующие позиции спустя некоторое время, когда нормализуются отношения, стабилизируется обстановка, восстановится справедливость, снова станут почитать моральный облик и будут востребованы их таланты. Следует заметить, что во многом их чаяния и ожидания стали оправдываться. Все больше грамотных и воспитанных молодых людей выдвигаются на лидирующие позиции в бизнесе, государственных структурах, науке, культуре и партийном строительстве.
Перед ними на повестку дня встают вопросы: как оправдать оказанное им доверие и сохранить свое лидирующее положение в обозримой перспективе? Настоящему лидеру, кроме надлежащей производственно-технологической подготовки, знания рынка и хорошей ориентации в других сферах, необходимо уметь ладить с людьми, понимать потребности подчиненных и, самое главное, вызывать у них эмоциональный отклик и поддерживать в коллективе положительный эмоциональный настрой. Именно эти последние способности позволяют руководителю применять свои профессиональные знания на пользу организации и подключать к этому делу всех ее сотрудников и деловых партнеров. Другими словами, хороший лидер кроме чисто профессиональных знаний должен обладать эмоциональным интеллектом.
Выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:
• самосознание;
• самоконтроль;
• социальная чуткость;
• управление отношениями.
Первые две компоненты (самосознание и самоконтроль) определяют насколько хорошо мы понимаем себя, умеем управлять собой и контролировать свои чувства. Две другие (социальная чуткость и управление отношениями) отражают нашу способность распознавать эмоции окружающих, управлять ими и на этой основе налаживать отношения с людьми (табл. 1).
Развивая самосознание и самоконтроль, мы учимся эффективно использовать наши сильные стороны и управлять эмоциями, чтобы с воодушевлением идти к цели и вызывать такой же энтузиазм у других. Зная, какой заразительной силой обладают эмоции, необходимо внимательно следить за собственными чувствами и настроением. Вдумчивый человек постоянно анализирует изменения своего внутреннего состояния и стремиться не только понимать себя, но и удовлетворять свои эмоциональные потребности. Чтобы успешно справляться со стрессами нужно находить время для спокойных уединенных размышлений. Самоанализ, осмысление своей жизненной позиции и ценностных ориентиров, а также общение с людьми способны вызвать позитивный эмоциональный настрой у себя самого и среди окружающих. С другой стороны, овладев искусством понимать чувства других, мы приобретаем способность влиять на мотивацию сотрудников и посредством этого добиваться результативной работы коллектива и повышения его корпоративной культуры. Для этого, отдавая пальму первенства коллективной работе, необходимо уважать и поощрять индивидуальность. Учиться воспринимать сотрудников как с профессиональных, так и с общечеловеческих позиций, находить время для личного общения с ними, непременно публично отмечать их успехи, творческий подход к работе и усердие.
Признавая, что эмоциональный интеллект является определяющим фактором эффективного лидерства, не следует преуменьшать значение общего интеллекта или уровня умственного развития. Лидер должен уметь находить общие закономерности в разрозненных фрагментах информации, понимать стратегию развития, знать рыночную конъюнктуру, разбираться в финансовых вопросах, ориентироваться в технологических аспектах производства и действовать профессионально.
Таблица 1.
Компоненты эмоционального интеллекта
Перечисленные знания, умения и когнитивные способности относятся к «обязательному минимуму» начальственной должности. Не обеспечив этого минимума, руководитель просто не сможет и не должен ее занимать. Когда человек уже стал руководителем, на первый план выходят не только профессиональные знания, но и то, как он умеет их применять.
Анализируя содержание табл. 1, следует обратить внимание на последние две позиции последней четвертой четверти: «сотрудничество и социальная корпоративность» – поскольку смысловое содержание всех остальных прозрачно и достаточно точно воспринимается на обыденном уровне. Для этого напомним, что эмоциональные и физиологические реакции человека, которые, как правило, едва уловимы, представляют собой важные источники информации. В каждый момент времени мы через вербальные каналы коммуникации сообщаем друг другу массу сведений о своем психологическом состоянии. Мельчайшие мышечные движения и мимика информируют окружающих о нашем истинном эмоциональном настрое и подсказывают как им себя вести с нами. Таким образом, тщательно отслеживая реакции других людей, мы начинаем лучше понимать их чувства и более точно можем интерпретировать их мысли и мнения. Такое молчаливое общение по эмоционально-психологическим каналам позволяет воспринимать чужие переживания напрямую, не пропуская их через фильтры предрассудков и субъективных представлений. Мы как бы настраиваемся на внутреннюю волну собеседника и, в этом случае, гораздо лучше его понимаем. Людям, которые умеют улавливать подобные сигналы, гораздо легче работать в команде. Они открыты к сотрудничеству, их пcихолого-эмоциональные каналы задействованы и обеспечивают плодотворное общение с сотрудниками. У них гораздо больше появляется шансов стать полноценными участниками социальных процессов в коллективе и оказывать реальное влияние на трудовые отношения, распределение ролей и корпоративную культуру. Следовательно, для претендентов на лидерство навыки сотрудничества и корпоративности обязательны и подлежат постоянному целенаправленному развитию.
Лидеры, которые наделены эмоциональным интеллектом, не только хорошо знают себя и могут контролировать свои чувства, но умеют управлять эмоциями других людей и строить прочные доверительные отношения в коллективе. Под их началом сотрудники работают «в унисон», не спорят и добиваются значительных успехов, поскольку между ними достигнуто интеллектуальное и эмоциональное согласие. Известно, что значение показателей эффективности успешно работающей фирмы на 30 процентов определяются эмоционально-психологической атмосферой в коллективе [1. с. 33].
Поддержание в коллективе высоко-положительного эмоционального настроя требует от лидера значительных усилий, которые обусловлены характером управленческой работы. Так, расходуя душевные и физические силы и слишком мало получая взамен, в какой-то момент лидер может просто «выдохнуться», израсходовав все энергетические запасы. Тем не менее, окружение требует от него стабильных и предсказуемых результатов и готово реагировать на любую его оплошность. Управление коллективом предполагает использование властных полномочий и некоторый диктат со стороны лидера, что создает социальную и психологическую дистанцию. Достаточно часто лидер лишен поддержки и теплого человеческого общения. К этому можно добавить нарастающее информационное давление, высокую неопределенность окружающей среды и увеличивающуюся технологическую сложность – получите формулу управленческого стресса, который является постоянным спутником любого руководителя.
Тяжелый груз ответственности, накапливающаяся психологическая усталость и постоянная необходимость контролировать подчиненных, могут стать невыносимыми и тогда руководитель становится тревожным и может впасть в отчаяние. Находясь во власти неуправляемых эмоций, руководитель действует неуравновешенно, спонтанно и безрассудно. Он неоправданно давит на подчиненных, сеет разочарование, страх, вражду, не подозревая какой вред наносит своей компании. Но дело не только в управленческом стрессе. Он всегда был и будет неотъемлемой частью жизни любого лидера. Проблема в нехватке времени на восстановление потраченных сил. Любому руководителю надо научиться подавлять стресс, восстанавливать лидерский потенциал, находя для этого время.
Лидеры, которые постигли эту науку, способны работать в условиях постоянного кризиса и хронического стресса, не подавляясь моральному истощению, страху и гневу. Сталкиваясь с внешней угрозой, они не отгораживаются от проблем, не паникуют и не впадают в апатию. В любых даже самых сложных ситуациях они находят благоприятные возможности и нестандартные пути выхода из кризиса. Им удается во всем видеть светлые стороны, настраивать себя на позитивный лад и передавать свой энтузиазм окружающим. Они смотрят на вещи оптимистично, но вполне трезво и всегда действуют осмысленно и оправданно. Наконец, они умеют строить прочные плодотворные отношения с сотрудниками и создавать в компании превосходный эмоциональный климат.
Процесс восстановления потенциала должен быть комплексным и затрагивать ум, тело, сердце и душу. Это означает, что лидер должен научиться время от времени переживать физическое, умственное и эмоциональное обновление. Без регулярного восстановления своих сил и способностей работа руководителя превращается в сущую муку, а в коллективе воцаряется нездоровая психологическая атмосфера, что зачастую приводит к поистине катастрофическим последствиям.
Для восстановления лидерского потенциала лидеру необходимо развивать три основных качества:
• активность сознания,
• оптимизм,
• эмпатию (способность к сопереживанию).
Активность сознания предполагает, что человек бдителен и сосредоточен, глубоко знает свое «я», внимательно к себе прислушивается, улавливает сигналы внешнего мира, осознает потребности других людей и трезво оценивает жизненные ситуации. Люди с оптимизмом верят, что их мечта может стать реальностью и смело идут к цели, заражая своим энтузиазмом других. Лидеры, обладающие эмпатией, понимают чувства и желания других людей и всегда готовы проявить участие. Вместе перечисленные три качества помогают человеку испытывать положительные эмоции, не отчаиваться в сложных ситуациях и сохранять присутствие духа перед лицом любых испытаний. Активность сознания, оптимизм и эмпатия, обеспечивают руководителям гармонию с самим собой и окружающим миром, позволяют им противостоять разрушительному влиянию управленческого стресса и поддерживать высокий лидерский потенциал.
Подводя итог, констатируем, что современные лидеры сталкиваются с беспрецендентыми трудностями. Высокие нагрузки могут привести к хроническому стрессу, переутомлению эмоциональному истощению и, наконец, внутренним (с самим собой) и внешним конфликтам. Чтобы успешно справляться с испытаниями, неизбежно выпадающими на долю любого руководителя, нужно заботиться о своей личности и целенаправленно заниматься ее развитием. Для этого надо научиться самоконтролю и освоить новые поведенческие модели, которые позволяют поддерживать внутреннюю гармонию и находить общий язык с подчиненными. Необходимо культивировать в себе активное сознание, смотреть в будущее с оптимизмом, терпеливо взращивать в себе цельную здоровую натуру и передавать свой позитивный настрой окружающим.
Приведенные здесь сведения о навыках, качествах и умениях людей занятых в сфере управления, которые желательны для всего менеджерского корпуса и обязательны для претендентов на лидирующие позиции, больше предназначены для внутреннего, чем для внешнего пользования. Каждому человеку, выбирающему карьеру менеджера, не лишне знать степень своего соответствия всем 20-ти качественным характеристикам, зафиксированным в табл. 1. Все это полезно и для кандидатов на выборные должности.


Литература
1. Бояцис Р., Макки Э. Резонансное лидерство: совершенствование и построение плодотвоных взаимоотношений с людьми на основе активного сознания, оптимизма и эмпатии/ Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 300 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия