Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Тедеев А. А.
проректор Международной академии предпринимательства (г. Москва),
доктор юридических наук, кандидат экономических наук, профессор


Новые сферы электронной коммерции: проблемы формирования и классификации
В статье рассматриваются различные критерии выявления новых формирующихся видов и сфер электронной экономической деятельности. Исследуются особенности электронной деятельности в зависимости от ее функционально-производственных и экономических признаков, степени легальности такой деятельности, юрисдикции и субъектного состава участников электронной экономической деятельности
Ключевые слова: российская экономика, международное хозяйственное право, национальное хозяйственное право, электронная коммерция

Технологии осуществления электронной экономической деятельности постоянно меняются, совершенствуются. Это обстоятельство ставит перед государством, в лице его законодательных и контролирующих (регулирующих) органов особые задачи. Нельзя не согласится с мнением Р.А. Маршавина в том, что экономическая деятельность, осуществляемая в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, в первую очередь, представляет собой «общую концепцию, покрывающую любые формы деловых операций, проводимых электронным способом, используя коммуникационные сети…». Это диктует «необходимость существования определенной, юридически обоснованной и регулирующей структуры, благоприятствующей развитию электронной коммерции, способствуя электронному способу ведения бизнеса» [1].
Среди основных сфер распространения (использования технологий) экономической деятельности, осуществляемой в электронной форме (электронной коммерции), большинство зарубежных и российских исследователей называют:
новые формы организации корпораций, предприятий и финансовых институтов (банков), в частности, с использованием оборотных фондов, выраженных в цифровой форме и так называемых «виртуальных компаний»;
сферы оптовой и розничной торговли, электронного маркетинга, пред- и послепродажной поддержки потребителей (содействия продажам), предварительной договорной работы;
оптовые и розничные электронные финансовые услуги, в том числе кредитование и страхование;
коммерческие исследования надмаркетингового типа;
электронную рекламу;
коммерческие операции (интерактивный электронный заказ, получение, оплата);
совместную разработку продукта (товаров, услуг);
распределенное совместное производство электронных товаров;
сферу администрирования бизнеса (и в том числе, сфера налогового администрирования);
автоматическую торговлю электронными товарами;
сферу бухгалтерского учета и безналичных расчетов, осуществляемых в электронной форме;
заключение сделок в электронной форме;
сферу коллизионного администрирования (то есть разрешения спорных моментов) и др. [1,2,3].
Таким образом, выявление и классификация новых видов экономическая деятельность, осуществляемая в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, может быть проведена по следующим основаниям:
1) в зависимости от функционально-производственных и экономических признаков такой электронной деятельности;
2) в зависимости от степени легальности такой деятельности;
3) в зависимости от юрисдикции участников такой деятельности;
4) в зависимости от субъектного состава отношений в сфере осуществления электронной экономической деятельности.
При классификации видов экономической деятельностью, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет в зависимости от функционально-производственных и экономических признаков названной деятельности, целесообразно взять за основу положения двух нормативных актов: Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 августа 1993 г. № 17, в редакции изменений 1/94, 2/95, 3/96 ОКДП [4] и Международной стандартной отраслевой классификации Организации Объединенных Наций (International Standard Industrial Classification of all Economic Activities of United Nations Organization (ISIC UNO)). В соответствии со ст. 9 методических рекомендаций этого документа, с производственно-функциональной точки зрения «экономическая деятельность, как процесс, есть сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции» [5]. При этом происходит объединение ресурсов (оборудование, рабочая сила, технологии) и производственного процесса для создания конкретных товаров (работ, услуг) и их перераспределения между участниками такой деятельности в пределах определенного (национального или международного) рынка.
В связи с этим, следует различать электронную экономическую деятельность, связанную с перераспределением товаров и электронную экономическую деятельность, связанную с перераспределением работ, услуг. Рассмотрим названные категории электронной экономической деятельности подробнее.
1. Электронная экономическая деятельность, связанная с перераспределением товаров. Следует отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит определения товара. Более того, например, в ст. 454 ГК РФ товар трактуется в качестве синонима вещи. В свою очередь, в соответствии с п. 3 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Как известно, под имуществом в законодательстве о налогах и сборах понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Применительно к экономическим отношениям, формирующимся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, зарубежные авторы выделяют два вида товаров: «мягкие» (soft) и «жесткие» (hard). При этом под «мягкими» товарами понимаются товары, перераспределение (поставка) которых возможна в электронной форме: информационные и звуковые файлы, программные продукты (программное обеспечение), а под «жесткими» – все остальные недвижимые и движимые вещи. Следует отметить, что в определенных случаях в форме «мягких» товаров могут выступать представленные в электронной форме ценные бумаги (бездокументарные ценные бумаги – ст. 149 Гражданского кодекса Российской Федерации) и безналичные денежные средства (так называемые «электронные деньги»).
Таким образом, основным видом рассматриваемой категории электронной экономической деятельности является электронная торговля (Electronic trading или Internet trading).
2. Электронная экономическая деятельность, связанная с перераспределением работ и услуг. В соответствии с п. 4 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц. Под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Представляется, что в качестве основных видов электронной экономической деятельности рассматриваемой категории могут рассматриваться:
а) электронная финансовая деятельность или электронное финансовое посредничество (данный вид деятельности традиционно именуется зарубежными экономистами как Electronic banking или Internet banking, т.е. деятельность в области предоставления кредитными институтами электронных финансовых услуг), в том числе деятельность кредитных организаций в области осуществления электронных расчетов с использованием банковских карт и систем электронных денег, а так же биржевые операции с фондовыми ценностями и финансовое посредничество иных участников электронной экономической деятельности (группировки 651, 659 по ОКДП);
б) электронная страховая деятельность, в том числе все виды деятельности, связанные с долгосрочным и краткосрочным распределением рисков с элементом или без элемента сбережения (группировка 661 по ОКДП);
в) электронная консультационная деятельность (Electronic consulting или Internet consulting), в том числе осуществление консалтинга по вопросам правового регулирования, налогообложения, бухгалтерского учета, аудита, стратегий и систем управления экономической деятельностью третьих лиц (группировки 721–731, подгруппировки 7411, 7412, 7414 по ОКДП);
г) электронная маркетинговая деятельность (Electronic marketing или Internet marketing), в том числе исследование конъюнктуры рынка, деятельность в области рекламы и деятельность по выявлению общественного мнения (подгруппировки 7413 и группировка 743 по ОКДП);
д) электронная образовательная деятельность, в том числе деятельность в области осуществления программ дистанционного образования с использованием глобальной компьютерной сети Интернет (группировки 801–841 по ОКДП);
е) электронная издательская деятельность, в том числе деятельность в области издания средств массовой информации в глобальной компьютерной сети Интернет («электронных сетевых газет»), (группировки 221–223 по ОКДП);
ж) деятельность по предоставлению услуг электронной связи (Internet service providing), в том числе деятельность по предоставлению услуг доступа к глобальной компьютерной сети Интернет, осуществляемых юридическими лицами – провайдерами (Internet service providers – ISP), (группировка 642 по ОКДП).
При классификации видов экономической деятельностью, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет в зависимости от степени легальности такой деятельности, следует разделять: правомерную (законную) деятельность, не правомерную деятельность и преступную деятельность в электронной сфере.
В последние годы в глобальной информационной среде компьютерной сети Интернет сложилось устойчивое мнение о том, что действующее российское законодательство не распространяется на Интернет и отношения в сети Интернет находятся вне юрисдикция Российской Федерации, как, впрочем, и вне юрисдикции любого другого государства. Вместе с тем существует и иная точка зрения. Так, отдельные авторы справедливо акцентируют внимание на том обстоятельстве, что на сегодняшний день российское законодательство не содержит указания, что на отношения, возникающие и формирующиеся в глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе отношения по поводу осуществления экономической деятельностью с использованием электронных инструментов ведения такой деятельности, а так же порождаемые названной экономической деятельностью обязанности фискального (налогового) характера, нормы российского законодательства не распространяются [6]. Нам так же представляется, что рассмотрение глобальной сети Интернет и правоотношений, формирующиеся в процессе ее использования в отрыве от права как универсального социального регулятора недопустимо, как исходя из интересов государства, так и исходя из интересов общества в целом.
Кроме того, бурное развитие информационных технологий помимо позитивного общеэкономического потенциала, порождает и новую криминологическую проблему. Как справедливо указывают специалисты Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, «необходимо признать, что Интернет находится в настоящее время в какой-то мере вне контроля государственных органов, что порождает различные правонарушения и преступления и существенно влияет на криминогенную обстановку, сложившуюся вокруг глобальной компьютерной сети Интернет» [7,8]. Так, И.Н. Соловьев приводит следующую типологию преступной экономической деятельностью в глобальной сети Интернет:
а) мошенничество при заключении сделок через Интернет, хищение из виртуальных магазинов, хищение денежных средств с банковских счетов и персональных сведений (коммерческой информации) физических и юридических лиц – пользователей сети Интернет, а так же создание виртуальных финансовых пирамид;
б) совершение сделок и операций, скрытых от налоговых органов;
в) нарушение авторских и патентных прав, а так же незаконное использование различных информационных баз данных правоохранительных и контролирующих органов;
г) совершение различных уголовных преступлений в сфере компьютерной информации (например – неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 Уголовного кодекса Российской Федерации), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 Уголовного кодекса Российской Федерации), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сетей (ст. 274 Уголовного кодекса Российской Федерации) [8]. Кроме того, добавим сюда совершение в электронной форме сделок с объектами, изъятыми из оборота, а так же с объектами, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), когда сделки с такими объектами совершаются с нарушением норм уголовного закона.
При классификации видов экономической деятельностью, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет в зависимости от юрисдикции участников названной деятельности, в качестве основного классифицирующего признака мы принимаем наличие факта резидентства всех участников названной деятельности в какой либо рассматриваемой стране, или, соответственно, наличие противоположного юридического факта, указывающего на нерезидентский статус части участников электронной экономической деятельности в рассматриваемой стране. В этом случае, как нам представляется, следует различать электронную внешнеэкономическую деятельность (ЭВЭД) и внутринациональную электронную экономическую деятельность (ВНЭЭД).
При этом с точки зрения налогообложения, следует учитывать, что при ведении электронной внешнеэкономической деятельности структура правоотношений, а значит и процесс их правового регулирования, значительно усложняются. Данное обстоятельство вызвано наличием в таких правоотношениях иностранного элемента и является одним из следствий экстерриториальности сети Интернет.
При классификации видов экономической деятельностью, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет по субъектному составу участников отношений современные зарубежные и российские авторы [9,1] различают электронную экономическую деятельность в пяти рыночных сегментах:
B2B – «Business-to-Business» (бизнес – бизнес);
B2C – «Business-to-Consumer» (бизнес – потребитель);
B2A – «Business-to-Administration» (бизнес – администрация);
C2A – «Consumer-to- Administration» (потребитель – администрация);
C2C – «Consumer-to- Consumer» (потребитель – потребитель).
При этом, на сегодняшний день, первые два сегмента являются наиболее освоенными, и представляют собой соответственно сферу заключения электронных предпринимательских сделок между хозяйствующими субъектами, в первую очередь заключение договоров купли-продажи (поставки, контрактации, продажи недвижимости – сегмент B2B), и осуществления индивидуальным предпринимателем или организацией электронной розничной реализации потребителям товаров, работ либо услуг (например, торговля через размещенные в глобальной компьютерной сети Интернет на специальных сайтах интерактивные витрины с образцами товаров, именуемые Интернет-магазинами, позволяющие заказывать те или иные товары и оплачивать заказ в режиме реального времени с помощью банковской карты либо системы электронных денег), или предоставление потребителям электронных банковских услуг (открытие и ведение счетов с использованием размещенного на специальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет интерактивного операционного окна – сегмент B2C).
Таким образом, под правоотношениями, формирующимися в сегменте B2B («Business-to-Business») следует понимать правоотношения, в которых с обеих сторон участвуют предприниматели (бизнесмены, коммерсанты). В свою очередь под правоотношениями, формирующимися в сегменте рынка B2C («Business-to-Consumer»), следует понимать правоотношения, в которых на одной стороне выступает предприниматель (бизнесмен, коммерсант), а на другой – не предприниматель, потребитель товаров, работ, услуг.
Под отношениями в сегменте B2A могут пониматься, с одной стороны, отношения, формирующиеся в процессе осуществления государственного регулирования предпринимательской и, в целом, экономической деятельности в глобальной сети Интернет, а с другой – отношения, формирующиеся в процессе заключение в электронной форме государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд.
В свою очередь, формирование отношений в сегментах C2A («Consumer-to-Administration» (потребитель – администрация)), C2C («Consumer-to-Consumer» (потребитель – потребитель)) еще только предстоит. Представляется, что в сегменте C2A должны формироваться, например, отношения между пользователями (потребителями) услуг и работ, а также приобретателями товаров, перераспределяемых в процессе осуществления хозяйствующими субъектами (организациями и индивидуальными предпринимателями) электронной экономической деятельности и государством в лице соответствующих его органов по поводу защиты государством прав потребителей электронных товаров (работ, услуг). В свою очередь, к отношениям сегмента C2C относят аналогичную деятельность различных ассоциаций и иных неправительственных (негосударственных) объединений потребителей электронных товаров (работ, услуг), направленную на представление и защиту членов таких объединений.


Литература
1. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / В.М. Попов (ред.), Р.А. Маршавин, С.И. Ляпунов. – М.: Финансы и статистика, 2001.
2. Operkent, A. Global Economy & ElectronicCommerce. London: Business School Press, 1999. P. 167–170; Kosiur, D. Understanding Electronic Commerce. – Washington: Microsoft Press, 1998. P.4–6.
3. Степаненко Е. Электронная коммерция в России. Основные вопросы // Хозяйство и право. – 2000. – № 12.
4. Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 8 июня 2000 г. // Экономика и жизнь. – 2000. – № 24.
5. http: //www.isic.org.
6. Федотов М.А. Авторское право и Интернет // Юрист. – 2000. – № 5. – С. 56.
7. Дамаскин О.В. Правовые проблемы национальной безопасности в условиях глобализации информационной сети // Современное право. – 2001. – № 9.
8. Соловьев И.Н. Криминогенные аспекты глобальной сети Интернет // Налоговый вестник. – 2001. – № 4.
9. Klements, R. Electronic Commerce, Accounting Report, # 2.5. P. 27; Kosiur, D. Understanding Electronic Commerce. – Wash.: Microsoft Press. 1998. P. 91–125.
10. Kalakota, R., Whinston, A.B. Frontiers of Electronic Commerce. Reading, MA: Addison – Wesley, 1996.
11. Ohmae, K. The Evolving Global Economy. Boston: MA Harvard Business School Press, 1995.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия