Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ложко В. В.
научный руководитель Санкт-Петербургского института управления развитием человеческих ресурсов,
кандидат медицинских наук, магистр менеджмента


Теоретические основания формирования человеческого капитала как главного ресурса регионального социально-экономического развития
В статье показана необходимость формирования человеческого капитала как главного ресурса развития социально-экономической системы государства и его регионов. Выделены факторы, определяющие системное формирование человеческого капитала. Сформулирован базисный инновационный приоритет — создание государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения
Ключевые слова: человеческий капитал, конкурентоспособность государства, качество жизни, модель формирования знаний

Мировая практика прошлого столетия и опыт формирования рыночных отношений в современной России показали, что при отсутствии государственного регулирования полная свобода рыночных отношений создает и усиливает региональные проблемы, противоречия, диспропорции в региональном развитии. Рост этих диспропорций и выход их из-под контроля на территориях субъектов Российской Федерации свидетельствует об отсутствии или неэффективности региональной политики. Для государства не может быть приемлемой ситуация, когда рынок увеличивает те различия в территориальных человеческих, природных и экономических ресурсах, которые приводят к усилению социального и экономического неравенства населения. Очевидно, в регулировании этих процессов и должен заключаться стратегический смысл региональной политики, регионального развития и экономики как механизмов, направленных на реализацию интересов личности, общества и государства.
Решение проблем общества и экономики во всех регионах страны имеет особое значение для России, находящейся в настоящее время в состоянии перехода от планово-административной к рыночной экономике, который совпал со структурным кризисом в экономике, циклическим кризисом, демографическим кризисом, а также сложнейшими политическими и социальными преобразованиями в обществе.
Современное критическое состояние качества жизни и нереализованная до сих пор, установленная Статьей 7 (п. 1.) Конституции Российской Федерации, политика социального государства, «...направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», требуют принятия немедленных решений органами государственной власти Российской Федерации. Охрана здоровья, вмененная в обязанность государственной власти той же статьей Конституции (п. 2.), а также право на охрану здоровья населения России, установленное Статьей 41 (п. 1.) не обеспечены до настоящего времени.
Политическая и управленческая элита страны сегодня все больше и больше поддерживает выдвинутую научным сообществом концепцию (1–3) о том, что качество жизни населения и здоровье нации, качество и количество человеческого капитала должны стать жизненно необходимыми стратегическими приоритетами и основными критериями эффективности управления государством и его регионами. Квинтэссенцию понимания необходимости такого подхода к решению стратегических задач государства отразил в своем выступлении на конференции «Социально-экономическое развитие России: новые рубежи» Д.А. Медведев, обратив на это особое внимание: «В мире, где обостряется конкуренция между странами и моделями развития, тезис, что человек должен стать главной ценностью, именно по этим соображениям в российской стране, в российском государстве не является отвлеченным лозунгом. Это абсолютно реальный приоритет, альтернативы которому на сегодняшний день просто не существует. Без проведения последовательной политики по повышению качества так называемого человеческого капитала у России мало шансов прочно занять лидирующее, в авангарде крупнейших мировых держав, положение» (4).
Определенная деградация населения, обусловленная значительным снижением уровня его здоровья и интеллектуального уровня, является определяющей в сдерживании пополнения рынка труда, а также реализации перспективной инновационной и технологической политики государства. Производимый в российском государстве человеческий капитал с низкими параметрами жизнеспособности, работоспособности, способности к обучению и адаптации, устаревшим образом жизни, жизненными позициями и мировоззрением ушедшего прошлого неспособен успешно адаптироваться в настоящем и тем более формировать проекты будущего, сберегать окружающую среду и рационально использовать и развивать самый большой в мире природный капитал. Следовательно, пока не изменится качество (и количество) человеческого капитала трудно ожидать формирования инновационной экономики и инновационной социально-экономической системы в целом. Становится очевидным, что остановить комплекс негативных, деградационных процессов и проблем, преодолеть разнонаправленность региональных вариантов социально-экономического развития, направить деятельность регионов на достижение общенациональных интересов можно только на основе общей для страны идеологии перспективного развития. Обобщение многих современных научных разработок и аналитически исследований позволяет выделить в качестве идеологии общенациональных интересов и перспективного развития приоритетное формирование качества и количества человеческого капитала, без применения которого невозможно бережное освоение природного капитала и инновационное развитие воспроизводимого капитала. Таким образом, создание механизмов, которые обеспечат рост главной составляющей национального богатства — человеческого капитала, позволит увеличить и остальные его составляющие.
За последние 15 лет резко сократились доходы подавляющего большинства населения, снизился уровень его благосостояния при дальнейшем росте доходов и богатства незначительной части населения. Это сформировало в России дисбаланс, вышедший за пределы принятых в мировой практике безопасных границ. Постоянно растет дифференциация между регионами России по показателям социально-экономического развития. По некоторым из них разница достигает десятки раз.
В основе новых подходов к преодолению этих проблем лежит произошедшая во многих странах в последние годы переоценка социально-экономических ценностей, а следовательно, и политических целей. Вектор цивилизационного развития меняет свое направление от увеличения производительности труда к новой парадигме — увеличению продуктивности ресурсов и формированию новых. Поэтому ориентирами социальной политики государства так же, как и стратегиями предпринимательской деятельности должны быть не столько денежный доход, сколько доступ к новым ресурсам. Эффективное управление ими позволит человеку в рамках своего предприятия при поддержке государства изменить качество своей жизни, повысить благополучие, а предприятию — повысить свою конкурентоспособность и получить более высокий экономический эффект от своей деятельности. Сегодня человеческий капитал рассматривается как необходимое условие всех процессов жизни общества. Несмотря на сложность его измерения и включения в формальные модели, он является важнейшей детерминантой долгосрочного экономического успеха. Осознание того, что значение человека и профессиональных коллективов возрастает, вынуждает экономистов считаться с этим фактором даже при построении теоретических гипотез.
Человеческий капитал необходимо рассматривать как новый эффективный ресурс, который необходимо использовать для социального и экономического развития государства на основе его качественного и количественного роста во всех структурах общества, в том числе в субъектах предпринимательской деятельности, которые по численности и масштабам окончательно превзошли государственный сектор.
Актуальность проблемы формирования человеческого капитала обусловлена объективными потребностями современного этапа общемирового социально-экономического развития, спецификой современной ситуации в России. Эти обстоятельства требуют принятия не только инвестиционных, но комплексных решений, формирующих в государстве, обществе и отдельных компаниях новые ресурсы, обеспечивающие как устойчивый экономический рост, так и достижение более высокого уровня благосостояния населения и достойного качества жизни. Человечество вступило в новое столетие в процессе нарастающих глобальных изменений, среди которых изменение человека и его развитие резко отстает от изменений в техноэкономической сфере. Преодоления этого отставания и создания современной системы, формирующей и развивающей человека, а значит увеличивающей человеческий капитал, требуют глобальные процессы, среди которых можно выделить главные:
— происходящую модернизацию социально-политического состояния общества и совершенствование его жизнеустройства;
— ускорение за сокращающийся период жизни человека процессов, протекающих на уровне социальной организации — резко сокращается период обновления знаний, ключевых технологий и формирования технологических укладов, таким образом, что на жизнь одного поколения приходится несколько смен технологий, теоретических знаний и практических навыков, необходимых для достижения и развития социального статуса человека;
— выход на первый план в государственной политике большинства стран проблемы соотношения двух составляющих государственного развития: социальной справедливости и экономической эффективности;
— использование геополитики как инструмента экономического роста;
— активное развитие техноэкономической сферы и формирование нового технологического уклада;
— накопление колоссального объема научной и технической информации, формирование — на ее основе индустрии знаний;
— бурный рост инновационной экономики — обеспечение в развитых странах прироста ВВП (более 80%) за счет разработанных и внедренных в промышленность, финансовую, социальную сферу, в сферу управления новых наукоемких технологий, а также товаров и услуг, содержащих новые знания и решения.
В разработке стратегии государства и его регионов невозможно не учитывать внутренние комплексы факторов, которые противодействуют или способствуют их социально-экономическому развитию. Очевидно, что на основе этих групп факторов следует осуществлять поиск, а затем и формирование обоснованных приоритетов в деятельности по социально-экономическому развитию. В качестве основные факторов, противодействующих системному формированию и развитию человеческого капитала в России в целом и ее регионах, отметим образование целого ряда дисбалансов и проблем, возникших по причине нарушения законов информации, природы и общества со стороны государства:
— заниженность монетизации российской экономики (3–7 раз);
— заниженность оплаты труда относительно ВВП (2–3 раза);
— резкое социальное расслоение;
— сниженную производительность труда и запредельный износ основных фондов;
— заниженные бюджетные расходы на науку, образование, здравоохранение, культуру;
— региональное расслоение (десятки раз);
— преобладание инвестиций в воспроизводимый капитал и осуществление инвестиций в человеческий капитал по остаточному принципу;
— несоответствие качества и количества человече­ского капитала требованиям развивающейся экономики, приводящее к несоответствию между имеющимися природно-сырьевыми энергетическими ресурсами, экономическим потенциалом, с одной стороны, и человеческим капиталом — с другой;
— постоянное преобладание развития техноэкономической сферы над гуманитарно-социальной и ее подавление;
— неэффективное государственное и региональное управление в целом и неэффективное управление всеми ресурсами страны (финансовыми, сырьевыми, административными, культурными, моральными, информационными, научными, технологическими, человеческим капиталом), которое не отвечает принципам нравственного управления и этической экономики;
— перестройку экономики, реально не обеспечивающую повышение качества жизни населения ни в регионах, ни в стране в целом;
— отсутствие в государстве и обществе системы социализации и адаптации населения к происходящим реформам и процессам в стране, позволяющей каждому человеку на основе системы знаний, норм и ценностей, формируемых государством, функционировать в качестве полноправного и полноценного члена общества;
— преобладание в системной организации ценностей населения принципа «иметь» над принципом «быть», связанное с отсутствием постановки и решения государством задачи формирования гармоничного сочетания духовных и материальных устремлений и намерений человека;
— преобладающее государственное и частное инвестирование в воспроизводимый капитал и инвестирование в человеческий капитал по остаточному принципу, что ведет к недостаточному качеству, преждевременному износу человеческого капитала, и как следствие, к слабому развитию экономики;
— снижение качества жизни населения, нарастающую депопуляцию населения и деградацию его здоровья;
— отсутствие доступа населения к природному капиталу и невозможность получения от него социального дивиденда;
— постоянное ярко выраженное отставание от развитых стран в размерах и темпах формирования новых технологических укладов;
— ложное представление, навязываемое населению органами власти о том, что чем больше ВВП, тем выше качество жизни;
— отсутствие системы, обеспечивающей разработку научно-обоснованных стратегий регионального развития;
— отсутствие официально установленной главной стратегической цели и программы, объединяющей осуществляемые в стране «национальные проекты»;
— экономическую неграмотность населения и его вынужденную пассивность в реализации экономиче­ского развития и др.
Вместе с тем необходимо отметить и факторы, очевидно способствующие социально-экономическому развитию страны и регионов:
— высокую заинтересованность населения в решении социально-экономических проблем своего региона;
— имеющийся исходный человеческий капитал как ресурс развития;
— создание государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения во всех субъектах федерации как основы развития и роста человеческого капитала;
— увеличение инвестиций в человеческий капитал, создание системы его формирования, развития и воспроизводства;
— разработку стратегии, направленной на пропорциональное и адекватное развитие всех составляющих национального богатства (человеческого, природного и воспроизводимого капиталов);
— возможности снижения диспропорций развития между регионами на основе грамотной региональной социально-экономической политики;
— разработку и реализацию базисных инноваций и ключевых технологий, способствующих интенсивному социально-экономическому развитию, осуществляемых за счет нового качества и количества человече­ского капитала;
— восстановление монетизации экономики и ликвидацию других ее диспропорций;
— изменение системы приоритетов в государственном управлении, формирование нравственного управления;
— разработку научных основ и реальное использование этической экономики в развитии страны и др.
Конкурентоспособность государства формируется конкурентоспособностью населения страны. Она включает в себя человеческий капитал как главный ресурс страны, представляющий собой «количество и качество людей, пригодных по своим медицинским, психологическим, интеллектуальным, культурным, профессиональным параметрам для конкурентной борьбы» (5). Системную конкуренцию на международных рынках может обеспечивать только государство, поддерживающее конкурентоспособность всех своих ресурсов, поскольку конкурентоспособность государства исчисляется как частное от деления мощности человеческих ресурсов (человеческого капитала) на произведение всех остальных ресурсов страны (5). Такой подход определяет ведущие место и роль человеческого капитала в системе ресурсов государства. Главный его смысл заключается в том, что без достаточного качественного и количественного уровня человеческого капитала невозможно развитие и грамотное использование всех остальных существующих в стране ресурсов.
Основы современных знаний позволяют сгруппировать важнейшие составляющие факторы, которые на государственном уровне определяют системное формирование человеческого капитала, а значит, темпы и качество социально-экономического развития российского государства. К ним следует отнести:
— формирование социального гуманизма как «целенаправленность, организованность и результативность государственной политики (общей и частных) в реализации целей человеческого развития (жизнь, здоровье, уровень и продолжительность жизни, психологический комфорт, степень нравственного духовного восхождения, достоинство, гражданские права и свободы человека) для всего населения страны» (1);
— признание на государственном уровне качества жизни и здоровья населения главной ценностью, основополагающей целью и одним из основных критериев социально-экономической зрелости, национальной культуры и эффективности управления страной;
— разработку и установление высоких государственных стандартов качества жизни и здоровья, включаемых в государственные долгосрочные программы социально-экономического развития;
— создание новых методов нравственного управления государственной власти и нравственного управления в государственных и коммерческих предприятиях;
— формирование этической экономики (хозяйственной этики) во всех направлениях государственного и частного хозяйства;
— создание в национальном образовании новой модели формирования знаний;
— формирование нравственного мировоззрения населения;
— создание востребованного на основе своего содержания и качества профессионального образования;
— развитие и применение ключевых способностей человека, формирующих человеческий капитал;
— воспроизводство физического и психического здоровья населения; доступную и эффективную медицинскую помощь;
— развитую науку и инновационную деятельность;
— трудовую, предпринимательскую и социальную активность;
— рациональное, сберегающее использование любых ресурсов, в том числе минерально-сырьевых;
— рациональные взаимоотношения с природной средой.
Пока эти составляющие далеки от уровня, позволяющего создавать необходимое качество и количество человеческого капитала и формировать эффективную систему социально-экономического развития страны. Сегодня наиболее важно вовремя успеть использовать глубинный механизм целевого экономического развития, который заложен в формировании состояния нации через создание нового качества и количества человеческого капитала. Очевидными характеристиками его реального состояния и основополагающими приоритетами стратегического развития являются качество жизни и здоровье населения страны. Повышение этих характеристик и представляет собой главную стратегическую цель, как государственного управления, так и социально-экономического развития страны и ее регионов, является безальтернативным путем выхода России из демографической катастрофы. Современные новые знания и применение системного подхода позволяют сформулировать базисный инновационный приоритет — «создание государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения» [3, 6] как стратегическую основу формирования нового качества и количества человеческого капитала, которая, наконец, станет отвечать ожиданиям и потребностям населения страны. Целью такой системы должно стать создание и развитие в Российской Федерации политических, научных, правовых, нормативных, институциональных, социальных и экономических основ высокого качества жизни и здоровья нации как стратегических базисных факторов качественного и количественного роста человеческого капитала.
Важнейшим направлением создания системы сегодня становится разработка и принятие правовых основ обеспечения качества жизни и здоровья населения, определяющих критерии в виде нормативов и стандартов качества жизни и здоровья, рассчитанных на их достижение за определенные периоды и включаемых в государственные среднесрочные и долгосрочные программы социально-экономического развития. Для решения этих задач потребуется реформирование государственного управления, направленное на ликвидацию несоответствия его деятельности решению ключевых стратегических межотраслевых задач — формированию достойного качества жизни населения, высокого качества самого населения и уровня человеческого капитала.
Таким образом, можно подойти к новой модели жизнеустройства населения и государственного управления принципиально иного, чем ранее, вида, качества, функ­циональных проявлений и эффекта. Для успешного решения задач социально-экономического развития, противостояния кризисам, катастрофам, деградации и депопуляции органы власти и население должны обладать новыми знаниями и качествами, на основе которых смогут развиваться позитивные процессы. Приоритетную роль в этом призвана сыграть обновленная образовательная система с новой адекватной структурой, новым содержанием, высокой организацией и качеством образования, ориентированным на решение указанных задач в настоящем и в будущем.
Для формирования нового качества человеческого капитала в целом требуется разработка и реализация в национальном образовании новой модели формирования знаний, образа мыслей и мотивации, в соответствии со следующими принципами:
— признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в интересах служения Человеческому Обществу, ради достойной жизни и свободного развития;
— соблюдение законов Человеческого Общества и российского государства;
— формирование нравственного мировоззрения, ведущего к смене материальных приоритетов духовными;
— нравственность, предусматривающая предотвращение ущерба любому человеку, обществу, природному окружающему миру, частному и государственному имуществу в процессе любых видов деятельности и коммуникаций в обществе;
— осуществление любых направлений деятельности исходя из демографически обусловленного, биосферно допустимого спектра потребностей, который основывается на исторически сложившемся нравственном менталитете большинства населения, представлениях массового сознания об общечеловеческих ценностях;
— борьба с разрушающим общество деградационно-паразитарным спектром потребностей, удовлетворение которых наносит вред тем, кто ему следует, их детям, внукам, наносит ущерб жизни, деятельности и развитию окружающих, активизирует деградационные процессы в живущих и последующих поколениях и разрушает биоценозы;
— создание и выполнение персональной программы управления качеством жизни и здоровьем в течение всей жизни, основанной на знаниях, достижениях и инновациях современной науки и общемировой культуры жизни и здоровья;
— стремление к постоянному образованию, самообразованию в течение всей жизни и повышению профессиональной квалификации в период трудоспособного возраста;
— формирование и применение ключевых способностей человека, создающих человеческий капитал;
— достижение благосостояния за счет высокого уровня профессионализма и конкурентоспособности;
— всестороннее развитие личности на основе сбалансированного освоения естественнонаучной и гуманитарной составляющих современных знаний, выработанных человечеством и современной российской системой образования;
— осуществление экологически приемлемой, природосохраняющей и ресурсосберегающей жизнедеятельности;
— формирование социальной активности и адаптивности, толерантности, коммуникабельности и взаимопомощи;
— эффективное использование частной и государственной собственности.
Современные научные исследования (7) показывают, что основным направлением обновления парадигмы социального развития становится усиление роли единой модели общественной жизни, а методологической базой — общая теория систем. При этом междисциплинарная основа и человекоцентричный ракурс являются главными принципами исследования и разработки новых моделей жизнеустройства общества. Поэтому наши теоретические построения подтверждают обоснование роли качества как главного императива жизни, создаваемого государственной системой обеспечения качества жизни, здоровья и нового качества человеческого капитала.


Литература
1. Постановка задачи разработки концепции экономической политики России / В.И. Якунин, О.Т. Богомолов, В.Л. Макаров и др. /Под общ. ред. С.С. Сулакшина. — М.: Научный эксперт, 2006. — С. 15–21.
2. Ложко В.В. Факторы стратегического развития социально-экономической системы региона // Перспективы устойчивого и сбалансированного развития Северо-Запада России: Сборник докладов и тезисов межрегиональной научно-практической конференции. — СПб., 2007. — С. 96 — 102.
3. Ложко В.В. Базисные инновации для перспективного социально-экономического развития России // Инновации. — 2007. — № 1. — С. 33–44.
4. Медведев Д. Национальные приоритеты: Статьи и выступления //Социально-экономическое развитие России: новые рубежи. — М.: Изд-во «Европа», 2008. — С. 89.
5. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: Учеб. пособие / Под науч. ред. А.И. Юрьева. — СПб.: Logos, 2006. — С. 84–85.
6. Ложко В.В. Формирование человеческого капитала — инновационная стратегия социально-экономического развития государства и его регионов // Проблемы современной экономики. — 2008. — № 1. — С. 51–54.
7. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы / Ин-т проблем региональной экономики РАН; Отв. Ред. Е.Б. Костяновская. — СПб: Наука, 2006. — 618 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия