Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Терещенко Н. Н.
доцент Красноярского государственного торгово-экономического института

Методологические подходы к экономической диагностике развития потребительского рынка
В статье рассмотрены вопросы формирования методологических подходов к экономической диагностике развития потребительского рынка. Определена сущность категории «экономическая диагностика», выявлены основные принципы и этапы проведения экономической диагностики развития потребительского рынка
Ключевые слова: потребительский рынок, экономическая диагностика

Развитие реальных денежных отношений в экономике нашей страны поставило задачу пересмотра методического обеспечения экономических исследований процессов, происходящих на потребительском рынке с учетом современных условий деятельности его субъектов и региональных особенностей.
В данной статье рассматриваются вопросы формирования методологических подходов к экономической диагностике развития потребительского рынка. В ходе исследования были решены такие задачи, как: определение сущности категории «экономическая диагностика», выявление основных принципов и этапов проведения экономической диагностики развития потребительского рынка.
Диагностика представляет собой процесс исследования, который определяет характер и сущность явления. В экономической литературе в настоящее время существует два основных подхода к определению понятия «экономическая диагностика».
Согласно первого подхода, под экономической диагностикой понимается ретроспективное, оперативное и перспективное комплексное исследование объекта на предмет разработки экономической политики. При этом основной целью проведения экономической диагностики является выявление наиболее важных проблем и приоритетов развития объекта исследования и разработка программы долгосрочных и краткосрочных мер, позволяющих улучшить состояние и эффективность функционирования данного объекта.
Согласно второго подхода под экономической диагностикой понимается один из видов анализа, представляющего собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных для данного нарушения. При этом знание этих признаков позволяет быстро и точно установить характер нарушений, не производя непосредственных изменений.
На основе вышеизложенных подходов можно сказать, что экономическая диагностика представляет собой систему методов, приемов комплексного исследования, оценки состояния и выявления характера нарушений нормального хода экономических процессов, происходящих на потребительском рынке.
Основной целью экономической диагностики является оценка состояния объекта исследования на основе результатов оперативного и последующего анализа с целью выявления проблем его развития и определения перспективных путей их решения.
Экономическая диагностика позволяет решить комплекс аналитических задач, основными из которых являются:
- оценка состояния объекта исследования в условиях ограниченной информации;
- оценка режима функционирования объекта исследования, его эффективности и стабильности;
- выявление возможных вариантов экономических показателей развития объекта исследования, исходя из сложившейся и перспективной структуры связей между показателями, характеризующими функционирование данного объекта;
- определение перспективных режимов функционирования объекта исследования и разработка концепции его развития;
- определение и оценка экономических последствий, связанных с реализацией текущих и стратегических управленческих решений.
Осуществление экономической диагностики состояния и развития потребительского рынка, на наш взгляд, целесообразно осуществлять в определенной последовательности в разрезе трех этапов: подготовительного, основного и заключительного (рис. 1).
Объектом экономической диагностики в проводимых нами исследованиях является потребительский рынок, а предметом – показатели его состояния и развития.
Основной целью экономической диагностики потребительского рынка является оценка его состояния, тенденций и проблем развития для определения путей их решения в перспективе. В соответствии с выбранной целью осуществляется постановка круга основных задач исследования, перечень которых зависит от глубины и полноты проводимых исследований, имеющейся информационной базы и ряда других факторов.
Рис. 1. Характеристика последовательности экономической диагностики состояния и развития потребительского рынка

Осуществление экономической диагностики развития потребительского рынка базируется, на наш взгляд, на таких методологических принципах, как:
– системность, т.е. потребительский рынок должен рассматриваться как целостная система, которая состоит из взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга, субъектов, а также является частью более крупной системы;
– комплексность, обуславливающая необходимость учета в процессе экономической диагностики рынка всех сторон и составляющих в их взаимосвязи и взаимообусловленности;
– достоверность, т.е. обеспечение получения информации полно и адекватно отражающей развитие потребительского рынка;
– объективность, т.е. исключение субъективизма в процессе экономической диагностики, обеспечение полноты отображения показателей;
– непрерывность, динамический подход, т.е. постоянное проведение исследований потребительского рынка и анализ информации;
– научность, т.е. проведение экономической диагностики на основе научно-обоснованной и апробированной методики, базирующейся на общенаучных, аналитико-прогностических методах, а также методических приемах, заимствованных из разных областей знаний (социологии, психологии, экологии и т.п.);
– целенаправленность, т.е. ориентация экономической диагностики развития потребительского рынка на конкретные цели и задачи;
– релевантность, т.е. получение информации о потребительском рынке в точном соответствии с поставленными задачами;
– оперативность, т.е. обеспечение минимального временного интервала от изучаемых явлений до поступления информации о них в систему управления;
– сопоставимость, т.е осуществление экономической диагностики по одинаковым направлениям по идентичным методикам, позволяющим проводить сопоставление результатов исследования за различные периоды времени;
– обозримость, т.е. обеспечение определенной системы показателей, позволяющих полно и глубоко оценить состояние и развитие потребительского рынка и включающий в себя существенные и незначительно коррелирующие между собой показатели;
– эффективность, т.е. получение максимальной ценности информации при минимальных затратах времени и средств и окупаемости затрат на проведение исследования с одной стороны, и достаточности собранной информации о спросе для принятия эффективного управленческого решения с другой;
– дифференцированный подход, т.е. исследование потребительского рынка не только в целом по общему объему, но и в разрезе совокупности однородных видов;
– принцип учета региональной специфики.
Важным направлением подготовительного этапа экономической диагностики состояния и развития потребительского рынка является выбор методов проведения исследований. Так как экономическая диагностика является составной частью экономического анализа, то и методы их совпадают. В настоящее время разработаны методики многовариантного диагностического экономического анализа, соединяющие в себе целое ретроспективное и перспективное исследование динамических рядов.
В ходе основного этапа диагностики выявляются и анализируются основные факторы, определяющие формирование и развитие потребительского рынка. При этом всю совокупность СТЭП-факторов (социальных, технологических, экономических и прочих.) целесообразно, по нашему мнению, объединить в 3 группы:
– общие, оказывающие влияние на потребительский рынок, как отдельных регионов, так и страны в целом (размеры и структура экспорта и импорта товаров; государственное регулирование развития потребительского рынка; уровень жизни населения и его покупательная способность; уровень цен и инфляции и т.п.);
– региональные, оказывающие влияние на региональные рынки потребительских товаров: демографические, природно-климатические; расселенческие и градообразующие; национально-бытовые и исторические традиции и т.п.;
– специфические, определяющие развитие потребительского рынка по отдельным видам товаров и товарных групп: мода, престиж, рост обеспеченности населения жильем, срок службы предметов домашнего обихода и т.п.
Исследование конъюнктуры потребительского рынка целесообразно проводить в целом и в разрезе отдельных ее составляющих элементов (спроса, товарного предложения, цены) с выявлением взаимосвязи и взаимодействия данных элементов. Необходимо учитывать внутрирегиональные, межрегиональные, внешнеэкономические связи, а также состояние потребительского рынка в разрезе отдельных его комплексов: информационно-коммуникационного, нормативно-правового, организационного, материально-технического, финансово-кредитного.
Изучение и анализ развития торговли (оптовой и розничной) и общественного питания, оценку эффективности их функционирования в современных условиях необходимо осуществлять как на уровне региона, так и на уровне отдельного предприятия в разрезе прямых и косвенных методов государственного регулирования.
На заключительном этапе экономической диагностики должны быть обобщены результаты проведенных исследований, выявлены основные тенденции, закономерности, особенности и проблемы развития отдельных потребительских рынков, разработаны направления их дальнейшего развития с целью повышения эффективности их функционирования.
Таким образом, проведение экономической диагностики в соответствии с предложенными методологическими подходами позволяет получить агрегированное заключение о состоянии и развитии потребительского рынка и определить перспективные направления его развития с учетом региональной специфики и изменяющимися экономическими условиями хозяйствования.


Литература
1. Терещенко Н.Н., Емельянова О.Н. Эффективность деятельности торгового предприятия: теория, методология, практика оценки / Краснояр. гос. торг.- экон. ин-т. – Красноярск, 2004. – 229 с.
2. Новоселов А.С. Теория региональных рынков: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 448 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия