| | Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008 | | МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ | | Рожкова С. А. аспирант Санкт-Петербургского государственного университета
| |
| | В статье рассматриваются особенности реализации проектов государственного-частного партнерства (ГЧП). Представлен альтернативный подход к управлению ГЧП, который основан на оптимизации основных этапов – концессионного конкурса, этапа реализации с помощью создания специальной модели устойчивости проекта ГЧП | Ключевые слова: государственно-частное партнерство, проект государственно-частного партнерства, концессионный конкурс | Термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП) – перевод распространенного в мире понятия public-private partnership, которое представляет собой альтернативу приватизации социально важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности. В отечественной литературе или переводах можно встретить следующие варианты, использующиеся как синонимы: государственно-частное партнерство, партнерство государства и частного сектора, частно-государственное партнерство, муниципально-частное партнерство, публично-частное партнерство, частно-общественное партнерство, частно-государственная кооперация, общественно-частное партнерство. Например, известный российский ученый В.Г.Варнавский употребляет термин «партнерство государства и частного сектора» и пишет: «В современном понимании хозяйственное партнерство государства и частного сектора (ПГЧС) (Public-Private Partnership, РРР) представляет собой институциональный и организационный альянс между общественной властью и частным бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных, общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг. Кроме того, партнерства также широко используются в качестве инструмента городского и регионального экономического и социального развития и планирования на уровне муниципальных образований. Каждый такой альянс является временным, поскольку создается, как правило, на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации» 1. В зарубежных странах, как и в России, чтобы подчеркнуть приоритетную роль частного сектора в таких проектах используют термин частно-государственное партнерство (ЧГП) 2.
На наш взгляд, исходя из содержания понятия ГЧП и современных российских реалий, в России более целесообразно применение термина «государственно-частное партнерство», который четко определяет ведущую роль государства 3. Целесообразно также понимать ГЧП как долгосрочное партнерство государственного сектора и частного сектора с целью привлечения дополнительных источников финансирования для реализации социально важных проектов, требующих значительных объемов капиталовложений.
Многогранность проектов ГЧП накладывает свои особенности и специфику реализации таких проектов: от правовой и финансовой сфер до влияния проектов на социально-экономическое развитие регионов.
На сегодняшний день в России государственно-частное партнерство только начинает внедряться. Сейчас закладываются правовые основы партнерства: экономические, управленческие и социальные. В связи с этим существует необходимость разработки подхода к высококачественному и всестороннему управлению проектами ГЧП как на федеральном так и на региональном уровнях. Альтернативный подход к управлению проектами ГЧП основан на оптимизации процесса управления партнерством на основных этапах концессионного конкурса и непосредственно на этапах реализации проекта в первую очередь с помощью создания специальной модели устойчивости проекта ГЧП.
Для прогнозирования устойчивости проекта государственно-частного партнерства предлагается динамическая модель реализации проекта ГЧП, которая позволяет оценить эффективность управления проектом с точки зрения его устойчивости в переменных управление – издержки.
Обычно проекты ГЧП имеют долгосрочный характер (порядка 30 лет), и непосредственная оценка их эффективности только на основе фактора дисконта сопряжена с рисками достоверности этой оценки, то есть достоверности оценки их рентабельности. Поэтому, по мнению автора, целесообразно использовать для оценки рентабельности проекта совместно с дисконтированием имитационное моделирование (динамическую модель).
Введем функцию издержек по концессии. Она зависит от многих факторов. В частности, по своему юридическому и экономическому содержанию зависит от соотношения государственных и частных инвестиций х ~ (I/ I+G)=s, где I – средства инвестора; G -средства государства; s – доля участия в прибыли по проекту ГЧП частного инвестора.
Предположим, что скорость изменения функции издержек концессии (x) (ее влияние на устойчивость проекта ГЧП) определяется реакцией руководства проекта на динамику рынка в виде принятия управленческих решений: f1 (x) = μ x и реакцией обратной связи 4, то есть степенью взаимозависимости функции издержек концессии и управления (y): ( f1 (у) = μ y: | | | Исходя из рациональных соображений, в любом проекте влияние суммы капитала: финансового (издержки) и человеческого (качество управления – вероятность результата) на динамику издержек ограничено: 1+2μ.
Изменение управляющего параметра μ в области (-1, 0) соответствует, например, традиционной стратегии ориентации на минимизацию издержек. В области μ = (0;1) рост значений этого параметра соответствует, например, инновационному стилю управления: чем больше издержки – тем больше их скорость роста.
Далее, скорость изменения функции управления концессией (у) определяется введенной ранее функцией | | | 1 член – чем лучше управление, тем, естественно, его прирост (dy/dt) больше; 2 член – учитывает отрицательное влияние стиля управления (например, консерватизм); а 3 – ограничение в виде издержек (для любого менеджера – ограничение – бюджет проекта).
Кривые x(t) и y(t), определяющие устойчивость проекта, могут быть получены из следующей системы уравнений: | | | То есть можно оценить приемлемость сценария развития проекта для инвестора (может он быть реализован или нет). | | | Рис. 1. Неустойчивость проекта | Вариация функций издержек и управления со временем связана с неопределенностью среды. Неустойчивость проекта проявляется в раскручивании фазовой кривой (рис.1в) (на рис. приведены расчеты по модели на основе пакета Mathcad). Преимущество концессии заключается в учете рисков и издержек при реализации концессионного проекта. Использование механизма концессии «тормозит» нерациональное расходование средств проекта ГЧП за счет обоюдного контроля, то есть dx/dt ~ х(х+1). В результате получим систему уравнений при учете затрат: | | | соотношение участия государственного и частного партнеров сопоставимо. | | | Рис. 2. Повышение устойчивости проекта при учете издержек концессии | Устойчивость проекта на фазовой кривой (3 график – по горизонтали) – ее закручивание. Контролируя соотношение уровня управления и издержек концессии при реализации проекта ГЧП, можно определить направление устойчивого развития проекта. В результате, принятие решений для успешного завершения проекта ГЧП непосредственно связаны с прогнозированием устойчивости концессионного процесса.
Влияние параметров α и β показано на рис. 3. и 4. | | | Видно, сильное раскручивание фазовой кривой (3 график), издержки и управление становятся не контролируемыми – их величины большие. Значения по t (времени проекта) можно взять любые.
Таким образом, располагая инструментами мониторинга реализуемости проекта, показанными выше, можно рассматривать две основных альтернативы для разработки и достижения качественных решений относительно развития инфраструктурных проектов ГЧП. Первая альтернатива строится на предпосылке, что в случае строительства проект должен регулироваться концессией, то есть эта альтернатива основывается на подходе строительство – эксплуатация – передача (ВОТ) или подобной системе. При второй альтернативе реализация проекта и эксплуатация объекта осуществляются государственным предприятием. В процессе принятия решений при выборе альтернатив реализаций проекта весомым аргументом является интегральная оценка устойчивости (реализуемости) проекта ГЧП. | | | Рис. 3. Формирование устойчивого цикла проекта при росте влияния механизма концессии | | | Рис. 4. Влияние рисков на устойчивость проекта ГЧП | Предложенная модель, по мнению автора, показывает важность использования концессии в долгосрочных проектах ГЧП в качестве катализатора их эффективности.
Использование механизма ГЧП обусловлено тем, что участие частного капитала уменьшает риски и повышает эффективность инфраструктурных проектов.
Взаимодействие в рамках ГЧП имеет ряд проблем. Ключевой проблемой перерасходов при реализации проектов является недостоверная оценка их первоначальной стоимости. В связи с этим целесообразно осуществлять планирование проектов ГЧП на основе распределения рисков между государством и частным сектором. Основной интерес участия частного инвестора – получение прибыли, и весьма актуальна оценка оптимальной доли частного инвестора в инфраструктурном проекте ГЧП. Обычно проводится статичная оценка, но для инфраструктурных проектов большой длительности (порядка 20 лет) она является неустойчивой. Для повышения ее надежности в работе сформулирована динамическая модель оценки прогноза устойчивости реализации инфраструктурного проекта.
Для практического анализа реализуемости проекта ГЧП следует оценить возможность его успеха и срок реализации в конкретной отрасли. Кроме того, необходим мониторинг оценки эффективности проектов ГЧП в течение их жизненного цикла, а не только на входе и выходе. Это предполагает, например, сочетание бальной оценки с динамическим прогнозированием устойчивости проекта – его реализуемости. | |
|