Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Пахомова Л. И.
соискатель кафедры управления и планирования социально-экономических процессов Санкт-Петербургского государственного университета

Роль и значение академических и профессиональных компетенций бухгалтеров для рынка труда
Статья посвящена проблемам профессиональной подготовки бухгалтеров для всех уровней подготовки. Показано, что введение двухуровневой подготовки по системе «бакалавр-магистр» ставит под угрозу существование среднего профессионального образования как такового. Смешивание уровней подготовки не произойдет, если составлением квалификационных характеристик займется одно ведомство, например, Министерство труда. В основе должен лежать компетентностный подход
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, профессиональные компетенции, академические компетенции, опережающее развитие образования, профессиональное суждение

От уровня образованности населения и качества получаемых им образовательных услуг зависит экономическое развитие страны и благосостояние народа, социальная и политическая стабильность. Современная система образования должна готовить не просто специалиста с профессиональным образованием, но специалиста, востребованного на рынке труда.
Результаты исследования, проведенного Институтом социального анализа проблем мегаполисов * на основе тестирования выпускников вузов, показали, что на современном российском рынке труда значительная часть выпускников работает без связи со специальностью, полученной в вузе, и только 47% специалистов трудоустраиваются по специальности. В этих условиях, помимо профессиональных компетенций, востребованными являются и такие качества, как умение работать в команде, аналитическое мышление, знание компьютерных технологий, умение быстро ориентироваться в условиях неопределенности, креативность мышления и другие.
Поскольку такие выводы сделаны покупателями образовательной услуги, то в процессе создания образовательного продукта эти компетенции должны быть учтены при формировании учебных планов, программ дисциплин и организации учебного процесса.
Вступление России в европейское образовательное пространство вызвало многочисленные дискуссии в печати, на сайтах и деловых встречах, где обсуждаются проблемы образования. Проводимые реформы внесут серьезные изменения в систему образования и касаются всех участников образовательного процесса.
Самые большие проблемы вызывает введение двухуровневой подготовки «бакалавр-магистр» и связанный с нею переход к модульно-кредитной форме подготовки специалистов. Квалификация «бакалавр», закрепленная законодательно уже в 2000 г., так и не оказалась востребованной среди работодателей. В европейских стандартах данная степень рассматривается как академическая, предусматривающая работу в научной сфере, в преподавательской среде либо продолжение учебы в магистратуре с присвоением соответствующей квалификации.
Эти же проблемы возникают и при подготовке бухгалтеров, которой занимаются учебные заведения всех уровней системы образования: профессиональные лицеи, колледжи, вузы. Для сравнения требований к квалификации использован Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 21.08.98 № 37 (с учетом изменений 2003 г.) *. Сферы применения, указанные в данном документе, не велики: практически выпускник, в зависимости от уровня образования и стажа работы по специальности, может занимать должности бухгалтера, бухгалтера-ревизора (по категориям), главного бухгалтера, аудитора, экономиста по бухгалтерскому учету.
Бакалавр, получивший подготовку после первого этапа по специальности 08.01.00.62, не рассматривается рынком труда как практический бухгалтер; должность преподавателя экономических дисциплин недостаточна для молодежи ввиду низкой оплаты. Сфера научного обслуживания по данному направлению вообще не рассматривается, так как методология в области бухгалтерского учета является исключительно компетенцией соответствующего департамента при Минфине РФ. Кроме того, учебные планы по подготовке бакалавров экономики практически не содержат бухгалтерских компьютерных программ, которые позволяют овладевать навыками практической работы [7]. Квалификационные характеристики для бакалавров до сих пор не разработаны.
Студенты, продолжившие свое образование по данной специальности на втором этапе и получившие квалификацию «магистр», отличаются от бакалавра наличием профессионального суждения, которое они в состоянии выработать именно в силу не только академической, но и профессиональной направленности этого этапа.
Подготовка бухгалтеров после получения СПО и второго этапа ВПО имеет очевидную практическую направленность для бухгалтерской работы и отличается лишь квалификационными характеристиками и требованиями рынка труда при установлении профессиональных компетенций для получения определенной должности.
Если подходить к «Квалификационному справочнику» с позиций требований непрерывного образования (обеспечение преемственности), то в нем отсутствуют требования к квалификации для лиц, имеющих начальное профессиональное образование по данной специальности; они устанавливаются другими документами, не обеспечивая прозрачности. Отсутствуют такие должности, как финансовый менеджер, бухгалтер-аналитик, которые широко востребованы работодателями.
Для государственных служащих требования к профессиональным знаниям и навыкам установлены отдельным приказом Министерства Финансов *. Квалификационные группы работников образования также установлены отдельными документами, причем принятыми уже другим органом — Министерством здравоохранения и социального развития РФ. (№ 216-н * — для среднего профессионального и № 217-н * — для высшего образования).
Учитывая, что в число лиц, закончивших профессиональные учебные заведения по данной специальности, входят и те, кто занят в образовательной сфере и научном обслуживании, а также для обеспечения сопоставимости компетенций, неплохо было бы объединить эти документы и закрепить разработку квалификационных характеристик за одним ведомством, например, за Министерством труда. Таким образом, к разработке квалификационных характеристик следует подходить с позиций непрерывного профессионального образования.
Ответы на вопросы, кто такой «бакалавр по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту», а также, не вытеснит ли введение данной квалификации проверенную временем квалификацию «бухгалтер», даст использование компетентностного подхода при формировании учебных планов и программ по данной специальности. В настоящее время «...прогресс экономической науки находится на стыке отдельных теоретических взглядов и областей знания; экономики, социологии, права, психологии, экологии и др.» [5]. Поэтому переход к компетентностному подходу необходим не только с точки зрения нового подхода к построению учебных планов и рассмотрения экономических аспектов образования; следует решать эту проблему в сочетании с педагогической наукой и использованием новых форм представления знаний. Компетентностный подход — это метод моделирования результатов обучения, представляющий собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник. Его применение позволит реализовать опережающий характер образования и наделить будущего специалиста теми знаниями, навыками и умениями, которые к моменту завершения обучения будут наиболее востребованы.
Для бухгалтера важнейшими требованиями являются навыки и умение делать конкретную работу; профессиональные компетенции формируются при изучении циклов общепрофессиональной подготовки (ОПД) и специальной подготовки (СД). Необходимо установить, имея учебный план данной специальности, какие из предметов формируют базовые и общие компетенции. Бакалавр экономики может осуществлять аналитическую, организаторскую (административную) и образовательную (преподавательскую) деятельность в следующих областях экономики: функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные и исследовательские процессы, осуществляемые на предприятиях (фирмах) любой формы собственности, в образовательных, исследовательских и других организациях, а также в рамках органов государственного управления *.
Во всем мире развивается такое направление учета, как управленческий учет; особенно он необходим в условиях роста конкуренции фирм, товаров и услуг, когда разрабатываются и апробируются разные методы снижения затрат. Для России данное направление развития учета является перспективным. Такую функцию на предприятии вполне можно возложить на бакалавра. Бакалавры могут также занимать такие должности, как экономист по труду, по материально-техническому снабжению, по сбыту, заниматься подготовкой и анализом информации.
Разными исследователями [1, 2, 4, 6] сформулированы разные виды компетенций, но все они склоняются к тому, что их можно обобщить в две основные группы:
1. профессиональные;
2. академические.
Характерной особенностью профессиональных компетенций является их способность становиться основой для знаний более высокого уровня, т. е. они являются переносимыми.
Под академическими компетенциями понимают владение методологией и терминологией, свойственной отдельной области знаний, понимание действующих в ней системных взаимосвязей и осознание их аксиоматических пределов [6]. На наш взгляд, применительно к данной специальности, академические компетенции формируют предметы, дающие фундаментальную подготовку, блок социально- экономических дисциплин, а также ряд специальных профильных дисциплин, таких, например, как бухгалтерское дело, деловой иностранный язык, международные стандарты бухучета и аудита, инвестиционный анализ и др.
Сравнение компетенций произведено на основе уже существующих стандартов по специальностям 08.01.10.51, 08.01.09.65 (060500), 08.01.00.62, а также проекта ГОС ВПО. Сравнение позволяет выявить, что независимо от уровня подготовки, все специалисты должны обладать одинаковым набором социально-личностных и общекультурных компетенций. При сравнении общенаучных и инструментальных компетенций становится очевидным приращение умений, связанное с профессиональным ростом, что требует приращения знаний и навыков.
Приращение общенаучных компетенций характеризуется проявлением академических компетенций, а приращение инструментальных компетенций — ростом профессиональных компетенций, связанных с особенностями организации труда на данном рабочем месте и выполнением новых функций. Сравнение профессиональных компетенций показывает, что все специалисты одинаково хорошо должны использовать полученные знания в области учета, анализа хозяйственной деятельности и других дисциплин общепрофессионального и специального блока на практике; однако, если к бухгалтеру после СПО требования этим и ограничиваются, то бакалавр обладает еще и академическими компетенциями, которые позволяют ему понимать системные взаимосвязи в предмете своей деятельности и подходить к нему с научной стороны, неся ответственность за принимаемые управленческие решения. Сравнение профессиональных компетенций бакалавра, специалиста и магистра позволяет видеть приращение требований к подготовке, связанных с особенностями рабочих мест, появлением управленческих функций более высокого уровня и расширением дисциплин специального блока, что приводит к росту профессионализма и способностью вырабатывать профессиональное суждение.
Следующим этапом является подбор дисциплин, обеспечивающих формирование необходимых компетенций. Для этого за основу можно взять существующие стандарты и учебные планы по базовым специальностям и доработать их с учетом дополнительных требований, а также проект ГОС ВПО. Построение содержания образовательных программ может осуществляться по блочно-модульному принципу путем достраивания соответствующих блоков новыми модулями, обеспечивающими развитие и углубление содержания образования. При этом обязательным при определении содержания является определение уровня его освоения.
Сравнение компетенций позволяет сделать вывод о том, что квалификация «бухгалтер», которую получает выпускник СПО, сохранится на рынке труда и не будет вытеснена бакалавриатом в том случае, если квалификационные характеристики будут составлены одним ведомством применительно ко всем уровням профессионального образования по данному профилю подготовки.


Литература:
1. Байденко В.М., Селезнева Н.А. Государственный стандарт высшего профессионального образования нового поколения как комплексная норма качества высшего образования: общая концепция и модель // Россия в Болонском процессе: Метод. семинар. — М., 2005.
2. Байденко В.М. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. — 2004. — №11.
3. Колер Ю.А. Обеспечение качества, аккредитации и признание квалификаций как контрольные механизмы Европейского пространства высшего образования // Высшее образование в Европе. — 2003. — №3.
4. Литвинов Л.А, Шендрик И.Г. Проектирование предпосылок становления образовательной компетенции студентов техникума // Среднее профессиональное образование. — 2005. — №5.
5. Львов Д.С. Экономика развития. — М.: Изд-во ЭКЗАМЕН, 2001.
6. Муравьева А.А. Модульные программы, основанные на компетенциях // Среднее профессиональное образование. — 2004. — №2.
7. Пахомова Л.И. Проблемы экономического образования в России: о бедном бухгалтере замолвите слово... // Социально-экономические проблемы развития России и проблемы глобализации: потенциал возможного: Междунар. науч.-практ. конф. 6–7 декабря 2007 г., Санкт-Петербург. — СПб., 2007.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия