| | Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008 | | МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ | | Яковлев А. А. начальник экономического отдела ЗАО «Гатчинский ДСК»,
аспирант Ленинградского областного института экономики и финансов
| |
| | В статье рассматриваются существующие определения понятий «знание» и «управление знаниями». Раскрывается важность правильного понимания данных терминов с практической точки зрения. Описываются основные характеристики, раскрывающие сущность терминов, и на основе проведенного анализа предлагаются новые определения терминов «знания» и «управление знаниями» | Ключевые слова: знание, управление знаниями, постиндустриальная экономика | Термин «управление знаниями» был введен Карлом Вигом — американским ученым и консультантом по управлению, и впервые использован в 1986 г. в его выступлении на конференции в Швейцарии, проводившейся Международной организацией труда под эгидой ООН. С тех пор этот термин, обозначавший систематическое формирование, обновление и применение знаний с целью максимизации эффективности предприятий, обошел весь мир, стал предметом разносторонних исследований и обсуждений, вошел в практику многих компаний как новый вид управленческой деятельности и новая функция управления. При этом до сих пор ведутся споры по поводу определения понятий «знание» и «управление знаниями», и с ростом числа фирм, внедряющих новые организационные структуры по управлению знаниями, это вопрос становится все более насущным. Выделяют следующие основные определения понятия «знания»:
1. Знания — духовная деятельность, отражение объективной действительности, рассмотренное с точки зрения не процесса, а результата. ...Воплощаясь в языке, знание может быть передано другим поколениям. Каждый человек застает некоторую систему идей, теорий, определенный уровень развития культуры. Вся предшествующая познавательная деятельность общества выступает перед ним в форме готового знания, которое он должен освоить [2, С.97].
2. Знания — продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. В знании кристаллизуется, преемственно накапливается и объективизируется общественная сила человека. В знании осуществляется перевод разрозненных представлений в теоретически систематизированную, общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено, передано, преемственно развито в качестве устойчивой опоры последующей человеческой деятельности. [7, С.224].
3. Знания есть конструкция, фиксация в нашем сознании в виде ощущений, представлений, понятий, образа-существования объективных связей между предметами и явлениями реального мира. [1, С.7]
4. Знания — это совокупность понятий, представлений о чем-либо, полученных, приобретенных, накопленных в результате учения, опыта, в процессе жизни и т.д. и обычно реализуемых в деятельности. [6, С. 173]
5. Энциклопедический словарь Webster дает следующее определение: knowledge (знания) это: 1) понимание, приобретаемое фактическим опытом (например, знание плотницкого ремесла); 2) А: состояние осведомленности о чем-то или обладание информацией, Б: диапазон информированности или осведомленности; 3) акт понимания: ясное восприятие истины; 4) нечто понятое содержащееся в уме.
Более формальные определения, применяемые обычно в рамках менеджмента знаний звучат так:
— информация, подвергшаяся преобразованию в части выделения сущностных зависимостей. Знание само задает контекст описания и является целостным описанием ситуации;
— результаты обобщения информации и установления определенных закономерностей в какой-либо предметной области, которые позволяют ставить и решать задачи в этой области;
— ресурс, базирующийся на практическом опыте специалистов и на информации, существующей на предприятии.
Просматривая определения, можно проследить следующую цепочку. Сведения при придании им определенной структуры становятся информацией, а последняя, в свою очередь, после переработки может стать устойчивой формой с длительным периодом жизни, пригодной для использования или решения задач — знанием.
Знание — результат, как правило, опытной деятельности. Последняя в свою очередь имеет определенные условия, в которых это знание образовалось, т.е. знание содержит само в себе определенный контекст. Иными словами не любое знание может использоваться для решения конкретной задачи, т.е. оно тяготеет к месту и времени своего применения.
С другой стороны никто бы не задумывался о знаниях, если бы они не имели практической ценности — возможности их применения. Использование знаний в практической деятельности, их «соучастие» в процессе работы делает их продуктивными. Знания становятся «инструментом», благодаря которому эффективно создается «продукт». Наиболее полно соответствует поставленным задачам следующее определение: знания — совокупность информации об объекте, его внутренней структуре и внешней среде, выступающей в качестве модели, которая достоверно и с определенной точностью позволяет принимать эффективные решения и добиваться требуемых результатов в практической деятельности [3, С.138].
Однако считаю необходимым уточнить данное определение термина «знания» следующим образом: знания — совокупность информации об объекте, его внутренней структуре и внешней среде, выступающей в качестве совокупности моделей, которые достоверно и с определенной точностью позволяют принимать эффективные решения и добиваться требуемых результатов в практической деятельности.
Это связано с тем, что не может быть создано одной модели, которая бы адекватно описывала наиболее важные характеристики сложной системы.
Значимость управления знаниями с каждым годом возрастает, отражая объективные требования развития наукоемкого производства, информатизации общества и повышения роли человеческого потенциала, доказав, что не может быть отраслей, производств и компаний, которые не используют интеллектуальный капитал в изготовлении продукции, оказании услуг и самих методах управления. Инновационные процессы — это непременное условие развития всех сфер деятельности в эпоху технологической и информационной революций.
Поворотное значение в экономической теории и практике, в ориентации управленческих методов и оценке эффективности имеет то, что знания становятся активами организации, требующими систематической оценки, бережного отношения, распространения и использования. Анализ показывает, что в настоящее время значительная доля рыночной стоимости фирм прямо не связана с их текущей прибылью. Увеличивающийся разрыв между этими показателями обусловлен ростом значимости нематериальных активов, под которыми понимается все, что не относится к балансовой стоимости предприятия. Часто под «нематериальными активами» подразумевают то, чем мы не управляем. Изрядная доля этой нематериальной составляющей рыночной стоимости обусловлена качеством управления. Финансовые результаты зачастую отражают то, что есть, а не то, что будет. Поэтому инвесторы ищут индикаторы, которые позволили бы прогнозировать успех в будущем. Таким индикатором может служить способность фирмы воспринимать нововведения, действовать оперативно и выполнять свои обязательства. В основе способностей такого рода лежит качество менеджмента фирмы.
Пожалуй, еще большее разнообразие определений и понимания самой сути процесса мы можем увидеть в определении понятия «управление знаниями».
1. Управление знаниями — это дисциплина, которая обеспечивает интегрированный подход к созданию, сбору, организации и использованию информационных ресурсов предприятия и доступу к ним. Эти ресурсы включают структурированные БД, текстовую информацию, такую как документы, описывающие правила и процедуры, и, что наиболее важно, неявные знания и экспертизу, находящиеся в головах сотрудников; [8]
2. Управление знаниями — это формальный процесс, который состоит в оценке организационных процедур, людей и технологий и в создании системы, использующей взаимосвязи между этими компонентами с целью предоставления нужной информации нужным людям в нужное время, что приводит к повышению продуктивности; [9]
3. Управление знаниями — это технология, включающая в себя комплекс формализованных методов, охватывающих [4]:
• поиск и извлечение знаний из живых и неживых объектов (носителей знаний);
• структурирование и систематизацию знаний (для обеспечения их удобного хранения и поиска);
• анализ знаний (выявление зависимостей и аналогий);
• обновление (актуализацию) знаний;
• распространение знаний;
• генерацию новых знаний.
4. Управление знаниями — общее название для методик, организующих процесс коммуникаций (целевого общения) в корпоративных сообществах, направляя его на извлечение новых и обновление существующих знаний и помогающих сотрудникам компании вовремя решать задачи, принимать решения и предпринимать необходимые действия, получая нужные знания в нужное время. Такие методики на 80% используют гуманитарные технологии, и только на 20% — IT решения; [10]
5. Управление знаниями — процесс создания условий для выявления, сохранения и эффективного использования знаний и информации в сообществе. Стратегия, направленная на предоставление вовремя нужных знаний тем членам сообщества, которым эти знания необходимы для того, чтобы повысить эффективность деятельности сообществ. [11]
Каждое из определений имеет право на жизнь. Подытожив можно заметить, что управление знаниями с точки зрения авторов, это объединение в одно единое людей, являющихся носителями и потребителями знаний, процессов способствующих распространению знаний, и технологических решений, способствующих эффективной работе первых двух.
Контекст, имеющийся у знаний непосредственно, диктует основное правило эффективной постановки управления знаниями — необходимо вовремя предоставить нужное знание нуждающимся в нем людям.
Основные функции по управлению знаниями связаны с созданием и выявлением знаний, организацией знаний, необходимых для предоставления доступа к ним, и непосредственное использование знаний.
Тогда, с учетом предложенного определения понятия знания, можно дать следующее определение: управление знаниями — это процесс управления созданием, совершенствованием, хранением, распространением и использованием совокупности моделей, которые достоверно и с определенной точностью позволяют принимать эффективные решения и добиваться требуемых результатов в практической деятельности.
Очевидно, что эффективное управление знаниями требует гибкого и целостного подхода, фундаментальных изменений как во внутренней деятельности, поведении, построении организации, так и в работе с партнерами. Эти изменения становятся как целью, так и условиями ее достижения.
Будущее принадлежит наиболее новаторским, а не наиболее эффективным (с позиций текущей прибыли) компаниям. Не постоянные реорганизации, не коммерциализация каждой операции, не ранжирование компаний по балансовой стоимости активов, а преимущество, заложенное в знаниях, становится основным конкурентным преимуществом для организации.
Термин «управление знаниями» был введен Карлом Вигом — американским ученым и консультантом по управлению, и впервые использован в 1986 г. в его выступлении на конференции в Швейцарии, проводившейся Международной организацией труда под эгидой ООН. С тех пор этот термин, обозначавший систематическое формирование, обновление и применение знаний с целью максимизации эффективности предприятий, обошел весь мир, стал предметом разносторонних исследований и обсуждений, вошел в практику многих компаний как новый вид управленческой деятельности и новая функция управления. При этом до сих пор ведутся споры по поводу определения понятий «знание» и «управление знаниями», и с ростом числа фирм, внедряющих новые организационные структуры по управлению знаниями, это вопрос становится все более насущным. Выделяют следующие основные определения понятия «знания»:
1. Знания — духовная деятельность, отражение объективной действительности, рассмотренное с точки зрения не процесса, а результата. ...Воплощаясь в языке, знание может быть передано другим поколениям. Каждый человек застает некоторую систему идей, теорий, определенный уровень развития культуры. Вся предшествующая познавательная деятельность общества выступает перед ним в форме готового знания, которое он должен освоить [2, С.97].
2. Знания — продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. В знании кристаллизуется, преемственно накапливается и объективизируется общественная сила человека. В знании осуществляется перевод разрозненных представлений в теоретически систематизированную, общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено, передано, преемственно развито в качестве устойчивой опоры последующей человеческой деятельности. [7, С.224].
3. Знания есть конструкция, фиксация в нашем сознании в виде ощущений, представлений, понятий, образа-существования объективных связей между предметами и явлениями реального мира. [1, С.7]
4. Знания — это совокупность понятий, представлений о чем-либо, полученных, приобретенных, накопленных в результате учения, опыта, в процессе жизни и т.д. и обычно реализуемых в деятельности. [6, С. 173]
5. Энциклопедический словарь Webster дает следующее определение: knowledge (знания) это: 1) понимание, приобретаемое фактическим опытом (например, знание плотницкого ремесла); 2) А: состояние осведомленности о чем-то или обладание информацией, Б: диапазон информированности или осведомленности; 3) акт понимания: ясное восприятие истины; 4) нечто понятое содержащееся в уме.
Более формальные определения, применяемые обычно в рамках менеджмента знаний звучат так:
— информация, подвергшаяся преобразованию в части выделения сущностных зависимостей. Знание само задает контекст описания и является целостным описанием ситуации;
— результаты обобщения информации и установления определенных закономерностей в какой-либо предметной области, которые позволяют ставить и решать задачи в этой области;
— ресурс, базирующийся на практическом опыте специалистов и на информации, существующей на предприятии.
Просматривая определения, можно проследить следующую цепочку. Сведения при придании им определенной структуры становятся информацией, а последняя, в свою очередь, после переработки может стать устойчивой формой с длительным периодом жизни, пригодной для использования или решения задач — знанием.
Знание — результат, как правило, опытной деятельности. Последняя в свою очередь имеет определенные условия, в которых это знание образовалось, т.е. знание содержит само в себе определенный контекст. Иными словами не любое знание может использоваться для решения конкретной задачи, т.е. оно тяготеет к месту и времени своего применения.
С другой стороны никто бы не задумывался о знаниях, если бы они не имели практической ценности— возможности их применения. Использование знаний в практической деятельности, их «соучастие» в процессе работы делает их продуктивными. Знания становятся «инструментом», благодаря которому эффективно создается «продукт». Наиболее полно соответствует поставленным задачам следующее определение: знания— совокупность информации об объекте, его внутренней структуре и внешней среде, выступающей в качестве модели, которая достоверно и с определенной точностью позволяет принимать эффективные решения и добиваться требуемых результатов в практической деятельности [3, С.138].
Однако считаю необходимым уточнить данное определение термина «знания» следующим образом: знания — совокупность информации об объекте, его внутренней структуре и внешней среде, выступающей в качестве совокупности моделей, которые достоверно и с определенной точностью позволяют принимать эффективные решения и добиваться требуемых результатов в практической деятельности.
Это связано с тем, что не может быть создано одной модели, которая бы адекватно описывала наиболее важные характеристики сложной системы.
Значимость управления знаниями с каждым годом возрастает, отражая объективные требования развития наукоемкого производства, информатизации общества и повышения роли человеческого потенциала, доказав, что не может быть отраслей, производств и компаний, которые не используют интеллектуальный капитал в изготовлении продукции, оказании услуг и самих методах управления. Инновационные процессы — это непременное условие развития всех сфер деятельности в эпоху технологической и информационной революций.
Поворотное значение в экономической теории и практике, в ориентации управленческих методов и оценке эффективности имеет то, что знания становятся активами организации, требующими систематической оценки, бережного отношения, распространения и использования. Анализ показывает, что в настоящее время значительная доля рыночной стоимости фирм прямо не связана с их текущей прибылью. Увеличивающийся разрыв между этими показателями обусловлен ростом значимости нематериальных активов, под которыми понимается все, что не относится к балансовой стоимости предприятия. Часто под «нематериальными активами» подразумевают то, чем мы не управляем. Изрядная доля этой нематериальной составляющей рыночной стоимости обусловлена качеством управления. Финансовые результаты зачастую отражают то, что есть, а не то, что будет. Поэтому инвесторы ищут индикаторы, которые позволили бы прогнозировать успех в будущем. Таким индикатором может служить способность фирмы воспринимать нововведения, действовать оперативно и выполнять свои обязательства. В основе способностей такого рода лежит качество менеджмента фирмы.
Пожалуй, еще большее разнообразие определений и понимания самой сути процесса мы можем увидеть в определении понятия «управление знаниями».
1. Управление знаниями — это дисциплина, которая обеспечивает интегрированный подход к созданию, сбору, организации и использованию информационных ресурсов предприятия и доступу к ним. Эти ресурсы включают структурированные БД, текстовую информацию, такую как документы, описывающие правила и процедуры, и, что наиболее важно, неявные знания и экспертизу, находящиеся в головах сотрудников; [8]
2. Управление знаниями — это формальный процесс, который состоит в оценке организационных процедур, людей и технологий и в создании системы, использующей взаимосвязи между этими компонентами с целью предоставления нужной информации нужным людям в нужное время, что приводит к повышению продуктивности; [9]
3. Управление знаниями — это технология, включающая в себя комплекс формализованных методов, охватывающих [4]:
• поиск и извлечение знаний из живых и неживых объектов (носителей знаний);
• структурирование и систематизацию знаний (для обеспечения их удобного хранения и поиска);
• анализ знаний (выявление зависимостей и аналогий);
• обновление (актуализацию) знаний;
• распространение знаний;
• генерацию новых знаний.
4. Управление знаниями — общее название для методик, организующих процесс коммуникаций (целевого общения) в корпоративных сообществах, направляя его на извлечение новых и обновление существующих знаний и помогающих сотрудникам компании вовремя решать задачи, принимать решения и предпринимать необходимые действия, получая нужные знания в нужное время. Такие методики на 80% используют гуманитарные технологии, и только на 20% — IT решения; [10]
5. Управление знаниями — процесс создания условий для выявления, сохранения и эффективного использования знаний и информации в сообществе. Стратегия, направленная на предоставление вовремя нужных знаний тем членам сообщества, которым эти знания необходимы для того, чтобы повысить эффективность деятельности сообществ. [11]
Каждое из определений имеет право на жизнь. Подытожив можно заметить, что управление знаниями с точки зрения авторов, это объединение в одно единое людей, являющихся носителями и потребителями знаний, процессов способствующих распространению знаний, и технологических решений, способствующих эффективной работе первых двух.
Контекст, имеющийся у знаний непосредственно, диктует основное правило эффективной постановки управления знаниями — необходимо вовремя предоставить нужное знание нуждающимся в нем людям.
Основные функции по управлению знаниями связаны с созданием и выявлением знаний, организацией знаний, необходимых для предоставления доступа к ним, и непосредственное использование знаний.
Тогда, с учетом предложенного определения понятия знания, можно дать следующее определение: управление знаниями — это процесс управления созданием, совершенствованием, хранением, распространением и использованием совокупности моделей, которые достоверно и с определенной точностью позволяют принимать эффективные решения и добиваться требуемых результатов в практической деятельности.
Очевидно, что эффективное управление знаниями требует гибкого и целостного подхода, фундаментальных изменений как во внутренней деятельности, поведении, построении организации, так и в работе с партнерами. Эти изменения становятся как целью, так и условиями ее достижения.
Будущее принадлежит наиболее новаторским, а не наиболее эффективным (с позиций текущей прибыли) компаниям. Не постоянные реорганизации, не коммерциализация каждой операции, не ранжирование компаний по балансовой стоимости активов, а преимущество, заложенное в знаниях, становится основным конкурентным преимуществом для организации. | | | Рис.1 Интеллектуальные активы и стоимость компании [5, С.10] |
| |
|
|