Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Ефимов В. А.
ректор Санкт-Петербургского государственного аграрного университета,
заведующий кафедрой методологии и психологии управления,
кандидат технических наук

Солонько И. В.
доцент кафедры методологии и психологии управления Санкт-Петербургского государственного аграрного университета

Роль ландшафтно-усадебной урбанизации в развитии АПК и воспроизводстве трудовых ресурсов
Ландшафтно-усадебная урбанизация – это новый способ заселения территорий с учетом комплекса взаимосвязанных условий комфортного, проживания населения. Эффективная реализация национальных проектов РФ возможна в русле предлагаемой концепции, ориентированной на обеспечение воспроизводства трудового потенциала страны
Ключевые слова: ландшафтно-усадебная урбанизация, трудовой потенциал, уровень жизни

Ландшафтно-усадебная урбанизация – это новый способ заселения территорий с учетом комплекса взаимосвязанных условий комфортного, экологичного и экономически самодостаточного проживания населения в поселениях нового типа. Такие экопоселения должны соответствовать следующим требованиям:
1. Максимальный размер поселения не должен превышать 56 км2, что обеспечит шаговую доступность всех объектов поселения и будет способствовать здоровью населения и экологии.
2. Архитектура поселений должна быть гармонично вписана в природный ландшафт местности.
3. Применение автономных энергоэффективных технологий при строительстве и эксплуатации жилых, административных и производственных зданий и сооружений [1].
4. Производственно-хозяйственная структура организована с учетом создания необходимого количества рабочих мест и проблем сезонной занятости на селе.
5. Соблюдение требований комплексной экологической безопасности [2].
6. Самодостаточность экономической деятельности поселения, позволяющая устойчиво функционировать в преемственности поколений.
7. Жизненный уклад поселения должен способствовать здоровой нравственной атмосфере, обеспечивающей качественное воспроизводство трудового потенциала.
Совокупность этих взаимосвязанных требований к экопоселению нового типа позволяет решать проблемы развития АПК и воспроизводства трудовых ресурсов. По существу концепция ландшафтно-усадебной урбанизации есть средство разрешения не только социально-экономических проблем, но и преодоления экологического кризиса. Отмеченное касается как глобального, так и регионального масштаба. Однако для этого ландшафтно-усадебная урбанизация должна обладать определенными качествами.
Главное требование - обеспечить в преемственности поколений воспроизводство биологически здорового населения, способного развивать культуру, при сохранении и развитии биоценозов в регионах, где должны быть организованы инфраструктуры проживания и хозяйственной деятельности людей. Она включает в себя два аспекта: биоценозно-экологический и социо-культурный.
Водный баланс всякого региона обуславливает в нем продуктивность биоценозов как по общему объему биомассы, так и по разнообразию биологических видов. Соответственно основой биоценозов на континентах являются реки и озера. В этом вопросе важнейшее значение имеет государственная политика и дисциплина водоохранных зон вдоль берегов ручьев (места нерестилищ), рек и озер. Причем в государственную стратегию водоохранных зон должна быть положена биологическая наука (мнения биологов «биоценозников»), а не требования хозяйствующих субъектов упростить им жизнь в целях обеспечения краткосрочной (в масштабе жизни биоценозов) наивысшей рентабельности их предприятий. Данное требование обязывает к очистке водоохранных зон от всевозможного цивилизационного мусора и переносу из этих зон многих построек как жилищного и бытового, так и хозяйственного характера, что требует разработки комплексной государственной программы.
Политика и дисциплина водоохранных зон обязывает иметь не только «национальные природные парки» и небольшое количество федеральных заповедников, но и в каждом регионе должно быть развернуто по несколько заповедных зон, в которых хозяйственная деятельность должна быть полностью запрещена, а режим туризма и отдыха в них необходимо согласовать с режимом воспроизводства биологических видов в этих зонах. Назначение такого рода заповедных зон  быть источником экспансии биологических видов в зоны, где хозяйственная деятельность и жизнь людей препятствует нормальному воспроизводству поколений биологических видов в биоценозах.
Обратимся к социо-культурному аспекту. Семья есть зернышко, из которого вырастает будущее общества. Здесь главный вопрос - обеспечение жизни семьи, исходя из ориентации на это ее социальное предназначение. Условия жизни семьи в городе и в сельской местности отличаются в силу исторических особенностей развития нынешней цивилизации.
При этом город как образ жизни характеризуется:
- с одной стороны:
- домашний быт в нем проще,
- возможности получения образования, медицинского обслуживания, разнообразия досуга (при наличии свободного времени) выше,
- график труда и отдыха неизменен в течение года;
- с другой стороны тем, что:
- город и его техносфера мощнейший мутагенный фактор, вследствие чего воспроизводство биологически здоровых поколений в нем осложнено;
- чем больше город, тем слабее физиологическое и психологическое воздействие Природы на человека, вследствие чего горожанин склонен утрачивать нравственно-психическое здоровье, что выражается в криминализации общества.
Село характеризуется:
- с одной стороны:
- открытостью человека к физиологическому и психологическому воздействию Природы;
- минимальным уровнем мутагенного воздействия техносферы;
- с другой стороны:
- большим объемом трудозатрат по ведению быта семьи;
- дефицитом трудовых ресурсов в одни сезоны и невостребованностью располагаемых трудовых ресурсов в другие сезоны, что влечет за собой разнообразные негативные последствия вынужденного безделья;
- худшими возможностями получения образования, медицинской помощи, отсутствием разнообразия досуга вплоть до полной невозможности доступа к социально-культурным ресурсам.
С учетом этих обстоятельств демографическая политика государства должна обеспечить:
• отрицательный биологический прирост населения в городах;
• депопуляцию городов-миллионников и создание путей проникновения на их современную территорию природных ландшафтов соответствующих регионов, чтобы на территории городов в перспективе могли быть образованы биоценозно устойчивые зоны отдыха горожан и уменьшена техногенная нагрузка на их население;
• биологический прирост населения в сельской местности, избыточный по отношению к востребованности трудовых ресурсов на месте:
• переток молодежи из сельской местности в город в целях поддержания биологического здоровья городского населения и эффективного распределения трудовых ресурсов.
Для избежания повторения ошибки социальной политики второй половины 1950-1980 гг., когда из сельской местности в города хлынул поток неквалифицированной рабочей силы, необходимо обеспечить общекультурный рост населения в сельской местности и возможности получения обязательного стандартного образования на селе не хуже, чем в городе. (Интернет и иные средства коммуникации позволяют это обеспечить повсеместно в России в обозримой перспективе).
Ландшафтно-усадебная урбанизация по отношению к демографической политике сможет обеспечить в сельской местности качество быта семьи и возможность получения образования, медицинских услуг, разнообразие досуга на уровне, который мог бы гарантировать реализацию личностного развития людей вне зависимости от места рождения и проживания. При этом произойдет сохранение физиологического и психологического воздействия природы на человека с целью обеспечения воспроизводства биологически здоровых поколений.
Для осуществления этих предложений необходимо решение следующих задач:
• согласование водоохранных и заповедных зон с географией разработки месторождений полезных ископаемых;
• подчинение инфраструктур транспорта, энергетики и связи страны стратегии и режиму водоохранных и заповедных зон;
• привязка к транспортной инфраструктуре новых населенных пунктов, строительство которых должно быть осуществлено в соответствии с концепцией ландшафтно-усадебной урбанизации.
По отношении к этой демографической политике ландшафтно-усадебная урбанизация должна обеспечить в сельской местности:
• качество быта семьи и возможности получения образования, медицинских услуг, разнообразие досуга на уровне, доступном в городах, чтобы обеспечить однокачественность личностного развития людей вне зависимости от места рождения и проживания;
• сохранить физиологическое и психологическое воздействие Природы на человека с целью обеспечения воспроизводства биологически здоровых поколений, характерное для жизни в сельской местности;
• изменить облик большинства городов таким образом, чтобы город перестал быть средой, подавляющей и угнетающей физиологию и психику человека.
Определившись в путях и целях ландшафтно-усадебной урбанизации, можно сформулировать основные системообразующие принципы создания и развития населенных пунктов. Для того, чтобы сказанное выше стало осуществимо, необходимо решение следующих задач:
• согласование водоохранных и заповедных зон с географией разработки месторождений полезных ископаемых;
• подчинение инфраструктур транспорта, энергетики и связи страны стратегии и режиму водоохранных и заповедных зон;
• привязка к транспортной инфраструктуре новых населенных пунктов, строительство которых должно быть осуществлено в соответствии с концепцией ландшафтно-усадебной урбанизации.
Проектирование населенных пунктов ландшафтно-усадебного характера должно исходить из следующих принципов:
• на первом этапе к ландшафту и инфраструктурам привязываются зоны хозяйственной деятельности, зоны отдыха, жилые зоны;
• в населенном пункте все должно быть в пределах пешеходной доступности (в течении не более получаса – сорока минут; основной внутрипоселковый транспорт – велосипеды и самокаты, веломобили, в периоды заснеженности – лыжи);
• участки, выделяемые под усадьбы, не должны примыкать друг к другу, их должны разделять полосы размежевания в виде полос нетронутой природы или искусственных насаждений шириной порядка 10-20 метров;
• периметр участков должен быть криволинейным (Природа не знает прямых углов и линий и криволинейный периметр участка более естественнен и психологически не создает барьера между человеком и Природой);
• сетчатая изгородь (или невысокий декоративный барьер) могут обозначать границу участка, а полосы размежевания, должны обеспечить психологическую обособленность без разрыва связи личности (семьи) и Природы.
Архитектура домов и характер размещения строений на участке должны обеспечивать:
• изначально комфортную жизнь семьи нескольких поколений под одной крышей так, чтобы каждый мог уединиться и быть в то же время в пределах общения с другими;
• иметь возможность модернизации и расширения дома в расчете на перспективу роста семьи (с одной стороны, забота о стариках обязанность детей, с другой стороны, дети должны расти, видя перед собой свою предстоящую жизнь).
Демографическая политика государства признает, что только семья нескольких поколений способна дать полноценное воспитание детям и решить социальную проблему одинокой старости, вследствие чего государство должно поддерживать именно этот тип семьи в качестве своей господствующей политики [3].
Вопросы занятости населения в концепции ландшафтно-усадебной урбанизации могут решаться на следующих принципах:
• сезонным потребностям в трудовых ресурсах;
• промышленные предприятия целиком или их специализированные подразделения могут быть привязаны к той же транспортной инфраструктуре;
• промышленные предприятия смогут развивать свои мощности с учетом возможностей привлечения дополнительных трудовых ресурсов в период межсезонья сельскохозяйственных работ;
• сельскохозяйственные предприятия, опираясь на инфраструктуры транспорта и энергетики, смогут создавать непрофильные для них промышленные производства в периоды межсезонья.
Концепция ландшафтно-усадебной урбанизации позволяет в крупных городах оставить только те предприятия, которые не смогут функционировать вне инфраструктуры крупного города. Таких предприятий (промышленного, научно-исследовательского и проектно-конструкторского характера) относительно немного по отношению к общему объему занятости населения, как в настоящем, так и в перспективе. Подавляющее большинство остальных предприятий (как сельскохозяйственных, так и промышленных) должно быть сосредоточено в населенных пунктах с основным типом застройки коттеджами с приусадебными участками, в которых человек не был бы искусственно вырван из биоценозов, что ведет к падению уровня здоровья народа в целом.
Все сказанное будет достигнуто при условии, если политика государства признает что:
• смысл жизни человека не в деньгах;
• основная масса населения  не средство удовлетворения потребительской и иной похоти;
• экономическая деятельность людей есть средство обеспечения смысла жизни каждого из них: человек должен жить и работать во имя идеи-веры, получая при этом достойную зарплату, позволяющую ему обеспечить развитие своей семьи, воспитание детей, общение с другими людьми;
• проведение в жизнь ландшафтно-усадебной урбанизации требует иных принципов макроэкономического управления и отказа от либеральной парадигмы.
В случае принятия государством концепции ландшафтно-усадебной урбанизации аграрный сектор сможет стать инновационной отраслью развития цивилизации, поскольку создание конкурентно приемлемых финансовых условий для развития сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции в местах ее производства создает предпосылки к освоению и устойчивому развитию территории страны: ее биоценозов, инфраструктур и населенных пунктов.
По отношению к концепции ландшафтно-усадебной урбанизации Россия обладает всем необходимым, и главное - обширными и экологически чистыми территориями. Как известно, образ жизни мегаполисов противоестественен для биологического вида Человека Разумного, что независимо от финансового благополучия ведет к угнетению репродуктивной функции и, в свою очередь, к возникновению демографических проблем по аналогии со многими представителями животного мира, которые не размножающимися в неволе.
Развитие инновационного сельского образа жизни может стать основным конкурентным преимуществом нашей страны, превращающим наши слабости (неразвитость территории) в наши преимущества по формированию инновационного образа жизни XXI века. В настоящее время разработаны современные схемы развития всех направлений аграрного производства: животноводческих и свиноводческих комплексов, нетрадиционные технологии пчеловодства. Большое количество рабочих мест может быть создано в агрополисах на базе агробиоэнергетических комплексов.
Особое внимание должно быть уделено транспортной стратегии России, которая в отличие от Европы, должна быть ориентирована на развитие железнодорожного транспорта в сочетании с системой локальных автомобильных дорог. Для того, чтобы железнодорожный транспорт мог конкурировать с автотранспортом в дальних грузоперевозках, необходимо увеличить скорость грузообработки в пунктах погрузки и выгрузки и поднять среднюю скорость движения до 80100 км/час.
Все национальные проекты, принятые к осуществлению в последние годы правительством РФ, вписываются в концепцию ландшафтно-усадебной урбанизации и наиболее полно могут быть реализованы именно в ее русле.
Важнейшим национальным проектом РФ, связанным с решением демографических проблем, является проект «Здоровье». Магистральный путь его реализации лежит не в сфере фармакологического производства, развития хирургии и распространения новейших технологий диагностики и лечения болезней. Медицина влияет на показатели здоровья населения в пределах не более 10%. Все остальное - сам образ жизни, мировоззрение, здоровое питание на базе продуктов, производимых на основе естественных и искусственных биоценозов в местах проживания. Успех предлагаемого проекта обеспечиваются на базе инновационного жизнеустройства и развития АПК, ориентированного на здоровый образ жизни и обеспечение населения экологически чистыми продуктами питания. В интересах здоровья населения основная масса продуктов питания должна производиться на территориях их потребления. Стандарты на продукты питания должны быть ориентированы на удовлетворение физиологических потребностей людей во вкусной и здоровой пище, а не на возможность транспортировки и длительного хранения в ущерб вкусовым ее качествам. При этом земельные участки в составе семейных усадьб могут занять досуг людей, одновременно обеспечив их свежими овощами, ягодами и фруктами.
Проект «Доступное жилье» возможен к практической реализации только вне мегаполисов (остро нуждающихся в депопуляции и уменьшении плотности городской застройки хотя бы ради разрешения проблемы автомобильных пробок) на базе поместно-усадебной урбанизации. Проекты семейных усадеб должны обеспечивать возможность комфортного совместного проживания семей, состоящих из нескольких поколений (это решает проблемы так называемого «социального сиротства» и «одинокой старости»). В целом необходимо переосмыслить архитектурные достижения народов РФ, накопленные ими в прошлом [4].
Для лесной зоны образцы архитектуры, отвечающей принципам ландшафтно-усадебной урбанизации, сохранены в архитектурных заповедниках Малые Кореллы и Кижи. При этом с удивлением и сожалением приходится констатировать: обычный жилой дом семьи крестьянина-середняка XIX века в два этажа площадью в 150300 кв.м по нынешним жизненным стандартам наиболее близок к «элитному коттеджу из цилиндрованного бревна». Разница в том, что в XIX веке в тех районах, где не было крепостного права, такое жилище было доступно носителям массовых профессий, а в наши дни лишь узкому слою населения. Ресурс бревенчатого дома, если его конструкция обеспечивает вентиляцию, при правильной эксплуатации превышает 200-250 лет.
Национальный проект «Образование» в моделях экологических поселений XXI века должен предусматривать создание в системе агрообразования инновационных агротехнопарков, содержащих лучшие мировые достижения в агробиотехнологиях. Подобные университетские комплексы должны формировать двуединый поток: поток инновационных аграрных и инфраструктурных технологи и поток специалистов, подготовленных к их реализации в составе комплексных стартовых команд. Это требование обусловлено отсутствием у многих сельских территорий собственного потенциала для ее возрождения и развития.
В эпоху глобализации обостряются проблемы общественной безопасности. Их решение переводится из плоскости силового противоборства в сферу информационного и генетического оружия с возможностями применения биотерроризма, воздействия на общество через пищевые добавки и генетически измененные продукты питания. Анализ показывает, что именно АПК выходит на передний фронт борьбы за геоэкономическое будущее страны, обеспечивая не только базовую продовольственную безопасность, но и защищая население от биоугроз, от мировоззренческого коллапса этносов через сохранение связи с природой, с естественным образом жизни. По сути, назрела необходимость разработки новой программы национальной безопасности, интегрирующей уже выдвинутые государством национальные проекты и дополняющей их разработываемыми проектами. Это потребует развитие качественно иной общественной науки, в которой вопросы экологии, демографии, модернизации страны и экономического обеспечения экологического и демографического оздоровления и модернизации были бы взаимно согласованы.
Эффективная реализация всей совокупности принятых к исполнению национальных проектов Российской Федерации возможна в русле объемлющей концепции ландшафтно-усадебной урбанизации, ориентированной на обеспечение воспроизводства трудового потенциала страны.


Литература
1. Лапин Ю.Н. Автономные экологические дома. – М.: Алгоритм, 2005. – 416 с.
2. Гилман Р. Эко-деревни и устойчивые поселения / Пер. с англ. – СПб.: Центр Гражданских Инициатив, 1992. – 266 с.
3. Общество: государственность и семья // Рабочие материалы: К вопросу о выработке государственной политики поддержки института семьи в процессе общественного развития. – СПб.: Общественная инициатива, 2004. – 154 с.
4. Кривов А.С., Крупнов Ю.В. Дом в России. Национальная идея. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 416 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия