| | Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Суслова Ю. Ю. профессор кафедры экономики и планирования
Красноярского государственного торгово-экономического института,
доктор экономических наук
| |
| | В статье описывается комплексный подход к оценке качества жизни населения города. Предлагается система оценки, состоящая из двух групп показателей: объективных, характеризующих рыночную инфраструктуру города и субъективных, отражающих удовлетворенность населения различными сторонами жизни | Ключевые слова: качество жизни, объективные показатели, субъективный показатель, потребительский рынок, сфера услуг, инфраструктурный стандарт, матрица сопоставления | Для осуществления анализа социально-экономического развития муниципалитетов и проведения стратегического мониторинга его состояния и своевременного определения проблем необходимо сформировать единый (комплексный) показатель, по изменению величины которого можно судить о темпах и направлении развития муниципалитета, осуществлять сравнительный анализ экономики региона. Таким комплексным показателем, на наш взгляд, является показатель качества жизни населения города, которое (качество) рассматривается как совокупность ценностных характеристик различных субъектов жизнедеятельности (социальных групп, слоев, домохозяйств и др.), а также условий жизнедеятельности.
Качество жизни связано не только с удовлетворением физиологических потребностей населения (питание, отдых, безопасность и пр.), но и с возможностями реализации людей в духовном общении, самореализации в других видах жизнедеятельности. В то же время качество жизни характеризуется свободой развития отдельного человека и общества, удовлетворенностью человека бытовыми условиями, социальными отношениями и окружающей средой. В настоящее время местные органы власти при разработке социальных программ зачастую руководствуются только статистической информацией о состоянии той или иной сферы жизнедеятельности людей, не принимая подчас во внимание удовлетворенность населения города качеством жизни, что приводит зачастую к неэффективному использованию выделяемых бюджетных средств.
Комплексная оценка качества жизни населения должна охватывать два направления: оценку объективных показателей качества на основе предлагаемого к внедрению инфраструктурного стандарта, а также измерение субъективного восприятия качества жизни населением на основе мониторинга рыночной инфраструктуры по специально разработанным авторским анкетам. Применение комплекса указанных мероприятий позволит получить не только статистические показатели, но и выявить скрытые причины неудовлетворенности населения. Для проведения комплексной оценки качества жизни населения предлагается соответствующая методика, представленная на рис. 1. | | | Рис. 1. Методика комплексной оценки качества жизни населения | Для того чтобы комплексно оценить качество жизни населения, необходимо представить его в виде обобщенных показателей, позволяющих дать максимально точную оценку условий жизнедеятельности населения. Процедуру оценки можно представить в виде некоторой пирамиды, в основании которой находятся первичные неоднородные признаки, представленные по разнотипным шкалам различных уровней, а на вершине — обобщенные показатели, полученные в результате согласования первичных данных.
Система объективных показателей качества жизни населения включает три уровня, представленные на рис. 2.
Групповые показатели обеспечивают удовлетворенность человека различными сферами своей жизни. Их формирование осуществляется на основе построения дерева целей муниципалитета и включает в себя следующие оценочные показатели: демографические, занятости населения, доходов и расходов населения, состояния сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и отдыха, потребительского рынка и сферы услуг, жилищно-коммунального хозяйства, экономического развития, экологии и общественной безопасности. Для нас наибольший интерес представляет развитие потребительского рынка и сферы услуг, так как это направление является базовым при формировании инфраструктурного стандарта города.
В качестве базы сравнения в расчетах показателей качества жизни используются средние значения по региону для каждого анализируемого периода времени. Оценка единичных показателей качества жизни производится с использованием линейной зависимости следующего вида:
Qi = Pi / Pri,
где Qi — значение единичного показателя качества жизни населения;
Pi — значение показателя качества жизни по городу;
Pri — среднее значение показателя качества жизни по региону.
Для идентификации единичных показателей качества жизни по критерию влияния на уровень качества предлагается подразделять их на две группы:
• показатели, описывающие позитивные процессы, т.е. такие, где более высокий показатель означает более высокое качество жизни и большую удовлетворенность им населения региона;
• показатели, описывающие негативные процессы, т.е. такие, где более низкий показатель означает более низкое качество жизни и меньшую удовлетворенность им населения региона.
Изначально рассчитываются все единичные показатели, на их основе определяются значения групповых показателей, а затем производится расчет комплексного показателя качества жизни населения. Один из ключевых вопросов измерения субъективного качества жизни населения — вопрос о выборе человеком или домохозяйством основного критерия оценки, который был бы достаточно ясным и однозначно принимаемым, прозрачным. Последнее особенно важно для того, чтобы можно было говорить о тождественности результатов, различиях, фиксируемых в ходе исследования. Поэтому в работе предлагается применение совокупности описываемых подходов. В качестве оцениваемых сфер выступают блоки, по которым осуществляется расчет групповых (обобщающих) показателей, что обусловливается возможностью сопоставления данных объективной и субъективной оценки. Отдельно сопоставляются комплексный показатель — субъективный показатель качества жизни, соответствующие групповые и субъективные показатели различных аспектов жизнедеятельности населения в виде отдельной матрицы, представленной в табл. 1. | | | Рис. 2. Уровни оценки качества жизни населения муниципалитета | | Таблица 1 Матрица сопоставления групповых и субъективных показателей различных аспектов жизнедеятельности населения | | Следует отметить, что перечисленные варианты являются в достаточной степени условными, так как объективная оценка дается в сравнении с оценкой, средней по региону. Одним из возможных решений проблемы является поиск нового базиса для сравнения используемого в расчетах показателя или формирование новых показателей, одним из которых является инфраструктурный стандарт, характеризующий не только качество жизни населения, но и возможности стратегического вмешательства в экономику городской среды. Таким образом, определение качества жизни населения служит предпосылкой для разработки инфраструктурного стандарта, являющегося одним из инструментов проведения экономической диагностики рыночной инфраструктуры города.
Целевые комплексные муниципальные программы, как наиболее активный метод регулирования рыночной инфраструктуры, выполняют функции интеграции государственных, общественных и индивидуальных интересов и отношений, концентрации ресурсов на осуществлении народнохозяйственных проектов. Это является важнейшим инструментом социально-экономической политики местных органов власти.
Под муниципальной программой следует понимать обоснованный и утвержденный в установленном порядке планово-прогнозный документ, обозначающий цели и принципы развития муниципального образования в различных сферах деятельности. Реализация муниципальных программ создает условия для существенных преобразований сторон жизни населения города. При этом привлекаются различные ресурсы для тщательного научного и проектного обоснования таких программ.
Одним из направлений реализации местной социально-экономической политики выступает политика развития рыночной инфраструктуры муниципалитета, и в частности, сферы торговли города как фактора повышения качества жизни населения. Данная сфера создает предпосылки как для развития местной промышленности и экономики города, так и для решения социальных задач посредством удовлетворения потребностей населения. Разработка целевой программы в сфере торговли, способствующей развитию рыночной инфраструктуры, требует соответствующего методического и нормативного обеспечения, основанного на показателях, полученных с помощью полевых исследований, первичной и вторичной информации о состоянии и развитии торговли города.
Важнейшим стратегическим направлением развития рыночной инфраструктуры города можно считать обеспечение устойчивого роста материального благосостояния и свободного всестороннего развития личности. Стратегические идеи развития города должны рассматриваться как основа сбалансированного экономического и социального развития всех его подсистем. Дополнительно предлагается использовать собственные ресурсы городского хозяйства, а также управленческие навыки руководства муниципалитетом.
В области городского хозяйства целесообразны внедрение и реализация ряда программ: жилищного строительства на основе ипотечного кредитования и других формах банковских услуг; мобилизации собственных инвестиционных ресурсов за счет амортизационной политики и переоценки основных фондов муниципального хозяйства; развития ЖКХ, внедрения современных технологических строительных и конструкторских решений при использовании вторичных материалов; переработки и утилизации отходов; автоматизации тепловых пунктов и узлов за счет устройства автономных котельных; поиска альтернативных источников водоснабжения и очистки вод; разработки и внедрения экологических программ и многих других.
В области управления муниципальным образованием предлагается активизация экономических рычагов регулирования процессов, проходящих в различных сферах жизнедеятельности города, переход на комплексное многофункциональное и целевое планирование и развитие имущественных отношений, внедрение инфраструктурных стандартов и контроль их реализации.
В качестве критериев оценки, характеризующих качественную среду жизнеобеспечения города, выступают показатели инфраструктурного стандарта, представляющие собой совокупность количественных и качественных измерителей, полученных путем анализа первичной и вторичной информации о состоянии и тенденциях развития потребительского рынка. Всю совокупность используемых показателей можно подразделить на общенаучные (математические) и эмпирические, полученные на основе проведения полевых исследований, а также данных статистических расчетов и исследований.
Для проведения анализа и синтеза информации необходима пространственная локализация информации посредством упорядочивания данных и их позиционирования. Процесс локализации данных осуществляется на картографической основе (на примере г. Красноярска) и привязки к ней точек исследуемых объектов. На первом этапе позиционирования осуществляется дифференциация (разбиение) территории города на микроучастки. Районирование г. Красноярска на семь административных округов: Центральный, Октябрьский, Железнодорожный, Ленинский, Кировский, Советский, Свердловский позволило выделить 168 микроучастков. На этом этапе отмечен элемент пространственной локализации, с помощью которого происходит привязка производителей торговых услуг (адрес торгового предприятия) к показателям инфраструктурного стандарта. В качестве элементов статической составляющей инфраструктуры выбраны типы объектов, их местонахождение, количество, заселенность и т.п. Результаты опроса обработаны с применением программы SPSS, версии 11, где в качестве переменных были отобраны 16 основных факторов в 168 микроучастках, а именно: численность жителей, площадь участка, плотность населения, количество предприятий торговли (продовольственных, непродовольственных и их общее число), количество объектов по составу (промышленные, административные, учебные, отдыха и развлечений, парков, рынков, оптовых предприятий, больниц, спортивных сооружений, вокзалов).
В целом по городу можно судить о неоднородности и нерациональности размещения розничных торговых предприятий. На многих участках города явная нехватка предприятий розничной торговли, а в других частях — перенасыщение, что обусловливает тенденцию уменьшения концентрации торговых предприятий по мере приближения к окраине города. Поэтому разработанные рекомендации позволят рационализировать размещение торговой розничной сети и будут способствовать лучшей организации торговых процессов, ведущих к удовлетворению потребностей жителей города, повышению качества жизни и увеличению оборота розничной торговли.
Одной из существенных проблем развития потребительского рынка в современных условиях является необходимость формирования единой информационной системы внутренней торговли путем объединения совокупности существующих и вновь создаваемых на коммерческой основе региональных и головных информационных центров в целях дальнейшего развития информационно-коммуникационного комплекса рыночной инфраструктуры.
В настоящее время на территории г. Красноярска отсутствует мониторинг потребительского рынка, достоверно и полно отражающий его состояние и развитие, как в целом, так и в разрезе отдельных товарных рынков. Мониторинг потребительского рынка предполагает постоянное или периодическое проведение панельных исследований и анкетирование респондентов с целью получения объективной оценки состояния и проблем развития рынка.
Исследование рыночной инфраструктуры, в частности сбор и обработка первичной и вторичной информации, является достаточно сложным, дорогостоящим и трудоемким процессом, требующим работы высококвалифицированных специалистов. Изучение только рынка потребительских товаров в целом и составляющих его товарных рынков отдельными коммерческими и производственными предприятиями, организациями, особенно небольшими, экономически нецелесообразно. В связи с этим возникает объективная необходимость создания научно-исследовательского центра мониторинга потребительского рынка и рыночной инфраструктуры.
Центр может обслуживать всех заинтересованных субъектов: производственные предприятия, выпускающие потребительские товары; предприятия торговли (оптовой и розничной), занятые их реализацией; предприятия сферы услуг; предприятия общественного питания; организации, учреждения, занятые обслуживанием частных предпринимателей, а также государственные учреждения, организации, действующие на потребительском рынке.
Таким образом, в условиях рыночной экономики происходит интенсивное формирование новых элементов рыночной инфраструктуры; она сама становится крупной самостоятельной сферой экономики, объем реализации услуг которой составляет почти четверть производства валового внутреннего продукта. Развитая система рыночной инфраструктуры создается не сразу и зависит от возможностей ресурсного обеспечения, которое объективно связано с конкретной территориальной организацией сферы обращения отдельного региона или города. Происходит существенное изменение функций рыночной инфраструктуры и ее роли в создании необходимых условий производства и воспроизводства в экономике. Основными функциями рыночной инфраструктуры становятся создание экономической среды для формирования и развития системы рынка, необходимых экономических условий развития хозяйствующих субъектов, обеспечение материальных, финансовых, трудовых и информационных связей между субъектами экономики на всех уровнях, способствующих повышению качества жизни населения. |
| |
|
|