| | Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008 | | МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ | | Кутуева Д. З. аспирант кафедры экономики торговли Санкт-Петербургского торгово-экономического института
| |
| | В статье предлагается последовательность выполнения основных этапов внедрения аутсорсинга в деятельность торгового предприятия, а также раскрывается метод оценки эффективности организации бизнес-процессов компании на основе аутсорсинга | Ключевые слова: аутсорсинг, транзакционные издержки, аутсорсинг-соглашение, эффективность аутсорсинга | Сущность концепции аутсорсинга заключается в передаче выполнения функций компании специализированным исполнителям для обеспечения стратегических преимуществ, к которым относятся: возможность концентрации внимания на ключевых компетенциях, наиболее рациональное распределение основных фондов, экономия текущих ресурсов, доступ к новейшим технологиям, возможность привлечения к выполнению функций высококвалифицированных специалистов, повышение скорости выхода на новые рынки.
В процессе реализации аутсорсинга можно выделить четыре этапа:
1) формирование аутсорсинг-заказа;
2) выбор аутсорсера;
3) разработка и заключение аутсорсинг-соглашения;
4) сопоставление деятельности поставщика с требованиями контракта и оценка эффективности применения аутсорсинга на предприятии в целом.
Этап формирования аутсорсинг-заказа предусматривает выявление функций, подлежащих передаче на аутсорсинг. В процессе реализации данного этапа обозначаются бизнес-процессы компании и функции, осуществляемые в рамках каждого бизнес-процесса. Например, на предприятии розничной торговли могут быть выделены следующие бизнес-процессы: закупка, предпродажная подготовка, реализация, общехозяйственное и административное направления. При этом в процессе «закупка» могут быть выделены функции: исследование запросов потребителей, поиск поставщиков, экспертиза, доставка, приемка и хранение товаров. Далее проводится исследование рынка (бенчмаркинг) с целью определения позиций компании в отношении выполнения выделенных функций. По результатам исследования принимается решение о передаче ряда функций на аутсорсинг либо о стратегической значимости осуществления определенных задач собственными силами.
На этапе выбора аутсорсера проводится оценка потенциальных поставщиков по показателям, определенным компанией-заказчиком, к которым могут быть отнесены: ресурсообеспеченность, опыт, репутация, гибкость, затраты на аутсорсинг, совместимость корпоративных культур. Каждому из показателей присваивается ожидаемый от провайдера балл. Также оцениваются возможные варианты ответа по каждому показателю. В дальнейшем аутсорсер, результаты оценки которого совпадут либо превысят ожидания клиента, получит возможность стать поставщиком компании.
При этом можно выделить следующие принципы оценки поставщика по показателю «затраты на аутсорсинг»:
1. При оценке аутсорсера необходимо учитывать как заявленную поставщиком стоимость услуг, так и планируемую сумму транзакционных издержек.
2. Расчет планируемых транзакционных издержек должен охватывать все стадии конкретного межфирменного взаимодействия, а именно: затраты на поиск и оценку поставщика, переговоры и заключение соглашения, управление дальнейшей реализацией соглашения.
3. Сумму планируемых транзакционных издержек следует определять с учетом результатов оценки поставщика по прочим показателям, принимая во внимание специфичность передаваемых задач и возможность проявления оппортунистического поведения.
4. Исходя из оценки поставщика по показателю «затраты на аутсорсинг» передача функций имеет смысл, если разница между расходами на самостоятельное осуществление функций и стоимостью услуг поставщика превышает планируемые транзакционные издержки.
Основная задача следующего этапа — разработка и заключение аутсорсинг-соглашения — состоит в обеспечении выполнения функций на уровне ожиданий клиента. Содержание договора требует детальной проработки с позиции различных отраслей права с учетом возможных налоговых, административных и гражданско-правовых последствий.
Одним из основных условий, обеспечивающих предотвращение возможных потерь для заказчика, является гибкость контракта. Договором должна быть предусмотрена возможность трансформации условий соглашения под воздействием изменений экономической ситуации, преобразований процесса управления организацией и постановки новых целей функционирования. Это позволит заказчику избежать убытков, связанных с необходимостью выполнения жестких условий контракта.
Особое внимание при согласовании условий договора необходимо уделить таким аспектам, как ответственность исполнителя, возможность привлечения к выполнению функций третьих лиц, конфиденциальность полученной информации, порядок осуществления контроля за выполнением соглашения.
На последнем, четвертом этапе реализации аутсорсинга осуществляется сопоставление деятельности поставщика с требованиями контракта и оценка эффективности применения аутсорсинга на предприятии в целом.
В результате сопоставления требований заказчика с фактическими показателями работы поставщика формируется представление о качестве оказываемых услуг, на основе которого планируются дальнейшие действия, направленные на повышение уровня обслуживания. В совокупности различных методов мотивации поставщика можно выделить: включение в договор условия о размере вознаграждения за превышение установленных нормативов; наличие санкций за неисполнение (ненадлежащее исполнение) условий соглашения; регулярное проведение конкурсов, тендеров с привлечением прочих компаний-аутсорсеров; выбор позиции центрального клиента у аутсорсера, обслуживающего небольшое количество организаций; передача одной стороной соглашения другой стороне части собственных акций; создание совместного с поставщиком предприятия.
Единая методика оценки эффективности аутсорсинга на сегодняшний день отсутствует. В основе предлагаемого метода лежит соотношение показателей, характеризующих преимущества, достигнутые за счет аутсорсинга и затраты, понесенные в процессе реализации функций с привлечением специализированных исполнителей.
В стратегической перспективе применение аутсорсинга направлено на завоевание прочных позиций на рынке, что в частности выражается в создании положительного имиджа компании, расширении круга потребителей, поддержании долгосрочных деловых связей с контрагентами. Таким образом, преимущества аутсорсинга можно выразить через показатель, на увеличение которого направлена реализация каждого аутсорсинг-решения. Значение этого показателя напрямую определяется выбранной методикой реализации бизнес-процессов. Обладая нематериальной основой данный актив способен, в силу своей неисчерпаемости, приносить фирме доходы, значительно превышающие стандартную прибыль на активы организации. Этим показателем является деловая репутация организации — совокупность тех элементов бизнеса, которые стимулируют клиентов продолжать пользоваться услугами данного предприятия.
Методов оценки стоимости деловой репутации достаточно много, к ним относится метод избыточных прибылей; метод оценки деловой репутации по объему реализации, рыночный метод. При расчете можно воспользоваться методом, основанным на сопоставлении рыночной стоимости компании с балансовой стоимостью ее чистых активов. Рассчитать рыночную стоимость компании можно с помощью сравнительного подхода, учитывающего стоимость реализации сопоставимых предприятий.
Затратная составляющая расчета эффективности аутсорсинга может быть определена на основе данных бухгалтерской отчетности, а именно унифицированной формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Для расчета показателя потребуются следующие строки формы № 2: себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (строка 020); коммерческие расходы (строка 030); управленческие расходы (строка 040).
Таким образом, посредством соотнесения преимуществ, получаемых в результате внедрения аутсорсинга, с суммой затрат на осуществление задач с привлечением сторонних исполнителей, можно получить коэффициент, характеризующий успешность выбранной схемы реализации функций компании. Этот коэффициент можно обозначить как эффективность организации бизнес-процессов компании. При анализе эффективности следует изучить изменение данного коэффициента за период, в котором аутсорсинг не использовался, а также за аналогичный период применения аутсорсинга. Результаты анализа могут быть представлены как в виде абсолютного изменения значения эффективности, так и в виде темпов роста и темпов прироста изучаемого коэффициента.
Целесообразно также провести анализ причин изменения показателя деловой репутации в периоде применения аутсорсинга по сравнению с предшествующим периодом. Для этого необходимо рассчитать абсолютное изменение деловой репутации в периоде применения аутсорсинга по сравнению с периодом, в котором функции осуществлялись собственными силами. Построить модель зависимости деловой репутации от следующих факторов: затраты на выполнение бизнес-процессов компании и эффективность организации бизнес-процессов компании. Далее с помощью методов факторного анализа можно выявить влияние каждого фактора модели на изменение анализируемого показателя (деловой репутации). Результаты расчетов должны показать, за счет чего в большей степени произошло изменение деловой репутации компании — за счет увеличения средств, направляемых на реализацию функций, либо за счет повышения эффективности организации бизнес-процессов компании посредством внедрения аутсорсинга. |
| |
|
|