Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Кощеев В. А.
доцент Ижевского государственного технического университета,
кандидат экономических наук


Принципы и методы формирования и реализации государственного строительного заказа
В статье рассматривается государственный строительный заказ как одна из управленческих функций, регулируемых на макроуровне и в его региональных составляющих. Предлагаются методические рекомендации, раскрывается содержание их составляющих
Ключевые слова: государственное управление, государственный строительный заказ, субъект рынка, потенциал организации, оценка конкурентоспособности, базовая инфраструктура, вспомогательная инфраструктура

Государственное регулирование строительной отрасли является одной из управленческих функций, реализуемых на макроуровне и в его региональных составляющих. Важнейшим инструментом госрегулирования является государственный строительный заказ (ГСЗ), который входит в единую систему государственных закупок, но обладает собственной спецификой. Специфика ГСЗ заключается, прежде всего, в существовании особой рыночной сферы – рынка ГСЗ, в рамках которого развиваются сложные субъектно-объектные отношения в соответствии с методологией, которую можно характеризовать как маркетинго-ориентированную – интерпретирующую принципы маркетинга взаимодействия, бюджетного и информационного маркетинга.
Исходя из сущности рынка и экономического поведения его субъектов, имеющего двусторонний, взаимный характер, можно утверждать, что в сфере ГЗС параллельно сосуществуют два вида деятельности:
– деятельность по формированию ГСЗ;
– деятельность по реализации ГСЗ.
В каждой из них участвуют три группы субъектов.
1) основная группа:
– органы государственного управления регионального уровня (представители власти),
– инвестиционно – строительные организации, функционирующие в регионе;
2) базовая инфраструктура ГСЗ:
– организации финансовой инфраструктуры;
– организации интеллектуальной инфраструктуры;
– организации производственной инфраструктуры;
– организации образовательной инфраструктуры.
3) вспомогательная инфраструктура:
– общественные строительные организации;
– информационные органы;
– операторы сделок, регистраторы прав.
Указанные группы находятся в отношениях взаимодействия и образуют предпринимательскую сеть, суть существования которой заключается в формировании государственного строительного заказа в определенном регионе и производстве строительной продукции в соответствии с заданиями, представленными в ГСЗ. Как при формировании ГСЗ, так и при реализации госзаказа необходимо учитывать сетевые признаки в его субъектной структуре.
Сетевые признаки могут проявляться по-разному. Если рассматривается процесс формирования ГСЗ, структура участников данной сети приобретает следующий вид (рис. 1).
Ядром такой сети являются органы государственного управления, перед которыми ставятся задачи по разработке планов и проектов в рамках ГСЗ. Данные органы принимают управленческие решения стратегического характера, при обосновании которых необходимо учитывать рассматриваемые сетевые взаимосвязи.
Такой учет видоизменяет структуру методов, используемых при разработке управленческих решений. Изменения отражают, по сути, методическую интерпретацию сетевого подхода. Актуальными становятся методические рекомендации, предполагающие проведение следующих процедур
Рис. 1. Сетевые процессы в формировании ГСЗ
1. Анализ и прогноз потенциала сети

Объектом углубленного и всестороннего анализа должны стать организации первого уровня рассматриваемой сети (в данном случае – уровня, аккумулирующего инвестиционно-строительные организации). Их потенциал однозначно является ограничителем в формировании ГСЗ.
Не столь жестким ограничителем является потенциал организаций второго уровня сети (базовая инфраструктура). Ряд его элементов могут быть трансформированы в соответствии с нуждами конкретного государственного заказа. Например, можно видоизменить состав образовательной инфраструктуры за счет внедрения новых форм образования, таких, как дополнительное образование по программам, соответствующим задачам крупных государственных строительных заказов.
Потенциал организаций, размещающихся на уровне рассматриваемой сети, вряд ли правомерно характеризовать как ограничитель ГСЗ. Это объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, он (потенциал вспомогательной инфраструктуры) не является определяющим. Он может быть значительно трансформирован. Применительно к общественным организациям строительного профиля он может быть модернизирован за счет внедрения новых функций (например, функции агрегирования информации, важной для конкретного ГСЗ, или функции налаживания диалога между другими участниками данной сети по поводу ГСЗ).
Применительно к информационным органам можно говорить о еще более масштабных изменениях. Для нужд конкретных ГСЗ могут формироваться особые информационные системы, в короткие сроки могут быть преобразованы действующие геосистемы.
Потенциал действующих агентов и операторов вообще крайне подвижен. В рыночных условиях он изменяется в короткие сроки, так как услуги, оказываемые носителями такого потенциала, адаптивны и модифицируются под воздействием рыночных процессов.
Во-вторых, потенциал вспомогательной инфраструктуры во всех регионах Российской Федерации весьма далек от исчерпания. Более того, в большинстве регионов он еще формируется и находится в состоянии структуризации направлений действия, функций и возможностей.

2. Взаимный учет интересов организаций, входящих в предпринимательскую сеть ГСЗ

Баланс интересов особенно важен во взаимодействиях между ядром данной сети и инвестиционно-строительными организациями (первый уровень сети). Следует иметь в виду, что, если на стадии формирования государственного строительного заказа программы и проекты, в которых выражается ГСЗ, не встретят интереса со стороны организаций, среди которых госзаказчик будет искать непосредственного исполнителя ГСЗ, вряд ли можно рассчитывать на его успешную реализацию. Концепция взаимодействия исходит из принципа, что успех может быть достигнут только в том случае, если не наблюдается противостояния интересов.

3. Получение полной и достоверной информации об организациях первого, второго и третьего уровней – их потенциале, стратегиях развития, деловой репутации, интересах, деловых контактах, стилях экономического поведения

Такая информация представляется совершенно необходимой при формировании предложения по ГСЗ. Безусловно, приоритеты ГСЗ – это социальные приоритеты, однако они реализуются на вполне конкретном интернальном рынке, изучение которого требует полноценного информационного обеспечения.
В получении такой информации не только возможно, но и целесообразно использование неформальных взаимодействий, что иногда называют в экономической литературе разведкой.

4. Проведение полного конкурентного анализа в соответствии со структурой рассматриваемой сети

Такая рекомендация обусловлена одной из составляющих эффекта ГСЗ – активизацией стимулирующей функции конкуренции. Несмотря на наличие взаимодействий, существование партнерских отношений и баланса интересов, сохраняется и стимулирующая роль конкуренции. Дабы придать ей конструктивный характер следует выполнить анализ конкурентоспособности участников сети, причем использовать для этого методы, которые не просто позволяют достичь сравнительных интегрированных оценок, но оценить структурные компоненты конкурентоспособности, т.е. выявить конкурентные преимущества и недостатки каждого из субъектов сети. Анализ этих преимуществ и недостатков может быть крайне полезен при выборе исполнителей государственного строительного заказа. Для оценки конкурентоспособности субъектов предпринимательской среды ГСЗ рекомендуется использовать методы инженерного прогнозирования.

5. Проведение анализа инновационных возможностей субъектов предпринимательской среды ГСЗ

Такой анализ, в принципе, следует проводить в рамках анализа потенциала организаций-участников сети. Однако с учетом особой значимости такой функции государственного строительного заказа, как стимулирование инновационного процесса в строительстве, предлагается выделить инновационный аспект в самостоятельную составляющую методического инструментария, используемого при формировании ГСЗ.
Рассматривая процесс реализации государственного строительного заказа, следует взять за основу следующую структуру сети (рис. 2):
Ядром данной сети являются инвестиционно-строительные организации, непосредственно выполняющие функции застройщика при реализации государственного строительного заказа. Органы государственного управления, выполняют функции заказчика. Передав задания ГСЗ инвестиционно-строительным организациям, госзаказчик утрачивает лидирующие позиции. Его роль в процессе реализации заключается в промежуточном контроле хода реализации ГСЗ и (в некоторых случаях) его оперативной корректировке. Принятые стратегические решения конкретизируются в тактических решениях. Тактические управленческие решения принимают в процессе реализации ГСЗ и инвестиционно-строительные организации. Эти решения направлены на претворение в жизнь принятых ими стратегических решений, которые осуществлялись на стадии формирования государственного строительного заказа. В этой связи становится очевидным, что формирование ГСЗ является стратегической стадией в управлении рынком государственного строительного заказа, реализация ГСЗ – тактической стадией (что в полной мере соответствует логике эффективного управления).
Тактический характер реализационной стадии не может не отражаться на характере управленческих решений, принимаемых ядром предпринимательской сети – инвестиционно-строительными организациями. В арсенал используемых ими методических приемов предлагается ввести:

1. Использование средств мониторинга

В данном случае речь идет о тактическом мониторинге *, суть которого заключается в наблюдении за поведением объекта мониторинга и фиксации отклонений фактических количественных и качественных параметров от запланированных. Параметры варьируются в зависимости от свойств, объекта мониторинга. В качестве таких объектов при реализации ГСЗ могут выступать:
– деятельность подрядных организаций, осуществляющих строительно-монтажные работы;
– деятельность других субъектов базовой инфраструктуры ГСЗ, в первую очередь, финансовых институтов, финансирующих данный госзаказ;
– деятельность предприятий строительной индустрии, обеспечивающих реализацию ГСЗ строительными материалами, изделиями, комплектующими;
– деятельность средств массовой информации, освещающих реализацию ГСЗ, входящих во вспомогательную инфраструктуру;
– деятельность других субъектов вспомогательной инфраструктуры, в частности общественных организаций, сформированных по профессиональному признаку.
Самостоятельным объектом мониторинга являются промежуточные результаты реализации ГСЗ. Подавляющее большинство крупных государственных строительных заказов осуществляется в виде нескольких этапов, входящих в состав конкретных программ и проектов. Контроль результатов каждого из этапов – ключевая особенность управления такими проектами. Этот контроль усложняется в тех случаях, когда этапы реализуются не только последовательно. В этом случае необходимо адекватно оценивать величину строительного задела в соответствии с сетевым графиком.
Использование средств мониторинга в процессе реализации ГСЗ нуждается в применении особых информационных систем, которые необходимо создавать специально для нужд конкретного государственного строительного заказа.
Рис. 2. Сетевые процессы в реализации ГСЗ
2. Использование инструментов контроля

Мониторинг и контроль являются взаимосвязанными процедурами. Зачастую их рассматривают как одно действие, в котором не выделены четко структурные компоненты, т. е. неясно, что следует относить к мониторингу и что – к контролю.
Мониторинг, как управленческая процедура, направлен на наблюдение за протеканием определенного процесса. Он призван охватить его динамику, т.е. выделять те стадии, на рубеже которые появляются новые свойства. Эти стадии могут не совпадать с запроектированной структурой процесса. Они образуются под воздействием многих факторов, и в частности, тех из них, что не были учтены на стадии проектирования. Мониторинг должен обнаружить эти факторы и отразить характер их выявления на запроектированный процесс. С этой точки зрения мониторинг есть инструмент глубинного, качественного изучения процесса, которое было невозможно осуществить заранее, при проектировании этого процесса.
При использовании средств мониторинга оперируют как количественными, так и качественными оценками, но в любом случае эти оценки направлены на характеристику качественных параметров. Важно подчеркнуть, что в мониторинге допустима описательная форма процесса (не формализованная в количественных показателях).
Контроль, в отличие от мониторинга, осуществляется по заранее выделенным стадиям процесса. Он отражает последовательное приближение запланированных результатов к конечному результату или собственно конечные результаты. Контроль всегда опирается на четко фиксируемые количественные показатели. В частности, контроль промежуточных результатов ГСЗ отличается от мониторинга промежуточных результатов тем, что в ходе его проведения не ставятся задачи по поиску неучтенных факторов (это задача мониторинга). Контроль фиксирует отклонения; мониторинг позволяет найти причины отклонения, причем использует для этого не только прошлый опыт или аналоги, как в случае контроля, но и систематизированную эмпирику по протеканию конкретного процесса.
Выделяя контроль в самостоятельную стадию реализации государственного строительного заказа, необходимо в качестве основных выделить следующие формы контроля:
– производственно-технологический и технический контроль,
– финансовый контроль,
– организационный контроль.
Первый вид контроля производится в соответствии с подходами, принятыми в строительном производстве. Он направлен на выявление отклонений от используемых норм и стандартов в комплексной технологии строительного производства. Этот контроль использует действующую систему показателей, регламентирующую процесс строительную деятельность с производственно-технической и технологической точки зрения.
Финансовый контроль также осуществляется в соответствии с действующими методиками, подробно освещенными во многих нормативных документах и методической литературе.
Особое место занимает организационный контроль. Выполнение крупных государственных строительных заказов – это процесс не только технологически сложный, но и нуждающийся в эффективном организационном обеспечении. Безусловно, вопросы его организационного обеспечения решаются на стадии формирования ГСЗ. Степень решения этих вопросов может быть различна – от укрупненной, где указываются лишь основные организационные блоки и их исполнители, до детальных, снабженных подробными организационными схемами. Вне зависимости от того, кем и на какой стадии разрабатываются данные схемы, контроль их соблюдения возлагается на организации, выступающие в качестве застройщиков.
Организационный контроль должен охватывать весь строительный процесс, начиная от нулевого цикла и заканчивая его вводом в эксплуатацию, а также:
– организацию инновационного обеспечения строительства,
– организацию материально-технического снабжения,
– организацию кадрового обеспечения строительного производства,
– организацию взаимодействий со всеми субъектами предпринимательской среды ГСЗ.

3. Использование тактических маркетинговых приемов

Идеология данного исследования опирается на маркетинго-ориентированную концепцию государственного строительного заказа, в которой отражено триединство маркетинга взаимодействия, бюджетного маркетинга и информационного маркетинга. Это не означает, что при реализации ГСЗ не используются традиционные маркетинговые приемы, рационализирующую тактику рыночного поведения.
Государственный строительный заказ, как указывалось выше, не просто интегрирован в существующую рыночную среду. Он формируется в рамках особой рыночной сферы – рынка ГСЗ. Стратегическое маркетинговое воздействие осуществлялось на стадии его формирования, и основные из маркетинговых приемов при приближении к процессу его реализации последовательно использовались. Однако на всех стадиях ГСЗ ставятся задачи по обеспечению его общественного признания, поскольку с помощью ГСЗ расходуются бюджетные средства и решаются общественно-значимые проблемы, актуализируются вопросы формирования, а затем и укрепления имиджа конкретного государственного строительного заказа. При этом следует иметь в виду, что имидж как экономическая категория охватывает три аспекта, являясь средством:
– идентификации объекта (в данном случае того, что реализуется на основе ГСЗ) среди других;
– формирования лояльности потребителей, в качестве которых выступают широкие слои населения, обладающие определенным набором потребностей, удовлетворяемых за счет использования объекта ГСЗ;
– достижения общественного признания, что особенно важно для ГСЗ, ориентирующегося на социальную проблематику.
Для установления и укрепления имиджа ГСЗ следует использовать инструментарий рекламы и общественной пропаганды. Важно иметь в виду, что имидж ГСЗ, в принципе, формируется превентивно, на стадии проектирования объектов ГСЗ и даже раньше – на стадии возникновения замысла. Эта часть работы является прерогативой органов государственного управления, и на стадии реализации уместно говорить об укреплении этого имиджа. Для этого рекомендуется использовать социальную рекламу.
Инвестиционно-строительные организации, реализующие ГСЗ, могут воспользоваться методами как прямой, так и косвенной рекламы, разрабатывая и проводя соответствующие компании, включающие и те, и другие.
Прямая реклама, как известно, напрямую рекламирует достоинства объекта рекламы и сообщает о рекламодателе. В данном случае могут рекламироваться объекты, которые планируется вводить в эксплуатацию в рамках государственного строительного заказа, или инвестиционно-строительные организации – потенциальные исполнители ГСЗ.
Косвенная реклама демонстрирует достоинства объекта в опосредованной форме и не указывает на рекламодателя. В качестве объекта такой рекламы могут выступать не только объекты ГСЗ и организации ИСК, но и стратегические планы и программы, реализация которых осуществляется на основе государственного строительного заказа.
Если искать ответ на вопрос, какой из видов рекламы предпочтителен для формирования имиджа ГСЗ, следует учесть следующие факторы:
1. Степень информированности общественности о конкретном ГСЗ, инвестиционно-строительной организации (организациях), а также задачах, решаемых на основе госзаказа.
Если степень информированности невелика (что определяется на основе использования социологических методов), приоритет следует отдавать средствам прямой рекламы, которая более информативна по своей сути. Если же информированность общества достаточна, предпочтительнее косвенная реклама, в которой соотношение между информационной и пропагандистской составляющей смещено в сторону пропаганды.
2. Состояние общественного мнения в отношении объектов ГСЗ и его исполнителей. В тех случаях, когда реализация государственного строительного заказа начинается на неблагоприятном социальном фоне, следует отдать предпочтение косвенной рекламе или такой ее разновидности, как двухступенчатая реклама. Последняя, с точки зрения ГСЗ, может быть весьма эффективна. Ее суть заключается в том, что вне зависимости от объекта рекламы, рекламная информация передается не напрямую, по цепочке «рекламодатель – представитель целевой аудитории», а с помощью промежуточной ступени, на которой используется авторитет известного социального лидера. Схема формирования двухступенчатой рекламы представлена на рис. 3.
Рис. 3. Схема формирования двухступенчатой рекламы
При использовании двухступенчатой рекламы принципиально важен правильный выбор социального лидера, чей авторитет во многом и формирует общественное мнение по отношению к ГСЗ. В идеале социальным лидером может стать лицо, которое пользуется поддержкой со стороны всех слоев населения. Однако в практических ситуациях это невозможно. В отношении любого из государственных строительных заказов существует палитра мнений, часто противоположных, а авторитет любого из возможных социальных лидеров редко бывает безусловным с позиций различных социальных групп. В этих условиях при выборе социального лидера необходимо структурировать социальную сферу, выделив группы стейкхолдеров, т.е. однородные группы заинтересованных лиц. Структурный анализ стейкхолдеров, их специфики, уровня общественного влияния и уровня активности, позволит найти те из них, которые могут стать «мишенью» для воздействия социального лидера, т.е. объектом двухступенчатой рекламы.
При выборе социального лидера следует учесть еще одно обстоятельство. При полном соответствии представлений «центра» целевой аудитории позициям такого лидера необходимо исключить глубокие противоречия между точками зрения лидера и других представителей целевой аудитории. Социальный лидер изначально должен быть «консенсусной» фигурой, которая позволит не только распространить информацию о ГСЗ или организациях ИСК, поддержать позитивную общественную позицию собственным авторитетом, но и нивелировать наиболее острые противоречия.
Еще одним направлением в формировании социально-позитивного имиджа ГСЗ является организация взаимодействия основных субъектов государственного строительного заказа с общественными организациями, сформированными по профессиональному признаку. В регионах РФ создана сеть общественных организаций строительного профиля, решающих в числе прочих и задачи по поддержке реализуемых на территории региона государственных заказов на строительство и реконструкцию различных объектов. Деятельность таких организаций в условиях «новой» экономики можно рассматривать как важнейший резерв повышения эффективности управления государственным строительным заказом, а значит, и эффективности социально-экономических преобразований в стране и ее регионах.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия