Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Воропанова С. И.
заместитель заведующего отделом подготовки научных кадров Вологодского научно-координационного центра Центрального экономико-математического института РАН

О совершенствовании подготовки управленческих кадров муниципалитетов региона
В настоящий момент в муниципальных образованиях Вологодской области, как и по всей России, ощущается дефицит квалифицированных управленческих кадров. В статье рассматриваются вопросы состояния и пути совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки муниципальных кадров
Ключевые слова: органы местного самоуправления, управленческие кадры, подготовка муниципальных служащих, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, профессиональная компетенция кадров

Проводимые в стране экономические и социальные реформы расширяют функции органов местного самоуправления, содержание их работы и полномочия. Этот институт власти нуждается в специалистах, владеющих новыми знаниями, умениями и навыками управления, способных действовать эффективно и компетентно, широко использовать новые технологии муниципального управления и публичного сервиса, ориентации на граждан – клиентов.
Актуальность решения этой проблемы возросла в связи с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Руководствуясь требованиями закона, Правительство Вологодской области в последние годы сосредоточивает свое внимание на двух главных направлениях [1]:
• организации мероприятий по повышению уровня профессиональной подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих;
• формировании заказа на подготовку кадров и реализации планов профессионального обучения государственных гражданских и муниципальных служащих.
Реализация задач по первому направлению осуществляется, прежде всего, через систему семинаров и курсов повышения квалификации, организуемых департаментом государственной службы и вопросов местного самоуправления Правительства области. Так, совместно с филиалом Северо-Западной академии государственной службы (СЗАГС) в г. Вологде было организовано обучение по 72-часовым учебным программам повышения квалификации. Эти программы формировались с учетом опыта реализации реформы местного самоуправления в области, развития норм федерального закона в соответствии с потребностями правоприменительной практики, необходимости повышения качества исполнения органами местного самоуправления возложенных на них полномочий.
Формы проведения курсов – это лекции и практикумы, включающие теоретическую информацию по рассматриваемой проблеме, выявление и корректировку уровня теоретических знаний слушателей, приобретение ими необходимых практических навыков и умений.
Только в 2006 г. на семинарах и краткосрочных курсах прошли обучение 42 группы государственных и 60 групп муниципальных служащих общей численностью 2259 чел. (рис. 1)
Рис. 1. Количество государственных и муниципальных служащих области, прошедших обучение на семинарах и курсах повышения квалификации в 2003–2006 гг.

В 2007 г. прошли обучение 1560 муниципальных служащих, среди которых были главы муниципальных образований, депутаты представительных органов.
Слушатели семинаров и курсов изучают действующее законодательство о местном самоуправлении Российской Федерации, Вологодской области, полномочия органов местного самоуправления в сфере межбюджетных, земельных, имущественных, налоговых, трудовых отношений, практику работы органов местного самоуправления по различным направлениям деятельности. Большое внимание уделяется развитию агропромышленного комплекса, организации работы по финансированию расходов на жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство, транспортное обслуживание населения, организации природопользования и охраны окружающей среды. Рассматриваются актуальные вопросы реформирования бухгалтерского учета в бюджетных организациях. Изучается также язык и стиль служебных документов, организация кадрового и архивного делопроизводства.
Следует отметить, что около 80% преподавателей семинаров составляют ученые и специалисты-практики органов исполнительной государственной власти области. Их профессиональная квалификация позволяет всесторонне рассматривать проблемы по отраслевым направлениям деятельности. Данные семинары представляют собой гибкую форму процесса обучения, позволяющую слушателям обновлять и расширять свои знания.
Особое внимание уделяется подготовке кадров для сельских поселений. При этом программы обучения данной категории предусматривают:
• базовую подготовку, включающую изучение основополагающих принципов муниципального управления и психологии профессиональной деятельности;
• общую специальную подготовку, содержащую методологические, организационные и правовые основы деятельности должностных лиц муниципальных органов;
• прикладную подготовку, предполагающую изучение опыта работы, накопленного в муниципальных образованиях области, приобретение практических навыков по правовому и организационному обеспечению должностных полномочий и функций и применению конкретных технологий.
Значительную часть слушателей составляют служащие старше 30 лет, имеющие высшее образование и стаж работы в последней должности от 1 года до 5 лет. В соответствии с этим при составлении учебных программ большее внимание уделяется подробному рассмотрению изменений в законодательстве, вопросам их практического применения, путям решения актуальных проблем.
Как показывает опрос, 70% слушателей полностью удовлетворены содержанием программ и методических материалов, необходимых для применения в практической деятельности. Для 14,2% слушателей практически вся информация является новой [2].
Второе направление кадровой работы – формирование государственного заказа и реализация планов подготовки кадров – осуществляется департаментом государственной службы и вопросов местного самоуправления совместно с филиалом СЗАГС г. Вологды и включает в себя:
• подготовку государственных гражданских служащих;
• профессиональную переподготовку государственных гражданских служащих;
• повышение квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих.
Динамика количества выпускников филиала СЗАГС, получивших высшее профессиональное и дополнительное образование в последние годы, представлена на рис. 2 [3].
В ходе итоговой аттестации важным аспектом контроля качества знаний обучающихся является взаимодействие филиала и органов власти. Тематика дипломных проектов ежегодно пересматривается и обновляется с учетом региональных особенностей и потребностей, реальных задач современной экономики и управления.
Рис. 2. Количество выпускников, получивших высшее и дополнительное образование в филиале СЗАГС в г. Вологде

Для углубленной специализации филиал с 2007 г. ведет обучение по следующим более узким программам профессиональной переподготовки:
1. «Управление персоналом муниципальной службы» – для руководителей органов местного самоуправления и их структурных подразделений;
2. «Управление государственными и муниципальными финансами» – для руководителей финансовых органов местного самоуправления.
С 2008 г. в филиале планируется внедрение в учебный процесс еще двух программ профессиональной переподготовки:
– «Управление общественными отношениями»;
– «Управление государственными и муниципальными закупками».
В ряду осуществляемых мер важное место занимает Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, которая реализуется с 1998 г. Целью ее является подготовка высококвалифицированных, компетентных руководителей и формирование управленческого потенциала, способного обеспечить развитие предприятий всех отраслей экономики.
За период реализации Программы более 900 специалистов подали заявления на участие в ней, 399 – успешно прошли конкурсный отбор, были приняты на обучение и закончили его, 86 – прошли зарубежную стажировку.
Наибольшее количество специалистов направили на обучение такие предприятия, как ОАО «Северсталь», ОАО «Аммофос», ЗАО «Вологодский подшипниковый завод», ОАО «Электротехмаш».
Анализ результатов реализации Программы показал их тесную связь с современной реальностью, высокую практическую отдачу, прикладной характер работ, выполняемых учащимися. Все это позволяет привлекать для участия в Программе специалистов из различных отраслей экономики. Конкурс при поступлении на обучение по Программе ежегодно составляет до 3,5 чел. на место.
В соответствии с требованиями Федеральной комиссии, при отборе кандидатов на обучение вне конкурса зачисляются специалисты сельских муниципальных районов. Предпочтение отдается представителям малого и среднего бизнеса, инновационных организаций, высокотехнологичных предприятий, жилищно-коммунального хозяйства, лесной и строительной отраслей.
Аккредитованным в области вузом по Президентской программе является Вологодский государственный технический университет и его филиал в г. Череповце. Вместе с тем специалисты Вологодской области за время действия Программы прошли обучение в таких вузах, как: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации; Московский государственный институт международных отношений; Финансовая академия (г. Москва); Московский университет – Высшая Школа экономики; Академия внешней торговли; Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова; Санкт-Петербургский государственный технический университет и другие.
Тематика дипломных работ абсолютного большинства выпускников (кроме частных предпринимателей) согласуется с руководством предприятий и касается специфики их работы в современных условиях.
Таким образом, в настоящее время в области сформировалась целостная система профессионального развития муниципальных кадров. Вместе с тем требуется значительно повысить ее эффективность.
Особую актуальность приобретает необходимость модернизации образовательных программ, которые должны отвечать требованиям современной экономики и управления. Пока несовершенны и организационные механизмы, которые должны обеспечивать высококачественное обучение кадров, не сформирована нормативно-правовая база, закрепляющая единые требования к уровню подготовки кадров для государственной и муниципальной службы.
Следует отметить и то, что государственные образовательные стандарты по специализациям должностей государственной и муниципальной службы не всегда соответствуют реальным потребностям и требованиям государственной и муниципальной служб, что является одной из проблем, сдерживающих рост кадрового потенциала. Органам государственной власти и местного самоуправления необходимо активнее формировать региональный компонент учебных планов и программ с учетом специфики задач, стоящих перед конкретным регионом.
Проделанный нами анализ работы по подготовке управленческих кадров муниципальных органов и их служб позволяет высказать следующие рекомендации.
Во-первых, к подготовке муниципальных кадров следует подходить как проблеме не только местного значения, не только уровня субъекта РФ, но и, в первую очередь, общегосударственного значения. В этой связи важно разработать систему размещения федеральных, региональных и муниципальных заказов на обучение муниципальных служащих на целевой и конкурсной основе с учетом наилучшего соотношения «цена – качество» и уже имеющихся налаженных партнерских связей.
Во-вторых, нужно увеличивать число учебных заведений, в которых ведется подготовка кадров по специальности «государственное и муниципальное управление» и другим необходимым для муниципальных работников специальностям, а также привлекать высококвалифицированных преподавателей и практических работников, способных на высоком профессиональном уровне вести работу по повышению квалификации и переподготовке муниципальных служащих и выборных лиц. Целесообразно создать скоординированную межвузовскую систему обучения кадров для органов государственного и муниципального управления, которая позволяющую не только проводить обучение на едином для всех регионов уровне, но и способствовать обмену опытом, организации единого аттестационного экзамена.
В-третьих, необходимо сформировать единую программу занятий по апробированным учебным планам и программам, разработать единое методическое сопровождение, обеспечить равный доступ государственным и муниципальным служащим к использованию современных технологий и технических средств обучения. Как обоснованно утверждают эксперты, следует быстрее построить программу обучения муниципальных служащих на модульной системе в соответствии с дифференциацией обучаемых и последовательностью изучения тех или иных проблем (базовое образование, должность, стаж работы и специализация), масштабами муниципальных образований и решаемыми задачами. В эту программу полезно ввести использование учебных версий автоматизированных информационных систем.
В-четвертых, важно обеспечить преемственность и непрерывность обучения: повышение квалификации должно осуществляться по мере необходимости (в связи с плановой ротацией, должностным ростом и т. д.), но не реже чем один раз в три года. Требуется также создать условия для самообразования муниципальных кадров как одной из важнейших форм повышения их квалификации и профессиональной переподготовки по специально разработанным учебным планам и программам, в том числе с использованием дистанционных методов обучения и проверки получаемых в ходе квалификационных экзаменов знаний.
Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для местного самоуправления позволит не только экономить государственные средства, но и целенаправленно использовать их с большим эффектом. В частности, целесообразно вкладывать их, наряду с экстенсивным увеличением объемов подготовки кадров в вузах, численности лиц, получающих первое и второе высшее образование, и в качественное развитие системы дополнительного профессионального образования, получение уже работающими специалистами, выборными лицами дополнительной квалификации и права на ведение нового вида профессиональной деятельности в сфере местного самоуправления.
Финансирование системы профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров для местного самоуправления должно осуществляться за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников финансирования.


Литература
1.Социально-экономическая ситуация в области. Вып. от 06.06.07. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:http://www.vologda-oblast.ru/Periodic/FILE%20RUS/2453.pdf.
2. Материалы анкетных опросов / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. – Вологда, 2007.
3. Материалы муниципальных служб Вологодской области. – Вологда, 2007.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия