Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Бармута К. А.
доцент кафедры экономики и менеджмента Донского государственного технического университета (г. Ростов-на-Дону),
кандидат экономических наук


Соотношение затрат и времени в процессе создания инноваций
В работе рассмотрены основные характеристики и модели процесса создания инноваций. Установлено, что существует объективная и реальная зависимость между затратами и временем в ходе реализации инновационного процесса. Представлены модели, которые могут быть эффективно использованы в процессе управления инновационной деятельностью промышленных фирм
Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, зависимость "затраты - время", максимизация прибыли

Изменения во всех сферах хозяйственной деятельности и жизни человека неразрывно связаны с инновациями. Они возникают не сами по себе, а являются результатом деятельности человека. Инновация, как и любой продукт, независимо от области проявления требует для своего создания определенных затрат и ресурсов. Инновация создается с определенной целью, а ее реализация должна привести к желаемому результату. Таким образом, инновацию следует рассматривать как конечный результат инновационного процесса.
Инновационный процесс есть процесс последовательного превращения идеи в продукт — инновацию, проходящий ряд взаимосвязанных этапов. Схематически он охватывает следующие этапы: фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, проектирование, строительство, освоение, промышленное производство, реализация произведенного продукта. Такое понимание стадий разработки инноваций во многом определяется тем, что инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование научных исследований для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции с последующей коммерциализацией результатов.
Современный этап развития науки, техники, экономической и организационной систем характеризуется большим разнообразием инноваций, которые различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, по уровню распространения и воздействия на социально-экономические процессы. Это означает, что инновационный процесс необходимо рассматривать как целенаправленную систему мероприятий по разработке, внедрению, освоению, диффузии и коммерциализации новшеств. Отмеченная неоднородность инноваций придает особую сложность методам и способам по ее управлению. Инновационные процессы как объект управления характеризуются неопределенностью, вариантностью и, за редким исключением, являются вероятностными. Это накладывает характерный отпечаток на управление, требует не только выявления взаимосвязи различных инноваций, но и решения более сложных задач по обеспечению поставленных целей в условиях неопределенности.
Инновационный процесс можно рассматривать с различных позиций. Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нововведений. В этом случае он может рассматриваться как инвестиционный проект. В-третьих, как временные этапы жизненного цикла инновации от возникновения идеи до ее разработки и распространения. Здесь он начинается с генерации новой, перспективной идеи и заканчивается получения прибыли от ее реализации на рынке.
В ряде публикаций инновационный процесс рассматривается как различные поколения моделей. Так, первое поколение инновационного процесса относится к периоду 1950–1960-х гг. Это поколение характеризуется следующей последовательностью: фундаментальные исследования — прикладные исследования — опытный образец — маркетинг — промышленный образец — производство — сбыт.
Второе поколение инновационного процесса относится к концу 1960 — началу 1970-х гг. Это параллельно-последовательная модель, в которой акцент сделан на важность рынка и реакцию на него НИОКР.
Третье поколение начало 1970 — середина 1980-х гг. Для этого периода характерна сопряженная модель: комбинация первого и второго поколений, учитывающая уровень развития инфраструктуры рынка и являющаяся адаптивной к ней.
Четвертое поколение середина 1980-х гг. по настоящее время. Это японская модель передового опыта, которая характеризуется значительным усложнением прямых и обратных связей. Особое внимание уделено на параллельную деятельность интегрированных групп специалистов, работающих одновременно над идеей по нескольким направлениям. Такой подход приводит к ускорению решения задачи, что, в свою очередь, обеспечивает высокую эффективность реализации идеи в готовый проект и всего инновационного процесса в целом.
Пятое поколение — настоящее время и будущее. Модель этого периода — модель стратегических сетей, стратегическая интеграция сил и средств, обеспечивающая эффективность исследований в рамках НИОКР.
Очевидным является вывод, что от результативности инновационной деятельности зависят прогресс и эффективность экономической системы. В связи с этим вопросы и проблемы, связанные с инновациями и управлением ими, являются актуальными и для России.
Перспективное развитие промышленного производства в России, как и в любой другой стране, зависит от эффективного инновационного процесса. Длительный кризис, охвативший российскую экономику в 80–90-е гг., сделал невостребованными работы, посвященные этой важной проблеме. Авторы большинства отечественных исследований считают процесс создания инноваций завершенным с началом промышленного изготовления нового продукта либо использования новой технологии. Логика рыночного производства показывает, что процесс создания продукт можно считать завершенным только тогда, когда этот новый продукт поступит в продажу и будет реализован.
Часто опытные образцы, прототипы и пилотные варианты продукта продаются потребителям или распространяются с целью их оценки с позиций потенциальных потребителей, но этот этап не завершает инновационный процесс. Чтобы новый продукт стал инновацией необходимо обеспечить определенный уровень его качества. Предприятие должно производить такое количество новых продуктов, которое не превышает емкости рынка и способно обеспечить получение прибыли. Иначе говоря, продукт должен быть реализован и обеспечить уровень рентабельности не ниже сложившегося среднего показателя в данной отрасли.
Проанализируем данные Ростовского областного комитета государственной статистики за 2002–2006 гг., характеризующие инновационный процесс по 28 проектам предприятий трех отраслей промышленности [1]. Инновационный процесс разделен на стадии следующим образом: стадия 1 — НИОКР, стадия 2 — разработка основных характеристик продукта, стадия 3 — создание и испытание опытного образца, стадия 4 — планирование производства и создание необходимых производственных мощностей, стадия 5 — промышленное производство и маркетинг новой продукции.
Для каждой инновации были выделены данные о затратах на каждой стадии, включая маркетинговые работы, и время, необходимое для завершения стадий инновационного процесса с учетом частичного совпадения. Заметим, что если сумма затрат по всем стадиям дает представление о стоимости реализации инновационного проекта, то сумма времени по каждой стадии не совпадает с продолжительностью проекта, так как некоторые стадии могут осуществляться одновременно. Иллюстрация типичного проекта приведена на рис. 1, где общая продолжительность проекта (18 мес.) представляет собой разницу между продолжительностью всех стадий (24 мес.) и временем их пересечения (6 мес.).
Рис. 1. Продолжительность стадий инновационного процесса
Представим данный процесс в виде формулы:
Значительная часть исследований в сфере экономики инновационных процессов была ориентирована на изучение затрат предприятий на НИОКР. Однако это лишь часть затрат инновационного процесса. В контексте данного исследования следует определить, где заканчиваются НИОКР. Можно утверждать, что НИОКР соответствуют первым трем стадиям инновационного процесса, определенным в данной работе. В табл. 1 показана доля затрат на НИОКР в общих затратах инновационного процесса по проектам предприятий трех отраслей промышленности области: химической и нефтехимической, машиностроения и металлообработки, электроэнергетики.
Таблица 1
Затраты на НИОКР в общих затратах на инновации (%)
Эти данные приведены для продукт-инноваций, в то время как данные по процесс-инновациям (новые технологии) могут быть иными. Следует заметить, что уровень затрат на НИОКР в целом по предприятию может быть выше, так как часть разработок не получает коммерческой реализации.
Новый продукт может быть разработан и выпущен на рынок раньше или позже, в зависимости от объемов средств, направляемых на его разработку и интенсивности проведения работ. Существует объективная и реальная зависимости между затратами и временем реализации инновационного процесса. Зависимость «затраты — время» экономисты исследуют в разных аспектах. Ф. Шерер изучает теоретические аспекты зависимости «затраты — время» в сфере НИОКР [3]; М. Пек и Ф. Шерер исследовали роль зависимости «затраты — время» в военных проектах; временные затраты особых НИОКР были эмпирически рассмотрены Ю. Савиллом для производства горного оборудования [4].
В нашем представлении инновационный процесс не ограничивается только НИОКР. Он направлен на создание продукта, который должен быть продан, а не просто предложен потребителям, что требует значительно большего объема работ по сравнению с НИОКР.
Рассмотрим концепцию зависимости «затраты — время» более детально. Инновация характеризуется значительной степенью неопределенности, а оценки затрат ресурсов и времени носят вероятностный характер. Фактические затраты и время будут существенно отличаться от прогнозируемых. Для каждого проекта существует совместная вероятность наступления результатов проекта (Р), времени по его реализации (t) и затрат на инновационную деятельность (с), которую можно выразить как f(t, с, Р). Вероятности по затратам и времени зависят от тех результатов проекта, которые мы желаем получить. При этом Р можно считать фиксированным и можно рассматривать двухфакторную модель вероятности f(t, с).
На рис. 2 представлена функция зависимости «затраты — время». Точки А и В находятся на кривой, в то время как точки С и D над ней. Последние никогда не станут отражать зависимость «затраты — время», пока то же самое ожидаемое время можно достичь с меньшими ожидаемыми затратами. Таким образом, функция отражает стратегии минимальных ожидаемых затрат при заданном ожидаемом времени. Так как инновация уникальна, то распределение времени и затрат для конкретной стратегии нельзя построить на основе данных предыдущих проектов, несмотря на то, что предыдущий опыт может быть весьма значим при оценке текущих проектов.
Экономисты полагают, что функция зависимости «затраты — время» имеет отрицательный наклон и показывает понижающуюся эффективность (выгнутость функции) [2].
Из анализа инновационных проектов можно сделать вывод, что функция зависимости «затраты — время» может быть представлена достаточно простым уравнением корреляции, параметры которого изменяются от инновации к инновации:
где С — ожидаемые инновационные затраты;
t — ожидаемое время;
v, a, f — параметры, меняющие от инновации к инновации (определяются на основе экспертных оценок руководителей инновационных проектов).
Рис. 2. Функция зависимости «затраты — время»
Зависимость функций «затраты — время» с требуемыми характеристиками представлена на рис. 3.
Рис. 3. График эластичности затрат в зависимости от времени
С ростом t параметр С стремится к v, которое представляет минимальные затраты по инновации. Но, с другой стороны, t стремится к a с ростом С, то a — минимальное ожидаемое время завершения инновации.
Эластичность затрат в зависимости от времени —
Как было замечено выше, существует возможность одновременного выполнения стадий инновационного процесса. Существуют два случая пересечения стадий j и (j+1) инновационного процесса, представленные на рис. 4.
Первый случай характеризуется одновременным окончанием обеих стадий.
В большинстве случаев стадия (j+1) короче, чем стадия j, и они заканчиваются в одно и то же время. В ряде случаев данные стадии одинаковы по продолжительности.
Второй случай характеризуется тем, что стадия j заканчивается тогда, когда последующая стадия выполнена примерно на 30–70%.
Эта точка на кривой зависимости «затраты — время» будет максимизировать ожидаемую дисконтированную прибыль фирмы по каждой инновации?
Рис. 4. Пересечение стадий инновационного процесса
Обозначим результирующую взаимосвязь между ожидаемой дисконтированной прибылью и продолжительностью проекта R(t), где t — продолжительность проекта. Рис. 5 иллюстрирует случай, когда R(t) представляет линейную функцию, а С(t) — функцию зависимости «затраты — время», рассмотренную выше.
Ожидаемая дисконтированная прибыль составит:
Рис. 5 Денежные единицы C(t) и R(t) гипотетической инновации
Значение t, удовлетворяющее выражению (8), представляет собой «оптимальную» продолжительность проекта при предположении линейности функции в условиях неопределенности. Данная продолжительность должна максимизировать ожидаемую прибыль, если руководство предприятия правильно оценило С(t) и R(t). Сравнение этого «оптимального» результата с фактической зависимостью «затраты — время» обозначает насколько эта зависимость отличается от ожидаемой на момент окончания проекта.
Подставляя значения a, f, v и dR/dt в выражение (8), определяем значение t, которое удовлетворяет условию максимизации ожидаемой прибыли.
Ожидаемые потери прибыли из-за одномесячной задержки в завершении проекта были приняты как приближенные к dR/dt. Используя эту величину и оценочные величины a, f, v, решаем выражение (8) для t*, и определяем значение t, которое должно максимизировать ожидаемую прибыль.
Представленные модели могут быть эффективно использованы в процессе управления инновационной деятельностью промышленных фирм при условии создания действенной системы учета инновационных затрат по основным этапам реализации инновации. В то же время возникает реальная возможность моделирования инновационных проектов на стадиях их формирования на основе приведенных выше моделей в направлении повышения их потенциальной эффективности.


Литература
1. Об инновационной деятельности промышленных предприятий Ростовской области. Аналитическая записка. Ростовского областного комитета государственной статистики. — Ростов н/Д, 2002–2006.
2. Mason E. The anatomy of the product innovation process. — Review of Economics and Statistics. — 1991 (May).
3. Peck M., Scherer F.M. The Weapons Acquisition Process. — Cambridge: Harvard University Press, 1982.
4. Saville Y. Mining machine industry. — Iron and Coal Traders Review (September 19, 1988).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия