Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
РОЛЬ ВТО В ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Марышев А. Н.
Ответственный секретарь Бюро Межпарламенской Ассамблеи ЕврАзЭС
Кубасова И. А.
зам. начальника организационно-аналитического управления
Секретариата Бюро Межпарламентской
Ассамблеи ЕврАзЭС- секретарь Постоянной
комиссии МПА по правовым вопросам,
кандидат юридических наук


ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ СОГЛАШЕНИЙ ВТО И МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ В ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Формирование правовой системы Евразийского экономического сообщества с учетом соглашений Всемирной торговой организации и других общепризнанных международных документов является основой эффективной интеграции в рамках ЕврАзЭС. Это одновременно и один из факторов дальнейшей адаптации национальных правовых систем государств-членов Сообщества к глобальной экономико-правовой системе. В то же время имплементация международных конвенций и соглашений в национальные законодательства - одна из самых сложных юридических задач, стоящих перед органами ЕврАзЭС, и особенно перед Межпарламентской Ассамблеей - органом, обеспечивающим развитие согласованной правовой политики в странах Сообщества.
Стремление стран ЕврАзЭС, не снижая темпов сотрудничества в рамках интеграционной "пятерки", одновременно приводить свою законодательную базу в соответствие с требованиями ВТО связано прежде всего с намерениями присоединиться к ВТО.
В ряде международных договоров, включая Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года и Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, указано на необходимость следовать общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе правилам ВТО. Ссылки на нормы ВТО включены специальным Протоколом от 2 апреля 1999 года в Соглашение о создании зоны свободной торговли. В пункте 3 статьи 1, например, установлено, что если значение терминов специально не определено в Соглашении или иной договоренностью, то при их толковании государства будут руководствоваться положениями соглашений ГАТТ/ВТО. В преамбуле Протокола о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств - участников Таможенного союза от 17 февраля 2000 года есть положение о приоритетности общепризнанных норм и принципов международного права.
Стремление руководствоваться положениями соглашений ВТО не только зафиксировано в договорах государств-членов ЕврАзЭС, решениях Межгосударственного Совета, Межпарламентской Ассамблеи, Интеграционного Комитета, но подкрепляется практическими шагами по присоединению к ВТО.
По условиям статьи XVI Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации каждый член ВТО "должен обеспечить соответствие его законов, правил и административных процедур обязательствам по соглашениям ВТО". Следовательно, соответствующая реформа законодательства обязательна для вступления в ВТО. Кыргызская Республика, уже являющаяся членом ВТО, привела свою законодательную базу в соответствие с требованиями положений соглашений ВТО и общепризнанными нормами и принципами международного права. Остальные государства Сообщества находятся в стадии решения этой проблемы.
Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС откорректировала свою Программу законотворческой деятельности и приступила к работе по имплементации положений соглашений ВТО и других международных документов в типовые проекты законодательных актов, Основы законодательства, а также в рекомендации по гармонизации законодательства в базовых сферах правоотношений.
Юридическим инструментом имплементации международных стандартов в договорно-правовую базу ЕврАзЭС стал сравнительно-правовой анализ национальных законодательных актов на соответствие соглашениям ВТО и другим международным документам, в ходе которого была использована практика законодательного регулирования в Евросоюзе.
Так, проведен сравнительно-правовой анализ правовых режимов в сфере защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, предусмотренных в национальных законодательствах стран Сообщества. Нормы национальных законов соотнесены с положениями Соглашения по применению статьи VI ГАТТ 1994 года (содержащей нормы в отношении антидемпинговых мер), Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашения по специальным защитным мерам. Определены конкретные правовые подходы к гармонизации национальных законодательств, устранению существующих правовых коллизий между нормами законов государств - членов ЕврАзЭС и нормами соглашений ВТО. Подготовлен соответствующий типовой проект законодательного акта, который в настоящее время направлен для согласования в парламенты. Одновременно выявлена некоторая юридическая неоднозначность понятийного аппарата, используемого в договорно-правовой базе ЕврАзЭС и находящегося в определенном несоответствии с соглашениями ВТО. Предложения по этому вопросу направлены в исполнительные структуры ЕврАзЭС.
Соглашения, действующие в рамках Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации, стали базой при разработке проекта Основ таможенного законодательства, рекомендаций по гармонизации правовых режимов в отдельных секторах правового регулирования таможенного дела. В частности, нормотворческие предложения Межпарламентской Ассамблеи по регулированию транзита товаров и транспортных средств основываются на положениях статьи V Генерального соглашения по тарифам и торговле (1947 г.) и Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (1999 г.) и учитывают разъяснения Совета по торговле товарами Всемирной торговой организации от 8 октября 2002 года, которыми определено, что механизмы Всемирной таможенной организации, включая пересмотренную в 1999 году Киотскую конвенцию по гармонизации и упрощению таможенных процедур, представляют практическое руководство для выполнения правил ГАТТ. Принципы и процедуры таможенного регулирования транзита товаров, предусмотренные Конвенцией Киото (включая приложение Е, глава Е1), Таможенной конвенцией о карнете АТА для временного ввоза товаров (от 6 декабря 1961 года) и Конвенцией о временном ввозе (от 26 июня 1990 года), имплементируются в разрабатываемые Ассамблеей Основы таможенного законодательства, нормотворческие предложения, направляемые в национальные парламенты и органы ЕврАзЭС. В дальнейшем это позволит обеспечить безопасную и стандартную процедуру транзита на территориях государств Сообщества.
Вместе с тем, складывается практика, при которой правовые акты Межпарламентской Ассамблеи разрабатываются с учетом положений международных конвенций ООН, опыта законодательного регулирования Европарламента. Так, рекомендации Межпарламентской Ассамблеи по законодательному обеспечению развития электронной торговли в странах ЕврАзЭС построены на положениях Директивы 2000/31/ЕС Европейского парламента и Совета по электронной коммерции на рынке Интернет (Директива по электронной коммерции), Модели закона по электронной торговле Комиссии ООН по международной торговле (UNCITRAL). В рекомендациях Межпарламентской Ассамблеи по совершенствованию законодательства в сфере борьбы с терроризмом имплементируются положения Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (49/60 от 9 декабря 1994 года), "Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма", Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 года), Европейской конвенции о борьбе с терроризмом (от 27 января 1977 года), Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (от 15 июня 2001 года).
В сфере социально-гуманитарной политики Межпарламентской Ассамблеей уже приняты рекомендации по имплементации международных принципов в отношении пожилых людей (на основе решений Всемирной ассамблеи по проблемам старения), а также рекомендации по гармонизации национальных законодательных актов в сфере молодежной политики на общем рынке труда ЕврАзЭС, в которые имплементированы положения Всеобщей декларации ООН по правам человека, Европейской хартии об участии молодежи в жизни муниципальных образований, решений Генеральной конференции МОТ.
На очереди правовая ревизия и соответствующий пересмотр значительного массива актов внешнеторгового и таможенного законодательства с учетом мировых стандартов и проверенной временем практики стран-членов ВТО. Межпарламентская Ассамблея уже приступила к разработке типового проекта законодательного акта "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
Таким образом, можно говорить о развитии правовой системы ЕврАзЭС, которая должна стать юридической матрицей для имплементации международных стандартов в национальные законодательства стран Сообщества.
В связи с этим предстоит разработать организационно-правовые механизмы для повышения востребованности правовых актов Межпарламентской Ассамблеи, использования их в законотворческой практике национальных парламентов. Необходима предварительная всесторонняя их оценка с позиций реального интеграционного взаимодействия, в том числе путем экономико-правовой экспертизы содержания нормативных правовых актов, разрабатываемых Ассамблеей.
В целом представляется целесообразным организовать нормотворческий процесс в рамках МПА так, чтобы правовые акты Ассамблеи рассматривались "в пакете" с проектами международных договоров.
Наиболее перспективным направлением имплементации общепризнанных международных норм и принципов является разработка Основ законодательства государств - членов ЕврАзЭС. Она позволяет в полной мере использовать правотворческие полномочия и Межгосударственного Совета Сообщества, которыми он наделен. И поскольку Основы законодательства - акты прямого действия, особенно важно имплементировать в них наиболее эффективные механизмы правового регулирования. Это важно и для координации действий органов ЕврАзЭС и соответствующих государственных органов стран Сообщества.
При создании системы межгосударственной координации законотворческого процесса, с одной стороны, необходимо исходить из того, что правом законодательной инициативы обладают правительства и депутаты национальных парламентов. Оптимизация законотворческого процесса непосредственно связана с повышением эффективности и их деятельности. С другой стороны, имплементация международных документов предполагает привлечение международных экспертов, представителей тех международных организаций, документы которых имплементируются в договорно-правовую базу ЕврАзЭС.
Эффективная работа по имплементации позволит в дальнейшем не только разрабатывать оптимальные юридические конструкции для решения правовых задач, возникающих в ходе интеграционного взаимодействия, но и оказывать реальную практическую помощь парламентам государств - членов Сообщества в повышении эффективности национального законодательства.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия