| | Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008 | | ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Корчагина Е. В. доцент кафедры менеджмента Санкт-Петербургского филиала Государственного университета — Высшая школа экономики,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье проведен анализ структуры нефинансовой отчетности российских компаний. Выделен один из наиболее перспективных элементов нефинансовой отчетности — отчетность устойчивого развития. Исследована специфика практического применения российскими и зарубежными компаниями одного из наиболее распространенных в мире стандарта отчетности устойчивого развития GRI | Ключевые слова: концепция устойчивого развития, социальные показатели, экологические показатели, экономические показатели, устойчивое развитие, стандарт отчетности | Проблема практического применения концепции устойчивого развития является в настоящий момент чрезвычайно актуальной. Усиление государственного регулирования в экологической и социальной сферах в развитых странах приводит к повышению требований к социально-ориентированной деятельности компаний. Этот процесс сопровождается расширением системы традиционной финансовой отчетности и включением в нее информации нефинансового характера. По мере того, как концепция устойчивого развития становится общепризнанной основой публичной политики и корпоративной стратегии, все большее число компаний берется за практическую реализацию этой концепции. Разработка единой системы показателей устойчивого развития становится все более актуальной в связи с необходимостью более точного определения текущего состояния компании, а так же с важностью учета полного комплекса внешних и внутренних факторов при формировании стратегии развития.
Система комплексного анализа и оценки устойчивого развития позволяет повысить конкурентоспособность организации в условиях глобальной экономики с помощью:
— разработки эффективной системы стратегического и тактического управления организацией, позволяющей учитывать не только экономические, но также социальные и экологические последствия ее деятельности;
— увязки отдельных корпоративных функций — финансового планирования, маркетинга, производства, сбыта, исследований и разработок — в единое стратегическое целое;
— оценки вклада организации в природный, кадровый и социальный капитал. Эта оценка расширяет привычные горизонты финансовой отчетности, создает более полную картину долгосрочных перспектив, помогает определить социальный и экологический вклад организации в устойчивое развитие региона, а так же ценность ее продукции и услуг с точки зрения устойчивого развития;
— анализа основных проблемных областей и потенциальных возможностей организации в экономической, экологической и социальной сферах;
— прогнозирования возможных позитивных и негативных перемен во внешней среде и их влияния на деятельность организации;
— создания и развития системы конструктивных коммуникаций со всеми заинтересованными участниками бизнес-сообщества: инвесторами, клиентами, поставщиками, посредниками, государственными и общественными организациями, средствами массовой информации и собственными сотрудниками. Прозрачность и открытый диалог организации с целевыми аудиториями о достигнутых показателях, приоритетах и планах устойчивого развития помогают создать партнерские отношения и укрепить взаимное доверие;
— повышения рыночной стоимости акций компании и укрепления ее финансовой стабильности.
Проведем исследование особенностей практики применения отчетности устойчивого развития российскими и зарубежными компаниями. Для обеспечения сопоставимости исследуемых данных рассмотрим отчеты компаний, использующих стандарт GRI. Стандарт GRI (Global Reporting Initiative) или «Глобальная инициатива по отчетности» является одной из наиболее широко распространенных систем отчетности устойчивого развития. Он был разработан в 1997 году Коалицией за экологически ответственный бизнес, и формирует отчетность по принципу «трех корзин» или «триединого итога» (Triple Bottom Line): экономика компаний, экология производства и социальная политика. В настоящее время стандарт GRI используют более 2000 компаний во всем мире. Методология отчета постоянно совершенствуется в целях обеспечения совместимости информации, представляемой в нефинансовых отчетах и повышения степени применимости стандарта в организациях различных сфер деятельности. В апреле 2006 года была опубликована третья версия Руководства (G3). Она включила в себя принципы определения структуры отчета, качества представленной информации и комплекс показателей, отражающих подходы в области менеджмента.
При реализации концепции устойчивого развития организации должны придерживаться следующих основных принципов:
— производить продукцию, выполнять работы и оказывать услуги для удовлетворения потребностей целевой аудитории на высоком качественном уровне;
— постоянно проводить совершенствование производственно-технологического комплекса;
— создавать благоприятный психологически климат в коллективе;
— заботиться о повышении профессионального и образовательного уровня сотрудников;
— создавать условия, способствующие творческой самореализации сотрудников;
— обеспечивать экологическую безопасность, снижать загрязнение окружающей среды при осуществлении производственных процессов;
— использовать технологии производства, ориентированные на экономное использование природных ресурсов;
— участвовать в решении социальных и экологических проблем в районах деятельности организации;
— работать над укреплением деловой репутации и имиджа организации.
Семейство документов GRI включает четыре блока документов: рекомендации по отчетности устойчивого развития, которые описывают содержание и структуру отчетов устойчивого развития и являются основой для остальных документов GRI; отраслевые приложения, учитывающие особенности и проблемы устойчивого развития в различных отраслях экономики; разъясняющие документы по отдельным вопросам и категориям устойчивого развития; технические протоколы, предлагающие конкретные измерители показателей устойчивого развития с процедурами и формулами расчетов. Таким образом, семейство документов GRI позволяет обеспечить единый подход к анализу и оценке устойчивого развития для организаций различных отраслей и масштабов деятельности [3].
Проанализируем историю развития и основные тенденции отчетности устойчивого развития в России и мире. Среди лидеров в освоении нефинансовой отчетности можно назвать такие страны, как Великобритания, Канада и Япония. Первые нефинансовые отчеты были выпущены крупными европейскими компаниями еще в 70-х годах прошлого века и, в основном, они затрагивали экологические аспекты деятельности. К концу 90-х годов нефинансовые отчеты становились более подробными и комплексными, затрагивая все более широкий круг как экологических, так и социальных проблем.
Динамика изменения структуры нефинансовой отчетности в мире представлена на диаграмме 1. Диаграмма 1 показывает, что за 15 лет с 1992 по 2007 гг. структура нефинансовой отчетности значительно изменилась. До 20% снизилось количество исключительно экологической отчетности, составлявшей на протяжении пяти лет — с 1992 по 1997 гг. — более 90% общего числа отчетов. В настоящее время количество отчетов устойчивого развития и корпоративной ответственности возросло до 75% от общего числа нефинансовых отчетов. Таким образом, динамика мирового развития в области нефинансовой отчетности заключается в постоянном расширении числа анализируемых и предоставляемых в открытый доступ показателей, описывающих весь спектр воздействия организаций на экономическую, социальную и экологическую среду в целях освещения различных аспектов деятельности по отношению к заинтересованным сторонам.
Россия на сегодняшний день отстает от общемировой практики применения концепции устойчивого развития. Из 4275 компаний, составляющих нефинансовую отчетность и зарегистрированных на сайте corporateregister.com, на долю России приходится всего 12. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), на 10 июля 2008 года в Национальный Регистр внесены нефинансовые отчеты шестидесяти одной компании. Всего, начиная с 2000 г., зарегистрировано 134 отчета, среди которых 28 являются отчетами в области экологии, 84 — социальными отчетами и 22 можно отнести к отчетам в области устойчивого развития [14]. Структура нефинансовой отчетности российских компаний по видам представленных отчетов представлена на диаграмме 2. Анализируя ее, можно увидеть, что наблюдается значительный перевес в пользу предоставления информации о социальных аспектах деятельности (63%). Отчетность устойчивого развития составляет около 21% нефинансовой отчетности. | | | Диаграмма 1. Динамика изменения структуры нефинансовой отчетности [8] Источник: www.corporateregister.com | | Структура нефинансовой отчетности российских компаний | | Диаграмма 2. Рассчитано по данным РСПП | В России нефинансовая отчетность в основном разрабатывается компаниями нефтяной, энергетической и металлургической отраслей промышленности. Компании, относящиеся к финансовой, торговой, отраслям и сфере услуг, т.е. работающие на потребительском, а не на промышленном рынке, оказываются значительно менее вовлеченными в процесс разработки нефинансовой отчетности. Предоставляемая компаниями этих отраслей нефинансовая отчетность относится в основном к социальной отчетности, т.е. не носит комплексного характера. В основном это связано с нежеланием открывать финансовые и экономические параметры деятельности. Структура нефинансовой отчетности по отраслям экономики представлена на диаграмме 3.
Процесс разработки нефинансовой отчетности непосредственно связан с уровнем информационной открытости и прозрачности деятельности организаций, которые, в свою очередь, обусловлены общим состоянием деловой среды и развитостью системы корпоративного управления. Информационная открытость позволяет стейкхолдерам свободно ознакомиться с интересующими их аспектами деятельности компании. Необходимо признать, что в настоящее время уровень открытости российских компаний является крайне низким. По данным РСПП практически треть компаний, разрабатывающих те или иные виды нефинансовой отчетности, вообще не имеет корпоративного сайта, другая треть имеет сайт, но не отражает на нем вопросы корпоративной ответственности. Среди тех компаний, которые размещают в открытом доступе нефинансовую отчетность, большинство публикуют информацию в виде общего обзора приоритетных направлений социальной политики [1, с.25]. | | Отраслевая структура нефинансовой отчетности (РФ) | | Диаграмма 3. Рассчитано по данным РСПП | | Структура отчетности устойчивого развития по отраслям экономики (РФ) | | Диаграмма 4. Рассчитано по данным РСПП | Несмотря на то, что отчетность устойчивого развития в настоящее время находится в России в зачаточном состоянии, постепенно все большее число отечественных компаний осознает важность ее разработки и представления в открытом доступе. Безусловно, в первую очередь, это касается крупных национальных компаний и подразделений транснациональных корпораций, работающих в России. Это связано с необходимостью формирования положительного имиджа на международном рынке для повышения доверия инвесторов и других стейкхолдеров.
На сегодняшний день отчетность устойчивого развития составляется 14 компаниями, ведущими деятельность на территории РФ. Шесть из них относятся к нефтегазовому сектору: ОАО «Сибнефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Татнефть», BP, Концерн «Шелл», ОАО «Новатэк», три — к сектору электроэнергетики: РАО «ЕЭС России», ОАО «ОГК-1», ОАО «ОГК-4», четыре — к металлургическому и горнодобывающему сектору: Alcoa Inc., ОАО «Полюс Золото», ОАО «Чусовской металлургический завод», ОАО «Выксунский металлургический завод», одна — к сектору некоммерческих организаций: Детский фонд «Виктория». Отраслевая структура отчетности устойчивого развития российских компаний представлена на диаграмме 4. Динамика предоставления отчетности устойчивого развития в разрезе отраслей экономики представлена на диаграмме 5.
Для сравнительного анализа содержания отчетов устойчивого развития в России и за рубежом, рассмотрим отчеты пяти западных компаний, относящихся к различным отраслям экономики и разрабатывающих отчетность устойчивого развития в соответствии со стандартом GRI: General Electric (многопрофильная компания, работающая в сфере высоких технологий, информационных, производственных, и финансовых услуг), Fuji Xerox (производство высокотехнологичной продукции), Chevron (нефтедобыча и переработка), Diageo (производство алкогольной продукции) и Microsoft (разработка программного обеспечения и интернет-технологий). Затем сравним их с отчетами российских компаний, также использующих стандарт GRI при подготовке отчетности устойчивого развития.
Общим, и, безусловно, положительным моментом практики использования стандарта GRI, является четкая формулировка целевой аудитории. Решение об информационном наполнении отчета по устойчивому развитию опирается на те цели и задачи, которые формирует организация, приступая к разработке отчета. Цели и задачи, в свою очередь, определяются фокусировкой на интересах тех категорий стейкхолдеров, которые представляются компании наиболее важными в настоящий момент. Можно отметить, что в выбранной для анализа группе иностранных компаний, целевая аудитория формулируется достаточно широко — как минимум, в нее входят группы потребителей, сотрудников, поставщиков и местных сообществ. В группы взаимодействия GE дополнительно входят акционеры компании; Chevron и Diageo — акционеры, партнеры, общественные организации, правительства стран, в которых компания осуществляет свою деятельность; Microsoft — дополнительно к вышеперечисленным группам включает конкурентов и детализирует категорию клиентов, выделяя такие сегменты, как негосударственные организации и пользователи — дети. В отчетах российских компаний адресность зачастую сформулирована более четко, например, для BP — это группы общественности, для Лукойла — властные структуры, для РАО ЕЭС — акционеры, инвесторы и органы местного самоуправления [1, с.40]. | | Динамика отчетности устойчивого развития по отраслям экономики (РФ) | | Диаграмма 5. Рассчитано по данным РСПП | Большая часть и зарубежных, и российских компаний, разрабатывает отчеты за календарный год. В то же время некоторые российские организации публикуют агрегированную отчетность за двухгодичный период (ОАО Лукойл, РАО ЕЭС). Западные компании включают в отчет информацию о территориальном охвате и деятельности подразделений, находящихся за пределами родной страны. Российские компании отличаются разнообразием подходов к этому вопросу. Часть компаний дает общую характеристику деятельности по всему миру, включая в отчет разделы, относящиеся к работе на российском рынке (например, концерн Шелл). Часть отражает данные, касающиеся только основных российских активов компании (например, ОАО Лукойл).
При анализе содержания отчетов устойчивого развития можно выделить следующие основные аспекты. Описание профиля деятельности компании является обязательным для правильного и глубокого понимания остальных разделов отчета. Этот раздел присутствует во всех отчетах устойчивого развития как российских, так и иностранных компаний. Российские организации зачастую помещают в этом разделе несколько избыточные сведения (ОАО Лукойл, Детский фонд Виктория и др.). Часто компании включают в отчет раздел, посвященный истории создания и развития бизнеса. Этот раздел не является обязательным ни для одного стандарта отчетности устойчивого развития. В то же время, он представляет особенный интерес для российских предприятий, поскольку большинство из них в прошлом являлись государственными и процесс их перехода в частную собственность имел скорый и непубличный характер. Около половины отчетов российских компаний включают историческую информацию. Еще одно важное отличие касается разделов, посвященных описанию стратегий, политики и системы управления компанией в целом и ее устойчивым развитием в частности. В отчетах иностранных компаний такая информация описана достаточно подробно. Примерно в половине отчетов российский компаний данный раздел также проработан детально (например, Детский фонд Виктория). Другая часть российских организаций рассматривает этот раздел кратко и фрагментарно.
Рассмотрев общие параметры отчетов устойчивого развития, перейдем к исследованию экономической, экологической и социальной деятельности компаний. При анализе экономической составляющей отчета устойчивого развития необходимо отметить, что этот раздел имеет большое количество интерпретаций, как в России, так и в мире в целом. Поскольку GRI предоставляет компаниям свободу в выборе показателей, характеризующих экономические аспекты их деятельности, а также возможность разработки неполной (фрагментарной) отчетности, компании выбирают различные критерии. Соответственно, сравнение отчетов различных компаний является достаточно сложной и трудоемкой задачей, требующей отдельного исследования. На качественном уровне анализа мы можем выделить зависимость между целевой аудиторией отчета устойчивого развития (и, соответственно, целями отчета) и теми показателями, которые использует компания. Например, отчет ОАО Лукойл отражает вклад компании в социально-экономическое развитие регионов присутствия, возможности и барьеры, с которыми сталкивается компания, а также воздействие законодательного регулирования на основные экономические показатели. В отчете используется восемь количественных показателей. Таким образом, отчет ориентирован на демонстрацию положения компании во внешней среде и наиболее интересен для структур местного самоуправления. Отчет ОАО «Татнефть», наоборот, сконцентрирован на вопросах управления экономической деятельностью, использования инновационных технологий и разработки политики энергоэффективности. (в нем подробно анализируется результативность нескольких производственных программ). В отчете использованы около двадцати количественных показателей. Т.е. здесь акцент сделан на анализе внутренней среды и совершенствовании процессов управления компанией. Такой отчет представляет интерес для партнеров и инвесторов. Сравнение отчетов представляется достаточно сложным именно потому, что они ориентированы на разные целевые аудитории. Несмотря на то, что компании работают в одной отрасли, общих количественных показателей, используемых в отчете только два: объем налоговых платежей и доля трудноизвлекаемых запасов. Для обеспечения сопоставимости в отчеты должна быть включена информация, важная с точки зрения различных целевых аудиторий. В эту группу входят такие базовые показатели, как объем реализации продукции, объем прибыли, затраты на оплату труда работников и т.д. Использование таких показателей в отчетах устойчивого развития обеспечивает сопоставимость данных, независимо от того, на какие сегменты целевой аудитории ориентирован тот или иной отчет.
Экологический аспект устойчивого развития является наиболее разработанным и общепризнанным. Вопросы экономного использования природных ресурсов и снижения вредного воздействия на окружающую среду включены в отчетность практически всех компаний. Особенностью крупных российских компаний является включение в отчеты информации об инвестиционных программах в области технологической модернизации. В большинстве отчетов сформулированы принципы и стратегии экологической политики организации. Например, в отчете ОАО «Татнефть» в качестве важнейших принципов экологической политики отмечены: системный подход; снижение энергоемкости производства; применение технологий, направленных на обеспечение экологической безопасности; повышение эффективности использования ресурсов; экологический мониторинг; открытое предоставление экологической информации [14]. Анализ количественных показателей экологической компоненты отчетов показывает, что в основном публикуются показатели, характеризующие затраты компании на проекты технологического переоснащения производства, оздоровление населения, рекультивацию земель и другие природоохранные мероприятия. В то же время далеко не все компании указывают точные и подробные данные, характеризующие их влияние на загрязнение окружающей среды. Этот факт говорит о стремлении компаний скрыть информацию о проблемных аспектах и представить свою деятельность в положительном свете.
Наиболее объемной частью практически любого отчета устойчивого развития является социальный компонент. В общем случае социальные показатели включают в себя: охрану здоровья сотрудников, улучшение условий труда, повышение их профессионального уровня и квалификации, производство качественной продукции, построение системы взаимоотношений с потребителями, соблюдение прав человека, разработку системы взаимодействия с местными сообществами и программ развития территорий присутствия. Безусловно, разные компании включают различные социальные показатели. Наиболее распространенными для российских компаний являются показатели социальной политики в отношении сотрудников и благотворительная деятельность. Первое связано с тем, что существующие и потенциальные работники являются важной группой стейкхолдеров для любой компании. От их лояльности к компании напрямую зависит удовлетворенность потребителей, имидж бренда и эффективность деятельности. Инвестируя средства в профессиональный и образовательный рост своих сотрудников, компания инвестирует в собственное развитие. Второе вызвано доминирующим по сегодняшний день в России отношением к благотворительности как основной форме реализации социальных обязательств компании. Российские компании зачастую берут на себя часть социальных функций государства, не получая выгоды от благотворительной деятельности. Особенно часто это происходит в тех районах, где предприятие является градообразующим. В этом заключается одно из основных отличий отчетов устойчивого развития российских компаний от зарубежных. Иностранные компании очень редко занимаются благотворительностью в традиционном понимании (т.е. полностью безвозмездно). Как правило, такие программы реализуются только в случае острой необходимости и при условии, что компания может себе это позволить. В большинстве случаев иностранные компании реализуют так называемую стратегическую благотворительность, которая подразумевает эффект отдачи в долгосрочной перспективе. Допустим, инвестируя средства в образование сотрудников, компания рассчитывает получить более квалифицированных работников. Предоставляя сотрудникам льготное медицинское обслуживание или приобретая новое, более экологичное оборудование, компания не только заботится об их здоровье, но и повышает эффективность их труда.
Еще одно отличие социальных отчетов российских компаний заключается в том, что они достаточно редко обращаются к теме построения взаимоотношений с потребителями. Маркетинговые технологии успешного взаимодействия с целевыми группами потребителей уже давно и прочно вошли в управленческий арсенал западных компаний. В основе их рыночных стратегий лежит позиционирование компании и ее продуктов, разработанное на основе исследования потребительских оценок стандартов поведения компании в области качества, безопасности, надежности и экологичности товара, адекватности ценовой политики, удобства приобретения, уровня сервисного обслуживания, этичности рекламы. Российские компании в отчетах устойчивого развития уделяют внимание в основном аспектам подтверждения качества производимых товаров и услуг с помощью систем сертификации различного уровня. Некоторые российские компании все же включают в отчетность устойчивого развития политику в области взаимоотношения с потребителями. Примером может служить ОАО «Выксунский металлургический завод», в отчет которого вошли такие базовые принципы, как: ориентация на потребителей, сегментация рынка, организация производства в соответствии с рыночным спросом, стратегическое планирование.
Подводя итог, можно сказать, что все проанализированные компании, как иностранные, так и российские, принимают необходимость практической реализации концепции устойчивого развития. У многих из них процедура оценки действий с позиций экономической, экологической и социальной результативности встроена в структуру управления и осуществляется на всех уровнях работы компании. Стандарт GRI является применимым и полезным для подготовки отчетов устойчивого развития в российских условиях в силу структурированности и социальной ориентации. В то же время необходима его адаптация к российской экономической реальности. В частности, требуется увязка базовых принципов социально ответственного бизнеса с особенностями системы экономических и неэкономических отношений субъектов хозяйственной деятельности. Для дальнейшего распространения отчетности устойчивого развития необходимо вовлечение в этот процесс представителей малого и среднего бизнеса. |
| |
|
|