Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Пойгина И. М.
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента в науке и социальной сфере Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

О разработке и реализации пилотных проектов в регионах
С целью обоснования процесса подготовки и проведения пилотных проектов в регионах автором статьи предлагается выполнение четырех последовательных этапов. В рамках этапов осуществляется: отбор идей, требующих экспериментальной проверки; составление программы пилотного проекта; разработка и утверждение Положения о проекте; формирование плана организационных мероприятий; отбор и подготовка участников проекта; оценка исходного состояния экспериментальных объектов; мониторинг реализации условий проекта; анализ и оценка результатов проекта
Ключевые слова: региональный пилотный проект, организационно-экономическое проектирование, положение о проекте, региональный мониторинг

В настоящее время в различных регионах России реализуются многочисленные пилотные проекты, целью которых является предварительное изучение ситуации, экспериментальная проверка правильности разработанных решений по изменению хозяйственной практики и о готовности к реализации и осуществлению полномасштабного реформирования в различных отраслях и сферах народного хозяйства.
Предварительное изучение ситуации способствует лучшей оценке предпосылок проекта и требований к его реализации. В Российских регионах с различным уровнем социально-экономического развития «пилотирование» способствует более объективной оценке затрат, результатов и возможных рисков реализации проектов.
Пилотные проекты становятся своеобразными лабораторными площадками организационных, экономиче­ских, социальных и других преобразований. Единовременно в регионах Российской Федерации за последние годы реализовывалось более 100 пилотных проектов, в том числе: пилотный проект, направленный на повышение качества услуг в сфере здравоохранения [1], пилотный проект совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук [2] и др.
В рамках пилотных проектов осуществляется первоначальная реализация разработанных мероприятий или комплекса мероприятий в предназначенной для этого среде. Для достижения поставленных целей пилотного проекта требуется его значительная организационно-экономическая проработка. Разработку и реализацию пилотных проектов или «пилотирование» целесообразно осуществлять в несколько этапов (рис.1).
Рис.1. Этапы разработки и реализации пилотного проекта
На начальном этапе необходимо обеспечить все­стороннее и своевременное рассмотрение предложений об осуществлении пилотных проектов, однако при этом необходимо исключить возможность осуществления пилотных проектов, целевые ориентиры которых не соответствуют региональным стратегическим социально-экономическим ориентирам. Представляется целесообразным поддержание инициативных предложений общественных организаций и других хозяйствующих субъектов, а также принятие регламентов по отбору идей. Если одновременно осуществляется реализация нескольких экспериментальных подходов, то целесообразно принятие необходимых решений по их интеграции.
Экспертиза предложений о создании пилотных проектов должна стать необходимым элементом подготовки каждого из них. Организация такой экспертизы требует нормативно-правового обеспечения, определения порядка осуществления, сроков рассмотрения предложений, материального обеспечения (оплата и стимулирование труда экспертов и др.). Задача экспертизы предложений о проведении пилотных проектов заключается в выработке экспертной оценки, отражающей актуальность и перспективность предлагаемых нововведений, необходимость и возможность экспериментальной проверки их эффективности. Заслуживает внимание вопрос об определении круга лиц, правомочных вносить предложения об осуществлении пилотных проектов, а также составе экспертной комиссии, оценивающей ход проведения и результаты проектов и дающей рекомендации региональным и федеральным органам исполнительной вла­сти. Представляется целесообразным считать заключение экспертной комиссии достаточным условием для отказа от дальнейшей реализации пилотных проектов.
На первом этапе разработки пилотных проектов также необходимо разработать его организационную схему, т.е. определить общие параметры проекта, связанные с его финансированием, материально-техническим обеспечением, определить границы проекта, сформировать рабочую группу, которая будет осуществлять научно-методическое обеспечение проекта. Научно-исследовательская сторона пилотного проекта является «узким местом» в практике разработки и реализации таких проектов, так как не соблюдаются основные требования теории и методологии экспериментального анализа. Недооценка научной стороны проекта лишает его результаты познавательной ценности. К работе по научному обеспечению могут привлекаться специалисты учреждений высшего профессионального образования, исследовательских институтов, консалтинговых организаций. Представляется, что участие представителей науки необходимо не только на первом этапе, но и на всех этапах разработки и реализации проектов. Помочь создаваемым рабочим группам в максимальной степени использовать потенциальные возможности проекта может составление специальных научно-исследовательских программ проектов.
Представляется целесообразным включить в исследовательские программы следующие разделы:
1. Определение предмета, задач и целей пилотного проекта.
2. Формулировка гипотез экспериментальных предложений проекта.
3. Обоснование выбора участников проекта (экспериментальных объектов).
4. Обоснование срока осуществления проекта.
5. Описание модели экспериментальной ситуации (условий пилотного проекта).
Основное требование к выбору экспериментальных объектов состоит в обеспечении представительности проекта, т. е. возможности экстраполяции его выводов и результатов на ту генеральную совокупность объектов, на которую рассчитано действие проверяемого нововведения в будущем. На практике зачастую складываются ситуации, когда в качестве пилотных выбираются не те объекты, которые являются наиболее типичными, а те, в рамках которых легче внедрить данную новацию. В качестве планового срока проведения пилотного проекта должен быть выбран минимальный период, в течение которого экспериментальное предложение может достаточно полно проявить свою эффективность. Условия экспериментальной ситуации должны быть максимально приближены к реальным, а сама модель должна давать возможность оценить эффективность проекта и перенести его результаты на практику. Для выполнения данного положения необходимо определить методы оценки хода и результатов проекта.
В Положениях о пилотных проектах следует регламентировать:
— цели пилотных проектов;
— нормативно-правовую базу пилотных проектов — перечень нормативно-методических и инструктивных документов, закрепляющих и конкретизирующих условия проекта, с указанием организаций, ответственных за их разработку и утверждение;
— комплексное социально-экономическое обоснование;
— содержание основных этапов деятельности по осуществлению проекта;
— порядок внесения изменений и уточнений в Положения о проектах по результатам оценки хода их проведения и промежуточных итогов.
Комплексное социально-экономическое обоснование пилотного проекта должно включать оценку необходимости его осуществления, общественной значимости и экономической эффективности, соответствия стратегическим ориентирам, обоснование срока реализации, обоснование выбора экспериментальных контрольных объектов, а также анализ рисков.
Целесообразно проводить общественно-государственную экспертизу и оценку Проектов Положений о пилотных проектах. До принятия официального решения о начале реализации проекта целесообразно ознакомить с проектом Положения о проекте все заинтересованные стороны (участников пилотного проекта в регионах, региональные органы, в чьи обязанности входит содействие его проведению в вопросах финансирования, материально-технического снабжения и т.п.). При возникновении спорных ситуаций целесообразно провести широкое обсуждение проекта в научных кругах, в прессе. Решение о проведении проекта оформляется соответствующим нормативно-правовым актом, в котором указываются: цели; органы, на которые возлагается руководство подготовкой и проведением проекта с указанием их основных обязанностей; органы, обязанные оказывать содействие проведению проекта; организации, отвечающие за научно-методическое руководство подготовкой и осуществлением проекта с указанием головной организации; сроки начала и завершения работ.
После утверждения Положений о проектах должны быть разработаны конкретные методические и ин­структивные материалы, уточняющие условия проектов, планы необходимых организационных мероприятий. В плане необходимых организационных мероприятий обязательно должен быть определен состав рабочей группы с указанием конкретных лиц, ответственных за различные участки работ, размеров и источников ресурсного обеспечения проекта, графика постадийного выполнения работ, программы подготовки участников проектов. На основе общего плана пилотных проектов каждый участник проекта намечает соответствующие организационные мероприятия. При этом необходимо информирование, обучение и психологическая подготовка непосредственных участников и руководителей проектов в регионах. Задача состоит в том, чтобы ориентировать людей на спокойную работу и деловой лад, суметь донести до них социальную значимость их роли в процессе реализации проектов в конкретном регионе. Существенным моментом контроля хода выполнения проектов в регионе должно стать изучение мнений его участников. При этом важное значение имеет выработка у всех участников проектов установки на творческое, критическое отношение к работе в новых условиях, ориентации на то, чтобы не замалчивать возможные негативные оценки. Перед началом реализации проектов в регионе необходимо выяснить исходное состояние объектов экс­периментирования, прежде всего по тем параметрам, по которым впоследствии будут оценивать результаты их функционирования в процессе реализации проекта.
Мониторинг реализации пилотных проектов заключается в регулировании их осуществления, когда не срабатывают предусмотренные механизмы и возникают ситуации, не позволяющие реализовать те или иные условия проекта. Он включает систематическое изучение состояния участников проектов в регионах, определение степени реализации целей проектов, вычленение меры влияния экспериментального фактора на выявленные изменения в состоянии экспериментальных объектов, оценку общественной ценности проектов, определение факторов, способствующих и препятствующих достижению их целей. По результатам наблюдения за ходом реализации проекта предварительно оцениваются его промежуточные итоги, чтобы выяснить направления развития экспериментальной ситуации, сравнить их с теми, что изложены в гипотезах и разработать на этой основе предложения об уточнении условий проекта и экспериментальных факторов.
Любое изменение условий пилотных проектов предполагает корректировку Положений о проектах, а также соответствующих нормативно-методических и инструктивных материалов.
Подведение итогов пилотного проекта должно осуществляться органом, который является сторонним, беспристрастным, непосредственно незаинтересованным в получении тех или иных результатов. Большие перспективы при этом получают формируемые в соответствии с российским законодательством саморегулируемые организации. Выводы и рекомендации оценивающих органов представляются на рассмотрение органа исполнительной власти, компетентного принимать решение по итогам пилотных проектов. Заключительным этапом проекта должна стать официальная оценка его результатов органом, санкционирующем его осуществление. Без официальной оценки пилотный проект остается незавершенным. Итогом оценки проекта может быть решение о прекращении или о расширении масштаба проекта.
В ряде случаев анализ и оценка пилотных проектов может показать, что в настоящий момент регион просто не готов к успешному их внедрению. В такой ситуации региональные органы либо осуществляют необходимые организационно-экономические мероприятия, необходимые для реализации экспериментального положения, либо стремятся решить региональные проблемы другими средствами.


Литература
1. Постановление Правительства РФ от 19 мая 2007 г. № 296 «Об утверждении Правил финансирования в 2007 году расходов на реализацию в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, и перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в его реализации».
2. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236 «О реализации в 2006–2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук» (с изменениями и дополнениями).
3. Балашов В. Г., Заложнев А. Ю., Новиков Д. А. Механизмы управления организационными проектами. — М: ИПУ РАН, 2003 — 84 с.
4. Камбел Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М.: Прогресс, 1995. — 415 с.
5. Капица И.Л. Эксперимент. Теория. Практика. — М.: Наука, 1977. — С.143–144.
6. Пригожин А.И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия