Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Белякова Е. В.
доцент кафедры маркетинга Сибирского государственного аэрокосмического университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук


Современные управленческие технологии как основа инновационного развития региона
В статье рассматриваются управленческие технологии, определяющие новый подход к повышению эффективности региональной экономики, раскрываются особенности кластера как современной управленче­ской технологии, предложена методика реализации данной технологии на примере туристского кластера в Красноярском крае
Ключевые слова: управленческие технологии, инновационное развитие территории, региональный кластер, кластер туризма

Концепция долгосрочного социально-экономиче­ского развития Российской Федерации акцентирует внимание на переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния [1]. Ведущим фактором экономического роста и национальной конкурентоспособности в инновационной экономике становится интеллект, творческий потенциал человека, а источник высоких доходов — это не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов и высокой мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций.
Особое значение в инновационной экономике отводится регионам, динамичное и стабильное развитие которых определяется знанием, новыми технологиями и активным представительством в мировом экономическом пространстве. Можно выделить ряд приоритетов, отражающих новый этап территориального развития и усиления роли российских регионов, в том числе существенные разграничения функций между центром и регионом, использование государственно-частного партнерства как основополагающего механизма взаимодействия государства и бизнес-сообщества и др.
В основе инновационного развития территорий лежит использование современных управленческих технологий. В целом под управленческими технологиями понимают совокупность управленческих работ и операций, выполняемых в определенном порядке, определенной последовательности принципов и методов. Если рассматривать особенности управленческих технологий на уровне региона, то можно выделить следующие:
1. Управленческие технологии направлены на решение главной задачи, стоящей перед региональными органами управления.
2. В системе управления идет усложнение функций, задач и принципов управления. Связано это с тем, что функционирование управляющих органов осуществляется в течение последних 18 лет в новых условиях, наблюдается постоянное совершенствование законодательной базы.
3. Объект управления представляет собой очень сложную систему, состоящую из большого числа предприятий и организаций разных форм собственности. Для того чтобы можно было реализовать управленческое решение, необходима координация и согласованность действий между бизнесом и властью, поскольку в настоящее время нет эффективно действующего механизма включения бизнеса в принятие управленческих решений.
Следует также отметить, что нынешнее состояние промышленного производства в российских регионах объективно не позволяет быстро перейти на инновационный путь развития в реальном секторе экономики. В сложившихся условиях инновационное развитие регионов должно опираться на современные управленческие технологии. Под управленческими технологиями на уровне региона понимаются технологии, которые способствуют снижению издержек производства в разных источниках их возникновения, но осуществляются через принятие решений на региональном уровне. К современным технологиям регионального управления можно отнести:
— создание и функционирование региональной системы поддержки малого и среднего бизнеса; региональной системы привлечения инвестиций на основе государственно-частного партнерства; региональной системы поддержки интеграционных процессов;
— развитие региональной инновационной инфраструктуры;
— создание территории инновационного развития и др.
Особое внимание следует уделить такому виду современных управленческих технологий, как кластеры и кластерная политика в регионе. По определению М. Портера, «кластер — это группа географически соседствующих взаимодействующих компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные учреждения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующие в определенной сфере и взаимодополняющие друг друга» [4]. Преимущества кластера достаточно хорошо освещены в экономической литературе, но с нашей точки зрения, его можно представить и как современную технологию управления регионом, имеющую свою характеристику и отвечающую ряду требований, которые отражены в «Паспорте» управленческой технологии (рис. 1).
Рис. 1. «Паспорт» управленческой технологии
Механизмами эффективного функционирования кластера являются условия, которые способствуют движению информации и координации интересов горизонтально и вертикально связанных фирм. Обусловлено это географической близостью, а также связями, возникающими в научных сообществах, профессиональных ассоциациях, нормами поведения и верой в длительные и прочные взаимоотношения.
Кластерная технология обеспечивает возможность ведения конструктивного и эффективного диалога между родственными организациями, их поставщиками и властью. Направленные на улучшение условий функционирования кластера государственные инве­стиции приносят пользу сразу многим компаниям. Задачи власти при этом — выявить основные кластеры, в которых заинтересована территория, через формирование основ в законодательном плане, объединение имеющегося интеллектуального и научно-образовательного потенциала, материально-технических и иных ресурсов, определение стратегических основ развития.
Одной из составляющих кластерной технологии должна являться кластерная инициатива, которая определяется как организованная попытка увеличить темпы роста и конкурентоспособность кластера в определенном регионе, вовлекая в процесс кластерные фирмы, государство и/или исследовательские институты [3]. Кластерная инициатива может исходить от региональных органов власти, от местных объединений предпринимателей. Зарубежные специалисты выявили 25 целей поддержки развития кластеров, которые сгруппировали в шесть сегментов: региональная политика; коммерческая кооперация; образование и тренинг; инновации и технологии; развитие кластеров; исследование и развитие сетей. При этом отмечается, что в каждой кластерной инициативе ставится задача улучшить показатели 4–5 сегментов. Кластерная инициатива способствует созданию высокоразвитого кластера, отличающегося высоким доверием между партнерами, быстрым обменом специфической информации, одновременным соперничеством и сотрудничеством между фирмами, географической близостью предприятий-членов кластера, наличием общественных инвестиций и конкретной программы будущего развития.
Кластерный подход может служить конструктивной основой для эффективного взаимодействия частного сектора экономики, крупных предприятий, государственных административных структур и научных учреждений. При осуществлении кластерной технологии необходимо учесть различные группы интересов — как в стратегии развития отдельных кластеров, так и в стратегии развития самого региона (рис. 2).
Кластерные технологии нашли широкое применение в мировой экономике: лесопромышленный кластер Финляндии, морские технологии Норвегии, биотехнологический кластер Великобритании, кластер программирования Ирландии, обувной кластер Италии, косметический кластер Франции, химические кластеры Германии, Бельгии, кластер автомобилестроения в Детройте, в Австрии функционируют восемь региональных кластеров и так далее. Российские региональные кластерные системы находятся в стадии становления. Это кластер автомобилестроения в Нижегородской области, кластер телекоммуникаций и IT Москвы, судостроительный кластер Санкт-Петербурга, авиакосмический кластер Самарской области, биотехнологический кластер Кировской области. Интерес представляет проект Тверской модели региональных научно-технических кластеров, в котором отражается единство и взаимосвязь основных элементов кластерной цепочки и ответственность, которую берет на себя каждый из участников. Кластерная цепочка отражает научный потенциал, кадровый потенциал, ресурсный, производственный и инфраструктурный потенциалы, в ней показаны основные инновационные ориентиры формируемой системы — новые технологии и конкурентоспособная продукция. Особо отмечается поддержка и участие администрации Тверской области в создании кластерных систем нового уровня [2].
Рис. 2. Преимущества реализации кластерной технологии
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, рассмотрим методику реализации кластерной технологии в регионе, которую можно представить в виде поэтапного процесса определения его структуры, формирования, развития и деятельности (рис. 3).
Рис. 3. Методика реализации кластерной технологии
На первом этапе при оценке и анализе региона определяются и формулируются те фактические преимущества региона, развитие которых будет способствовать повышению конкурентоспособности выбранной территории. Также на данном этапе осуществляется процесс выявления существующих недостатков, причин их возникновения и степени влияния на конкурентоспособность региона, который позволит более четко, правильно и безошибочно перейти к следующему этапу — выбору отрасли, имеющей потенциальную возможность устранить существующие недостатки и развить конкурентные преимущества региона. При помощи маркетинговых исследований, статистических и ряда других инструментов анализа на втором этапе проектирования регионального кластера следует провести анализ и оценку выбранной отрасли, что в свою очередь позволит выявить существующие проблемы, причины их возникновения и определить перспективные стороны данной отрасли. На третьем этапе при формировании кластера выбранной отрасли следует четко сформулировать цели и задачи, стоящие перед кластером, определить основных участников, входящих в него, и функции, которые они будут выполнять.
Для эффективного функционирования кластера необходимо создание координационных органов, в работе которых участвуют и властные структуры, что позволит власти непосредственно влиять на принятие организационных и экономических решений, выступая при этом не в роли внешней принуждающей силы, а в качестве равноправного партнера. Процесс организации деятельности кластера и его функционирования также должен быть отражен на данном этапе. Разработка процесса деятельности кластера, включающая в себя разработку системы программных мероприятий, т.е. совокупности действий кластера, сформированной исходя из поставленных перед кластером целей и задач, предусмотрена на четвертом этапе. Данная система мероприятий должна содержать наиболее актуальные предложения и мероприятия по их выполнению в целях создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития кластера в регионе. На этом этапе должна быть определена система организационных, технических и научных меро­приятий, реализация которых позволит не только стабилизировать выбранную отрасль на достигнутом уровне, но создаст стимулы и предпосылки для ее дальнейшего развития. Заключительный пятый этап подразумевает экономическую оценку влияния деятельности кластера на конкурентоспособность экономики региона. Здесь определяется необходимый объем финансирования системы программных мероприятий, степень влияния на конкурентоспособность экономики региона производится прогноз предполагаемого дохода от осуществления данных мероприятий,
В качестве примера рассмотрим использование кластерной технологии в развитии туризма Краснояр­ского края. Необходимость развития туристкой отрасли Красноярского края, а именно въездного и внутреннего туризма, обусловливается не только тем, что данная отрасль во всем мире является перспективной и высокодоходной, но также и тем, что при небольшой доле этой отрасли в объеме ВРП Красноярского края (около 0,4%) степень ее влияния на уровень развития региона достаточно велика.
Основной целью организации кластера туризма в Красноярском крае является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего:
1) широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей края, российских и иностранных граждан в туристских услугах;
2) внесение значительного вклада в развитие народного хозяйства края, в том числе за счет налоговых поступлений в краевой бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия [5].
К основным задачам современного кластера туризма можно отнести:
создание современного туристского рынка на основе развития конкуренции, специализации и кооперации в работе с туристскими организациями;
проведение маркетинговых исследований по определению спроса на местный продукт;
формирование нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристской деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма;
обеспечение развития социального туризма;
создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;
поддержка развития различных видов предпринимательства (среднего и малого) в туристско-рекреационной сфере;
развитие сети туристских и рекреационных центров, клубов, экологических зон, национальных парков;
использование информационной образовательной пропагандисткой деятельности с целью формирования стиля здорового образа жизни населения, особенно молодежи;
проведение активной рекламной деятельности, направленной на формирование образа Красноярского края как территории, благоприятной для туризма;
создание системы статистического учета и отчетности в сфере туризма с использованием информационных технологий;
интеграция Красноярского края в систему российского и мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма;
реализация в Красноярском крае принятой ООН Концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов;
стимулирование развития материальной базы туризма путем привлечения внебюджетных источников, в том числе иностранных инвесторов, для реконструкции и нового строительства туристских объектов;
осуществление комплексных базовых научных исследований в сфере туризма с учетом региональных особенностей;
разработка стратегии по включению Красноярского края в сквозные международные туристские маршруты и др.
Кластер туризма Красноярского края может быть представлен пятью блоками, каждый из которых включает в себя представителей различного рода деятельности. Образование кластера позволяет решить основную проблему, которая заключается в отсутствии взаимодействия представителей бизнеса и государственных служб, а также координации работы различных, так или иначе связанных с туризмом, в частности, организаций общественного питания, медучреждений, развлекательных комплексов. Только объединив усилия, создав условия для высококачественного сервиса, безопасности, можно сделать край действительно привлекательным для туристов всего мира.
Для более четкого и полного представления о составляющих кластера туризма Красноярского края остановимся более подробно на каждом блоке и рассмотрим возлагаемые на него функции.
1. БЛОК 1 — ОСНОВНОЙ. Данный блок будет включать в себя организации и предприятия, чья деятельность непосредственно связана с туризмом: фирмы-производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха и др.); фирмы-туроператоры, т.е. фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе; фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами. Таким образом, данный блок выполняет функции по производству туруслуг, формированию и реализации туристского продукта.
2. БЛОК 2 — ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ. Включает в себя специализированные фирмы, предоставляющие следующие услуги:
— размещения (пансионаты, дома отдыха, гостиницы и др.);
— питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);
— транспортные (авиационные предприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);
— связи (услуги сотовой и пейджинговой связи); торговли товарами для туристов;
— досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов, и прочие учреждения культуры, отдыха и развлечений).
Данный блок отражает особенность туристского потребления и создает мультипликативный эффект за счет образования системы гостеприимства, обеспечивающей туристов экологически здоровой средой, транспортными услугами, жильем, питанием, необходимыми условиями для лечения, развлечений, образования, удовлетворения потребности в новых впечатлениях, безопасности и т. п.
3. БЛОК 3 — СОПУТСТВУЮЩИЙ. Данный блок включает в себя ряд организаций и предприятий (промышленных, медицинских, образовательных, информационных), функционирующих на рынке товаров и услуг вне зависимости от туризма, однако их включение в состав кластера создаст более высококачественные условия для привлечения туристов.
4. БЛОК 4 — ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ Составляющие данного блока имеют либо финансовую направленность (банки, страхование, аудит и пр.), либо юридическую (юридические и нотариальные конторы). Наличие финансового блока необходимо в составе кластера в связи с тем, что туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты, причем поступление валюты происходит не только в виде оплаты за тур, но и в виде обмена денег в обменных пунктах на повседневные траты туристов, оплату дополнительных услуг и пр. Юридический блок отвечает за заключение договоров и контрактов, решение спорных вопросов, представительство в суде, проведение мероприятий, отвечающих за безопасность туристов.
5. БЛОК 5 — АДМИНИСТРАТИВНЫЙ. Включение данного блока в кластер обусловлено тем, что именно при помощи государственного регулирования развития туризма можно совершенствовать нормативно-правовую базу; развивать методы лицензирования, стандартизации и сертификации в сфере туризма; осуществлять таможенное, налоговое регулирование; обеспечивать целевое бюджетное финансирование программ развития туризма; создавать благоприятные условия для инвестирования в туризм; увеличивать инвестиции в человеческий капитал; оказывать содействие в продвижении турпродукта на внутренний и мировой рынки; содействовать участию в международных туристских программах; координировать деятельность и инвестиции государст­венного и частного секторов в развитие туризма.
Все участники, входящие в состав кластера, должны максимально широко представлять интересы края в области туризма. Для того чтобы обеспечить широкое участие, должен быть установлен номинальный размер членского взноса. Централизованное регулирование процесса функционирования кластера туризма Красноярского края должно носить ограниченный нормативный характер, поэтому для управления кластером необходимо создать Комитет Экономического Развития Туризма (КЭРТ), в основном состоящий из лиц, являющихся представителями блоков кластера, которые могут способствовать существенному оживлению и повышению динамизма в деятельности созданного кластера или его финансированию.
Кластер, объединяющий усилия входящих в него членов, должен отстаивать корпоративные интересы, а также принимать участие на муниципальном, краевом и региональном уровнях в работе по созданию и реализации проектов, программ, мероприятий, способствующих развитию въездного и внутреннего туризма на территории Красноярского края.
Проведенные исследования отражают возможности использования кластерного подхода как инновационной формы развития территории не только в промышленности, но и в отрасли туризма. Данная технология инновационного управления регионом позволяет власти эффективно взаимодействовать с бизнесом, создает возможность целенаправленного и мотивированного стратегического планирования региональных ресурсов и развития территорий.


Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [электронный ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития России. — 2007. — Режим доступа: http:www.economy.gov.ru
2. Лурье Е.А., Барсукова Н.Е. Региональные научно-технологические кластеры // Инновации. — 2005. — № 7. — С. 15–21.
3. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. — Смоленск: Ойкумена, 2005. — 496 с.
4. Портер М. Конкуренция. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. — 496 с.
5. Харрис Г.Ф., Кац К.М.. Стимулирование международного туризма в ХХI веке: пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 240 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия