Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Белокоскова Е. Е.
начальник информационно-аналитического отдела
Комитета внешнеэкономических связей
Администрации Омской области,
доцент кафедры международных
экономических отношений
Омского государственного университета,
кандидат исторических наук


ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАН ЕврАзЭС

Приграничное сотрудничество - один из наиболее значимых факторов, способствующих выходу государств ЕврАзЭС на уровень реальной интеграции.
Для России же масштабность этой проблемы определяется и тем, что из 89 субъектов Российской Федерации более половины являются приграничными.
Вместе с тем, в настоящее время нет сколько-нибудь полного анализа интеграционных эффектов сотрудничества приграничных регионов и особенностей его развития. Относительно изученным можно считать опыт европейского приграничного сотрудничества. Проблемы приграничного сотрудничества в Азии - с Китаем, Монголией, Казахстаном, Закавказским регионом предметом отдельного исследования пока не стали, несмотря на то, что мировая практика показывает, что на начальном этапе межгосударственной интеграции наиболее активно в этом процессе участвуют приграничные территории. Приграничное положение - фактор геополитический, его нельзя изменить. Именно это обстоятельство способствует развитию приграничных связей и, в том числе, преодолению синдрома суверенизации, вызванного недавним обретением национальной независимости.
О неиспользованных возможностях приграничного сотрудничества, а следовательно, и интеграционного взаимодействия, об отсутствии серьезных концептуальных обоснований его развития свидетельствует, в частности, опыт приграничной Омской области России.
Еще в январе 1993 года в г.Омске собрались главы администраций приграничных областей России и Казахстана для обсуждения конкретных проблем, возникших после распада единого советского экономического пространства. Уже тогда они предлагали проводить согласованную политику в области ценообразования и обеспечения стратегически важных поставок сырья и промышленной продукции, оперативно решать вопросы обеспечения транспортных перевозок, сохранения единого образовательного, информационного пространства, системы теле- и радиовещания. Одним из позитивных результатов этой встречи стало подписание ряда соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, которые фиксировали намерения сторон обеспечивать взаимные поставки продукции, сырья, полуфабрикатов, что в данный период реально помогло поддержать экономическую деятельность предприятий, находящихся на приграничных территориях, содействовало развитию внешнеторговых бартерных операций.
В приграничных районах феномен "вынужденного экспорта" на безденежной основе проявился в полном объеме.
Так, анализ экспортных поставок Омской области в 1992-1993 гг. показывает, что на бартерные операции приходилось около 40% экспорта. Доля стран СНГ в бартере составляла более 80%[1].
Еще одной особенностью этого периода, вообще характерной для внешнеторговых связей приграничных территорий, стал быстрый рост числа посредников. С 1991 по 1993 гг. доля товаров, поставлявшихся в Казахстан через посредников, выросла с 19 до 33%.
В 1994 году на второй встрече главы администраций приграничных областей РФ предложили создать российско-казахстанский коммерческий банк, учредителями которого рекомендовалось выступить центральным банкам России, Казахстана и хозяйствующим субъектам приграничных территорий. В каждой сопредельной территории предлагалось иметь филиалы этого банка для обслуживания хозяйствующих субъектов только приграничных районов.
Правительствам обоих государств было направлено обращение с просьбой об освобождении совместных российско-казахстанских предприятий, зарегистрированных в приграничных территориях, от уплаты 50% налога на прибыль, поступающей в федеральный (республиканский) бюджет.
Эти предложения не были реализованы.
В 1995 году в Омской области прорабатывался вопрос и о создании зоны приграничной торговли для решения двух задач: упорядочения стихийной челночной торговли и обеспечения льготных условий для развития приграничного товарообмена. На первом этапе планировалось проведение торговых ярмарок, участники которых освобождались бы от уплаты местных налогов и сборов. Далее предполагалось осуществлять совместную производственную деятельность. Но этот проект также не был осуществлен.
В середине 90-х годов регулярными стали совещания таможенных органов приграничных территорий с целью разработки и согласования схем таможенного оформления товаров, перемещаемых через российско-казахстанскую границу. Была достигнута договоренность со службами ветеринарного и фито-санитарного контроля о размещении их представителей на таможенных постах.
Торгово-промышленные палаты приграничных территорий рассматривали меры, способствующие оказанию всего комплекса услуг по экспортно-импортным операциям.
В итоге после 1995 года характерным явлением стал рост стоимостных показателей приграничной торговли (правда, рост неравномерный).
Изменение условий внешней торговли как в России, так и в Казахстане сказывалось (в период до 2001 г.) прежде всего на приграничном товарообороте. Об этом свидетельствуют, в частности, данные по Омской области (табл.1).
Таблица 1. Динамика товарооборота в торговых отношениях России с Казахстаном (млн.долл.США)
Пик товарооборота пришелся на 2000 год.
Однако затем товарооборот стал падать. Сокращение взаимной торговли было связано с односторонним введением Казахстаном временных ограничений на ввоз российских товаров. Российско-казахстанский товарооборот в 2002 году составил только 89,3% от предыдущего года.
Между тем для большинства приграничных областей РФ Казахстан является одним из основных внешнеторговых партнеров. Например, на долю Казахстана приходится 25% внешней торговли Оренбургской области, около 30% - Челябинской. Поэтому снижение объемов взаимной торговли особенно болезненно сказывается на приграничных территориях. В 2002 году падение товарооборота с Казахстаном для них стало настоящей проблемой: в Астраханской области он снизился на 74,25%, Республике Алтай - на 72,9%, Курганской области - на 62%, Алтайском крае - на 44,8%, Саратовской области - на 22%.
Изменения в системе налогообложения российско-казахстанской торговли повлекли за собой не только сокращение товарооборота, но и изменение географических направлений товаропотоков. Так, среди торговых партнеров Омской области Казахстан переместился с первого на третье место (после Германии и Польши).
Основными причинами снижения товарооборота России и Казахстана в 2002-2003 гг. стали:
-снижение мировых цен на энергоносители;
-увеличение собственного производства в Казахстане и проведение им политики импортозамещения с использованием соответствующей практики тарифного и нетарифного регулирования импорта;
-снижение (или прекращение) закупок зерна Россией;
-проблемы с возвратом НДС российским экспортерам.
Падение цен на энергоносители в 2002 году на взаимную торговлю, правда, повлияло незначительно.
Основная доля экспорта энергоносителей в Казахстан приходится на две приграничные области - Тюменскую (87% стоимости всего регионального экспорта в Казахстан) и Омскую (44%). Что касается казахстанских энергоносителей (прежде всего, экибастузского угля, на котором работают энергосистемы ряда приграничных территорий, в том числе Омской области), то цены на него в последние годы достаточно стабильны. Но поставки все же изменяются (табл.2).
Таблица 2. Поставки угля из Казахстана в Омскую область в 2000-2002 гг.
Источник: рассчитано по Статистическому бюллетеню Омского областного комитета государственной статистики за 2000-2003 гг.
В большей степени повлияло на снижение взаимного товарооборота увеличение Казахстаном собственного производства и проведение политики импортозамещения.
В последние года Казахстан имеет высокие показатели экономического роста. В 2002 году инвестиции в основной капитал по сравнению с 1991 годом увеличились на 34%, объем внешней торговли возрос с 1994 г. в 1,5 раза. Экспорт нефти и природного газа только за 2001 год вырос в 1,1 раза, нефтепродуктов - в 1,5 раза[2].
Это сказалось, в частности, на экспорте нефтепродуктов из Омской области.
Ежегодно в течение первого квартала Казахстан, как правило, осуществлял завоз нефтепродуктов из Омской области для проведения посевных работ. К 2003 году этот импорт очень существенно уменьшился (табл.3).
Таблица 3. Поставки нефтепродуктов из Омской области в Казахстан
Источник: рассчитано по Бюллетеням таможенной статистики внешней торговли Омской области за 1 квартал 2000, 2001, 2002, 2003 гг.
Подъем в казахстанской промышленности и политика импортозамещения стали причиной сокращения закупок и по другим товарным позициям. В 2002 г. на 46,7 млн. долл. снизились поставки в Казахстан машиностроительной продукции из Астраханской области. Сократился экспорт кокса (на 9 млн. долл.), тракторов (на 6,2 млн. долл.), металлов и изделий из них (на 3,7 млн. долл.) из Алтайского края. В 2 раза снизился экспорт черного металла из Саратовской области и т.д.
Со стороны Республики Казахстан неоднократно в одностороннем порядке вводился запрет на импорт ряда товаров из России. Омская область, являясь одним из крупных поставщиков продовольствия в Казахстан, в полной мере ощутила на себе последствия таких ограничений.
Российские производители продовольствия сумели переориентироваться на другие рынки сбыта и не понесли серьезных убытков. Казахстанский же рынок заметно пострадал - сократился ассортимент продовольственных товаров, выросли цены.
В феврале 2000 года были введены пошлины на кровельные, облицовочные и другие строительные материалы, что не в последнюю очередь было сделано под давлением иностранных строительных фирм в период активной застройки новой столицы Казахстана г.Астаны. Поставки ОАО "Омсккровля", осуществляемые по договорам, заключенным с предприятиями Казахстана на сумму свыше 1 млн. долл., оказались приостановленными.
Несогласованность в сфере таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан позволяет казахстанским фирмам осуществлять реэкспорт в Китай лесоматериалов и металла, закупленных в приграничных областях и вывозимых из России беспошлинно. В результате казахстанские экспортеры получили возможность снижать цену российского товара на величину пошлины и таким образом конкурировать с российскими производителями на китайском рынке.
По мнению специалистов Администрации Алтайского края, во второй половине 90-х годов в Китай попадало до 80% закупленного Казахстаном в приграничных районах России металла и лесоматериалов (см. табл.4).
Таблица 4. Экспорт из Алтайского края металла и лесоматериалов в 2000-2002 гг. (млн.долл.США)
С января 2002 года в Казахстане были увеличены ставки экспортной пошлины на металлы - выше российских, что сделало реэкспорт российских товаров не выгодным. Несколько позднее - с середины 2002 г. был введен запрет на экспорт с территории Республики всех видов лесоматериалов[3]. Это решение, в определенной мере, было принято с учетом позиций российского Правительства и органов исполнительной власти приграничных с Казахстаном территорий.
Благоприятные погодные условия 2000 и 2001 гг. способствовали хорошему урожаю зерновых в России, в том числе в тех приграничных регионах, сельское хозяйство которых имеет зерновую специализацию (Алтайский край, Волгоградская, Каратовская, Омская области). В Казахстане же стали закупать в основном зерно твердых сортов, которые не культивируются в России в связи с особенностями климатических условий. В то же время бурное развитие пивоваренной промышленности стало стимулом для расширения в России посевных площадей ячменя.
Все эти обстоятельства способствовали резкому сокращению в 2001-2002 гг. и импорта зерновых из Казахстана. Например, в Омской области стоимость импорта зерновых в 1999 г. составляла 16,9 млн.долл., в 2000 г. - 30,5 млн., в 2001 г. - 8,1 млн. В 2002 году зерно из Казахстана вообще не ввозилось. В структуре товарооборота с Казахстаном импорт зерновых составляет, правда, в Омской области лишь 2,9% товарооборота, Алтайском крае - 5,4%.
Основной же причиной падения российско-казахстанского товарооборота стал новый порядок взимания НДС при осуществлении экспортно-импортных операций, который с июля 2001 года стал осуществляться по принципу "страна назначения". Фактически Казахстан был приравнен к странам дальнего зарубежья.
В Налоговом кодексе РФ установлено, что возмещение НДС производится не позднее, чем через три месяца. Но на практике этот срок доходит до пяти месяцев (Для сравнения: в европейских странах возврат НДС производится в течение трех дней). Кроме того, налоговые органы постоянно увеличивают количество документов, подтверждающих факт вывоза товара. Для региональных производителей это оборачивается сужением рынков сбыта, снижается рентабельность внешнеторговых операций, уменьшается товарооборот и прибыль.
Этот порядок был введен без должной предварительной оценки всех его последствий.
Приграничные регионы с конца 2001 года предлагали поэтому провести совещание с участием руководителей Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Торгово-промышленной палаты, представителей органов исполнительной власти приграничных субъектов Российской Федерации для нормализации ситуации с возмещением НДС. Но ситуация все последние годы оставалась прежней.
В апреле 2003 года в Омске состоялся Форум приграничных областей Российской Федерации и Республики Казахстан - в соответствии с Планом мероприятий, посвященных году Казахстана в России. В его работе приняли участие Президент РФ В.В.Путин и Президент РК Н.А.Назарбаев, члены Кабинета министров РФ и РК, главы приграничных областей.
На форуме было подчеркнуто, что приграничным регионам должны быть предоставлены более широкие возможности для существенного увеличения товарообмена, углубления культурных связей, создания совместных предприятий, что необходимо ускорить процесс оформления государственной границы и подписания межправительственных соглашений о развитии приграничного сотрудничества.
В настоящее время с этой целью необходима и проработка проекта федерального закона "О приграничном сотрудничестве Российской Федерации".
Эффективное взаимодействие приграничных регионов может и должно стать ключевым фактором углубления интеграции стран ЕврАзЭС.


1 Внешнеэкономические связи Омской области (1992-1993 гг.). - Статистический сборник Омского областного комитета государственной статистики. -Омск. -1994.
2 Королев М.А. Социально-экономическое положение Содружества Независимых Государств в 1992-2002 гг. //Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 2003. -N48.(26 апр.). -С.2-3.
3 Постановление Правительства Республики Казахстан от 05 июня 2000 г. N841 "О ставках вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров"; Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 июня 2002 г. N785 "Отдельные вопросы лесопользования".

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия