Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ахтариева Л. Г.
заведующий кафедрой экономики и управления на предприятии Уфимского филиала Оренбургского государственного университета,
доктор экономических наук


Системная модернизация региональной рыночной инфраструктуры
В статье приведены системные характеристики региональной рыночной инфраструктуры, выделены взаимосвязанные составные подсистемы: структурная; функциональная; информационно – коммуникационная; интеллектуализации и динамизации развития. Дальнейшую модернизацию региональной рыночной инфраструктуры автор видит в технологическом перевооружении экономической деятельности на базе высоких информационных технологий, внедрении системы электронной коммерции и др.
Ключевые слова: региональная рыночная инфраструктура, структурная перестройка регионального хозяйства, инфраструктурное обеспечение, группа услуг, подсистема региональной рыночной инфраструктуры

В социально-экономическом развитии региона и структурной перестройке регионального хозяйства в соответствии с современными требованиями значительную роль играет рыночная инфраструктура.
Существуют различные трактовки термина «инфраструктура». Так, в новой экономической энциклопедии инфраструктура определяется как совокупность материальных и организационно-правовых условий, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие. К материальным условиям относится наличие развитой сети путей сообщения, средств связи, сетей электро- и водоснабжения и т.д., а к организационно-правовым – наличие развитых государственных и частных институтов, а также устойчивой законодательной базы [9, с.168]. Со второй частью приведенного определения трудно согласиться, поскольку законодательные устои относить к инфраструктуре представляется не совсем логичным.
В общепринятом смысле под инфраструктурой понимается совокупность объектов и форм деятельности, играющих вспомогательную роль по отношению к материальному производству и обеспечивающих общие условия нормальной жизнедеятельности общества. В связи с этим принято выделять четыре укрупненных вида инфраструктуры: производственную; транспортную; социальную; рыночную. Здесь целесообразно иметь в виду еще несколько вполне самостоятельных видов инфраструктуры: энергетическую, жилищно-коммунальную, научную, информационно-коммуникационную. Очевидно, что состояние и перспективы развития различных видов инфраструктуры оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие любой территории.
Рыночная инфраструктура – это весьма сложная экономическая категория. Профессор О.В. Иншаков и доцент Е.Г. Русакова утверждают, что следует отличать инфраструктуру рыночной экономики как исторически обусловленную конкретную форму хозяйства со всеми его сферами, уровнями, отраслями, секторами и сегментами от рыночной инфраструктуры, обслуживающей механизм рынка как способа регулирования производства и потребления через обмен и распределение факторов и продуктов. То, что в первом случае относится к хозяйству в целом, во втором – к механизму его функционирования. Поэтому содержание и формы этих инфраструктур различны, при этом первая включает в себя вторую [5, с. 30].
В одном из Интернет–источников рыночная инфраструктура рассматривается как совокупность институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рыночной экономики. При этом отмечается, что институты различаются по своей природе, характеру и назначению. «Рыночную среду формируют правовые, финансовые, организационные элементы инфраструктуры. Они носят государственный, неправительственный и частный характер и подразделяются в зависимости от рынка, который обслуживают» [1, с. 1]. Тут же обозначены рынки: товарный, факторов производства (капиталов, труда, земли), финансовый, а также упоминается их информационное обеспечение. Полагаем, что характеризовать рыночную инфраструктуру только как совокупность институтов и элементов, подразделяющихся в зависимости от видов рынка, явно недостаточно.
Весь ход экономического развития показывает, что природа рыночной инфраструктуры заложена, прежде всего, в специфике взаимодействия материально-вещественных факторов общественного производства. Общественной первопричиной возникновения организационного обособления и институционального закрепления рыночной инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики явилось развитие общественного разделения труда, производства, национального хозяйства и собственности. Следовательно, нынешняя форма рыночной инфраструктуры сложилась в результате исторического развития товарного производства и эволюции рыночного хозяйства. Это закономерный процесс: по мере расширения границ товарно-денежных отношений формировались новые потребности и раскрывались возможности появления новых видов деятельности. «Если для этапа зарождения инфраструктуры характерно первоначальное выделение функций по оказанию дополнительных или вспомогательных услуг в рамках основного производства, то дальнейшее расширение ее масштабов происходило в результате выделения производства услуг из рамок компаний – производителей в специализированные фирмы» [5, с. 31].
Таким образом, формирование рыночной инфраструктуры в нашей стране уходит корнями вглубь общемировых рыночных отношений и общественного разделения труда, является результатом социально-экономических преобразований и становится объективной необходимостью, закономерностью, важным фактором развития современного национального рыночного хозяйства.
Некоторые ученые Российской академии государственной службы, анализируя рассматриваемое понятие, дают следующее определение: «Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование субъектов рыночной экономики, а также их единство и взаимодействие в определенном реальном рыночном пространстве» [4, с. 648]. Данная трактовка представляется слишком общей, расплывчатой, обтекаемой. К тому же спорным является выражение «их единство и взаимодействие». Единства субъектов рыночной экономики в процессе жизнедеятельности и конкуренции может вовсе и не быть.
Очевидно, что процесс инфраструктурного обеспечения следует рассматривать как сложную совокупность разного рода организационно-экономических коммуникаций, а продукт инфраструктурной деятельности – в качестве весьма разнообразных услуг. С экономической точки зрения конечные продукты функционирования различных организаций рыночной инфраструктуры (маркетинговых центров, инжиниринговых, аудиторских, страховых фирм, венчурных фондов, рекламно-информационных агентств, кредитных учреждений, транспортно – логистических компаний и др.) выражаются, проявляются и реализуются именно в разнообразных услугах.
С учетом вышесказанного объективным выглядит следующее определение рассматриваемой научной категории. «Рыночная инфраструктура – это сложная экономическая категория, представляющая собой подсистему рыночной экономики и включающая совокупность организаций, связей между ними и институциональных условий, обеспечивающих осуществление определенных видов деятельности, процессов и процедур, выражающихся в услугах, удовлетворяющих конкретные потребности хозяйствующих субъектов и населения и, тем самым, содействующих конкуренции и бесперебойному функционированию рыночного хозяйства» [2, c. 20].
Важно видеть, что рыночная инфраструктура способствует успешной деятельности не только юридических лиц (как зачастую считалось прежде), но и отдельных граждан, семей, групп сообщества в процессе рыночных отношений.
Спектр услуг, предоставляемых организациями региональной рыночной инфраструктуры, необычайно широк и зависит от многих объективных условий и субъективных местных обстоятельств. Тем не менее, представляется возможным выделить услуги, пользующиеся наибольшим спросом, которые часто взаимодополняют друг друга, предоставляются в различных сочетаниях.
К общему перечню видов региональной рыночной инфраструктуры следует отнести следующие группы услуг: консалтинговые; маркетинговые; лизинговые; компьютерные и связанные с ними услуги (в том числе программного обеспечения); услуги связи; информационно-коммуникационные; электронной коммерции; юридические; концессионные; транспортно-экспедиционные; логистические; франчайзинговые; дистрибьюторские (включая брокерские); посреднические; инжиниринговые; прикладные научно-исследовательские, аналитические и проектные; услуги дизайна, брэндирования и рекламы; финансовые (включая венчурные, а также услуги кредитования, страховые); риэлторские (связанные с землей, недвижимостью); бухгалтерские (учет, отчетность); аудиторские; налоговые; инновационно-внедренческие; инвестиционные; патентные; услуги экспертизы по различным аспектам; сертификационные; услуги по стандартизации (техническому регулированию); услуги по метрологии (обеспечению единства измерений); аккредитационные; регистрационные; выставочно-ярмарочные; услуги по обучению, переподготовке кадров; по подбору и расстановке персонала; экологические услуги; услуги охраны и сопровождения и др. [7, с. 65–66].
Каждая из вышеназванных групп услуг имеет соответствующие разновидности, отдельные детальные наименования конкретных услуг (работ, процедур), что позволяет говорить о множестве услуг, выполняемых субъектами рыночной инфраструктуры для различных агентов рыночной экономики и, по сути дела, системно охватывающих все виды производственно-хозяйственной деятельности.
Примечательным является и то, что одни хозяйствующие субъекты инфраструктуры пользуются услугами других перекрестным образом, что создает сетевое переплетение услуг внутри региональной рыночной инфраструктуры.
Необходимо подчеркнуть, что рынок вышеотмеченных многообразных услуг, предоставляемых рыночной инфраструктурой, несмотря на межотраслевой, разнопрофильный, многовидовой характер, тем не менее, имеет некоторые общие признаки, которые следует обозначить. Во-первых, рынок инфраструктурных услуг в значительно большей степени отвечает требованиям конкурентного рынка (нежели рынки других услуг – бытовых, социально-культурных, жилищно-коммунальных) и менее подвержен монополизации. Во-вторых, рассматриваемые услуги ориентированы на многие категории потребителей (в том числе на хозяйствующих субъектов, домашние хозяйства, отдельных людей и групп сообщества), в связи с чем, не нуждается в глубокой сегментации. В-третьих, рынок данных услуг отличается большей конъюнктурностью и непредсказуемостью по сравнению с рынками ряда других услуг (например, бытовых, жилищно-коммунальных, услуг телефонной связи и общественного транспорта). В-четвертых, рынок услуг данного рода обладает значительным динамизмом и в то же время определенной гибкостью. В-пятых, данный рынок тяготеет к комбинированию услуг, предоставлению их в различных сочетаниях (наборах и комплексах) как внутри групп услуг, так и в межгрупповых комбинациях. В-шестых, для подобных услуг характерна большая степень локализации, т.е. привязки к определенной территории (региону, городу, группе районов, населенных пунктов). Указанные характерные черты играют значительную роль в практическом функционировании и развитии услуг рыночной инфраструктуры.
Рыночную инфраструктуру целесообразно изучать на основе системного подхода, позволяющего определять основные элементы системы, наиболее существенные связи и взаимозависимости между ними, выявлять процессы, тенденции, противоречия и проблемы функционирования системы в целом.
Согласно нашим теоретическим и практическим представлениям, рыночная инфраструктура в основном имеет отчетливо выраженный территориальный характер функционирования, поскольку организации, входящие в ее состав, расположены большей частью в рамках одного региона (хотя могут быть исключения) и обслуживают хозяйствующие субъекты (фирмы, предприятия, компании, индивидуальных предпринимателей) и население определенной территории (города, района, региона). Очевидно, что большинство элементов рыночной инфраструктуры имеет региональное предназначение и ориентацию на рыночную среду регионального хозяйства.
Поэтому целесообразно и логично анализировать рыночную инфраструктуру как систему регионального масштаба, то есть региональную рыночную инфраструктуру. Стоит отметить, что в принципе возможно существование рыночной инфраструктуры местного уровня (городского, районного), однако в силу своей фрагментарности она неизбежно будет входить в региональную рыночную инфраструктуру и тем самым являться ее частью. Таким образом, местные (городские, районные) инфраструктурные образования следует рассматривать в качестве территориальных звеньев региональной инфраструктуры.
Региональная рыночная инфраструктура представляет собой довольно разветвленную, достаточно обособленную систему, которая в свою очередь (как и любая система) является подсистемой систем более высокого уровня – общенациональной рыночной инфраструктуры, с одной стороны, и региональной экономики – с другой. Несмотря на это, региональная рыночная инфраструктура характеризуется сфокусированным территориальным контуром, определенной завершенностью, и поэтому вполне может исследоваться автономно (разумеется, с известной долей условности).
Региональную рыночную инфраструктуру необходимо анализировать в качестве сложной организационно–экономической системы. При этом можно выделить следующие системные характеристики ее:
1) целенаправленность (заключающуюся в обеспечении, содействии успешному функционированию участников рыночных отношений);
2) иерархичность (наличие подсистем, элементов, взаимосвязей и взаимозависимостей между ними);
3) разнородность структурного состава и функциональных элементов;
4) уникальность (оригинальность, отличие от других аналогичных систем);
5) открытость (возможность входа и выхода структурных единиц);
6) определенную самостоятельность отдельных структурных элементов (хозяйствующих субъектов);
7) многоаспектность функционирования и результатов (многопрофильность деятельности, множество видов услуг и разнообразный эффект);
8) динамичность (высокую степень количественных и качественных изменений);
9) способность к самоорганизации и саморазвитию (способность менять свой состав и свойства под воздействием изменений во внутренней и внешних средах, подверженность нововведениям);
10) многокритериальность оценок эффективности (как процессов, протекающих в системе, так и ее деятельности в целом).
На основе анализа и расчленения региональной рыночной инфраструктуры (как сложной разветвленной системы) можно выделить в ее составе четыре подсистемы: 1) структурную; 2) функциональную; 3) информационно–коммуникационную; 4) интеллектуализации и динамизации развития. Эти подсистемы тесно взаимосвязаны и в определенной мере пронизывают и налагаются друг на друга. Каждая из обозначенных подсистем включает в себя соответствующие элементы, создающие определенную совокупность, сложное системное формирование.
На рис. 1 представлена модель региональной рыночной инфраструктуры [3, с. 23]. Рассматривая указанные подсистемы, можно видеть, что структурная подсистема региональной рыночной инфраструктуры включает в себя самостоятельные хозяйствующие субъекты, предоставляющие те или иные услуги участникам рыночных отношений.
К хозяйствующим субъектам относятся: разного рода организации (фирмы, предприятия, компании) различных отраслей, форм собственности и видов деятельности; индивидуальные предприниматели, работающие без образования юридического лица; подразделения общественных, некоммерческих и государственных учреждений; центры, агентства, биржи; подразделения ВУЗов и НИИ, оптовые и розничные сети; бизнес–инкубаторы; предпринимательские сети различных форматов; специализированные подразделения торгово–промышленных палат и профессиональных ассоциаций и др. Причем указанные структуры могут быть различных размеров: малые, средние, крупные.
Организации, относящиеся к региональной рыночной инфраструктуре, несмотря на многообразие их отраслевой принадлежности, видов деятельности, форм собственности, организационных структур, размеров, наименований, тем не менее, имеют следующие общие черты:
– контакты с потребителями услуг (клиентами, заказчиками, покупателями) как неотъемлемая часть деятельности;
– специфический состав кадров, связанный с предоставлением услуг;
– однородность используемых ресурсов (в основном это информация, знания, интеллект, финансы, предприимчивость, контракты);
– достаточно высокая скорость оборота ресурсов;
– предрасположенность к диверсификации услуг.
– единство назначения продукта деятельности – производство конкретных услуг;
Структурным ядром региональных рыночных инфраструктур в большинстве случаев становятся ассоциации (союзы) предпринимателей или торгово-промышленные палаты, имеющие обычно в своем составе некоторые инфраструктурные подразделения: информационные, консалтинговые, оценочные, аудиторские, маркетинговые центры, кредитные и финансовые организации; страховые фирмы; различные фонды поддержки; печатные и рекламные структуры и т.п.
Переходя ко второй – функциональной – подсистеме региональной рыночной инфраструктуры, следует выделить ее укрупненные составляющие. К ним относятся отдельные виды инфраструктуры: сервисная; торговая; маркетинговая; экспертно-аналитическая; обучающая; организационная; кадровая; информационная; консультационная; экономическая; финансовая; юридическая; посредническая; аутсорсинговая. Очевидно, что каждый из видов инфраструктуры включает более мелкие элементы (процессы, процедуры, регламенты, правила, приемы и т. п.).
Третья – информационно-коммуникационная – подсистема региональной рыночной инфраструктуры предусматривает такие составляющие, как: накопление и передача рыночной информации; мобильная связь; бизнес-клубы; Интернет-ресурсы; электронная почта; электронная торговля; выставки; ярмарки; демонстрации; презентации и др. Данная подсистема в современных условиях буквально пронизывает всю рыночную инфраструктуру региона.
В последние годы все более актуальной становится зарождающаяся, пока малозаметная и внешне не проявляющаяся подсистема интеллектуализации и динамизации развития рыночной инфраструктуры, хотя без нее трудно представить дальнейшее прогрессивное функционирование всей системы. Составляющими этой подсистемы должны являться: генерация знаний; адаптация новых знаний; повышение профессионального уровня персонала на основе новых знаний; развитие творчества персонала хозяйствующих субъектов, создающего основу для научно обоснованного маркетингового управления, сервисного менеджмента, непрерывного совершенствования, использования и распространения разнообразных инноваций, освоения и внедрения новых видов услуг.
При внимательном рассмотрении можно заметить некоторое сходство подсистемы интеллектуализации и динамизации развития и отдельных составляющих других подсистем региональной рыночной инфраструктуры с инновационной инфраструктурой. Это требует уточнения имеющихся между ними различий.
Прежде всего, основное различие состоит в том, что региональная рыночная инфраструктура ориентирована на обеспечение стабильного каждодневного функционирования рыночного хозяйства, на удовлетворение текущих насущных потребностей участников рыночных отношений в тех или иных услугах или наборах услуг. Хотя бесспорно, что некоторые услуги могут носить не только краткосрочный, но и среднесрочный и даже долгосрочный характер, рассчитанный на перспективу (например, разработка консалтинговой компанией стратегии развития фирмы-клиента и ее организационно-методического сопровождения), а также содержать новые подходы, технологии, методы решения проблем. Тем самым региональная рыночная инфраструктура активным образом содействует структурным преобразованиям в регионе. Наряду с этим нельзя не учитывать, что региональная рыночная инфраструктура сама объективно нуждается в дальнейшем улучшении, что и обусловливает возникновение собственной подсистемы, обеспечивающей прогрессивное движение, в качестве которой выступает подсистема интеллектуализации и динамизации развития.
Инновационная инфраструктура имеет иное предназначение, выражающееся в создании принципиально новых технологий, материалов, товаров, методов обработки. Инновационная инфраструктура включает в себя определенную совокупность академических, вузовских, научно-исследовательских, опытно-внедренческих и иных учреждений, технопарков, а также научных подразделений корпораций и государственных структур, связанных с инновационными процессами. То есть инновационная инфраструктура предполагает участие фундаментальной науки и государственных органов и структур, тогда как рыночная инфраструктура этого не предусматривает по определению. В этом состоит основное отличие рассматриваемых инфраструктур.
В то же время инновационная инфраструктура может рассматриваться как определенная часть рыночной инфраструктуры. В принципе инновационная инфраструктура и отдельные составляющие подсистем рыночной инфраструктуры, выполняя параллельно отмеченные функции, неизбежно в той или иной степени дублируют друг друга. Это, однако, вовсе не мешает в случае необходимости рассматривать эти две крупные системы раздельно.
Аналогичным образом с региональной рыночной инфраструктурой соприкасается инвестиционная инфраструктура: некоторые банковские учреждения, различные фонды, кредитные и страховые организации, центры и агентства и др., представляющие финансовые и связанные с ними услуги, обеспечивающие рыночное функционирование хозяйствующих субъектов. Их можно также условно отнести и к инвестиционной инфраструктуре, поскольку они участвуют в финансировании тех или иных инвестиционных проектов. В то же время существуют отдельные специализированные инвестиционные банки и фонды, ориентированные только на проекты и программы инвестиционного назначения.
Деятельность организаций, входящих в региональную рыночную инфраструктуру, во многом предопределяется разнообразными факторами регионального значения: размером территории; наличием, структурой и состоянием отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства; уровнем деловой активности населения; состоянием предпринимательского климата, самочувствием бизнеса; уровнем развития малого бизнеса; профессионально-квалификационным уровнем кадров в хозяйствующих субъектах; менталитетом сообщества и др. Поэтому размеры, формы деятельности, методы обслуживания, размещение организаций региональной рыночной инфраструктуры, их участие в структурных преобразованиях регионального хозяйства должны быть обоснованно увязаны с потребностями экономики, запросами хозяйствующих субъектов и населения. Это, в свою очередь, означает необходимость изучения спроса в конкретных услугах и его возможных колебаний в зависимости от тех или иных факторов [3].
В функционировании рыночной инфраструктуры постоянно открываются новые требования, условия и возможности приложения сил и знаний. Здесь можно затронуть важный аспект деятельности, связанный с особенностями экономико–правового положения российских предприятий, которые кратко можно обозначить в следующем изложении: институты, направляющие деятельность руководителей и владельцев предприятия в нужное для самого предприятия и общества русло, развиты недостаточно; большинство руководителей владельцев предприятия озабочены в первую очередь достижением индивидуальных и краткосрочных целей, а не целей развития предприятия; давление рынка не обеспечивает последовательное продвижение предприятия к желательным позициям в пространстве зон хозяйствования; разрешение споров между хозяйствующими субъектами происходит, как правило с применением неправовых практик, криминальных и коррупционных методов или с привлечением административного ресурса; предприятия как субъекты экономики не имеют достаточных институциональных, и в частности, правовых средств для защиты и сохранения своего суверенитета [6, с.90–91].
В связи с отмеченными негативными явлениями региональная рыночная инфраструктура принимает на себя и выполняет определенные функции по юридическому консультированию и правовой защите предприятий и организаций. Юридические фирмы, правовые конторы и охранные агентства представляют хозяйствующим субъектам требуемые услуги в правовой области. Заслуживает одобрения тот факт, что «при территориальных торгово–промышленных палатах создается региональная сеть консультационных пунктов и общественных комитетов по противодействию, правовому заслону недружественным поглощениям предприятий» [8, с.8].Тем самым рыночная инфраструктура содействует защите российского предпринимательства и ведению цивилизованного бизнеса в регионах.
Практически все потребители услуг рыночной инфраструктуры при оценке их ценности на первое место ставят качество услуги. В рыночных условиях, когда имеет место выбор оптимального соотношения «цена-качество», первостепенное значение приобретает качество инфраструктурных услуг, (например, бухгалтерских, аудиторских, налоговых, консалтинговых, экспертных, маркетинговых услуг и других), поскольку от этого во многом зависит успешность, а то и жизнеспособность и долговременность определенного бизнеса. Поэтому потребители предпочитают иметь дело с производителями (исполнителями, поставщиками) качественных услуг, причем зачастую независимо от уровня цен. В связи с этим, повышение качества услуг является движущей силой процветания и развития самих организаций региональной рыночной инфраструктуры.
Важным фактором ускоренного развития региональной рыночной инфраструктуры считается диверсификация видов деятельности и услуг. Диверсификация позволяет организациям успешно удержаться «на плаву» при периодических изменениях спроса, сезонных колебаниях в поступлении заказов, при форс-мажорных обстоятельствах. Одной из современных форм диверсификации услуг выступает освоение и расширение организациями рыночной инфраструктуры аутсорсинговых услуг. Все это требует постоянного обновления знаний и квалификации персонала и руководителей организаций региональной рыночной инфраструктуры.
В процессе функционирования региональная рыночная инфраструктура объективно нуждается в совершенствовании, улучшении, развитии в соответствии с рыночными требованиями и общественными преобразованиями. Развитие рыночной инфраструктуры выступает многогранным процессом сочетания рутинных, традиционных процессов, видов деятельности и услуг с эволюционными новациями, модификацией и ускоренной модернизацией, обусловленным социально-экономическим прогрессом.
В наиболее общем виде «модернизация» представляет собой обновление элементов в составе инфраструктуры в соответствии с современными требованиями, что предполагает различные усовершенствования в каждом из составляющих ее элементов, адаптацию к изменениям среды функционирования, усложнение при появлении новых элементов в соответствии с уровнем развития системы. «В процессе такой модернизации происходит накопление количественных изменений во всех элементах и связях инфраструктуры, которое впоследствии приводит к ее коренной трансформации» [5, с.35].
В процессе модернизации претерпевают качественные изменения все подсистемы региональной рыночной инфраструктуры (структурная, функциональная, информационно-коммуникационная, интеллектуализации и динамизации развития) и составляющие их элементы, что положительно сказывается на предоставляемых услугах, а значит – и на рыночной жизнедеятельности субъектов региональной экономики. Важно подметить, что обновление рыночной инфраструктуры не должно отставать от темпов развития региональной экономики, в связи с чем ее модернизация обязана все более содействовать структурным преобразованиям в регионе.
На современном этапе научно-технического прогресса происходит качественный подъем в развитии рыночной инфраструктуры, связанный с ее технологическим перевооружением на базе высоких, в первую очередь, информационных технологий. «Модернизируются фондовые биржи. Все большее их число становится полностью электронными. К новым элементам рыночной инфраструктуры относятся конкурирующие с биржами электронные коммуникационные и внебиржевые электронные торговые системы. Особую роль играют интернет-технологии. Быстро развиваются сетевые электронные компании, в особенности интернет–магазины. Это – чрезвычайно важный современный фактор» [1, с.2].
В целях дальнейшей модернизации региональной рыночной инфраструктуры в современных условиях чрезвычайно актуальным является создание электронных торговых площадок и магазинов, внедрение системы электронной коммерции. При помощи электронных технологий существенно видоизменяются экономические отношения на различных рынках, придавая им масштабный сетевой характер. В числе важных черт электронного рынка выделяются следующие:
• существенно расширяется доступ к информации для всех участников обмена; потребитель может получить полное представление о товарах и ценах на любых рынках и, следовательно, об относительных ценах, что важно для выбора наиболее выгодного (оптимального) варианта обмена; производитель и продавец получают более полную информацию о потребительских запросах и предпочтениях потребителя, что труднозаменимо при выборе оптимальной производственной программы;
• благодаря новым средствам коммуникаций, обеспечивающим получение информации в реальном режиме времени, возрастает и скорость приспособления фирм к изменяющемуся спросу в сетевой среде; гибкость действий превращает адаптацию предложения к спросу во многих случаях в мгновенную;
• электронная система коммуникаций позволяет во многих случаях связывать спрос и предложение напрямую, без посредников – по линии «потребитель – производитель», что резко увеличивает скорость совершения сделок и значительно уменьшает трансакционные издержки;
• сетевой электронный рынок осложняет создание барьеров для вхождения на отраслевые рынки; преимущества крупных фирм в использовании эффекта экономии от масштаба сводятся к нулю возможностью образования в виртуальном пространстве фирм любого размера, необходимого для осуществления конкретного проекта;
• возникает новый тип однородности товара в сети: не единообразие внешних свойств и характеристик товара, а степень соответствия товара индивидуальному запросу потребителя, наличия сопровождающих и послепродажных услуг создают стандартное качество приобретаемого продукта.
Указанные и некоторые другие свойства электронного рынка в современной экономике, позволяют выстраивать более совершенный рынок, на котором продавцы и покупатели без крупных временных и денежных затрат легко находят друг друга, что весьма ценно для бизнеса. Это влечет за собой изменение структур, размеров и конфигураций предприятий и организаций, что характеризует собой определенные структурные подвижки в экономике региона.
Следовательно, на основе изложенного можно констатировать, что системная модернизация региональной рыночной инфраструктуры разносторонне способствует структурным преобразованиям и многогранному развитию региона. Причем должна соблюдаться сопряженность этой модернизации с развитием экономики региона, при которой скорость обновления региональной рыночной инфраструктуры не должна отставать от темпов прогрессивных изменений в регионе.
Данная взаимосвязь и взаимообусловленость может и, видимо, должна рассматриваться как одна из современных закономерностей сбалансированного системного развития региона.


Литература
1. Pыночная инфраструктура. http://abc.informbureau.com.
2. Ахтариева Л.Г. Современные предпосылки совершенствования государственного управления на региональном уровне // Вест. ун-та. Государственный ун-т управления. – 2007. – № 9. – С.144–148.
3. Ахтариева Л.Г., Богданов А.В., Зайнашева З.Г. Развитие региональной рыночной инфраструктуры в современных условиях (теоретический и практический аспекты) – Уфа: УГАЭС, 2007. – 162 с.
4. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб / Под общ. ред. В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 832 с.
5. Иншаков О.В., Русакова Е.Г. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследования. // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. – 2005. – Вып. 2. – С. 28–37.
6. Клейнер Г.Б. Наноэкономика // Вопр. Экономики. – 2004. – № 12. – С. 70–93.
7. Маннапов Р.Г. Управление развитием региона на современном этапе //Управление экономикой: методы, модели, технологии: Матер. VII Российской. конф. с междунар. участием. – Уфа: УГАТУ, 2007. – С. 60–69.
8. Примаков Е. Доклад на V съезде Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации. – М., 2006. – 19 с.
9. Румянцева Р. Новая экономическая энциклопедия. – М.: ИНФРА – М, 2005 – 724 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия