Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Панфилова Е. Е.
доцент Государственного университета управления (г. Москва),
кандидат экономических наук


Глобальное информационно-экономическое сообщество как объективная среда функционирования промышленной организации XXI века
В статье рассматриваются вопросы формирования и развития глобального информационно-экономического сообщества. Выявлены отличительные черты информационного общества и его структура. Проанализировано состояние нормативно-правовой базы, регулирующей процессы становления информационно-экономического сообщества в РФ. Показано влияние информационно-коммуникационных технологий на процессы управления промышленной организацией в условиях перехода к «электронной экономике»
Ключевые слова: российская экономика, мировая экономика, промышленная организация, информационный обмен

В XXI веке рост национального благосостояния и инновационный путь развития экономики страны связываются в первую очередь с переходом к постиндустриальной стадии, когда научное знание и информация становятся определяющими факторами общественной жизни и производства. В документе «Стратегия развития информационного общества в России», подготовленном Министерством информационных технологий и связи совместно с РИО-центром в 2006 г., устанавливаются следующие значения контрольных показателей экономического развития, которые необходимо достичь к 2015 г.:
– доля добавленной стоимости видов деятельности, связанных с созданием и внедрением информационно-коммуникационных и других наукоемких технологий, в объеме валового внутреннего продукта – не менее 12%;
– доля продукции на базе информационно-коммуникационных технологий в структуре национального экспорта – не менее 8%;
– объем поступлений от экспорта технологий в валовом внутреннем продукте – не менее 0,4%.
Эти ориентиры отвечают основным характеристикам информационного общества, относительно которых, в целом, существует согласие между исследователями постиндустриализма и которые находят подтверждение в реальном социально-экономическом развитии ведущих стран. К указанным характеристикам можно отнести:
– существенное увеличение в валовом внутреннем продукте доли отраслей экономики, связанных с производством знаний, с созданием и внедрением наукоемких, в том числе информационных, технологий, с оказанием услуг в области информатизации, образования, связи, а также в области поиска, передачи, получения и распространения информации (информационных услуг);
– темпы развития информационного сектора экономики (в т.ч. производства средств связи и телекоммуникационного оборудования) превосходят темпы роста экономики в целом;
– разработка новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и услуг становится одним из основных направлений предпринимательской активности;
– действует система правового регулирования отношений, возникающих по поводу производства, распространения и использования информации и ИКТ;
– новые информационные и телекоммуникационные технологии в сочетании с другими факторами инициируют процессы глобализация в мировой экономике.
В России сформировался и быстрыми темпами развивается рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг, принят ряд доктринальных и законодательных документов, способствующих широкому использованию ИКТ в управленческой деятельности различных хозяйствующих субъектов (в том числе и промышленных организаций). Общий объем рынка ИКТ в РФ в 2006 оценивался в 24 млрд. долларов, что позволяет говорить о макроэкономической значимости ресурса «информация».
Важными показателями информатизации общества является степень развития, распространения, качества, доступности информационно-коммуникационных технологий. Организации, которые перешли к активному применению ИКТ для постоянной внешней коммуникации через интернет-пространство с деловыми партнерами и иными финансово-заинтересованными лицами, формируют информационно-экономическое сообщество РФ (ИЭС РФ). ИЭС РФ может быть структурировано рядом бизнес-сообществ, в которых организации объединяются для работы в рамках единого проекта (по проектированию новых видов техники, совместному производству / сборке изделий и т.д.), формирования холдинговых структур, финансово-промышленных групп, технологических цепочек, стратегических альянсов и соглашений.
Следует отметить, что одни и те же организации могут входить одновременно в несколько бизнес-сообществ, функционирующих в рамках ИЭС РФ, характер и формы взаимосвязи между которыми имеют принципиально важное значение для формирования и успешного функционирования ИЭС РФ. Для ИЭС РФ в последние годы характерно активное развитие и совершенствование национальной информационно-коммуникационной структуры, расширение использования информационных и интернет-технологий в практике деятельности отечественных промышленных организаций. По данным IDC, отечественный ИТ-рынок за 2005 г. вырос на 25,4 % и его объем составил 12 млрд. долл. Промышленным организациям современный рынок предлагает для использования в управленческой деятельности целый класс решений (ERP II, CRM, SCM, PLM, PDM, КМ, BI, В2В, САЕ, CMS, KDD, MES, MID, WF и т.д.) и услуг (ИТ-консалтинг, аутсорсинг приложений, Web-хостинг и т.д.).
По мнению экспертов группы компаний «Energy Consulting», в ближайшие два-три года начнется массовый выход бизнеса в Интернет. Считается, что взрывной рост интернет-бизнеса начинается, когда численность пользователей глобальной сети Интернет превышает 15 % от населения страны. Фонд «Общественное мнение» оценил аудиторию российского сегмента Интернета в 24,3 млн. чел., т.е. около 17 %. По данным отчета Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), к концу 2006 года прогнозируется значительное увеличение объема финансовых услуг, оказываемых через интернет-пространство (интернет-банкинг) и всплеск активности использования автомобильными организациями Интернета в качестве инструментария для осуществления управленческих бизнес-процессов.
Министерство информационных технологий и связи совместно с Центром развития информационного общества (РИО-центр) подготовили проект «Стратегия развития информационного общества в России», в котором указывается, что приоритетными стратегическими направлениями государственной промышленной политики РФ является перевод экономики на инновационный путь развития, который напрямую связывается с поддержкой высокотехнологичных наукоемких производств (включая машиностроение) и отечественных промышленных корпораций (включая ФПГ, холдинги, концерны).
Крупные промышленные организации в настоящее время проявляют большой интерес к специализированным программным продуктам и технологиям в сфере финансового планирования, бюджетирования. Объясняется это следующими причинами:
– рост количества сделок по слияниям и поглощениям организаций, для которых прежде всего важна финансовая прозрачность. По оценкам экспертов, в 2003 г. в России было совершено 1870 поглощений, из них 76% – враждебными методами (скупка акций с использованием шантажа, противоправное использование доступа к реестру акционеров). В Москве ежегодно поглощается около 300 организаций;
– ужесточение конкуренции, требующей большего контроля над финансовыми потоками. Для участия в международных проектах по выпуску новой высокотехнологичной продукции промышленным организациям необходимо привлечение инвестиций, получение которых связывается, в том числе, с первичным размещением акций по открытой подписке IPO (Initial Public Offering) и обеспечением транспарентности бизнеса путем соблюдения Кодекса корпоративного поведения (ККП). В РФ ситуация с внедрением ККП следующая: 50 % организаций знают о существовании Кодекса; 40 % организаций имеют независимых директоров; 35 % организаций выполняют обязательства по выплате дивидендов в установленный срок; 20 % готовят отчетность в соответствии с Международной системой финансовой отчетности (МСФО).
По оценке Всемирного экономического форума (WEF), Россия занимает 72 место в рейтинге из 115 стран, наиболее активно использующих ИТ-технологии в развитии экономики. Отметим, что согласно прогнозу обновленной программы среднесрочного развития страны, среднегодовые темпы прироста промышленного производства в 2001– 2008 гг. составят всего 4,5%, а ВВП – 4,8%. В то же время, для удвоения ВВП за те же восемь лет (2003 – 2010 гг.) темпы прироста должны в среднем составлять 9% в год. По данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Россия существенно уступает странам ОЭСР по показателям инновационного развития. Так, доля высоких технологий (включая информационные технологии) в промышленном производстве составляет всего 3,2%, тогда как по странам ОЭСР достигает 15%. Для возрождения отечественного машиностроения, имеющего базовое значение для модернизации российской промышленности, одним из важных направлений является перестройка системы и процессов управления организациями, встроенными в глобальное информационное сообщество и гармонично вписывающихся в происходящие интеграционные процессы в мировом сообществе.
Одним из важнейших условий эффективного освоения промышленной организацией глобального информационно-экономического пространства является адекватная правовая база. Осознавая важность данной проблемы, Правительством РФ было принято Постановление от 9 августа 2006 года № 476 «О создании открытого акционерного общества "Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий"», который рассматривается в качестве инструмента для развития отрасли информационных технологий. Предложения министра связи и информационных технологий Леонида Реймана о создании Федерального агентства по информационным системам и Федерального агентства по развитию экспорта в сфере информационных технологий создают предпосылки для создания в будущем ассоциации, объединяющей участников ИТ-парков.
Одобренная Правительством РФ 14 марта 2006 года государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», рассчитанная на реализацию в течение 2006–2010 гг., формирует благоприятные условия для развития высокотехнологичных отраслей (к числу которых относится машиностроение). Создание технопарков обеспечит территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов, а также объединит организации, входящие в единую технологическую цепочку, и организации, деятельность которых связана с их обслуживанием (информационным, логистическим и т.д.).
Дополнительным стимулом к развитию промышленности является решение Минэкономразвития о создании особых экономических зон (ОЭЗ) и принятый Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на территории которых планируется разместить технико-внедренческие ОЭЗ и промышленно-производственные зоны (ППЗ). В технико-внедренческих ОЭЗ предполагается проводить научные исследования, производить продукцию в сфере информационных технологий и приборостроения. Создание ППЗ связывается с реализацией проектов совместно с зарубежными партнерами по производству автокомпонентов, со сборкой сложной и масштабной техники. Закон № 1-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об электронной цифровой подписи», закон РФ №24-ФЗ от 25.01.1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» (с изменениями от 10.01.2003 г.), закон РФ № 3523-1 от 23.09.1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», закон РФ № 85-ФЗ от 04.07.1996 г. «Об участии в международном информационном обмене» и иные документы создают благоприятную почву для развития глобального информационного сообщества.
Представители деловых кругов также осознают значимость глобального информационного экономического сообщества для развития бизнеса. В частности, председатель Совета директоров и генеральный директор компании «IBM», Сэм Палмисано, предлагает ориентироваться на концепцию «глобально интегрированного предприятия». В рамках глобально интегрированного предприятия новые технологии, новые бизнес-модели должны выступать в виде компонентов, которые можно передавать из одних организаций в другие и объединять их в разных комбинациях в соответствии с представлением руководства об оптимизации своих бизнес-процессов и его стремлением к максимально полному удовлетворению потребностей своих клиентов независимо от их местоположения. Таким образом, речь идет об управлении уровнем компетенции и ресурсов организации, которое открывает путь к многогранному развитию и позволяет внедрять разносторонние нововведения.
Современная Россия является частью мирового экономического сообщества, поэтому происходящие интеграционные процессы на международном рынке требуют от промышленных организаций не только вхождения в информационное общество на национальном, но и на мировом уровне (т.е. вхождения в глобальное информационно-экономическое сообщество). Фактически глобальное информационно-экономическое сообщество (ГИЭС) представляет собой совокупность информационно-экономических сообществ ряда стран (США, ЕС и др. стран), входящих в мировое хозяйство. Эти сообщества могут быть образованы промышленными, логистическими, инвестиционными, научно-техническими и иного рода организациями. Ряд из них, используя информационно-коммуникационную среду глобальной сети Интернет, могут объединяться с организациями различного масштаба и сферы деятельности из ИЭС других стран. В совокупности они образуют глобальное бизнес-сообщество.
В рамках ГИЭС может функционировать несколько глобальных бизнес-сообществ. При этом одни и те же организации из ИЭС различных стран могут входить в разные глобальные бизнес-сообщества. Благодаря этому факту становится возможным осуществление трансферта знаний (как формализованных, так и неформализованных) от одного ГБС к другому. Вертикальные порталы и специализированные узлы способствуют упрощению поиска выгодных партнеров при создании новых ГБС и процесса распространения знаний. При функционировании ГИЭС формируется инновационное поле для развития управления организацией, появляются принципиально новые возможности слияния и поглощения организаций в рамках новых метарынков, изменяются все составляющие управления бизнесом. Вместе с тем предъявляются более высокие требования к транспарентности бизнеса со стороны участников ГИЭС.
Организация взаимодействия между участниками глобального информационно-экономического сообщества регламентируется Окинавской «Хартией глобального информационного общества», а также Женевскими «Декларацией принципов» и «Планом действий» по поддержке информационного общества. Создаваемый в рамках ООН «Фонд цифровой солидарности» для финансирования программ международного сотрудничества в области ИКТ подчеркивает важность решения вопроса эффективного функционирования глобального информационно-экономического сообщества (ГИЭС).
Стратегической задачей России является вхождение в глобальное информационно-экономическое сообщество в качестве его полноправного участника. Для этого необходимо как можно быстрее перейти от первого этапа развития, связанного с накоплением информации, к следующему этапу – формированию и накоплению знаний. Знания и технологии обмена информацией становятся движущей силой развития экономического сообщества. В РФ для подъема промышленного производства актуальным становится вопрос перехода от экономики, имеющей топливно-сырьевую ориентацию, к экономике знаний. Новая экономика, основанная на знаниях, характеризуется тремя особенностями: она является информационной, сетевой и глобальной. Понятие «информационная экономика» означает, что для промышленной организации как агента новой экономики конкурентоспособность, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, зависит от способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Понятие «сетевая экономика» связано с возможностями функционирования неограниченного числа всевозможных образований (стратегические альянсы, холдинги, финансово-промышленные группы, технологические цепочки и т.п.) на постоянной или временной основе. Понятие «глобальная экономика» подразумевает, что основные факторы производства, различные виды деятельности (производственная, логистическая, информационная, финансовая и т.д.), процессы (научных исследований, сервисного обслуживания и т.д.) непосредственно управление и рынки организуются в глобальном масштабе.
Управление территориально разобщенными филиалами, дочерними организациями промышленной организации, участниками сетевой / глобальной экономики и координация взаимодействия между ними носит виртуальный характер, поскольку основывается на ИКТ, и одновременно выступает в качестве реального инструмента при принятии управленческих решений. В условиях новой экономики ключевым фактором успеха для промышленной организации становится не только использование знания как такового, но и скорость их распространения по коммуникациям. Обеспечить высокую скорость передачи знаний и призвано глобальное информационно-экономическое сообщество. Это связано с возникновением новых организационных форм бизнеса, использующих Интернет для осуществления своей деятельности и в совокупности составляющих «электронную экономику». К числу таких организационных форм бизнеса можно отнести, например: е-трейдинг (торговля ценными бумагами через интернет); е-банкинг (предоставление банковских услуг через интернет); е-коммерцию (В2В, В2С, В2G и т.д.).
Фактически ряд перечисленных новых форм бизнеса связан с добавлением приставки «е-» (что означает электронный) к привычным названиям экономических процессов и явлений. Изменение привычных схем получения кредита (при наличии услуги е-банкинга), приобретения комплектующих для производства продукции (при наличии решения типа В2В), использование новых организационных форм ведения бизнеса конкурентами напрямую и косвенно влияет на промышленную организацию.


Литература
1. Корпоративное управление: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Антонова – М.: ИД «ФОРУМ» – ИНФРА-М, 2006. – 288с.
2. Афанасьев М.П. Корпоративное управление на российских предприятиях. – М.: «Интерэксперт», 2000. – 448с.
3. Берзон Н.И., Ковалев А.П. Акционерное общество: капитал, правовая база, управление. – М.: Финстатинформ, 1995 – 157с.
4. Ильин М., Тихонов А. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. – М., 2002.
5. Масютин С.А. Корпоративное управление: опыт и проблемы: Монография. – М.: ООО «Финстатинформ», 2003 – 280с.
6. Пособие по корпоративному управлению: в 6-ти т. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004 (подготовлено и опубликовано Международной финансовой корпорацией и Министерством торговли США от имени и по поручению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг при поддержке Правительств Нидерландов и Швейцарии).
7. Корпоративное управление / А.П. Шихвердиев, Н.В. Гусятников, И.В. Беликов. – М.: Изд-во «Центр “Акционер”», 2001. – 192с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия