Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Подгосник А. А.
аспирант кафедры экономики природопользования и сервиса экосистем Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики

Основные принципы прогнозирования социально-экономического развития федерального округа
В статье рассматриваются актуальные проблемы управления региональными системами, в т.ч. федеральными округами. Особое внимание уделено прогнозированию. Рассмотрены исторические основы прогнозирования в России и обоснована необходимость разработки прогнозов социально-экономического развития федеральных округов. Представлены нормативно-правовые предпосылки создания таких прогнозов, определены основные подходы к прогнозированию. Предложен механизм информационного обеспечения процесса прогнозирования социально-экономического развития федерального округа
Ключевые слова: прогнозирование, социально-экономическое развитие, смешанная система прогнозирования, информационное обеспечение, информационно-аналитическая система мониторинга

Переход России к новой системе экономических отношений, а также ряд проведенных за последнее время административных реформ обуславливают необходимость разработки принципиально новой государственной политики, в рамках которой должны применяться различные методы управления (новые или усовершенствованные), отвечающие современным требованиям и способствующие достижению высокого уровня социально-экономического развития страны в целом и отдельных ее территорий. В этих условиях особое значение приобретает такой инструмент управления как прогнозирование.
В советский период прогнозирование представляло собой четкую централизованную систему, состоящую из иерархически подчиненных друг другу территориальных и региональных прогнозов. Переход к рыночной экономике, характеризующийся активной регионализацией экономического и политического пространства, привел к тому, что вышеназванная централизованная система прогнозирования перестала отвечать современным условиям и, вследствие этого была полностью разрушена. В годы реформ российская экономика формировалась стихийно, и это не позволяло эффективно прогнозировать развитие достаточно точно и на долгосрочный период.
Прогнозирование является одним из решающих элементов эффективной организации управления территориями любого таксономического уровня, вследствие того, что качество принимаемых решений в большой степени определяется качеством прогнозирования их последствий. Поэтому решения, принимаемые в настоящем, должны опираться на достоверные оценки возможного развития изучаемых явлений и событий в будущем.
В Российской Федерации до последнего времени прогнозы социально-экономического развития разрабатывались в целом по стране, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, а также по регионам. То есть, процесс прогнозирования, как правило, строился сверху вниз. В основном, прогнозированием занималось Правительство РФ, в частности Министерство экономического развития и торговли РФ. На уровне отдельных регионов (субъектов РФ, федеральных округов и муниципальных образований) разработка прогнозов не являлась обязательным, законодательно закрепленным процессом (как правило, подобные документы носили декларативный характер), что снижало результативность региональной политики. На сегодняшний день предпринята попытка организации процесса прогнозирования «снизу вверх», что, несомненно, позволит учесть национальную, территориальную, экономическую, социальную специфику территорий различного таксономического уровня, что в свою очередь повысит качество и точность прогнозов. Хотя, по мнению автора, наиболее перспективной представляется смешанная система прогнозирования, предполагающая потоки информации, как «снизу вверх», так и сверху вниз.
При конструировании такой смешанной системы необходимо отметить, что многие явления и процессы социально-экономического развития реализуются на территории нескольких регионов (макрорегиона), по­этому весьма актуально создание прогнозов на макрорегиональном уровне. Особую роль в системе прогнозирования играют прогнозы социально-экономического развития федеральных округов, позволяющие интегрировать прогнозы регионов более низкого таксономического уровня, а также прогнозы развития отдельных отраслей.
В соответствии с законодательством к компетенции Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах относится разработка программ социально-экономического развития территорий в пределах округа. Поскольку прогнозирование является важнейшей частью подготовительного этапа программирования, то включение прогнозов социально-экономического развития федерального округа в систему прогнозирования Российской Федерации необходимо (рис.1).
Рис.1 Система прогнозов Российской Федерации

Прогнозирование социально-экономического развития федерального округа можно определить как совместную и гармонизированную деятельность органов власти федерального округа, а также органов власти входящих в состав округа регионов различного таксономического уровня, бизнес-сообщества, научных учреждений и других организаций и институтов по разработке научно обоснованной и сбалансированной системе ожидаемых в перспективе показателей социального, экономического, научно-технического, экологического и внешнеэкономического развития, способствующая интеграции территорий и созданию единого экономического пространства.
Для того чтобы прогнозирование социально-экономического развития федерального округа было логически обоснованным, хорошо структурированным и результативным процессом, оно должно основываться на следующих принципах (табл.1):
Таблица 1
Основные принципы прогнозирования социально-экономического развития федерального округа

Прогнозирование социально-экономического развития федерального округа предполагает взаимодействие административно-территориальных единиц, хозяйствующих субъектов, социальных институтов, населения в рамках округа.
Кроме того, такое прогнозирование, как уже было сказано выше, должно интегрировать отраслевые и территориальные прогнозы в рамках округа. Из всего вышесказанного очевидна необходимость разработки системы комплексного прогнозирования социально-экономического развития федерального округа.
Система комплексного прогнозирования социально-экономического развития федерального округа (СПРФО) — это совокупность взаимодействующих между собой субъектов прогнозирования, согласованная и гармонизированная деятельность которых направлена на создание комплексного прогноза социально-экономического развития федерального округа, используемых ими методов прогнозирования, а также основных направлений деятельности в рамках системы.
Начальным этапом создания и функционирования СПРФО является сбор информации, т.е. организация информационного обеспечения системы под которым обычно понимается совокупность исходных данных, используемых для получения прогнозов, а также методов, способов и средств, обеспечивающих сбор, накопление, хранение, поиск и передачу данных в процессе функционирования системы и ее взаимодействия с другими системами управления федеральным округом.
Информационное обеспечение СПРФО должно в себя включать:
— информационный фонд (базу данных);
— источники формирования информационного фонда, потоки и способы поступления данных;
— методы накопления, хранения, обновления и поиска данных, образующих информационный фонд;
— методы, принципы и правила циркуляции данных в системе;
— методы обеспечения достоверности данных на всех этапах их сбора и обработки;
— методы информационного анализа и синтеза;
— способы однозначного формализованного описания экономических данных.
Таким образом, для эффективного функционирования СПРФО требуются следующие основные компоненты:
— источники внутренней информации (информация, собираемая в рамках системы);
— источники внешней информации (информация, получаемая от органов федеральной власти и других внешних источников);
— специализированное программное обеспечение, реализующее алгоритмы прогнозирования и анализ результатов.
Кроме указанных компонентов должны использоваться соответствующие технологии хранения, обмена и представления информации.
Работа с информацией в процессе прогнозирования предполагает определенные трудности. Необходимость совершенствования механизмов информационного обеспечения СПРФО обусловлена рядом причин, в числе которых:
— рост объемов информации;
— большое количество часто противоречащих друг другу источников информации;
— частая недоступность информации;
— сложность алгоритмов расчета и интерпретации результатов;
— высокие требования к качеству прогнозов и т.д.
От грамотно разработанного информационного обеспечения процесса прогнозирования зависит точность и объективность прогнозов, поэтому необходимо четко определить, какие показатели необходимы, а также установить источники информации.
Можно предложить следующую модель информационно-аналитической системы мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития федерального округа, позволяющая организовать единое информационное пространство показателей социально-экономического развития федерального округа и входящих в его состав субъектов, тем самым, повышая качество информационного обеспечения деятельности в рамках СПРФО (рис. 2).
Рис. 2 Информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития федерального округа

Разработка прогнозов социально-экономического развития федеральных округов будет способствовать:
— анализу социально-экономического положения в федеральном округе на основе статистических данных территорий, выявлению динамики экономических межрегиональных процессов, их оценке и прогнозу;
— совместному формированию концепций, стратегий регионального экономического развития, общих методологических подходов;
— согласованию экономической политики территорий по отраслевым, функциональным направлениям;
— организации, разработке и реализации программ по решению наиболее важных, общих для территории федерального округа региональных проблем; формированию межрегиональных стратегий развития;
— выработке предложений по рациональному размещению производительных сил на территории федерального округа, по установлению кооперированных связей между предприятиями; созданию совместных межрегиональных производственных, рыночных структур;
— обмену опытом территорий по общим вопросам социально-экономического развития, территориального управления, конкретным направлениям отраслевого, межотраслевого и функционального характера;
— объединению интеллектуальных возможностей для решения общих для территорий федерального округа экономических, научно-технических, социальных проблем; проведению совместных научных исследований;
— формированию на основе взаимных интересов соглашений с другими макрорегионами, субъектами РФ, совместному решению общих с ними социально-экономических проблем.


Литература:
1. The New Times. — №30 [76]. — 28.07.2008.
2. Влияние коррупции на общественное развитие // Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/articles/110/1011032/1011032a3.htm
3. Наша Версия не Неве. — №19(27) 26.05. — 01.06.2008
4. Региональный общественный фонд «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ) образован как негосударственное некоммерческое общественное объединение, не имеющее членства, учрежденное физическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и общности неимущественных интересов для разработки и реализации проектов, инициатив и программ, входящих в сферу деятельности Фонда. Официальный Интернет-сайт: http://www.indem.ru
5. Президент России: официальный сайт http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204857.shtml

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия