Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Селезнев Г. Н.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации,
заместитель Председателя Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС


О КООРДИНАЦИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЮ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ЕврАзЭС
(из выступления на заседании Бюро МПА ЕврАзЭС 16 июня 2003 года)

Формирование единой правовой политики Евразийского экономического сообщества и координация законотворческой деятельности национальных парламентов, обеспечивающие реализацию целей Сообщества, в соответствии с Положением о Межпарламентской Ассамблее являются основными ее задачами.
К настоящему времени Межпарламентской Ассамблеей подготовлено и принято 46 нормативно-правовых актов (модельных законов, типовых проектов). Механизм их реализации определен принятым нами Протоколом "О порядке использования модельных законодательных актов в законодательствах государств - участников Договора". Ряд парламентов уже предприняли меры по реализации основных положений данного Протокола.
Так, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Национальным собранием Республики Беларусь внесены изменения в Регламенты, предусматривающие порядок использования нормативных документов Межпарламентской Ассамблеи в законотворческом процессе парламентов. Аналогичные изменения в Регламент готовятся и Государственной Думой.
Большинство национальных парламентов эффективно используют в своей законотворческой деятельности подходы, положения и нормы модельных законов и других нормативных документов, принятых Межпарламентской Ассамблеей. При этом в большинстве случаев называются такие модельные законы, как "О единых принципах валютного регулирования и валютного контроля", "Об основах транспортной деятельности", "Об инновациях", "Об образовании", "О борьбе с терроризмом", "О борьбе с коррупцией", "О занятости населения", "О правовом регулировании организации охраны труда", "О миграции".
В то же время еще не обеспечены необходимая обоснованность и юридическая проработанность многих нормативных документов. Содержание некоторых модельных законодательных актов отстает от экономических реалий нашего Сообщества.
Наряду с законотворческой деятельностью, подготовкой и принятием правовых актов, очень важным направлением деятельности Ассамблеи является практика обмена опытом между национальными парламентами, исполнительными органами власти по наиболее актуальным вопросам интеграции в экономической и гуманитарной областях. И еще неизвестно, что приносит больше пользы интеграционным процессам: принятие ли рекомендательных законодательных актов по вопросам, по которым еще не достигнуто взаимопонимание, не найдены точки соприкосновения, или обмен опытом, проведение дискуссий по проблемным вопросам развития интеграции с выходом на взаимоприемлемые решения.
Нам иногда нужно просто "выговориться", осознавая, что политика имеет еще и человеческое измерение, лучше понять друг друга, подготовить условия для эффективного функционирования единого экономического и гуманитарного пространства. Об этом свидетельствует и опыт работы многих других международных межпарламентских организаций, таких, как Парламентская Ассамблея Совета Европы, Парламентская Ассамблея ОБСЕ, Европарламент, ПА ЧЭС и других.
Реализация Плана обмена опытом правового обеспечения развития интеграции уже высветила исключительно широкий спектр особенностей и подходов к вопросам интеграционного взаимодействия и значительно обогатила практику как национальных парламентов, так и Межпарламентской Ассамблеи.
Активизации деятельности Межпарламентской Ассамблеи и повышению ее эффективности способствует и практика периодического обмена информацией о наиболее важных направлениях деятельности Межпарламентской Ассамблеи на расширенных парламентских слушаниях, организуемых на базе национальных парламентов. Проведение парламентских слушаний с участием членов Межпарламентской Ассамблеи, работников органов исполнительной власти государств - членов Сообщества и представителей органов ЕврАзЭС, по сути, предполагает переход к совершенно новой форме межпарламентского сотрудничества государств - участников Евразийского экономического сообщества в области информационного взаимодействия, в вопросах сближения и гармонизации национальных законодательств, который на деле будет способствовать повышению эффективности деятельности национальных парламентов и формированию действенной правовой базы нового сообщества. Проведены уже два тура межпарламентских слушаний.
Пока не использованной формой межпарламентского сотрудничества являются и прямые обмены опытом между национальными парламентами: обмен не только планами работ, законодательными актами, но и участие депутатов одного парламента в заседании палат другого парламента, его профильных комитетов, а также взаимное участие в их работе сотрудников парламентских аппаратов. Это позволит обеспечить не только деловое, но и личное взаимодействие. Нужно более эффективно использовать и электронные информационные средства национальных парламентов и Секретариата Бюро Межпарламентской Ассамблеи, в частности, ввести через Интернет ссылки на веб-сайты друг друга.
Очень важно и более тесное взаимодействие и взаимопонимание между постоянными комиссиями Межпарламентской Ассамблеи и соответствующими советами Интеграционного Комитета, между Секретариатом Бюро МПА и Секретариатом Интеграционного Комитета. В последнее время это взаимодействие стало более заметным и эффективным.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия