Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Аралбаева Г. Г.
доцент кафедры государственного и муниципального управления Оренбургского государственного университета,
кандидат технических наук


Оценка качества жизни населения муниципального образования (на материале Оренбургской области)
Статья посвящена измерению уровня качества жизни населения. Качество жизни населения на современном этапе является главным критерием развития научно-технического и человеческого потенциала любого государства. Обеспечение достойного уровня жизни населения должно стать безусловным приоритетом как государственной, так и региональной политики, а качество жизни россиян – соответствовать параметрам, достигнутым развитыми странами
Ключевые слова: качество жизни, оценка качества жизни, орган местного самоуправления, комплекс показателей качества жизни

Оценка качества жизни населения отдельного государства, региона складывается из оценки качества жизни населения отдельных муниципальных образований.
В настоящее время под муниципальным образованием понимается населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Такими территориями могут быть:
– любое городское или сельское поселение;
– часть поселения (район в городе);
– несколько поселений, объединенных общей территорией.
Так, например, в настоящее время Оренбургская область содержит 35 районов и 12 городов различного типа: всего 47 муниципальных образований.
Чаще всего органам местного самоуправления передаются государственные полномочия в социальной сфере, в сфере здравоохранения и лицензирования отдельных видов деятельности. Как правило, в социальной сфере органам местного самоуправления передаются государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения.
Мониторинг социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях, в том числе оценка качества жизни местного населения, является важной составной частью процесса стратегического планирования местного развития и бюджетного процесса.
Качество жизни населения – интегральный показатель, всесторонне характеризующий экономическое развитие общества, уровень материального, медико-биологического благосостояния каждого человека.
Оценка качества жизни предусматривает сравнение значений соответствующих показателей во временном (преимущественно ретроспективном) или в пространственном (межтерриториальном или межгрупповом) аспекте. Интегральный индекс качества жизни характеризует статическое состояние населения определенной территории в определенный момент времени и отражает динамику развития между измерениями. Проведение таких сопоставлений позволяет производить оценку влияния проводимых преобразований на жизнь населения на основе системы частных и комплексных индикаторов, характеризующих качество жизни отдельного человека, группы лиц, населения муниципального образования, региона или страны в целом.
В настоящее время используются различные методики оценки качества жизни населения государства, регионов [1–3]. Однако, судя по имеющимся публикациям, недостаточно уделяется внимания разработке методик по оценке качества жизни населения муниципального образования. Методики оценки качества жизни, используемые для межстрановых сравнений, не могут быть применены для муниципальных образований. Муниципальные образования, входящие в состав региона, существенно отличаются друг от друга. Так, например, областной центр Оренбург и любой другой город, находящийся на территории Оренбургской области, существенно отличаются по количеству промышленных объектов, наличию учреждений образования и здравоохранения. Поэтому для оценки уровня качества жизни населения и эффективности проводимых мероприятий в муниципальных образованиях необходима иная методика.
Ряд отечественных и зарубежных ученых считают, что создание методики, способной охватить весь комплекс показателей качества жизни населения и пригодной для любой территории, практически невозможно [4]. Свою позицию они обосновывают тем, что различие предметов потребления, неодинаковые экономические и социальные возможности, климатические условия и природные ресурсы не позволяют привести их к единому показателю. В соответствии с этим повышается актуальность как теоретических, так и эмпирических исследований, связанных с разработкой показателей качества жизни и созданием методик его оценки.
Для выявления качества жизни населения муниципального образования и эффективности проводимой социальной политики в данной статье предложена система показателей, позволяющая проводить сравнительную оценку различных муниципальных образований во временном аспекте, а также определить уровень качества жизни населения региона в целом. При построении данной системы необходимо обеспечить следующие условия:
– соответствие показателей целям развития региона, муниципального образования. Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие критерии и показатели социально-экономического развития;
– возможность отражения с помощью показателей всех процессов регионального и муниципального развития. Наряду с интегральными показателями, такими как индекс развития человека, используют частные показатели, всесторонне охватывающие социальные, экологические и экономические процессы в регионе, в муниципальном образовании;
– определение показателей на перспективу. Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы роста в регионе, в муниципальном образовании. Положительная динамика количественных показателей роста является одним из индикаторов повышения качества жизни населения и устойчивого социально-экономического развития;
– выражение показателей в абсолютных, относительных и удельных величинах, так как именно такая система наиболее адекватно отражает социально-экономические процессы, происходящие в регионе, в муниципальном образовании, позволяет использовать методы сравнения, анализа и т. п. для оценки устойчивого развития;
– разработку для расчета и анализа таких показателей, которые должны быть однозначно понимаемы и используемы для получения оценки по основным аспектам анализируемой ситуации.
Еще одним обязательным и существенным, по нашему мнению, условием создания системы показателей качества жизни и социально-экономического развития является использование целевого подхода, когда соответственно целям региона, муниципального образования строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые позволяют реализовать эти критерии, соответствующим образом оценив ситуацию. Обобщающим показателем, соответствующим этому требованию и в то же время характеризующим результаты проводимых преобразований, может служить степень достижения целевых уровней по частным показателям, отражающим различные аспекты жизнедеятельности населения. Методика оценки качества жизни населения муниципального образования должна включать в себя комплекс показателей экономического, социального и экологического блоков. В ряде публикаций предлагаются методы, учитывающие только индикаторы состояния социальной и экономической сфер. В других к названным индикаторам добавляются индикаторы состояния финансовой сферы. Однако в них не фигурируют экологические индикаторы, которые в значительной степени влияют на здоровье населения и, соответственно, на продолжительность трудовой деятельности и жизни в целом.
В табл. 1 представлена система показателей оценки качества жизни отдельной территории – региона, муниципального образования.
Таблица 1
Система показателей оценки качества жизни региона, муниципального образования
Интегральный показатель уровня качества жизни населения в представленной системе определяется произведением индексов изменения частных критериев комплекса экономических (Кэкон), социальных (Ксоц) и экологических (Кэкол) показателей:
Динамичный прирост интегрального показателя качества жизни населения будет свидетельствовать об устойчивом развитии региональной системы и отражаться устойчивым положительным трендом функции прироста обобщенного показателя.
Таким образом, использование данной системы показателей позволяет оценить уровень качества жизни, степень достижения соответствующего уровня социально-экономического развития региона и определить факторы перехода экономики региона к устойчивому развитию. Расчеты выполняются с использованием программы Microsoft Excel. Построив матрицу значений в соответствии с представленной системой показателей за 1995–2006 гг. по 47 муниципальным образованиям, переведем их в систему стандартизированных значений соответствующих показателей по следующей формуле:
При определении обобщенной оценки следует учитывать, что для стандартизированного значения негативного показателя (например, отрицательного естественного прироста) используют следующую формулу расчета:
которая делает соразмерными показатели разной направленности.
На основе стандартизированных значений определяется обобщающий показатель по выделенному критерию, по следующей формуле:
n – количество рассчитанных показателей (n = 19).
Расчет интегрального показателя производится по формуле (4) с использованием описанной методики, на основе статистических данных по всем 47 муниципальным образованиям, что, в свою очередь, позволяет дать характеристику региона в целом. Представим итоговую оценку состояния Оренбургской области за 1995–2006 гг. (табл. 2).
Таблица 2
Интегральная оценка качества жизни населения Оренбургской области за 1995–2006 гг.
На рис. 1 представлена тенденция изменения интегрального показателя качества жизни и, соответственно, социально-экономического развития региона, которая показывает некоторое усредненное значение составляющих ее показателей, или итоговое значение.
Рис. 1 показывает, что положительные изменения социальных, экономических и экологических показателей нестабильны; равновероятны несколько альтернативных состояний региональной системы и ее элементов, зависящих от воздействия внешних и внутренних факторов. Однако наблюдается медленная, но положительная тенденция изменения интегрального показателя качества жизни. Рассмотренная методика позволяет оценить влияние экономических, социальных и экологических параметров на интегральную оценку и произвести сравнительный анализ развития муниципальных образований региона. Ее также можно использовать для оценки социально-экономического развития региона в целом в динамике.
Для сравнения различных территориальных образований целесообразно использовать введенную нами так называемую «триаду качества», в которой каждая из осей представляет комплексную оценку реализации целей первого уровня: комплексная оценка экономического развития, комплексная оценка социальной стабильности, комплексная оценка экологической безопасности. Максимальное значение каждой из осей соответствует единице, минимальное – нулевому значению.
На рис. 2 представлена «триада качества» г. Оренбурга, демонстрирующая более высокое качество жизни населения по сравнению с другими муниципальными образованиями региона. Рис. 3 отражает «триаду качества» муниципального образования – Тоцкого района, имеющего низкий уровень качества жизни населения и социально-экономического развития.
Рис. 1. Изменение интегрального показателя качества жизни населения Оренбургской области
Судя по рис. 2, можно сделать вывод о равномерном вкладе трех составляющих качества жизни в интегральный показатель: Ксоц = 0,59; Кэкон = 0,73; Кэкол = 0,57. Интегральный показатель, рассчитанный по формуле (1), составил Кинт = 0,626.
Рис. 2. «Триада качества» г. Оренбурга
Для сравнения представим индикаторы качества по трем составляющим качества жизни, а также интегральный показатель для муниципального образования «Тоцкий район»: Ксоц = 0,28; Кэкон = 0,61; Кэкол = 0,35. Интегральный показатель составил Кинт = 0,391.
При расчете интегральных показателей качества жизни населения и социально-экономического развития для 47 муниципальных образований Оренбургской области за период 1995–2006 гг. выявилось, что самые низкие значения характерны для следующих муниципальных образований: г. Абдулино (0,252), Бугурусланского района (0,245), г. Гай (0,374), Домбаровского района (0,374), Тоцкого района (0,391). Для г. Абдулино величина интегрального показателя объясняется низкими экономическими показателями (качество свежей воды), малым значением естественного прироста на 1000 чел. населения. В Бугурусланском районе также невысок естественный прирост на 1000 чел. населения, зато значительны выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Тоцкий район отличается низкими цифрами как экологических, так и социальных показателей.
Интегральные показатели выше среднего уровня по качеству жизни и социально-экономическому развитию имеет ряд муниципальных образований: г. Оренбург (0,626); Новоорский район (0,604); г. Соль-Илецк (0,594); г. Новотроицк (0,559); Северный район (0,553); Ясненский район (0,554); Грачевский район (0,589); Александровский район (0,576); Гайский район (0,543). Устойчивость здесь обеспечивается в основном за счет роста промышленного производства, оборота розничной торговли на душу населения, снижения удельного веса убыточных предприятий и увеличения объема реализации сельскохозяйственной продукции.
В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1) предложенная методика расчета интегрального показателя качества жизни населения может быть рекомендована для оценки реализации мероприятий, направленных на повышение качества жизни и социально-экономического развития муниципальных образований и региона в целом в динамике;
Рис. 3. «Триада качества» Тоцкого района
2) использование «триады качества» позволяет представить наглядную картину состояния качества жизни муниципального образования с помощью трех индикаторов качества: экономического, социального, экологического;
3) предложенная методика оценки качества жизни населения муниципальных образований любого региона способствует выявлению наиболее проблемных среди них, требующих повышенного внимания.


Литература
1. Аралбаева Г.Г., Афанасьев В.Н. Экономическая безопасность и качество жизни в Оренбургской области // Вестник СГЭУ. – Самара. – № 2 (28). – С. 5–9.
2. Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. – М.: ЦЭМИ РАН, 2000. – 118 с.
3. Васильев А. Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация. – М.: Стандарты и качество, 2003. – 440 с.
4. Лига М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография. – М.: Гардарики, 2006. – 223 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия