Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Прокопов Б. И.
соискатель кафедры экономической кибернетики и экономико-математических методов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


Сущность и содержание экономической безопасности
В статье проанализировано понятие и основные характеристики экономической безопасности. Раскрыты критерии и пороговые значения безопасности для различных макроэкономических параметров. Выявлен внешнеэкономический аспект безопасности в контексте таможенно-тарифной политики государства. Проанализирован опыт стран Евросоюза в обеспечении продовольственной безопасности, показаны возможно­сти его использования в РФ. обосновано положение о необходимости перехода от жесткой протекционистской политики к адресной поддержке отечественных производителей
Ключевые слова: экономическая безопасность, таможенная политика, таможенное законодательство, внешнеторговая политика

Потребность в защите от внешних нежелательных воздействий и радикальных внутренних изменений, т.е. потребность в безопасности — это базовая, основополагающая потребность жизни отдельного человека, семьи, так и общества в целом.
Безопасность — это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, то есть меньше определенного предела. Желательное состояние субъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности. В зависимости от изменения этого сочетания будет меняться и желательное состояние. Таким образом, важное значение для субъекта имеет правильная оценка уровня безопасности, т.е. отражение ситуации в сознании субъекта. Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина этого расхождения зависит от полноты и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности.
Первый уровень категориального анализа безопасности предполагает применение субъектно-объектного подхода, т.е. конкретизацию ее субъектов и тех сфер жизнедеятельности людей, которые выступают объектами их отношений по поводу обеспечения потребности в защите от нежелательных внешних и внутренних изменений. В качестве субъектов безопасности выступают:
• индивиды;
• организации;
• государство;
• общество в целом.
Объектами их отношений в рамках категории безопасности являются различные сферы жизнедеятельности людей:
• физическое существование;
• социальные отношения;
• экономическая деятельность;
• экология (взаимодействие с внешней средой).
Следовательно, можно говорить о физической, социальной, экономической и экологической безопасности. Определение места категории «экономическая безопасность» в системе экономических отношений предполагает конкретизацию сфер экономической жизнедеятельности через выделение предметов экономической безопасности, в качестве которых выступают:
• виды ресурсов — запасы полезных ископаемых, основные оборотные фонды;
• дифференцированные части самих субъектов безопасности — район, город, область, социальная группа;
• качественные характеристики процессов (воспроизводство населения, ресурсов, возраст основных фондов), видов деятельности (темпы технологического развития).
Для достижения полноты понятийного аппарата изучения проблемы безопасности необходим анализ межкатегориальных связей таких характеристик безопасности, как угрозы безопасности, ущерб безопасности и стратегия обеспечения безопасности. Понятием «угрозы безопасности» отражаются такие изменения во внутренней и внешней среде субъектов, которые приводят к негативным изменениям предмета безопасности.
Содержательно «угрозы безопасности» разделяются на силовые (военные и криминальные), социальные, политические, экономические, экологические, комплексные (сочетающие в себе несколько вышеперечисленных).
Категорией «ущерб безопасности» отражается негативное изменение качества предмета.
Содержательно ущербы разделяются на физические, социальные, политические, экономические, экологические, комплексные.
В научной литературе категория экономической безопасности трактуется по-разному. Так, по мнению В. Тамбовцева, под экономической безопасностью той или иной системы следует понимать «совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы» [1]. В.А. Савин полагает, что «экономическая безопасность представляет собой систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом; отдельные регионы страны; отдельные сферы и отрасли хозяйства; юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности» [5].
Не принижая важности решения проблемы безопасности во всех областях и сферах деятельности, необходимо подчеркнуть базисную роль экономики, так как производство, обмен, распределение и потребление материальных благ первичны для каждой из них, определяют жизнедеятельность и жизнеспособность общества. На основе принятого определения могут формулироваться цели, задачи и функции государственных структур, разрабатываться критерии и показатели экономической безопасности государства. Для народно-хозяйственного региона угрожаемыми факторами являются: уровень благосостояния и качества жизни населения, покупательная способность населения; предложение услуг, производимых и потребляемых на территории региона; сальдо миграции населения; конкурентные возможности предприятий региона как на внутрирегиональном, так и внерегиональных рынках (зависимость от импорта ключевых продуктов); объем налогов, собираемых в регионе, и уровень занятости населения.
Существующие типы стратегий обеспечения безопасности различаются по их направленности на:
• устранение существующих угроз;
• предотвращение возможных угроз;
• восстановление нанесенного ущерба.
В качестве предметов угроз выступают те составные части хозяйственной системы, параметры которых могут выйти за допустимые пределы. Субстанционально в качестве предметов безопасности могут выступать объекты, процессы и свойства как качественные и количественные параметры объектов и процессов. Качественные характеристики предметов экономической безопасности характеризуются различными количественными показателями (индикаторами). Это позволяет определить критерии экономической безопасности посредством установления граничных значений индикаторов экономической безопасности. Превышение этих пороговых значений означает снижение безопасности до недопустимого для соответствующего объекта уровня.
В целом значения каждого показателя экономической безопасности разделяются на три зоны: зона безопасности, зона угроз, зона недопустимости. Следовательно, критерии экономической безопасности должны определять зону угроз и зону недопустимости, базируясь на расчетах и оценках граничных точек, разделяющих названные зоны. Их определение достаточно сложно: от применения экономико-математических моделей, до подбора качественных аналогов.
Становление рыночных отношений в России началось с всесторонней либерализации, которая превратила закрытую тоталитарную экономику в открытую. Это объективно привело снижению уровня экономической безопасности, что усугубилось недостаточностью институционального регулирования внешнеэкономической деятельности, обусловившего бесконтрольный вывоз сырья, отсутствие экономической обоснованности тарифной защиты. Поэтому каждый этап движения к рыночной экономике должен иметь свою степень открытости, зависящую от развитости сотрудничества России с региональными интеграционными союзами.
Актуальной задачей экономической теории является разработка концепции механизма обеспечения экономической безопасности через таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности. Методологиче­ской и теоретической основой концепции механизма обеспечения экономической безопасности являются теории международной торговли и, прежде всего, прин­цип сравнительных преимуществ. Таможенно-тарифное регулирование выступает в роли институционального обеспечения экономической безопасности:
1. Таможенная служба регулирует внешнеторговый оборот, осуществляет сбор пошлин и налогов и, таким образом, пополняет государственную казну;
2. Таможенная служба защищает государство от контрабанды товаров, оружия, наркотиков и т.п.;
3. Как инструмент протекционистских мер государст­ва, она обеспечивает экономическую безопасность страны (протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины).
В Таможенном Кодексе РФ определены основные функции таможенных органов России, цель которых — обеспечивать в пределах своей компетенции экономическую безопасность, являющуюся основой суверенитета РФ. Пороговые значения безопасности, исходя из официально утвержденного Советом безопасности РФ перечня показателей, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели экономической безопасности

Основными инструментами таможенной политики государства выступают импортные таможенные пошлины. Цель их введения — защита внутреннего рынка. Кроме того, импортные тарифы обеспечивают около 30% доходов госбюджета. Наряду с тарифной защитой применяются нетарифные методы регулирования — лицензирование и квотирование импорта (экспорта). Последствия использования нетарифных методов для национальной экономики аналогичны тарифной защите: снижение предложения и повышение цен на импортные товары. Но эти барьеры эффективны в краткосрочном периоде и выгодны для определенных групп отечественных производителей, конкурирующих с импортом.
Одним из видов экономической безопасности является продовольственная безопасность. Поскольку обеспечение населения продовольствием — это в физическом смысле обеспечение его жизнедеятельности, то продовольственная безопасность является доминирующим объектом анализа ученых экономистов. Встает теоретическая задача определения стратегии обеспечения продовольственной безопасности — через внутренние или внешние механизмы.
В последние годы потребность населения России в продовольственных товарах удовлетворяется отечественными производителями примерно на 50%. с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на продовольственных рынках. Граница продовольственной безопасности находится, по разным оценкам, на уровне импорта продовольствия в размере 18–35% потребности [3]. Существенное превышение критической точки даже по самым низким оценкам в России обусловлено, прежде всего, тяжелым положением отечественного сельского хозяйства.
Однако, несмотря на общий упадок сельского хозяйства, полки магазинов остаются переполненными. Это происходит, во-первых, из-за снижения потребления населением продуктов питания почти в 1,5 раза (исключениями являются такие малоценные продукты питания, как хлебные изделия и картофель, потребление которых несколько выросло, несмотря на существенный рост цен). Во-вторых, наиболее важной причиной данной ситуации является возрастающий импорт сельскохозяйственной продукции, объемы которого превысили все допустимые нормы и уже напрямую угрожают безопасности страны.
Ведущими партнерами России по импорту продовольствия являются страны дальнего зарубежья с долей 80% [3]. Наибольшее количество товаров из государств СНГ поставляет Украина, Белоруссия и Казахстан. Наиболее зависимыми от импорта продовольствия являются рынки мясных изделий, макаронных изделий, рынок шоколада и рынок сахара.
По общему мнению, отечественное мясо (и свинина, и говядина) выше по качеству, чем европейское, однако поставки его крайне нерегулярны и мясная аритмия по­стоянно дестабилизирует российский продовольственный рынок, что создает режим благоприятствования для экспансии европейского мяса и мясопродуктов.
Приоритет внешним факторам обеспечения продовольственной безопасности реализуется через разработку системы таможенной защиты отечественного продовольственного рынка. В этом отношении представляется возможным и рациональным использование опыта Европейского Союза. Создание единого экономического пространства обусловило ликвидацию таможенных барьеров внутри ЕС. При всех различиях входящих в него стран все без исключения экономически развитые страны активно поддерживают внутренние цены на уровнях, значительно превышающих мировые цены. В странах ЕС аграрные цены в 3–4 раза выше среднемирового уровня.
Поэтому страны ЕС придают большое значение защите своего аграрного рынка от мирового рынка. Осуществляется это следующими методами: установлением защитных (пороговых) цен, таможенной защитой путем взимания пошлин и компенсационных сборов, установлением нетарифных барьеров. Защитные цены представляют собой уровень таможенной защиты цен на продукцию мясного рынка стран ЕС от дешевой импортной продукции. Они определяются как разница между целевой ценой и торгово-транспортными издержками. Если продукция мясного рынка до пересечения границ имеет более низкую цену, чем защитная, применяются таможенные пошлины или компенсационные сборы.
Таможенные сборы устанавливаются на основе единого таможенного тарифа ВТО на сельскохозяйственную продукцию в виде процента к цене импортируемого товара. Их величина может изменяться в зависимости от уровня самообеспеченности данным продуктом, степени его обработки, времени ввоза в страны ЕС. Так, пошлины на продукцию мясного рынка устанавливаются на уровне 20% их таможенной стоимости.
Компенсационные сборы являются более гибким и жестким, чем таможенные пошлины, инструментом защиты рынка ЕС от ввоза. Компенсационные сборы практически устанавливаются вместе с защитной ценой. Размер компенсационного сбора постоянно меняется, так как он определяется как разница между жестко фиксированной защитной ценой и постоянно меняющейся ценой мирового рынка.
Компенсационный сбор и транспортные издержки внутри ЕС повышают мировую цену до целевой цены Общего рынка. Компенсационный сбор единый для всех стран ЕС и представляет собой налог на импорт. Он ставит в равные условия национальные и импортные товары на аграрном рынке ЕС. Компенсационные сборы уплачиваются экспортерами продукции мясного рынка при ввозе ее в страны ЕС взамен таможенных пошлин. Сборы перечисляются в бюджет Единого фонда для поддержки сельского хозяйства.
Нетарифные барьеры представляют собой ограничения на ввоз продукции сельского хозяйства в ЕС путем установления сроков карантина, предъявления повышенных требований к качеству продукции, ее упаковке или же путем установления особого стандарта при расфасовке продукции.
Экспортный налог имеет противоположное компенсационному сбору назначение. Он служит средством ограничения экспорта товаров, когда мировые цены на эти товары выше защитных цен на соответствующие товары на 2 %. Налог определяется как разница между мировой ценой и защитной ценой. Он ставит в равное положение товары на экспорт и для внутренней продажи на рынке ЕС. Для ограничения экспорта применяются прямые запреты, квотирование и лицензирование. Опыт ЕС может быть использован для внешнеэкономического регулирования рынка продовольствия в РФ. Тем более это важно в связи с растущим экспортом продовольствия ячменя, пшеницы, семян подсолнечника) из Северо-Кавказского региона и, в частности из Ростовской области. Однако необходимо учитывать результаты теоретического анализа воздействия протекционистской политики на отечественную экономику.
Теоретической основой воздействия протекционистской политики на национальное производство является микроэкономический анализ нарушений общего равновесия в результате введения дополнительного налога (таможенной пошлины).
Неоклассическая теория допускает единственный случай нарушения свободы торговли через установление оптимального таможенного тарифа: большая открытая экономика с большим спросом может ввести таможенный тариф для улучшения условий торговли с целью заставить иностранцев снизить цены (парадокс Мецлера). Такая политика оправдана для сельскохозяйственных товаров с низкой эластичностью. В качестве примера можно привести введение дополнительных таможенных пошлин на какао-бобы из Ганы в 1960 г., сливочное масло из Новой Зеландии в 70-х годах, когда поставщики снизили цены для сохранения английского рынка.
В условиях глобализации роль импортных таможенных пошлин снижается: в США в конце XIX в. они составляли 50% бюджета, сейчас — 1,5% [4]. В развивающихся странах они еще велики, в РФ обеспечивают около 30% доходов госбюджета. В 50-е гг. доля импорта в развитых странах составляла менее 5% ВНП, сейчас она приближается к 15%. Внешнеторговая политика — это политика, проводимая с целью оказания прямого воздействия на количество импортируемых или экспортируемых товаров и услуг. В качестве примера протекционистской торговой политики рассмотрим, что произойдет, если правительство запретит импорт продовольствия. При любом данном значении реального обменного курса объем импорта должен уменьшиться, т.е. величина чистого экспорта (экспорт минус импорт) должна возрасти.
Проведенный анализ показывает, что протекционистская торговая политика не влияет на сальдо текущего счета платежного баланса. Модель показывает, что протекционистская политика ведет только к повышению реального обменного курса. Удорожание товаров отечест­венного производства, по сравнению с иностранными товарами, ведет к снижению чистого экспорта, сводя на нет увеличение чистого экспорта, которое было вызвано протекционистскими мерами. Для изменения сальдо текущего счета необходимо изменить счет движения капитала, который отражает соотношение между инвестициями и сбережениями. Поскольку протекционистская политика не затрагивает ни инвестиции, ни сбережения, она не может повлиять на счет движения капитала и на счет текущих операций.
При повышении реального обменного курса товары и услуги собственного производства становятся более дорогими по сравнению с иностранными. Таким образом, в новой точке равновесия объем экспорта будет меньше. А поскольку чистый экспорт остается неизменным, то страна будет меньше импортировать. Таким образом, протекционистская политика, т.е. внешнее регулирование продовольственной безопасности, ведет к уменьшению объемов, как импорта, так и экспорта.
Более эффективным средством целенаправленного воздействия на соответствующую отрасль национального производства, в том числе и сельскохозяйственного, является субсидирование производителей. Этот механизм можно рассматривать к качестве внутреннего фактора обеспечения продовольственной безопасно­сти. В связи с тем, что тарифные барьеры и внутреннее субсидирование тесно взаимосвязаны, в странах ЕС установлены очень жесткие границы объема и масштабов государственной поддержки сельского хозяйства, превышение которых ведет к двойным штрафам.
Для России может быть полезен опыт Польши по косвенному регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию. В 1990 г. здесь было создано Агентство аграрного рынка [4], деятельность которого включает интервенционные закупки и распродажу излишков сельскохозяйственной продукции и продовольствия на отечественном и внешнем рынках, в том числе организованного импорта; накопление и обслуживание государственных резервов сельскохозяйственной продукции и продовольствия; предоставление кредитных гарантий хозяйствующим субъектам; развитие инфраструктуры рынка; сбор конъюнктурной информации и анализ рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия; составление прогноза; информирование рыночных субъектов и правительства о положении на сельскохозяйственном рынке.
Работники аналитической службы Агентства наблюдают за ценами, делают вывод о состоянии рыночной конъюнктуры, выявляя и прогнозируя устойчивое отклонение соотношения спроса и предложения от состояния равновесия, рассчитывают объемы убыточного предложения или убыточного спроса и готовят рекомендации для президента Агентства по проведению закупочных и товарных интервенций на соответствующих рынках. Планы интервенций утверждаются еще до начала очередного года (под них рассчитываются необходимые финансовые ресурсы) на основании прогнозной оценки колебаний рыночной конъюнктуры.
Смысл закупочных интервенций состоит во вмешательстве государства в рынок с целью изъятия различными способами избыточного количества определенного вида сельскохозяйственной продукции и тем самым стабилизации конъюнктуры, повышения цен.
Закупочные интервенции осуществляются по интервенционным ценам, определяемым на нижнем уровне колебания средних рыночных цен. Такая цена дает возможность нормально работающим товаропроизводителям получать минимальный доход, достаточный для воспроизводства.
Товарные интервенции (распродажи) являются формой вмешательства Агентства на дефицитных рынках для компенсации избыточного спроса. Они осуществляются в основном через аукционы и товарные биржи. Их механизм прост: рассчитывается минимальная интервенционная цена для реализации определенного, с учетом отклонений рыночных цен от средних показателей, количества данного вида продукции. Эта продукция реализуется на свободных торгах по ценам не ниже минимальной интервенционной.
Агентство проводит также операции по изъятию абсолютно избыточных объемов сельскохозяйственной продукции с внутреннего рынка. Специфическим направлением деятельности Агентства является формирование и обслуживание государственных резервов. Бюджетные деньги поступают на счет Агентства и делятся в зависимости от направления их применения на две части: для проведения интервенций (50%) и создания резервов (50%).
Проведенный анализ показывает, что в России необходимо переходить от жесткой протекционистской политики к более адресной поддержке отечественных сельхозпроизводителей через субсидирование доходов и поддержание общего уровня цен условиях их резкого колебания.
Таким образом, в обеспечении продовольственной безопасности надо переходить от внешних, чисто фискальных способов (таможенных пошлин) к целенаправленной поддержке отечественного сельскохозяйственного производства.


Литература
1. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. — 1995. — № 3. — С.3.
2 Михайличенко А. Механизм обеспечения экономической безопасности // Мировая экономика и международные отношения. — 1996. — № 7. — С.119.
3. Внешняя торговля России в 1997 году // Экономика и жизнь. — 1998. — № 7. — С.26
4. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. — М., 1996. — С.37.
5. Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. — 1995. — № 9. — С. 14.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия