Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Шварева О. Ю.
старший преподаватель Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета (г. Стерлитамак, Республика Башкортостан)

Эффективность жилищно-коммунальных услуг: критерии и управление

Большинство проблем ЖКХ в России обусловлены неэффективной системой управления. Управление эффективностью жилищно-коммунальных услуг заключается в согласовании, достижении оптимальности между показателями эффективности производителя с одной стороны и показателями потребителя с другой. Инструментами управления эффективностью жилищно-коммунальных услуг являются утвержденные показатели качества жилищно-коммунальных услуг (совокупность социально-экономической и технико-экономической эффективности затрат и нормативы эффективности затрат).
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальные услуги, эффективность

Значение жилищно-коммунального хозяйства в экономике страны невозможно пе-реоценить. С вопросами, касающимися жилищно-коммунальной сферы, каждый гражданин той или иной страны сталкивается ежедневно. Степень развития и эффективность деятельности жилищно-коммунального хозяйства влияют на уровень и качество жизни населения, санитарно-гигиенические условия его жизни, на производительность труда и степень реальной свободы.
В настоящее время в жилищно-коммунальном хозяйстве России существует мно-жество проблем, которые обусловлены неэффективной системой управления и неудовле-творительным финансовым положением, высокими затратами, и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими по-терями воды, энергии и других ресурсов. Отсюда следует, что управление эффективностью жилищно-коммунального хозяйства является важной и приоритетной задачей государства.
Целью данного исследования является разработка критериев управления эффек-тивностью жилищно-коммунальных услуг.
В науке управления развитие понятия эффективность исторически начинается с эффективности производства предприятия. Здесь следует отметить, что в течение долгого времени в нашей экономической науке не обращалось внимания на развитие сферы услуг. Объяснение причин этого следует искать в господствующем в советский период ме-тодологическом принципе, согласно которому труд в сфере услуг не является трудом производительным и не создает стоимость. Приоритет получало материальное производство, где труд признавался производительным. В 20-е гг. ХХ в. в отечественной экономической литературе были сделаны первые попытки оценки эффективности сферы услуг. Тогда особое внимание уделялось эффективности затрат на народное образование *.
Лишь в 70–80-е гг. постепенно стало меняться отношение к сфере услуг, но решительных шагов в этом плане не было сделано, по-прежнему делался акцент на сферу материального производства. В силу этих обстоятельств также важные проблемы развития сферы услуг как их воспроизводство, соотношение темпов роста сферы материального производства и сферы стоимости услуги, ценообразование, рентабельность предприятий, оказывающих услуги, рассматривались слабо.
Отметим, что в настоящий момент в экономике практически всех регионов России и др. стран резко возросло значение сектора услуг. Особенно это заметно при рассмотрении структуры занятости населения в сфере услуг, которая существенно компенсировала снижение занятости в обрабатывающей промышленности. * Так, в Республике Башкортостан доля работников, занятых в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, транспорте, связи, здравоохранении, образовании, ЖКХ и бытовом обслуживании, возросла с 35,6% в 1995 г. до 42,5% в 2005 г. Аналогичная тенденция наблюдается и в других регионах России, а также других странах мира.
Нарастающие в настоящее время в экономике России противоречия осуществляемых реформ напрямую затрагивают интересы людей, отражаются на уровне их материального благосостояния, уровне потребления, продолжительности, качестве и образе жизни, степени трудовой и социальной активности. Вот почему сегодня изучение проблем повышения эффективности функционирования отраслей сферы услуг не просто актуально, а выдвигается в разряд первоочередных в структуре научных исследований. При этом особое внимание следует уделять экономическим аспектам развития сферы услуг, так как эффективное использование ее потенциала в трансформационной экономике является условием социально-экономической стабильности общества. Это предполагает проведение научных исследований данной проблемы, требует разработки практических рекомендаций по повышению эффективности функционирования сферы услуг.
Существуют различные методические подходы к проблеме определения эффективности сферы услуг, жилищно-коммунальных в частности.
Некоторые считают, что сущность повышения эффективности сферы услуг состоит в том, чтобы при относительно меньших затратах общественных средств и труда и рационального использования имеющихся ресурсов обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей населения при высоком качестве услуг и культуры обслуживания. *
Например, Черняк В.З. видит эффективность ЖКХ не только в увеличении финансирования и вложений дополнительных средств в развитие материально-технической базы, но и в экономии затрат с сохранением или увеличением уровня качества производства жилищно-коммунальных услуг. *
Симионов Ю.Ф. показал, что одной из задач экономического анализа жилищно-коммунального хозяйства является определение экономической эффективности использования трудовых, материальных, технических и финансовых ресурсов, а затем выявление внутренних ресурсов повышения эффективности деятельности и использования ресурсов организации. *
Итак, вполне обосновано общепринятым считается мнение, что эффективность жилищно-коммунальных услуг характеризуется соотношением между достигнутыми результатами и затратами различных ресурсов, которыми располагает общество.
На наш взгляд, эффективность предоставления жилищно-коммунальных услуг определяется достижением в интересах общества максимальных результатов при минимальных размерах средств производства и рабочей силы. Но при этом нельзя связать эффективность ЖКУ только с ростом оказываемых услуг и снижением затрат. При определении эффективности важная роль принадлежит социальным последствиям.
Во-первых, даже большой эффект использования ресурсов не будет еще означать рост эффективности производства, если он будет сопровождаться ухудшением условий труда работников. Во-вторых, рост количества оказанных жилищно-коммунальных услуг, выполненных работ вследствие повышения эффективности использования ресурсов должен соответствовать существующим потребностям. Если он не будет соответствовать существующим потребностям, то для общества практически никакого повышения эффективности ЖКХ не произойдет, а возникнут лишь бесполезные затраты.
По этому поводу Гатауллин Р.Ф. считает, что эффективность услуг достигается тогда, когда предельное приращение результатов (прибыли – для частных и объема – для общественных благ) равно или превышает предельные издержки. * Он также отмечает, что в тех отраслях (образование, здравоохранение и др.), где сочетаются платные и бесплатные услуги, показатель их рентабельности даже на уровне отрасли не характеризует эффективность.
Таким образом, общественно значимые результаты деятельности жилищно-коммунального хозяйства должны состоять в удовлетворении всех потребностей общества – материальных, духовных и экологических.
Исследуя проблему методологических основ анализа состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства в отечественной экономической науке, можно сказать, что большинство экономистов основное внимание уделяют таким аспектам анализа эффективности (критерии эффективности), как:
1) динамика изменения удельных затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
2) финансирование услуг жилищно-коммунального комплекса;
3) изменение кредиторской и дебиторской задолженности, а также убытков жилищно-коммунальных предприятий за текущий год (абсолютные и относительные величины);
4) анализ тарифов и ценообразования на жилищно-коммунальные услуги;
5) доля платежей населения в оплате жилищно-коммунальных услуг;
6) число семей – получателей субсидий и объем бюджетных средств, выделенных на их предоставление;
7) число граждан – получателей льгот и объем бюджетных средств, выделенных на их предоставление из энергосбережения;
8) отношение числа аварий за текущий год к предыдущему;
9) уровень износа систем инженерного обеспечения;
10) объемы капитально отремонтированного и реконструированного жилищного фонда по отношению к предыдущему году * и др.
Перечисленные показатели достаточно обосновано могут считаться критериями эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Именно эти показатели позволяют оценить состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства и сделать вывод о его изменениях. Но данные критерии необходимо дополнить следующими показателями:
1. степень удовлетворенности населения жилищно-коммунальными услугами (количество жалоб и обращений населения по вопросам ЖКХ, свободная возможность населения в реализации жилищных прав и свобод и т.п.);
2. показатели предпринимательской активности в данной сфере;
3. уровень инвестиционной активности в ЖКХ;
4. обеспечение соблюдения нормативов государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в области жилищно-коммунального хозяйства;
6. снижение затрат при оказании жилищно-коммунальных услуг населению в сопоставимых условиях;
7. снижение потребления топливно-энергетических ресурсов (ресурсосбережение) в отрасли и др.
Ряд ученых выделяют экономическую и социальную эффективность сферы услуг. Экономическая эффективность «характеризуется соотношением между достигнутыми результатами и затратами различных ресурсов, которыми располагает общество». * Под социальной эффективностью имеется в виду полнота удовлетворения потребностей населения в услугах.
Таким образом, жилищно-коммунальные услуги должны быть не просто экономными – они должны быть оптимальными.
Основными субъектами рынка жилищно-коммунальных услуг являются, с одной стороны, потребители жилищно-коммунальных услуг (население и хозяйствующие субъекты), а с другой – производители ЖКУ (организации, управляющие жилищным фондом; водоканал, энергосети и т.п.).
Каждый из субъектов рынка предъявляет свои требования к эффективности жилищно-коммунальных услуг. С одной стороны, потребитель к основному показателю эффективности потребляемых ЖКУ относит качество жилищно-коммунальных услуг, т.е. социально-экономические показатели. С другой стороны, производители к критерию эффективности относят технико-экономические показатели, т.е. трансформированное качество на основе исходящих от потребителей социально-экономических показателей.
Следовательно, управление эффективностью жилищно-коммунальных услуг, на наш взгляд, заключается в согласовании представленных сторон, достижении между ними оптимального соотношения.
Тогда инструментами управления эффективностью жилищно-коммунальных услуг являются, во-первых, утвержденные показатели качества жилищно-коммунальных услуг (совокупность социально-экономической и технико-экономической эффективности затрат), во-вторых, нормативы эффективности затрат.
В заключение отметим, что принцип рентабельности не должен быть основным принципом и целью деятельности предприятий жилищно-коммунальной сферы. Получение прибыли допустимо, но не в условиях низкого уровня жизни основной массы населения, слабой технической оснащенности и изношенности объектов ЖКХ, постоянных неплатежей потребителей услуг и низкого их качества, когда на первый план выступает эффективность социальная, а не экономическая. То есть рентабельность, вряд ли будет выступать показателем эффективности функционирования современного российского предприятия ЖКХ. Очевидно, что в этих условиях и в ближайшем будущем показателем социальной эффективности в данной сфере должно быть качество предоставляемых услуг на основе разумных цен для потребителей. При этом названный концептуальный критерий должен сохранить свое значение в России даже при устранении большинства причин, мешающих развитию ЖКХ. К этому обязывает российский менталитет социальной ориентации всей рыночной экономики, а жилищно-коммунального хозяйства, в особенности.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия