Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Баймагамбетов С. З.
главный инспектор Канцелярии
Премьер-Министра Республики Казахстан,
кандидат исторических наук

Туткушев Б. С.
депутат Сената Парламента Республики Казахстан,
кандидат медицинских наук


О СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ

Анализ состояния социально-культурной сферы в Содружестве Независимых Государств в условиях суверенного развития его участников свидетельствует, прежде всего, о том, что проведенные в этой сфере реформы еще не дали ожидаемых положительных результатов. Во всех странах СНГ значительно снизились уровень и качество жизни основной части населения. К тому же в отдельных странах вооруженные конфликты не только привели к человеческим жертвам, но и разрушили социальную инфраструктуру, увеличили число беженцев и вынужденных переселенцев.
Рост безработицы и бедности, углубление имущественной дифференциации, разрушение системы социальных гарантий имеют место во всех странах Содружества. Так, удельный вес бедного населения в общей численности населения (в соответствии с национальными критериями оценки бедности) колеблется в пределах от 30% в Российской Федерации, 32-37% в Республике Беларусь до более чем 50% в Кыргызской Республике и 80% в Республике Таджикистан.[1] В середине 90-х годов среднедушевой денежный доход обследованных домашних хозяйств в городах был меньше стоимости минимального потребительского бюджета в Беларуси и Кыргызстане в 1,8 раза, Молдове - в 3, а в селах - в 2,4 - 5,2 раза. Сельские жители Казахстана и России также имели доход в 1,6-1,8 раза меньше прожиточного минимума. Лишь в городах этих стран средний доход семьи был на 17-23% выше уровня минимально необходимого.
В 1991-1996 гг. уровень жизни снизился более чем вдвое и в тех странах СНГ, где осуществлялась "шоковая терапия" по рецептам МВФ, и в тех, где сохранилось централизованное регулирование цен и доходов. Реальная зарплата в 1996 году составила по отношению к 1991 году: в Украине - 44%, Армении - 35, России - 34, Азербайджане - 24, Казахстане - 21, Молдове - 18, Туркменистане - 7, Таджикистане - 2%.[2]
От 52 до 63% расходов городских жителей Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России уходило на питание (в развитых странах этот процент в 2-3 раза меньше).
В настоящее время лишь в Республике Казахстан разработана и начала осуществляться комплексная программа рыночных преобразований в социальной сфере, предусматривающая поэтапный переход на платную основу в сферах образования и здравоохранения, либерализацию цен на жилищно-коммунальные услуги, повышение адресности компенсационных выплат малообеспеченным группам населения. Определенные меры по реформированию сферы образования и здравоохранения предпринимаются во всех странах СНГ, но в целом они очень медленно продвигаются по пути социальных реформ и в недостаточной степени используют возможности взаимной интеграции.
Интеграционный опыт развитых европейских стран между тем свидетельствует, что многие такие вопросы можно решать более эффективно, не замыкаясь в национальных границах.
Как с основанием подчеркивал доктор экономических наук Н.К.Исингарин, у участников СНГ имеются три перспективы: остаться разобщенными, довольствуясь достигнутым суверенитетом, и решать задачи социально-экономического развития самостоятельно; быть включенными в орбиту влияния более сильных соседних государств, оставаясь "вассальной" страной; по примеру объединенной Европы развивать интеграционные связи с другими бывшими союзными республиками СССР, сделав общей задачей формирование нового интеграционного центра на постсоветском пространстве.[3]
При этом необходимо учитывать:
-идентичные культурные традиции и менталитет народов, сложившиеся в советское время за годы совместного проживания;
-общие образовательные стандарты и тот факт, что государства Содружества не могут обеспечить свои потребности в специалистах различных профилей, обходясь лишь их собственной подготовкой;
-общие направления становления новых трудовых отношений (обусловленные сменой форм собственности, появлением частного сектора как сферы приложения труда), формирования системы социального партнерства, решения вопросов оплаты, условий и режима труда, пенсионного обеспечения, социальных гарантий;
-общность преобразований в области охраны здоровья, медико-санитарного обслуживания населения, медицинского страхования и т.д.
Необходимость в интеграции обуславливается не только задачами восстановления сложившихся производственных связей, но и эффектом реализации долгосрочных проектов совместного взаимовыгодного развития. Так, по предварительной оценке, экономический эффект от создания только общего рынка для Казахстана определяется ростом ВВП к 2005 г. на 25,8% (или 5,75 млрд. долл.).[4]
К основным положительным социальным последствиям интеграционного взаимодействия относятся:
-возможность свободного, беспрепятственного общения граждан на территории всех государств-партнеров, обеспечивающая условия для взаимного духовного и культурного обогащения и совместного развития;
-создание условий для совместного проживания и трудовой деятельности, независимо от национальности, вероисповедания, гражданства и других различий на всей территории Содружества;
-недопущение массовых случаев вынужденного переселения по мотивам социально-бытовой или иной неустроенности;
-удовлетворение культурно-образовательных, медико-санитарных потребностей граждан за счет беспрепятственного получения образования, лечения, отдыха и приобщения к современным достижениям науки, техники, культуры, искусства в рамках СНГ.
Эффект интеграционного социально-экономического взаимодействия определяется также снижением уровня инфляции, бюджетного дефицита, стабилизацией макроэкономической ситуации в каждом государстве, активно участвующем в решении задач социально-экономической и политической интеграции.
Особое значение для развития интеграции в социально-культурной сфере имеют программа "О десяти простых шагах навстречу простым людям", предложенная Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым, и Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, принятая Межпарламентской Ассамблеей СНГ.
В частности, Программа "Десять простых шагов навстречу простым людям" предусматривает введение конкретных механизмов, позволяющих устранить существующие препятствия для работы и отдыха, поездок граждан из государства в государство, получения образования, медицинского и санаторно-курортного обслуживания, ознакомления с достижениями науки, культуры в странах-членах ЕврАзЭС.
Созданию правовой базы интеграции в этой сфере способствуют модельные законы, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ, "О государственных социальных стандартах", "О минимальном потребительском бюджете", "Об индексации доходов населения", "О занятости", "Об охране труда", "О гарантиях медицинского и санаторно-курортного обслуживания граждан государств-участников СНГ", "О мерах по профилактике ВИЧ-инфекции (СПИДа)", "Об основных гарантиях прав ребенка в государстве" и др. Так, модельный закон "О государственных социальных стандартах" предлагает совместно прописать две нормы - о минимальных размерах оплаты труда и порядке оплаты труда работников бюджетной системы, шесть норм по трудовым отношениям - по продолжительности рабочего дня, охране и безопасности труда, выходу в отпуск и т.д., стандарты по занятости населения, пенсионному обеспечению, образованию, здравоохранению, культуре, обеспеченности жильем и коммунальными услугами и другие.[5]
Вместе с тем, для выработки приемлемых для каждой из стран СНГ законов в социальной сфере необходимо прилагать новые усилия для сохранения достижений минувших лет в области образования, здравоохранения, заботы о детях, профилактической и санаторно-курортной медицины, социального обеспечения, занятости населения. Необходимо шире использовать и положительный опыт, накапливаемый каждой из стран СНГ.
Так, Законом Республики Казахстан "О занятости населения" предусматриваются существенные шаги по обеспечению прав и гарантий на социальную защиту от безработицы, от любых видов дискриминации, равные возможности на получение профессии и работы. Закон "О социальном партнерстве в Республике Казахстан" предлагает эффективный механизм регулирования социальных и трудовых отношений, гарантирования трудовых прав работников и их социальной защиты на основе согласования интересов исполнительной власти, работодателей и работников. В законе "О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан" нашли отражение вопросы использования практики ипотечного кредитования, привлечения инвестиций и средств населения в жилищное строительство, повышения роли государства в кредитовании этого строительства. Законом "О страховой деятельности", принятым Парламентом страны 18 декабря 2000 года, предусматриваются меры по развитию этой деятельности, которые должны стать составной частью пенсионного и медицинского обеспечения населения Казахстана.
Реализуются конкретные меры по дальнейшему реформированию социально-культурных отношений, намеченные в Плане действий Правительства республики на 2000-2002 годы[6] , призванные способствовать выходу экономики на траекторию устойчивого экономического роста и создать условия для разработки дальнейших программ по совершенствованию деятельности социальных и культурных учреждений и организаций.


1 Социальная сфера: проблемы реформирования и интеграция: Матер.науч.-практ.конф. -Санкт-Петербург, 2000. -С.29.
2 Экономика СНГ. О ходе экономических реформ в государствах-участниках СНГ. - Вып.1. -1997. - С.42.
3 Общество и экономика. -2000. -N2. -С.65.
4 Там же. - С.81.
5 Социальная сфера: проблемы реформирования и интеграция: Матер.науч.-практ.конф. -Санкт-Петербург, 2000. -С.60-64.
6 Архив юридического отдела Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан. Фонд 2000. Постановление Республики Казахстан от 17 августа 2000 г., N 1272.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия